Занятие с подростками Разговор о жизненных ценностях



Разговор о жизненных ценностях





Социальный педагог:
Потапова А.П.











Цель:
Создать условия, для того чтобы подростки задумались о важности ценностей в их жизни.
Задачи:
Способствовать повышению интереса подростков к своему внутреннему миру, развитию самосознания.
Определить какие ценности для подростков в данный момент являются актуальными, с целью дальнейшей работы в этом направлении.
Способствовать сплочению класса.
Заставить задуматься о последствиях выбора ценностей.
Возраст: 13-14 лет (7-8 класс)
Оборудование и материалы:
Листы с вопросами теста «Методика диагностики личностного роста учащихся» и бланки ответов по количеству детей
Презентация по теме урока, либо плакаты с перечнем ценностей и правилами составления синквейна.
Два листа ватмана (формат А 2) с заголовками:
«Нам это важно!»
«Нам это не важно!»
Символы ценностей, вырезанные из бумаги, (по 2 значимых и 2 незначимых) для каждого из подростков.
Карандаши или фломастеры для каждого из детей, клей, скотч.
Интерактивная доска с мультимедийным проектором (желательно).
Ведущий:
Классный руководитель, или педагог-психолог.
Временные затраты:
2 урока по 45 минут
Пояснительная записка.
Для подросткового возраста характерны как позитивные (рост самостоятельности, повышение содержательности отношений с людьми, расширение сферы деятельности), так и негативные (дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения) проявления.
Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается самосознание личности.
Данное занятие служит продолжением цикла занятий, направленных на самопознание, саморазвитие и коррекцию отношений с другими. С подростками важно говорить об их внутреннем мире и отношениях с окружающими, актуальных проблемах и ресурсах для их преодоления. Предлагаемое занятие «Разговор о жизненных ценностях» является частью цикла занятий для подростков, завершает блок «Я» и служит переходным мостиком ко второму блоку «Я и другие».
Сценарий занятия
Мотивационный блок
А) На сегодняшней нашей встрече мы будем размышлять о ценностях.
Какие ассоциации, образы возникают у вас, когда вы слышите слово «ценности»?
(Ведущий записывает на доске, все ассоциации, предлагаемые детьми)
Затем обобщает ответы детей, говоря: «Итак, ценности для вас связаны с»
Б) Предлагаю вам прослушать ситуации из жизни ваших сверстников, поразмышлять о том, какие у подростков ценности и как события могут развиваться дальше.
Предлагаемые ситуации.
Алексей увлекается историей, знает почти всех военноначальников и полководцев, слушает на уроках истории «открыв рот», посещает клуб исторической реконструкции. Он хорошо учиться, но медленно все делает и поэтому тратит много времени на подготовку к урокам. Учитель истории предлагает ему писать исследовательскую работу. Как он поступит? (ценность познания)
Светлана помнит дни рождения всех своих близких родственников, любит дарить им подарки и придумывать оригинальные поздравления, без нее не обходится ни одно семейное торжество, обожает слушать «семейные преданиях (истории)», рассказываемые бабушкой. Завтра день рождения ее мамы, соберется вся семья, а лучшая подруга приглашает ее на вечеринку. Нужно выбирать, что она выберет? (ценность семья)
Настя обожает читать разнообразную литературу, начиная от гороскопов и эзотерики, заканчивая популярной психологией, ей нравится отвечать на психологические тесты, она любит узнавать что-то новое о своем внутреннем мире, обсуждать поступки и поведение друзей и знакомых. Ей попался интересный сайт на эти темы, она увлеченно просматривает материалы, а тут друзья зовут ее погулять. Надо выбирать, как она поступит? («ценность духовное Я)
Марина активно занимается танцами, гордиться своей идеальной фигурой и не упускает случая ее продемонстрировать. Следит за модой, стильно одевается. К школьной форме может так подобрать аксессуары, что глаз не оторвать. Она фанат правильного питания и полезных продуктов. Парень, который ей нравится, приглашает ее в Макдональдс. Как она поступит? (ценность отношения к физическому Я)
Обсуждение ситуаций:
Почему мы смогли точно сказать, как поступят эти подростки?
Вывести детей на то, что мы знаем, что эти ребятам важно, ценно в жизни, т.е. об их ценностях.
2. Основная часть
Работа с тестом.
Сейчас мы сможет узнать свои ценности, что важно именно для вас, для этого вы ответите на вопросы теста. («Методика диагностики личностного роста учащихся» (авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова с обработкой даны в приложении)
Каждому из учащихся должны быть предоставлены вопросы методики с инструкцией и индивидуальный бланк.
3.Рефлексия занятия
1. Предварительный прогноз
Тест, который вы только что прошли, показывает уровень развития следующих ценностей:
отношение к семье;
отношение к Отечеству;
отношение к труду;
отношение к культуре;
отношение к знаниям;
отношение к другим людям;
отношение к человеку как к представителю иной национальности;
отношение к своему физическому Я;
отношение к своему духовному Я.
(Список ценностей должен быть показан на обычной или интерактивной доске)
Попробуйте сделать предварительный прогноз результатов теста:
1. Определите, какие ценности для вас самые важные (на 1 месте)
2. Определите, какие ценности для вас не важны (на последнем месте)
2. Написание синквейна.
Детям напоминают (знакомят) о правилах написания синквейна (на доске) и предлагают составить синквейн о ценностях.
Все желающие зачитывают свои синквейны, либо ведущий зачитывает их, не называя автора.
Далее ведущий собирает анкеты детей для последующей их обработки.

