Конспект урока открытия новых знаний и способов их применения по правописанию. Тема Правописание о-ё после шипящих и ц (5 класс)


Кошкина Г.С.,
учитель русского языка и литературы.
Конспект урока открытия новых знаний и способов их применения по правописанию.
Тема: «Правописание О-Ё после шипящих» (§ данная тема изучается в 6 классе, а учебники по ФГОС выпущены пока только для 5 класса )
(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык . 6-й класс )
Цель урока : создать условия для овладения знаниями о правописании О-Ё после шипящих и отработки способа применения этих знаний на письме.
Предполагаемые результаты урока (подцели):
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, обогащение словарного запаса обучающихся, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: развитие навыков целеполагания и планирования; совершенствование умений микроисследования; осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; совершенствование умений анализа, сравнения, группировки, обобщения; формирование навыков извлечения информации из различных источников и ее преобразования; овладение умениями делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения; осуществление коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение приходить к общему решению в совместной деятельности; создание высказываний в устной и письменной форме.
Предметные: овладение знаниями о способах выбора О-Ё после шипящих и их применение в различных практических ситуациях.
Ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Результаты деятельности
1 2 3 4 5
Организационный момент Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить обучающихся к работе на уроке Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.
( Запись: Дата. Классная работа.) Личностные:
ответственность за предстоящую деятельность.
Метапредметные: организация своего рабочего места.
Актуализация имеющихся знаний и способов их применения Проверить уровень усвоения теоретического материала предыдущего урока (правописание О-Ё после шипящих в корне и окончании), проверить навыки практического применения имеющихся знаний, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас урок-практикум. Мы будем работать над орфограммой, которая вызывает у вас затруднение. Посмотрите, пожалуйста, какая это орфограмма? ( На доске записаны слова для орфографической разминки)
Вопросы и задания учителя:
- Расскажите о правописании О-Ё поле шипящих в корнях и окончаниях (сопровождайте свой ответ примерами из домашнего упр. ).
Рассказывают о правописании О-Ё после шипящих в корнях и окончаниях слов, комментируют написание слов с данной орфограммой в корнях и окончаниях слов.
Личностные:
развитие учебных мотивов.
Метапредметные:
Умение строить речевое высказывание на определённую тему, работать со словарным материалом, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль.
Предметные: умение использовать знания о правописании О-Ё после шипящих в корнях и окончаниях на практике
3. Столкновение знания и незнания Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о правописании О-Ё после шипящих в суффиксах Орфографическая разминка
Печ…нка – собач..нка;
ш…пот – ш…в;
ноч…вка – алыч…вка;
ключ…м – теч..м;
деш…вый – кумач..вый;
жж…нка – мальч..нка.
Учитель показывает презентацию (эталон выполнения)
