Педагогическая интеграция как содержательный прием общего развития личности


Педагогическая интеграция как содержательный прием общего развития личности
Садыкова А.К., доцент кафедры ДНОВЛ ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области,
к.п.н., доцента педагогики
Актуальность рассматриваемой проблемы «Педагогическая интеграция как содержательный прием общего развития личности» обусловлена внедрением в Казахстане общепризнанных международных стандартов государственного управления. Эта политика закреплена в «Государственной программе развития образования РК на 2016-2019 годы» - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе.
С июня 2012 года мы работаем по выполнению Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы утвержденным Постановлением Правительства РК №832, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Функциональная грамотность - это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Эту способность можно сформировать только в условиях педагогической интеграции. Мы рассматриваем педагогическую интеграцию как условие общего развития личности, потому что в самой этимологии словосочетания процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости .
Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.
Обратите внимание на уникальность нового стандарта образования заключающуюся в его практической направленности знаний, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывается. С 2012 года на базе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников Костанайской области» сертифицированные тренера (3-й базовый уровень) дают 100% результат по подготовке учителей способных внедрять в жизнь инновационные стратегии образования как фактор устойчивого развития государства, общества и личности
Все уроки и внеурочные занятия, проводимые сертифицированными учителями имеют точки соприкосновения с жизнью, так как основная идея уровневых программ «Научить учащихся учиться. Брать ответственность за результат обучения на себя». Эти идеи перекликаются с понятием «функциональная грамотность».
Что же такое «функционально грамотная личность»?
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
На реализацию компонентов функциональной грамотности мы выходим через педагогическую интеграцию, которая имеет несколько существенных характеристик, определяющих ее категориальный статус. Чаще всего интеграция рассматривается как процесс и как результат этого процесса. Но, кроме того, нередко интеграция характеризуется как принцип развития педагогики и педагогической практики. Триединая роль интеграции: принцип, процесс, результат - приводит к тому, что существует несколько дефиниций этого понятия.
Нас интересуют такие дефиниции, как процесс и результат.
В качестве процесса интеграция рассматривается как «непосредственное установление связей между объектами и создание новой целостной системы в соответствии с предполагаемым результатом» (В.С.Безрукова). Это своего рода процедура интегрирования объектов, что включает в себя выбор необходимых и целесообразных связей из всей совокупности их видов и типов, способов установления этих связей.
В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены: интегративные программы, интегративные виды детской деятельности, интегративные формы организации психолого-педагогической работы, различные технологии.
Процесс интеграции, иными словами, его проектирование мы предлагаем осуществлять в два этапа.
Первый этап интеграции должен состоять в подготовке к процессу интеграции, что предполагает:
– определение направления (цели) интеграции;
– подбор объектов интеграции и их анализ;
– выбор формы процесса интеграции с ее сущностными и формально-логическими признаками.
Итогом подготовительного этапа должна стать модель интегративного образовательного процесса, т. е. сложившееся общее представление о том, что интегрируется и что из этого должно получиться.
Второй этап интеграции представляет непосредственную разработку избранной формы интеграции, а именно:
– выбор системообразующего фактора;
– создание новой структуры новообразования;
– установление связей и зависимостей компонентов интегрирования;
– применение способов интегрирования;
– фиксирование нового интегративного образования.
Каким же способом реализовать педагогическую интеграции, т. е. обеспечить восстановление, восполнение целого, целостного в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей. Наиболее часто встречаются два способа применительно к интеграции образовательных областей: объединение и координирование:
Объединение («соединение») – это способ интеграции, содержащий в себе все элементы нескольких исходных образовательных областей; получение из нескольких объектов одного целого; состоящего из нескольких элементов; позволяет использовать средства одной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы.
Координирование («приведение в соответствие», согласованность, приведение в соответствие») – это способ интеграции, который позволяет устанавливать связи, соотношения между задачами образовательных областей, видами детской деятельности, формами образовательной работы для решения психолого-педагогических задач двух и более образовательных областей.
