Проект модернизации образовательной системы первой ступени общего образования

СОГЛАСОВАНО
Председатель методического совета
МОУ «СОШ № 5»
_________________ Л.В. Вороцянка
«____» __________ 2010 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МОУ «СОШ № 5»
________________Н.В. Яловая
«____» _________ 2010 г.








Проект
пространства ступени
начального общего образования
МОУ «СОШ № 5»












Модель образовательного пространства ступени начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (далее – СОШ № 5) разработана в соответствии с целью современного начального образования и миссией СОШ № 5.
Цель современного начального образования: формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Миссия СОШ № 5: построение такого образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха каждому обучающемуся, обеспечит его личностный рост и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях современного общества.
В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Ступень начального школьного образования обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Образовательное пространство ступени начального общего образования СОШ № 5 представлено урочной и внеурочной деятельностью обучающихся.

Модель
образовательного пространства ступени начального общего образования



















Ведущая деятельность младших школьников (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.) - «учебная деятельность, и решение возрастной задачи - формирование умения учиться» происходит в форме урока и учебного занятия (факультатива).
В СОШ № 5 ступени начального общего образования реализуется Образовательная программы «Школа 2100», способствующая достижению планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)начального общего образования.
В условиях урочного пространства реализуются следующие направления деятельности:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Урочному образовательному пространству СОШ № 5 присущи следующие характеристики:
Предметное содержание образования.
Предметное содержание образования реализуется через:
основные способы действия;
систему предметных знаний и умений;
работу с текстом;
учебное сотрудничество;
контрольно-оценочные действия обучающихся ступени начального общего образования.
Полидеятельностный подход к образованию.
Полидеятельностный подход к образованию включает:
игровую деятельность как основной опыт обучающихся ступени начального общего образования (первый класс);
формирование учебной деятельности как ведущей деятельности обучающихся;
учебно-художественную (конструкторскую) деятельность как основу предметов эстетического цикла;
учебно-организаторскую деятельность как основу формирования коммуникативных и общеучебных умений.
Многофункциональность образовательного пространства.
Многофункциональность образовательного пространства представлена следующими формами:
урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;
учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;
консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем обучающихся;
домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов.
Для создания условий продвижения обучающегося в образовательном пространстве начальной школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в СОШ № 5 организована внеурочная деятельность. Важным условием внеурочной деятельности является ее взаимодействие с урочной. Предметное содержание является соединяющим фактором, на котором разворачивается исследовательская и проектная деятельность. Формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
Учебный план ступени начального общего образования соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отражает особенности образовательной программы начального общего образования образовательной системы «Школа 2100» (приложение 1).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана содержит перечень предметных областей: филологию, математику и информатику, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технологию, физическую культуру.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, для обучающихся 1 класса представлена только часами внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности используются возможности СОШ № 5 и учреждений социума. Модель организации внеурочной деятельности СОШ № 5 опирается на сложившуюся систему внеурочной деятельности школы с учетом дополнения по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Образовательная программа внеурочной деятельности является комплексной по содержанию и ориентирована на достижение результатов первого уровня (1 класс) для одного отдельно взятого класса. Программа рассчитана на 330 часов, которые распределены по неделям и проводятся с обучающимися 1 класса регулярно (10 ч. в неделю) в формах, отличных от урочной системы (кружки, секции, клубы, поисковые исследования). В основные разделы программы включены часы аудиторных и внеаудиторных активных занятий. Использование различных организационных форм при организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса (таблица 1).