Объясните, правописание каких слов вызвало у вас затруднение?
Обучающиеся вставляют пропущенные буквы и графически обозначают орфограмму.
Самопроверка
Обучающиеся проверяют свою работу (презентация, слайды 1-14) и оценивают знания по данной теме.
В ходе выполнения работы обучающиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую гласную О или Ё писать в словах. Личностные:
внимательное и бережное отношение к родному языку, развитие учебных мотивов.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, рассуждать, делать выводы.
Предметные:
знание правила правописания О-Ё после шипящих и Ц в корнях и окончаниях, умение находить опознавательные признаки орфограммы
4.Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование этапов деятельности Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»), уточнение границ неизвестного («Чего мы ещё не знаем?»)
-Какая проблема стоит перед вами, когда вы встречаетесь с этой орфограммой?
Учитель вместе с учащимися формулирует проблемный вопрос.
( Как решить орфографическую задачу, связанную с употреблением О-Ё после шипящих?)
Слайд №15
По ходу беседы учитель показывает слайды презентации.
Где вам приходится встречаться с этим словом? Что такое задача?
Толкование слова « задача».
Слайды№ 16-17
Поставьте перед собою цель… Отмечают, что в словах ночёвка, алычовка , кумачовый, жжёнка, мальчонка, собачонка орфограммы в суффиксе, а это правило ещё не изучено.
Обучающиеся предлагают свои варианты проблемного вопроса.
Об-ся отвечают на вопрос
(в жизни, на уроках математики).
Обучающиеся дают толкование слова «задача».
Об-ся ставят для себя цель на урок и записывают её в тетрадь.
Формулируют цели:
- Выяснить, когда в суффиксах после шипящих пишется О, а когда – Ё.
- Определить способ действия при решении орфографической задачи, связанной с употреблением О-Ё после шипящих в словах разных частей речи.
- Потренироваться в написании слов с этой орфограммой.Формулируют тему урока: «Правописание О-Ё после шипящих».
(Запись: Тема урока)
Обучающиеся отмечают, что необходимо исследовать слова с данной орфограммой, попытаться сгруппировать слова в соответствии с буквой, выявить закономерность выбора букв О или Ё, выделить опознавательные признаки орфограммы, оформить результаты исследования в виде алгоритма и устного высказывания (текста нового правила) Личностные:
бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов.
Метапредметные: определять проблему, тему, ставить цели, планировать свою деятельность, участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Предметные: выделение в слове морфем, представление об опознавательных признаках орфограммы
Открытие и осмысление новых знаний Научить работать с информацией, находить опознавательные признаки орфограммы «О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах»,
развивать логическое мышление.
Учитель предлагает материал для исследования:
ночЁвка – алычОвка;
жжЁнка – мальч.Онка;
обречЁнный - медвежОнок
Как вам удобно работать в ходе исследования?
-Как будет представлен результат исследования?
Ученики работают в группах, обозначают опознавательные признаки орфограммы, устанавливают закономерность выбора букв О-Ё после шипящих , формулируют выводы.
Работа в группе (составление схемы или части алгоритма)
Если орфограмма О-Ё после шипящих в суффиксе, то смотрим,
От чего образовано?

