Индустриальное общество новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире материальная культура и повседневность


Урок. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность
Цели урока:
дать представление о влиянии экономического развития на изменения в социальной сфере общества;
охарактеризовать социальную структуру индустриального общества;
показать положение различных слоев общества;
продолжить формировать умение самостоятельно работать с источником, использовать ранее приобретенные знания для получения новых.
Основные понятия: социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация.Оборудование урока: карта “Мир к началу XIX в.”
План урока: I. Опрос учащихся. II. Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. III. Положение различных слоев общества. IV. Закрепление.
Ход урока.
I. Опрос учащихся можно провести в разных формах. Ниже предлагаются на выбор учителя разные задания.
1. Укажите на линии времени, в какой стране и когда начинается индустриальная революция. Когда она завершается в странах Западной Европы и США?
(Индустриальная революция начинается в Англии в середине XVIII в., в США и Франции - в конце XVIII в., индустриальная революция завершается в этих странах в середине XIX в., в Германии индустриальная революция начинается в начале, а завершается в конце XIX в.)
2. В XVIII в. были сделаны важнейшие изобретения в разных странах. Например, француз Папен еще в конце XVII в. построил паровой автомобиль, русский ученый Ползунов изобрел паровую машину в России в 1763 г. Почему изобретения в этих странах не привели к промышленному перевороту?
(Отсутствовали условия, необходимые для промышленной революции: свободные капиталы и рабочие руки, широкий внутренний рынок, предприимчивые люди.)
3. Какое событие означает завершение промышленного переворота?
4. Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе и США во второй половине XIX в.? Укажите причины этих явлений.
5. Для слабых учащихся задание на карточке: отметьте изобретения, сделанные в XIX - начале ХХ вв. (по вариантам). Первый вариант: прялка “Дженни”, паровоз, автомобиль, громоотвод, телефон, верхнебойное колесо; второй: книгопечатный станок, паровая машина, телеграф, пароход, дирижабль, механическая прялка.Правильные ответы: 1-й вариант: паровоз, автомобиль, телефон; 2-й вариант: телеграф, пароход, дирижабль.6. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Союз предпринимателей, осуществляющий контроль над отраслью (монополия).
2. Государственная политика, направленная на завоевание территорий, колоний; особая стадия в развитии рыночных отношений (империализм).
3. Спад производства (кризис).
По вертикали:
4. Борьба между предпринимателями за прибыль (конкуренция).
5. Общество, основными чертами которого является господство частной собственности, наемного труда, рыночных отношений (капитализм).
4 5 1 2 3 II. Напомнить учащимся о том, что модернизация влияет на все стороны жизни общества, в том числе и на положение различных слоев населения. В тетради записывается тема урока “Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией”.
Задание учащимся: прочитать первые два пункта параграфа 3, документ на стр. 28 и выделить изменения, которые произошли в обществе под влиянием индустриализации.
По ходу проверки задания учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Почему увеличивается численность городского населения? Что такое эмиграция и иммиграция?
Каковы причины иммиграции? Почему процесс иммиграции увеличился в XIX в.? Почему поток эмиграции из Западной Европы направлялся главным образом в Северную и Южную Америку, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию и почему так мало переселялись в Азию? В чем значение иммиграции для развития индустриального общества?
Внимание учащихся обращается к линии времени, на которой помечены сроки начала и завершения промышленного переворота.
Назовите основные классы феодального общества. Какие новые классы появляются в обществе с развитием капиталистических отношений? Как могла повлиять индустриализация на положение этих классов?
На доске составляется схема:
Социальная структура индустриального общества
Дворянство Буржуазия Средний класс Наемные рабочие Крестьянство
крупная средняя мелкая Квалифицированные
неквалифицированные Богатые
Середняки
Бедняки
Почему средний класс получил такое название? Для среднего класса характерно устойчивое материальное положение, многие его представители работали по найму.
Как вы понимаете словосочетание “расслоение внутри класса”?
III. При характеристике положения различных слоев общества более подробно можно остановиться на положении рабочих, использовании детского и женского труда на производстве. Рекомендуется зачитать учащимся отрывок из книги Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», в котором говорится о встрече двух рабочих Джо и Джека.