Формы организации внеурочной деятельности
Таблица 1
Направления развития
личности
Количество часов в неделю
Организационные формы




на основе программы,
разработанной учителем
на основе программы, разработанной педагогом
дополнительного
образования
на основе программы,
разработанной социальным
педагогом
на основе программы, разработанной педагогом дополнительного образования УДОД

Спортивно-оздоровительное
2
-
Кружок «Олимпийцы»
-
Секция «Дельфин»
(Детский оздоровительный центр, бассейн)



-
Кружок
«Шахматы- школе»
-
-

Общекультурное
2
-
Кружок
«Весёлые нотки»
-
Кружок «Экология»
(СЮН)



-
Кружок
«Зиль Зёль»
-
-



-
Кружок
«Золотой ключик»
-
-



-
Кружок
«Веселый гном»
-
-

Общеинтеллек-туальное
3
Кружок
«Твоя Вселенная»
Кружок
«Утро художника»
-
-



Кружок «Путешествие в мир знаков и символов»
Кружок
«Город мастеров»
-
-



Проектная деятельность в рамках учебного предмета «Окружающий мир»
-
-
-

Духовно-нравственное
2
Клуб «Зарничка»
-
-
-



Кружок
«Вехи истории»
-
-
-

Социальное
1
-
-
Социальная работа «Добрые дела»
-


При комплектовании групп используются нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 10 до 17 человек). Обучающиеся имеют право выбора направлений внеурочной деятельности в соответствии с интересами и потребностями. За счет деления класса на группы у обучающихся есть возможность выбора большего количества кружков (секций, клубов). Допускается возможность выбора не всех заявленных направлений по учебному плану, так как учитывается занятость обучающихся класса в учреждениях дополнительного образования. Для оценивания результатов внеурочной деятельности используется технология «Портфолио»
Образовательные результаты внеурочной деятельности обучающихся имеют три уровня:

































Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей):
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся;
- формирования у обучающихся социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
В СОШ № 5 ежегодно осуществляется диагностика результатов внеурочной деятельности (приложение 2).
Принципиальным отличием образовательного пространства ступени начального общего образования СОШ № 5 является сохранение преемственности детский сад - начальная школа - основная школа.
Для обеспечения преемственности между школой и ДОУ ежегодно на базе СОШ № 5 осуществляет свою деятельность «Школа будущего первоклассника» (далее - Школа). Обучение в Школе строится в соответствии с Положением о подготовительном класс «Школы будущего первоклассника». Учебный план Школы, расписание и План работы школьного методического объединения (далее - ШМО) учителей начальных классов по организации деятельности Школы утверждается приказом директора (приложение 3, 4).
Непрерывность и преемственность в обучении в СОШ № 5 рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования. При этом под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение обучающихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад - школа, школа - вуз и т.д.), т.е. в конечном счете - единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Учитывая многообразие форм обучения, различают внешнюю непрерывность (преемственность), т.е. организационный переход обучения на более высокую ступень, и внутреннюю непрерывность (преемственность), определяемую соотнесенностью содержания образования на каждой предшествующей и последующей ступенях.
Для каждой ступени и каждой формы обучения предусмотрена вариативность программ для обучающихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностно-психологической зрелости, относящихся к различным личностно-психологическим типам. Последовательно проведенная стратегия вариативности позволяет в значительной мере снять психологические барьеры, максимально дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, адаптировать его к особенностям обучающихся. Таким образом, важнейшей задачей школы является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования.
Для обеспечения преемственности между начальным и основным общим образованием приказом директора утверждается план работы по преемственности на учебный год (приложение 5).
Образовательное пространство ступени начального общего образования СОШ № 5 связано с социальной средой.



Образовательное пространство
обучающихся ступени начального общего образования

































Приложение 1 Учебный план ступени начального общего образования
Предметные области
Учебные предметы
Классы
Количество часов в неделю
Всего часов



1
2
3
4


Обязательная часть

Филология
Русский язык
5
5
5
5
20


Литературное чтение
4
4
4
4
16


Иностранный язык (английский)
-
2
2
2
6

Математика и информатика
Математика
4
4
4
4
16

Обществознание и естествознание
Окружающий мир
2
2
-
-
8


Окружающий мир (История)
-
-
1
1



Окружающий мир (Мир и человек)
-
-
1
1


Основы духовно-нравственной культуры народов России
Основы духовно-нравственной культуры народов России
-
-
-
0,5
0,5

