Программа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников Мы – будущее России


Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальный орган управления образованием-
Управление образованием Тавдинского городского округа
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №7
(МАОУ СОШ №7)
___________________________________________________________________________
623950 г.Тавда Свердловской области, ул.Свердлова, 83 Д,
Телефон/факс 8 (34360) 2-27-23, 2-11-85
ИНН 6634007656,ОКПО 55777738
е-mail:273103@mail.ruПроект целевой программы
по гражданско-патриотическому воспитанию школьников
муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы №7
(МАОУ СОШ №7)
на 2016 - 2019 годы
«Мы – будущее России»
Автор работы:
Коркина Анастасия Андреевна
педагог-организатор
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы №7
г. Тавда, 2015
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ PAGEREF _Toc433006187 \h 2II. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ PAGEREF _Toc433006188 \h 5III. ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА «МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ» PAGEREF _Toc433006189 \h 6IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ. PAGEREF _Toc433006190 \h 7ПРОЕКТ «ТАВДИНСКИЕ СЛЕДОПЫТЫ» PAGEREF _Toc433006191 \h 7ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» PAGEREF _Toc433006192 \h 9ПРОЕКТ «ШКОЛА МОЛОДОГО ПОЛИТИКА» PAGEREF _Toc433006193 \h 10
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫПолное
наименование
программы Программа по гражданско-патриотическому воспитанию муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №7 Тавдинского городского округа на 2016- 2019 годы. «Мы – будущее России»
Разработчики программы Коркина Анастасия Андреевна – педагог-организатор МАОУ СОШ №7
Законодательная база для разработки программы развития - Закон «Об образовании»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;
-Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
-Областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша Новая школа»)» на 2011-2015 годы
Цель программы Создание условий для патриотического воспитания школьников и формирования у них активной гражданской позиции, как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей. Развитие качества конкурентоспособной личности. Воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Основные задачи программы сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
вести постоянную работу по социализации обучающихся; готовить их к жизни в современной действительности;
сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
сохранить и развить чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
воспитать личность гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
Период и этапы
реализации
программы Программа реализуется в период 2016 -2019 гг. по следующим этапам:
1 этап (2015 г.): Разработка проекта текста программы, ее обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта программы, ознакомление с ним педагогического коллектива школы, педагогического сообщества и общественности.
2 этап (2016 г.): Проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения задач и определения условий реализации программы развития школы. Формирование и планирование деятельности творческих групп по реализации отдельных проектов программы.
3 этап (2016-2018 гг.): Реализация программы и проектов программы. Осуществление промежуточного контроля, экспертиза реализации проектов.
4 этап (2018-2019гг): Подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на семинарах и конференциях, представление накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач развития гражданско-патриотического воспитания в школе, подготовка проекта новой программы развития гражданско-патриотического воспитания в школе.
Управление программой Программу утверждает Управляющий Совет школы и директор МАОУ СОШ №7. Корректировка программы осуществляется Управляющим Советом и педагогическим советом школы.
Управление реализацией программы осуществляется администрацией школы, школьным методическим советом с привлечением органов школьного детского соуправления и общественных коллегиальных органов.
Принципы
реализации
программы Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов проекта является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание проекта как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Ожидаемые результаты В процессе реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – будущее России» у участников программы к моменту окончания ее реализации должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Финансовое обеспечение программы Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: федеральный, региональный, местный бюджеты и внебюджетные средства (спонсорские средства, средства грантов, добровольные пожертвования, доходы от дополнительных образовательных услуг)
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы Директор школы Худорожкова Светлана Николаевна
тел. 8 (34360) 2-27-23
273103@mail.ru
Сайт школы в Интернете http://sch7tavda.edusite.ru/
Система организации контроля за исполнением программы развития Контроль за реализацией программы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется на паритетных началах Учредителя, администрации и полномочных представителей, с включением родительской общественности с целью своевременной координации действий исполнителей программы.
Для оценки эффективности Программы используется система показателей, позволяющая оценить ход и результативность поставленных задач.
Процесс контроля состоит из установки положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, а также измерителей и точных сроков получения ожидаемых результатов.
II. АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Программа гражданско-патриотического воспитания муниципального автономного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №7 г.Тавды на 2016 - 2019 гг. (далее Программа «Мы – будущее России») разработана в русле гражданско-патриотического воспитания, определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в МАОУ СОШ №7 и направлена на развитие и формирование у учащихся активной гражданской позиции, повышения их правовой грамотности, нацелена на привитие к учащимся чувство любви и гордости за свое Отечество.
Данная программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под.ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
Программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, педагогов, родителей и носит комплексный характер.  
Программа рассчитана на 2016-2019г годы
В процессе реализации программы предполагается осуществлять взаимодействие с ЦТР «Гармония», управлением культуры молодежной политики и спорта ТГО, Тавдинским музеем леса, с советом ветеранов ТГО, волонтерским отрядом ТГО, молодежной избирательной комиссией ТГО, ТРДО «ЮНТА», с советами старшеклассников ОУ ТГО, с методическим объединением педагогов - организатор.
Программа «Мы – будущее России» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
формирование социально-активной позиции учащихся;
оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
III. ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА «МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ»Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Главное в программе «Мы – будущее России» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для самопознания и самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального окружения, т.е. через освоение учащимися общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта жизнедеятельностью.
IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – будущее России» представляет собой взаимосвязанную систему 3 проектов, в рамках которых будет осуществляться реализация поставленных целей и задач.