От глагола Не от глагола Пишу Ё 2. Под ударением

Да Нет
Пишу О Пишу Е
выступающие от групп представляют свои наработки.
. Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса
Метапредметные: поиск путей решения проблемы, осуществление самоконтроля,
работа в группе, анализ, сравнение, установление закономерности, умение делать выводы, фиксировать информацию с помощью схемы, строить рассуждения, слушать и понимать речь других.
Предметные: орфограмма « Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах»
6.Выведение способа применения новых знаний Выявление последовательности действий при применении орфограммы « Правописание О-Ё после шипящих » Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила: Какова последовательность действий при выборе –О или – Ё после шипящих ?
Задание: Определить, каким будет следующий шаг при решении орфографической задачи?
1. В какой морфеме О (Ё)?

Создайте алгоритм применения орфограммы. Задание: Определить, каким будет следующий шаг при решении орфографической задачи?

1. В какой морфеме О (Ё)?

выступающие от групп представляют свои наработки.
В результате групповой работы появляется алгоритм. Личностные: развитие учебных мотивов.
Метапредметные:
систематизация информации, развитие логического мышления, алгоритмизация действий.
Предметные: способ применения орфограммы Правописание О-Ё после шипящих »
Закрепление новых знаний и отработка способа их применения Закрепить знания о правописании приставок и способы их применения.
Научиться отличать вновь изученную орфограмму от смешиваемых.
Сформировать умение применять знания в различных ситуациях Учитель следит за работами групп и оказывает помощь.
Выступление групп сопровождается презентацией
( слайды 19-27)
Беседа.
- Чем во все времена восхищался человек?
( Красотой природы).
А. Лейн говорил: « Искал прекрасное я в книгах мудрецов, - и находил его в дыхании природы».
Мы сидим на уроке, а за окном прекрасное время года - весна. Какие ассоциации связаны у вас с этим словом?
Художники, поэты, писатели, композиторы восхищались этим чудесным временем года.
И.И. Левитан из Ниццы, с берега Средиземного моря, писал: «Воображаю, какая прелесть у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия».
Давайте посмотрим, какая весна у нас на Урале (презентация, слайды 28-39).
Работа с деформированным текстом
Учитель оказывает помощь.
Учитель оценивает несколько работ.
Учитель показывает эталон работы ( презентация)
1.Учащиеся работают в группе.
Задание: к заданным словам подберите из предложенных справа слов аналогичные по форме и написанию.
Освещён - смеш..н, молодож..н, пораж..н, восхищ..н;
Лучом - теч..м, печ..м, ключ..м;
Снежок – ш..к, береж..к;
Речонка – сгущ..нка, мальч..нка, жж..нка.
Выступление представителей от группы и проверка.
Обуч-ся составляют предложения с оставшимися словами.
обуч-ся рассказывают об образах и ассоциациях, возникающих при слове весна.
Зарисовка о весне
Обуч-ся смотрят зарисовку о весне.
Обуч-ся самостоятельно работают с деформированным текстом о весне. Уровень обуч-ся выбирают самостоятельно
(Вставить буквы и расставить знаки препинания)
Хорош.. в лесу весной! Все в эту пору вызывает чувство восторженной радости и ш..лковая зелень свеж..й листвы и нежный аромат цветов и тяж..лые запахи влажной земли.
Всем деревьям весна подарила цветочный наряд. Из своих лесных братьев и сестер весной самая заметная черемуха, будто снеж..к ее осыпал. Вот стоит в цвету красавица- верба. Жемчуг на ее парч..вых ветках.
Лес освещ...нный лучами весеннего солнца оживает. Птицы возвратившиеся из дальних мест смастерили гнездышки и внутри выстлали пухом и ш..рсткой. А у воронихи уже вылупилось шесть прож..рливых птенц..в, и из гнездышка слышится их требовательный писк.
На проталинке под кустом копошится пушистый комоч..к. Это зайч..нок. А в щ..лку между двумя скрещ..нными деревьями смотрит иволга. Отовсюду ч..тко слышится ш..пот ветра.
Очарование весенней природы находит отклик в моей душе
(см. Приложение №2)

Обуч-ся проверяют свои работы по презентации.
Личностные: бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса Метапредметные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, действие по алгоритму; овладение приёмами анализа, сравнения, группировки, исключения лишнего, отбора и систематизации материала, умение строить связное монологическое высказывание, слушать других, аргументировать и корректировать свою точку зрения.
оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Предметные: умение верно определять правописание О или Ё после шипящих
8. Рефлексия Подведение итогов урока Рефлексия с помощью вопросов учителя:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему вы научились?
- Какие знания и умения, освоенные ранее, вам пригодились?
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
-Попробуйте оценить свою работу на уроке. По каким критериям вы будете оценивать себя?
Можете оценить себя с помощью конструкций:
Я был восхищен…;
Я был поражен….
Мне было нехорошо…
Я был поглощен…
Я был обречен …
Подведение итогов Слово учителя о хорошей работе учащихся на уроке
Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, оценивают свои знания по предложенным ими критериям, говорят, достигли ли они цели, поставленной в начале урока, и выражают отношение к уроку, используя конструкции:
Я был восхищен…;
Я был поражен….
Мне было нехорошо…
Я был поглощен…
Я был обречен …
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные: умение соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки, определять степень усвоения материала, оценивать успешности своей работы на уроке.
9. Домашнее задание.
Обеспечить понимание обуч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Применить новые знания в творческой ситуации Выучить алгоритм
Разноуровневое домашнее задание:
упражнение 556, или 25 слов к словарному диктанту, или сочинение на тему « За что я люблю весну?» Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение. Личностные:
бережное и внимательное отношение к русскому языку, развитие учебных мотивов, обогащение словарного запаса. Метапредметные
Планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
Предметные:
Знание орфограммы «Правописание О-Ё после шипящих», использование в собственной речи слов на изученную орфограмму