Искусство
Музыка
1
1
1
1
4


Изобразительное искусство
1
1
1
1
4

Технология
Технология
1
1
1
1
4

Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8


Итого
20
22
22
22,5
86,5

Часть, формируемая участниками образовательного процесса


Край, в котором я живу
-
1
-
-
1


Риторика
-
1
1
1
3


Информатика и ИКТ
-
-
1
1
2


Математика и конструирование (факультатив)
-
1
1
0,5
2,5

Максимально допустимая недельная нагрузка
20
25
25
25
95

Внеурочная деятельность

Направления деятельности
Формы организации деятельности
10
10
10
10
40

Духовно-нравственное
Вехи истории (кружок)
2
2
2
2
8


Основы православной культуры (кружок)







Зиль Зёль (кружок)







Я – гражданин (клуб)







Зарничка (клуб)






Общеинтеллектуальное
Твоя Вселенная (кружок)
2
2
2
2
8


Путешествие в мир знаков и символов (кружок)







Что? Где? Когда? (клуб)







Шахматы – школе (кружок)







Проектная деятельность в рамках учебных предметов «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир»







Экология (кружок)






Общекультурное
Весёлые нотки (кружок)
2
2
2
2
8


Маленький гном (кружок)







Утро художника (кружок)







Золотой ключик (кружок)







Человек-оркестр (кружок)






Спортивно-оздоровительное
Олимпийцы (кружок)
3
3
3
3
12


Школа робинзонов (клуб)







Плавание (секция)







Игры народов севера
(спортивный час)






Социальное
Добрые дела (кружок)
1
1
1
1
4


Город мастеров (кружок)






Всего (6-дневная учебная неделя)
30
35
35
35
135

Приложение 2
Диагностика результатов внеурочной деятельности

Предмет
исследования
Методы, методические приемы
Способ
анализа

1
2
3

Знания и практи-ческие действия обучающихся как воспитательный эффект деятельности
1. Анкетирование.
2. Методика недописанных предложений.
3. Тестовые задания.
4. Анализ практических ситуаций.
5. Наблюдение.
1. Количественный (%).
2. Контент-анализ.
3. Количественный (%).
4. Уровневый.
5. Экспертная оценка.

Личностные
особенности
участников УВП
1. Психологические тесты (опросник Кеттелла, форма С, мотивация достижений, психогеометрические методики, опросник Лири, цветовые тесты отношений, САН, КОС, шкалирование, метод семантического дифференциала).
2. Методика измерения уровня воспитанноти.
3. Анализ сочинений и других письменных работ учащихся.
4. Анкетирование, выявляющее интересы, склонности и индивидуальные предпочтения обучающихся.
1. Интерпретация полученных данных в соответствии с методологическими принципами избираемых методик.
2. Корреляционный анализ.
3. Статистический анализ полученных данных с использованием специальных методов.

Профессиональное мастерство воспитателей
1. Наблюдение.
2. Анализ документов.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
Экспертная оценка.

Удовлетворенность участников образовательного процесса
1. Анкетирование.
2. Шкалирование.
3. Интервьюирование.
Количественный анализ (%).

Ценностные ориентации учащихся
1. Опросник Рокича, модификации.
2. Анкетирование.
3. Выбор из двух вариантов (анализ ситуации).
Количественный анализ.

Социальный статус обучающихся
Социометрия
Интерпретация данных в соответствии с методологическими принципами избираемых методик.