И как следствие результатом является интегративные качества личности учащегося:
- физически развитый;
- любознательный,
- активный;
- эмоционально отзывчивый;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия;
- способный управлять своим поведением;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы);
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- овладевший необходимыми умениями и навыками.
Современный педагогический работник должен обладать умениями которые позволять ему давать учащимся не список инструкций как жить, а грамотно использовать педагогическую интеграция как условие общего развития личности (например, использовать состояние потока. Оптимального переживания) т.е. быть проводником в путешествии по «царству разума, непростое, как любые увлекательные приключения. Без некоторых умственных усилий, без готовности размышлять и ломать голову над собственным опытом оно вряд ли окажется полезным.
Учащиеся старших классов могут понять, как работает сознание и каковы возможности его контроля. Это важно, потому что, если мы поймём, каким образом формируется то или иное состояние нашего сознания, мы сделаем первый шаг к тому, чтобы управлять им. Всё, что мы переживаем, — радость, увлечённость, удовольствие, боль, тоска, скука — представлено в нашем сознании в виде информации. Если мы научимся определять эту информацию, то получим возможность самостоятельно решать, какой будет наша жизнь …. Достигнув контроля над своей психической энергией, расходуя её на выполнение осознанно выбранных целей, человек становится более сложной, более многогранной личностью. Совершенствуя свои навыки, бросая вызов всё более сложным задачам, он непрерывно развивается» (Михай Чиксентмихайи «Поток, психология оптимального переживания» - М. 2011).
Презентация идеи целостности и взаимосвязи всех изучаемых явлений (природных, социальных, культурных) обусловливает потребность в интеграции содержания образования, где традиционно реализуются межпредметные связи. Педагогическая интеграция в учебной практике проявляется как разновидность межпредметных связей. «Я.А. Коменский в «Великой дидактике» утверждал, что всё, находящееся во взаимной связи, должно передаваться в такой же связи, чем по существу, наметил пути будущей интеграции. К.Д. Ушинский доказывал, что идеи и знания, черпающиеся из разных наук и обобщающиеся учениками, образуют у них стройную развивающуюся систему»[7]
Педагогическая интеграция как условие общего развития личности достигает эффекта при соблюдении предметоцентричности в рамках межпредметных связей. Интегрированный урок или курс не просто суммирует знания или учебный материал различных дисциплин. При соединении различных компонентов в процессе интеграции получается качественно иное образование, обладающее новыми по отношению к исходным элементам свойствами.
Понимание учителем обучения с точки зрения социоконструктивистской теории (Vygotsky, 1978; Wood, 1998) лежит в основе «Новых подходов в преподавании и обучении», изложенных в Программе НИШ (3-1 базовый уровень). Дети являются активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer, 1995; Alexander, 2008) и метасознание, или «Обучение тому, как учиться» (Flavell, 1976; Vygotsky, 1978) служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей в интеграцию педагогического процесса.
Мы рассматриваем педагогическую интеграцию, как содержательный прием, который позволяет получить результат, по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной образовательной или воспитательной цели. Педагогическая интеграция обуславливает взаимодействие учителя и учащихся в единстве методических форм, средств и содержания, то есть это система, где результат взаимодействия элементов приобретает новое качество, как одно из условий общего развития личности.
Литература
Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года №832 утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. АСТАНА. 11 июля. КАЗИНФОРМ.
Словарь иностранных слов.- М., 1955.- С. 276
Энциклопедический социологический словарь.- М., 1995.- С. 233.
Краевский В.В. Методология педагогической науки.- М.,200.
Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.
Михай Чиксентмихайи «Поток, психология оптимального переживания» - М. 2011.
Горелик Н.А. Педагогическая интеграция художественной и познавательной деятельности как условие общего развития младших школьников/ Автореферат – М.. 2010 – 25 с.