Джо разыскал лачугу Джека. «...Как вы думаете, что он увидел? Сырой низенький подвал, а обстановка такая: два старых стула, круглый стол на трех ножках, сундук, никакой кровати, а только охапка старой соломы в углу, покрытая парой грязных простынь...Джек сидел...у огня и как вы думаете, что он делал? Он чинил чулки своей жены штопальной иглой, и как только он увидел своего друга на пороге, он хотел спрятать свою работу, но Джо...видел все и сказал: “Черт возьми, Джек, что ты делаешь? где твоя жена?”...Джек был смущен и сказал: “Я знаю, что эта работа не для меня, но моя бедная жена на фабрике; она отправляется туда с утра, в половине шестого, работает там до восьми вечера и так устает, что, возвратившись домой, ничего больше делать не может...У меня нет работы и не было уже более трех лет, и во всю жизнь я ее не найду...” “Да, любезный Джо, есть достаточно работы для женщин и детей в этой местности, но нет работы для мужчин. Легче сто фунтов стерлингов найти на улице, чем найти работу”. “Теперь все стало вверх ногами; Мэри должна работать, а я должен оставаться дома, присматривать за детьми, подметать, стирать, стряпать и штопать...Знаешь Джо, это очень трудно для человека, который привык к другому...».
Почему предприниматели охотно использовали труд женщин и детей? В отчете парламентской комиссии в Англии за 1842 г. сказано: “Встречаются случаи, когда дети начинают работать в возрасте 3-4 лет, тогда как в общем они обыкновенно начинают работать в 7 или 8 лет”. Что вынуждало рабочих посылать на фабрики своих детей в столь раннем возрасте? Почему капиталисты могли широко применять на фабриках детский труд?
Характеризуя положение новой буржуазии, в качестве дополнительного материала кроме текста о Сесиле Родсе можно использовать биографические сведения о Джоне Рокфеллере (или использовать этот материал при изучении темы «США: империализм и вступление в мировую политику»).
Предки Рокфеллера в XVII в. были французскими гугенотами. Спасаясь от инквизиции, семья Рокфайль сначала бежала в Германию, где переделала свою фамилию на немецкий лад, а затем в XVIII в. перебрались в Новый Свет. Иммигранты остановились в г. Ричфорде, штат Нью-Йорк. Здесь в 1839 г. и появился на свет Джон Рокфеллер. Труд, долг, бережливость, верность по отношению к своим - эти качества Рокфеллер впитал с молоком матери. Дома царили честная бедность и тяжелый труд. С раннего детства Джон занимался бизнесом: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи. Вырученные деньги будущий миллиардер аккуратно складывал в копилку - вскоре он начал ссужать их отцу под разумный процент.
В 16 лет Рокфеллера взяли на работу помощником бухгалтера и этот день он будет отмечать как свое второе рождение. Он приходил на работу в 6.30. утра, а уходил так поздно, что ему пришлось пообещать самому себе заканчивать работу не позднее десяти вечера. Первый капитал Рокфеллер сделал в годы гражданской войны, а затем наткнулся на настоящую золотую жилу - вечером во всех домах загорались керосиновые лампы, а керосин делают из нефти. Основанная Рокфеллером нефтеперерабатывающая компания “Стандарт ойл” позднее ежегодно будет приносить ему $ 3 млн. прибыли. Он становится монополистом на нефтяном рынке и устанавливает собственные цены на нефть, которая в начале ХХ в. стала стратегическим товаром (топливом для огромных линейных кораблей был добывавшийся из нефти мазут).
Согласно протестантской вере богатство не привилегия, а долг, поэтому часть того, что Рокфеллер заработал он направил на благотворительную деятельность. Например, помог основать Чикагский университет. Также ответственно Рокфеллер подходил к воспитанию своих детей и внуков, воспитывая в них трудолюбие, скромность и непритязательность. У себя дома он создал макет рыночной экономики: назначил дочь Лауру “генеральным директором” и велел детям вести подробные бухгалтерские книги. Каждый ребенок получал 2 цента за убитую муху, 10 центов - за заточку одного карандаша и 5 - за час занятий музыкой. День воздержания от конфет стоил 2 цента, каждый последующий день оценивался уже в 10 центов. За опоздание к завтраку маленьких Рокфеллеров штрафовали на один цент.
К тому времени, когда Америка превратилась в страну автомобилей (а бензин тоже делается из нефти), богатство Рокфеллеров увеличилось до совершенно фантастических размеров: помимо нефтеперерабатывающих заводов ему принадлежали 16 железнодорожных и 6 сталелитейных компаний, 9 фирм, торгующих недвижимостью, 6 пароходов, 9 банков и три апельсиновые рощи. Миллиардер не дожил только 2-х лет до своего столетия.
IV. В конце урока в тетрадях учащиеся перечисляют изменения, которые произошли в социальной структуре общества в процессе индустриализации:
Рост городов и городского населения.
Увеличение миграции населения.
Изменение социальной структуры общества:
увеличение численности буржуазии и наемных рабочих;
расслоение внутри классов общества;
исчезновение сословных перегородок.
падение роли аристократии;
появление среднего класса.
Домашнее задание: параграф № 3-4, вопросы к параграфу (по выбору учителя). Дополнительно подготовить сообщения о научных открытиях XIX- начала ХХ вв.