2 занятие.
Мотивационный блок.
Сегодня мы продолжаем разговор о ценностях, о том, что для вас важно.
Послушайте, что мы говорили о ценностях.
Зачитывается несколько синквейнов о ценностях (не более 3), сочиненных детьми на предыдущем уроке.
Примеры даны в приложении.
А сейчас посмотрим на результаты, которые у каждого из вас получились.
Дети получают результаты теста.
Обратите внимание на ценности, получившие наибольшее количество баллов (прописанные на анкетах красным цветом), они наиболее значимы и важны для вас. Расскажу вам о каждой из ценностей.
Характеристика ценностей.
отношение к семье
ценность семьи высоко значима для вас. Вы дорожите семейными традициями и устоями, помните о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники проходят при вашем участии и помощи в подготовке. В будущем вы хотите создать счастливую семью.
отношение к Отечеству
вам присущи развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для вас не абстрактная категория, а конкретная страна, где вы собирается жить, которой вы гордитесь. Вы чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не модой на патриотизм, а являются
глубоко личными, пережитыми.
отношение к труду
вас отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Вы получает е удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считаете зазорным помочь родителям по хозяйству, сами можете предложить что-то сделать. Подрабатываете где-то или пока еще нет - в любом случае вы этого не стыдитесь.
отношение к культуре
культурные формы поведения личностно значимы для вас и реализуются в повседневной жизни. Вам чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, вы внимательны и тактичны по отношению к другим людям. Вы понимаете необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлете вандализма.
отношение к знаниям
вы любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Вы можете много спрашивать на уроке, сомневаетесь в казалось бы очевидных вещах. Вы считаете, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремитесь к их получению.
отношение к другим людям
вы подлинный альтруист, всегда готовый помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. Вы готовы помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готовы рисковать собственным благополучием. Любите дарить подарки «просто так».
отношение к человеку как иной культуры, национальности (толерантность)
вы признаете права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Принимаете иные культуры, положительно относитесь к культурным отличиям. Стремитесь к пониманию, проникновению в суть других культур, способны избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов.
отношение к своему физическому Я
ценность здоровья является для вас приоритетной. Вы понимаете, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивируете его и связываете с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Способны противостоять попыткам вовлечь вас в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараетесь не допустить этого в отношении других.
отношение к своему духовному Я
вы рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для вас, и ради этого чувства вы готовы противостоять внешнему давлению. Способны на самостоятельный и ответственный выбор. Для вас очень важно найти смысл собственной жизни, которую хотите прожить «по совести».
Вопросы:
Насколько совпали прогнозируемые (предварительные) результаты теста и реальные?
Почему ценности совпали или не совпали?
Основная часть.
Коллективный коллаж
1. «Нам это важно!»
Возьмите символы ценностей, вырезанных из белой бумаги, получившие наибольшее количество баллов, и раскрасть их, так как хотелось бы.
Затем наклейте их на лист ватмана.
Ведущий обращает внимание на ценности, которые встречаются наиболее часто, и делает выводы.
Например,
«большинству из вас важны семейные отношения, поэтому вы будете стараться создать счастливую и крепкую семью,
вы понимаете, что надо много трудиться, чтобы добиться благополучия в жизни,
вам хочется быть культурными людьми, за слова и поступки, которых не придется стыдиться,
вы знаете, что к окружающим нужно относиться позитивно и по доброму, хотя бы для того, чтобы они относились к вам также.
Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытываете, глядя на этот плакат?
2. Какими мы станем, если мы будем растить в себе эти ценности?
(Заслушиваются ответы детей)
2. «Нам это не важно!»
А теперь возьмите символы ценностей, набравшие менее всего баллов (вырезаны из серой бумаги) и наклейте из на лист ватмана «Нам это не важно!»
Далее нужно обратить внимание на ценности, не важные для большинства подростков в классе и сделать вывод.
Например,
вы очень настороженно относитесь к людям других взглядов и национальностей, вам трудно посмотреть на мир с позиции другого человека, вы не принимаете взглядов людей, отличающихся от ваших,
вы пока не готовы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, стараетесь не «высовываться», не проявлять инициативы, а значит, вы можете стать «пешкой» обстоятельств или в руках других людей,
в учебе большинство из вас делает только необходимый минимум, мало интересуясь вещами сверх школьной программы, а значит, успешность вашей будущей карьеры, находится под угрозой.
Обсуждение:
1. Какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на этот плакат?
2. Какими мы станем, если не будем растить в себе эти ценности?
3. Хочется ли вам, что-то изменить, что именно?
(Заслушиваются ответы детей)
Итоговая рефлексия.
Вопросы:
Что нового о себе вы узнали на этом занятии?
С какими чувствами вы уходите с занятия?
Что понравилось, не понравилось?
Методические пожелания.
В том случае, если прогнозы детей кардинально не совпали с реальными результатами тестирования, и дети настаивают, что для них важны другие ценности, можно разрешить раскрасить те ценности, на важности которых они настаивают.
Форма проведения рефлексии может быть устная или письменная, в зависимости от лимита времени и задач, стоящих перед ведущим. В том случае, когда ведущему важно проанализировать результативность занятия в методическом плане лучше использовать письменный вариант рефлексии. Если важнее формировать навыки рефлексии у подростков, то предпочтительнее устный вариант, однако он занимает больше времени, так как отрефлексировать свое состояние и высказаться должен каждый из присутствующих, включая ведущего.
К подготовке и проведению занятия можно привлечь группу детей, что с одной стороны формирует мотивационное поле, а с другой облегчает работу ведущего.

Приложения.
«Методика диагностики личностного роста учащихся» (авторы: П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)
Презентация «Разговор о жизненных ценностях»
Символы ценностей.
Памятка по составлению синквейна.
Примеры синквейнов детей.
Фотографии с занятия.