Приложение 3

Учебный план Школы будущего первоклассника
на учебный год
Учебные занятия, кружки
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов
всего

Обучение грамоте
0,5
10

Математика
0,5
10

Хоровое пение
0,25
5

Ритмика
0,25
5

Максимально допустимая нагрузка
1,5
30

































Приложение 4
ПЛАН
работы ШМО учителей начальных классов по организации деятельности
«Школы будущего первоклассника» на учебный год
№ п/п
Содержание
Срок
Ответственный

1
2
3
4

1.
Расстановка кадров для работы в Школе.
Сентябрь
Директор

2.
Совещание при заместителе директора «Организация работы Школы».
Сентябрь
Заместитель директора по УР

3.
Посещение учителями начальных классов ДОУ: «Ласточка», «Светлячок», «Василек», «Радуга», «Белочка», «Ромашка», «Красная Шапочка».
Сентябрь
Руководитель ШМО

4.
Размещение рекламы в средствах массовой информации (телевидение, газета).
Сентябрь
Руководитель ШМО

5.
Родительское собрание «Подготовка детей к обучению в 1 классе» в ДОУ «Ласточка», ДОУ «Светлячок», ДОУ «Василек».
Сентябрь, октябрь
Заместитель директора по УР

6.
Общешкольное родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перспективы».
Октябрь
Заместитель директора по УР

7.
Стартовая диагностика учебных достижений будущих первоклассников.
Октябрь
Педагог-психолог

8.
Экскурсия для воспитанников ДОУ по школе.
Ноябрь
Руководитель ШМО

9.
Взаимопосещение занятий в ДОУ и занятий в Школе. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы.
Декабрь
Заместитель директора по УР

10.
Совещание при директоре «Успешность обучения будущих первоклассников. Анализ оптимальности комплектования 1 классов».
Январь
Директор

11.
Уточнение списков будущих первоклассников, проживающих в микрорайоне школы.
Январь
Заместитель директора по УР

12.
Приглашение воспитанников ДОУ на совместное мероприятие в рамках Предметной недели по учебному предмету.
Январь
Руководитель
ШМО

13.
Анкетирование родителей будущих первоклассников, выявление ожиданий семьи от школы.
Февраль
Заместитель директора по УР

14.
Консультации по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Октябрь - март
Педагог-психолог

15.
Анкетирование. Определение уровня готовности детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
Март
Педагог-психолог

16.
Совещание при заместителе директора по учебной работе «Анализ деятельности Школы».
Март
Заместитель директора по УР

Приложение 5
ПЛАН
по преемственности между начальным и основным общим образованием
на учебный год


п\п
Мероприятия
Цель
Сроки
Ответственные

1
2
3
4
5

1.
Совещание с учителями и классными руководителями
5 классов
Ознакомление с, особенностями адаптационного периода обучающихся 5 классов, планирование работы по преемственности на период адаптации.
Август
Заместитель директора по УР

2.
Заседание методического совета
Корректировка плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год.
Сентябрь
Заместитель директора по УР

3.
Диагностика предметных знаний и умений по русскому языку, математике
Определение степени сохранности (устойчивости) компетенций обучающихся за курс начальной школы.
1-я неделя сентября
Заместитель директора по УР

4.
Родительское собрание при участии учителей и педагога-психолога
Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода обучающихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований, целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием.
2-я неделя сентября
Классные руководители,
педагог-психолог

5.
Классно-обобщающий контроль:





а) посещение уроков



б) контрольные срезы знаний после повторения основных вопросов курса
начальной школы по русскому языку (диктант), математике (к/р), литературе (техника чтения)
Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей обучающихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности учителей основной школы с целью создания комфортных условий для адаптации обучающихся 5 классов.
Сентябрь- октябрь
Заместитель директора по УР



Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности обучающихся. Контроль соответствия требований учителей возрастным особенностям обучающихся и единства требований, предъявляемых учителями к обучающимся 5 классов.
Сентябрь-октябрь
Администрация педагог-психолог



Диагностика уровня подготовленности обучающихся к успешному продолжению обучению, оценка реального состояния уровня компетенций обучающихся. Проведение мониторинга.
Сентябрь- октябрь
Заместитель директора по УР


п\п
Мероприятия
Цель
Сроки
Ответственные

1
2
3
4
5

5.
в) анкетирование обучающихся



г) изучение организации домашней работы






д) проверка школьной документации



е) анализ уровня здоровья обучающихся
ж) посещение внеклассных мероприятий
Определение уровня комфортности обучающихся при переходе из начальной школы в основную. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе.
Сентябрь
Педагог-психолог



