Раздумья о добрых делах


Раздумья о добрых делах…
При толковании лексического значения слова на уроках русского языка педагоги-словесники настоятельно рекомендуют вначале разобрать это слово по составу, выделить корень (корни).
Благотворительность - благо творить; в слове выделяем два корня.
В словаре «Основы православной культуры» под редакцией А.В. Бородиной благо толкуется как «добро, дарованное Богом и ведущее ко спасению, высшая радость»; творить – «процесс создания чего-то нового в человеческом обществе». И благотворительность – «христианская добродетель, добровольная помощь нуждающимся (бескорыстный труд, материальная помощь)».
Когда мы познакомились со статьей В. Ключевского «Добрые люди Древней Руси», нам подумалось, что благотворительность невозможна без милосердия.
Лексического значения слова милосердие в данном словаре, к сожалению, нет.
Значение слова сердце, второго корня слова милосердие, объясняется так: «согласно библейской антропологии, есть средоточие духовной и умственной деятельности человека».
Значит, в милом сердце главным является добро, и человек с таким сердцем никогда не сможет ни совершить, ни даже помыслить зла. Милосердие - это сердечное желание помочь ближнему. Христос говорил:"Всякому просящему у тебя - дай".
Знакомясь с историей жизни Древней Руси, постепенно понимаешь, чем мы, считающие себя цивилизованными, «продвинутыми», отличаемся от своих предков: нет (или совсем мало) у нас добра и любви друг к другу.
Почему-то считается, что бескорыстная помощь – это чуть ли не позор.
Многие не помогают ближнему (хотя в душе и хотели бы), боясь осуждения, насмешек окружающих.
Получается, что мы не исполняем одну из двух важнейших заповедей Христа о любви к ближнему и не чувствуем за собой никакой вины.
В. Ключевский подчеркивает, что самое главное в благотворительности – получение душевной пользы и тому, кто помогает, и тому, кому помогают:
«В рай входят святой милостыней – нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».
Святой Дорофей утверждал :"Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее".
В.Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу " Христа ради ",другая подает " Во имя Христово ". И так , если ты желаешь, чтобы твои добрые дела были велики, то не почитай их великими, и тогда они будут велики.
И главное, что мы поняли: творя благие дела, приписывать их нужно не себе, а только Богу.
А как нам хочется, чтобы о наших хороших поступках узнали как можно больше людей и похвалили нас (рассказали на школьной линейке, напасали в газете, дали грамоту и т.д.)
К сожалению, со временем люди, сами того не замечая, стали забывать про Благотворительность и Милосердие.
Задумываясь об этом, становится на душе грустно... Но, может быть, мы ошибаемся, и кто-то творит добро так, как учит Христос, как принято было в древности: «…древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку, при том «отай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы».