«Развитие познавательных интересов и закрепление знаний у школьников через игровые технологии»


«Развитие познавательных интересов и закрепление знаний у школьников через игровые технологии»
Развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий кто
желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственнойдеятельностью, собственными силами,
собственным напряжением
А.Дистервег Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься на тем, как подержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм и игровым моментам на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Как показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы, до недавнего времени игру применяли лишь на занятиях математического кружка, при проведении внеклассных занятий по предмету, и возможности использования дидактических игр в учебном процессе недооценивались. Сказывалось отсутствие методических разработок по данному вопросу и постоянная нехватка личного времени учителя для создания и режиссуры дидактических игр, требующих повышенного методического и профессионального мастерства.
Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно - воспитательном процессе. Технология (от греч. «техно»-искусство , мастерство , умение, и «логос»-учение, наука, закон; буквально- это учение о мастерстве, умении учителя показать свое мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.
Игра-дело серьезное! Давайте в ней разберемся. Есть у строителей такое понятие: нулевой цикл. Оно обозначает первые подготовительные работы, в частности закладку фундамента здания. Игровая деятельность ребенка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. . .» Эта мысль принадлежит А.С.Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребенка.
Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
По образовательным задачам - на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний.
По типам - это познавательные, ролевые, деловые, комплексные игры.
По форме проведения - игры -аукционы, защиты, соревнования на лучшее качество, скорость, количество, путешествие по станциям с чередованием игровых ситуаций, имитация событий, пресс - конференция, игры - драматизации, инсценировки, поиск решения проблем, игры - исследования, открытия и т.д.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия.
В термине «дидактическая игра» подчеркивается ее педагогическая направленность, отражается многообразие применения.
Реализация игровых приемов и моментов при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры. Игровой замысел- первый структурный компонент игры-выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придет игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованием коллектива.
Существенной стороной дидактических игр являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, видеоматериалов. Так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактический раздаточный материал, флажки, призы, которыми награждаются команды – победители.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При утере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса с большой охотой, что благотворно влияет на усвоение ими знаний.
Очень важно игру проводить выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начиная отвлекаться. В таких случаях трудно бывает поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко и это совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру – тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
Количество играющих. Каждая игра требует определенного или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
Какие дидактические материалы и пособия потребуются для игры?
Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики к ней вернуться еще раз?
Как обеспечить участие всех школьников в игре?
Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным учащимся игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступает более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатываются положительные отношения к учебе.
Любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность. Которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию креативности.
Одним из эффективных путей воспитания у школьника интереса к предмету является организация их игровой деятельности. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. При этом игра готовит ребенка к учению, так и к труду сама являясь одновременно и учением и трудом. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах, явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявить их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают огромное влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры ( даже самые простые) имеют много общего с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.
Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
На уроках математики игра приобретает особенное значение как писал Я.И.Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируясь в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Но это не дает возможности учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Конечно, не стоит преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут стать источниками систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге к решению следующих задач: учитель должен дать учащимся знания, соответствующие современному уровню развития науки; он должен их научить самостоятельно приобретать знания. Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.
Систематическое использование игровых технологий с применением современных ТС на разных этапах изучения различного по характеру материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности учащихся. Но наряду с этим присутствуют и негативные моменты при применении игровых технологий: трудоемкость при подготовке к уроку со стороны учителя; подготовка большого количества раздаточного и наглядного материала; необходимость определенного опыта и навыков проведения игр; большая эмонациональная напряженность учителя во время проведения игры; различный уровень подготовленности учащихся для игры; иногда требуется для проведения урока – игры дополнительное время, изменение расписания.
Таким образом, для успешного применения игровых технологий нужно тщательно анализировать необходимость той или иной игры для каждой конкретной темы. Эффективное использование игровых технологий в своей педагогической работе отражает смысл высказывания французского математика, физика, философа Блеза Паскаля: «Ученик – это не сосуд, который наполнить знаниями, это факел, который надо зажечь.»