Выявление и предотвращение перегрузок обучающихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам).
Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителем, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещение уроков).
Сентябрь-октябрь
Заместитель директора по УР



Проверка регулярности выставления отметок в классный журнал и дневники обучающихся, ознакомление с культурой ведения обучающимся рабочих тетрадей и дневников.
Сентябрь- октябрь
Заместитель директора по УР



Выявление обучающихся, требующих индивидуального подхода по состоянию здоровья.
Сентябрь
Классные руководители



Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период.
Сентябрь-октябрь
Заместитель директора по ВР

6.
Проведение педконсилиума
Подведение итогов классно-обобщающего контроля, итогов работы по преемственности в период адаптации обучающихся 5 классов к обучению в основной школе.
Октябрь
Заместитель директора по УР

7.
Проведение родительского собрания
Подведение итогов успеваемости обучающихся 5 классов по итогам 1-й четверти.
Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития обучающихся и классных коллективов.
Ноябрь
Классные руководители

8.
Предварительная расстановка кадров для работы в 5 классах на следующий учебный год
Определение педагогического состава основной школы для осуществления дальнейшего плана работы по преемственности.
Март
Администрация

9.
Совместное заседание учителей выпускных 4 классов и классных
Определение целей и задач мероприятий по подготовке обучающихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в
Апрель
Заместитель директора по УР


п\п
Мероприятия
Цель
Сроки
Ответственные

1
2
3
4
5


руководителей будущих 5 классов
основной школе.



10.
Знакомство с классными коллек-тивами 4 классов учителями основной школы, классными руководителями будущих 5-х классов.
Изучение образовательных программ I ступени образования.
Изучение уровня работоспособности обучающихся, их познавательной активности.
Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление психолого-педагогических проблем.
Май
Заместитель директора по УР

11.
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы
Определение соответствия требований, предъявляемых к обучающимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями основной школы.
Изучение методов организации учебной деятельности обучающихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей.
Предупреждение появления у обучающихся тревожности при переходе в основную школу.
В течение года
Руководители ШМО учителей математики, русского языка и литературы, начальных классов

12.
Индивидуальные беседы с родителями обучающихся 4 классов
Ознакомление родителей с перспективами обучение обучающихся в 5 классе.
Апрель-Май
Заместитель директора по УР

13.
Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, литературному чтению
Проверка сформированности знаний за курс начальной школы, изучение готовности выпускников 4 классов к дальнейшему обучению в основной школе.
Апрель-Май
Заместитель директора по УР

14.
Совещание при заместителе директора
Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за текущий год.
Май
Заместитель директора по УР

15.
Совещание при директоре
Комплектование 5 классов.
Май
Директор

16.
Родительское собрание в 4 классах
Снятие психологического барьера настороженного ожидания трудностей обучения в 5 классе.
Май
Заместитель директора по УР














Направления урочной деятельности


Учебная

Учебно-исследовательская

Учебно-
проектная

- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Третий
уровень

(обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни)

Второй
уровень

(обучающийся ценит общественную жизнь)

Первый
уровень

(обучающийся знает и понимает общественную жизнь)

- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде.

- получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.


Учреждения дополнительного
образования


Ступень
начального общего
образования



Родительское сообщество
(в партнерстве решаются
вопросы условий обучения
обучающихся)

МДОУ
«Ласточка», «Светлячок», «Василек»,
«Радуга», «Белочка»
(проведение совместных
семинаров,
родительских собраний, совместных мероприятий)


Дополнительное образование экологической направленности

Дополнительное образование
спортивной
направленности

Станция юных натуралистов


Центр внешкольной работы
Центр учащейся молодежи

Дворец спорта «Юность»

Бассейн
«Дельфин»
Дворец спорта «Западный»
Станция юных туристов

Сотрудничество с УДОД

Внеурочная деятельность

Урочная
деятельность

Ступень начального
общего
образования



15