Проект «Тавдинские следопыты»
Проект «Юные патриоты»
Проект «Школа молодого политика»
ПРОЕКТ «ТАВДИНСКИЕ СЛЕДОПЫТЫ»Проект рассчитан на учащихся 1-4 классов МАОУ СОШ №7. 
Цель: формирование у младших школьников гуманистического отношения к окружающему миру и людям, формирование чувства гордости за свое Отечество, воспитание любви и уважения к малой родине.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК
1. Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников. ежегодно
2. Открытие кружка научно-исследовательской деятельности «Тавдинские следопыты» август 2015
3. Организация сотрудничества с музеями Тавдинского городского округа (с Тавдинским музеем леса, с музеем ЦТР «Гармония» и др.) весь период
4. Знакомство и сотрудничество с краеведами г. Тавда весь период
5. Организация и проведениевнеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности. весь период
6. Участие участников кружка «Тавдинские следопыты» в научно-практических конференциях, форумах на школьном, районном, областном, всероссийском уровнях. весь период
7. Взаимодействие с клубом «Юные патриоты МАОУ СОШ №7» и советом старшеклассников «Школьная республика». весь период
8. Привлечение родителей к организации и проведению ежегодных мероприятий: квест-ирга «Моя малая родина – Тавда», конкурс патриотической песни, конкурсная программа «Юный защитник Отечества», конкурс проектов «Моя семья. Страницы истории» ежегодно
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Пробуждение интереса учащихся к познавательной деятельности
Повышение уровня знаний истории, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
Формирование у младших школьников чувства патриотизма, гуманизма и толерантности
Приобретение опытаучастия в школьных мероприятиях
Налаживание сотрудничества школы и родителей
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ»Проект рассчитан на учащихся 5-9 классов МАОУ СОШ №7. 
Цель: Развить качества конкурентоспособной личности, сформировать активную гражданскую позицию у учащихся среднего звена, привить внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК
1. Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников. ежегодно
2. Создание программы, плана работы и открытие клуба «Юные патриоты» август 2015
3. Сбор материалов для создания школьного музея;
Подготовка нормативно-правовой базы к открытию музея;
Открытие школьного музея;
Обновление экспозиций;
Проведение занятий в школьном музее; 2016 г.
август-ноябрь 2016
раз в квартал
регулярно
4. Знакомство учащихся с основами знаний в области политики и права, путем организации и проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, путем взаимодействия с отделом МВД «Тавдинский» весь период
5. Участие в конкурсе социально значимых проектов «Мы – будущее России» и иных конкурсах гражданско-патриотической направленности ежегодно
6. Взаимодействие с учащимися начальной школы и «Школой молодых политиков», а также с общественными молодежными организациями весь период
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование образа выпускника основной школы – конкурентоспособной личности
Приобретение учащимися и умений:
планирования своего рабочего времени;
разработки и творческих дел и игр;
сотрудничества и взаимодействия друг с другом;
анализировать различные ситуации и собственную деятельность.
Формирование у выпускников активной гражданской позиции.
Формирование способности нести личную ответственность за свои действия и поступки.
Приобретение потребности личности в постоянном самосовершенствовании.
ПРОЕКТ «ШКОЛА МОЛОДОГО ПОЛИТИКА»Проект рассчитан на учащихся 10-11 классов, педагогов и родителей МАОУ СОШ №7
Цель: Повышение уровня политической и правовой культуры среди молодежи, формирование и развитие политической компетентности, а также навыков конструктивного участия в политической жизни области.
Главные задачи – освоение лидерами молодежной среды навыков аналитической деятельности в отношении современной политической системы, привлечение молодежи к участию в избирательных процессах и подготовка группы лидеров для выработки молодежных инициатив по улучшению социальной, экономической, политической, правовой и культурной обстановки в Тавдинском городском округе
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
№ МЕРОПРИЯТИЯ СРОК
1. Повешение квалификации педагогов в области гражданско-патриотического воспитания весь период
2. Создание молодежного объединения «Школа молодого политика» 2016
3. Обучение учащихся и молодых специалистов начальным знаниям в области политики и права, путем организации и проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности весь период
4. Обмен опытом с ОУ и иными организациями, осуществляющими деятельность по патриотическому воспитанию граждан. весь период
5. Организация сотрудничества с Уральским государственным педагогическим университетом январь-март 2017
6. Составление с общешкольным родительским комитетом плана работы по привлечение родителей к проведению мероприятий гражданско-патриотической направленности ежегодно
7. Участие учащихся и молодых педагогов в выборах депутатов Молодежного парламента Свердловской области и выборах депутатов общественной молодежной палаты при думе Тавдинского городского округа. октябрь-ноябрь 2015, 2017,2019
8. Организация и проведение конкурса социально значимых проектов «Мы – будущее России» ежегодно
9. Создание авторских проектов, направленных на развитие Тавдинского городского округа 2018-2019 уч. год.
10. Открытие на базе МАОУ СОШ №7 базовой площадки по подготовке молодых граждан к активной политической и культурной жизни. сентябрь 2019
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование у старшеклассников устойчивых предпочтений в выборе профессии и высокой мотивации на развитие знаний и компетенций.
Формирование у выпускников активной гражданской позиции.
Совершенствование профессионального мастерства педагогов школы, обеспечивающее повышение эффективности и результативности воспитательного процесса.
Развитие взаимодействия семьи и школы
Повышение ответственности родительской общественности за процесс воспитания подрастающего поколения.
Успешное поступление учащихся в ВУЗы.
Повышение статуса образовательного учреждения в социальной и образовательной среде.