Рабочая программа по производственной практике для специальности «Учет и аудит»


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Кокшетауский бухгалтерско-экономический колледж
Утверждаю:
Директор колледжа
__________Уразалин Г.Т.
«__»______________20__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессиональной (производственной) практики
по специальности:
0518000 «Учет и аудит»
для квалификации:
«Экономика, бухгалтерский учет и аудит»
Кокшетау – 2014
Әдістемелік циклдық комиссияның отырысында толқыланып мақұлданды
Хаттама № ___________
«___» ________200__ж.
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (методической) цикловой комиссии
Протокол № _________
“____”___________200___г.
Оқытушы
Преподаватель __________________



Оқу жұмыс бағдарламасының пәні оқу әдістемелік бірлестікте педагогика, гуманитарлық, экономикалық мамндықтары немесе жалпы білім беретін пәндері бойынша келісті.
Рабочая учебная программа по дисциплине согласована с учебно-методическим объединеним по педагогическим, гуманитарно-экономическим специальностям или орбщеобразовательным дисциплинам. (подчеркнуть)
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………3
Требования к уровню знаний……………..……………………………….4
Тематический план…………………………………………………………5
Содержание программы производственной практики………………....11
Контроль планируемого результата прохождения практики..………...13
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа профессиональной практики разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования Республики Казахстан по специальности 0518000 «Учет и аудит» для квалификации: среднего звена «Экономика, бухгалтерский учет и аудит».
Целью проведения профессиональной практики является закрепление, углубление и систематизация знаний обучающихся, полученных в процессе теоретического обучения, привитие необходимых практических умений и навыков по избранной специальности, а также приобщение их к будущей трудовой деятельности.
Организация и проведение профессиональной практики независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности является обязательным требованием государственных общеобязательных стандартов образования для обеспечения качества подготовки специалистов квалифицированного труда.
Профессиональная практика проводится в организациях (предприятиях, учреждениях) соответствующего профиля специальности обучающегося и осуществляется на основе договоров на прохождение практики, которая заключается за месяц до начала профессиональной практики обучающихся.
Профессиональная практика проводится в соответствии с действующими образовательными стандартами технического и профессионального образования в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и включает:
-практику на получение первичных профессиональных навыков (ознакомительную);
-практику по профилю специальности (техническую или производственную);
-преддипломную (квалификационную или стажировку).
Обучающиеся направляются на практику по профилю специальности (техническую или производственную) и на преддипломную практику (квалификационную или стажировку) на основании соответствующего приказа.
Обучающиеся по специальности 0518000 «Учет и аудит» проходят практику по трем дисциплинам:-Экономика организации;
-Бухгалтерский учет и аудит;
-Финансовый учет.
2. Знания, умения, навыки как образовательные результаты выпускника колледжа
Прохождение практики следует совмещать с учетом следующих основных требований:
-знать цели и задачи практики; мероприятия по пожаробезопасности и технике безопасности; требования к организации рабочего места; методику составления служебного письма, классификацию и службу документационного обеспечения, их функции; правила проведения переговоров, этику делового общения; основы бухгалтерского учета;
-уметь работать с теоретическими и методологическими основами оценки, методами и инструментариями бухгалтерского учета.
-приобретать навыки с инструктивным материалом, постановлениями, изучить указания по организации и методологии бухгалтерского учета и аудита, овладеть навыками использования нормативных документов в контроле над хозяйственной финансовой деятельностью; изучить порядок документального оформления и научиться выполнять работу, связанную с документальным оформлением хозяйственных операций, составлением, приемкой, обработкой отчетов материально-ответственных лиц, записью хозяйственных операций в регистры бухгалтерского учета, обобщением данных текущего учета, составлением отчетности и анализом ее показателя. Всю работу студент должен выполнить аккуратно, в соответствии с установленным порядком обработать отчеты, производить записи операций в регистры бухгалтерского учета.
3. Тематический план и содержание рабочей программы профессиональной практики
Содержание задания Количество часов Количество рабочих дней
1 Ознакомление с хозяйственной деятельностью предприятия 6 1
2 Основы построения бухгалтерского учета, учетная политика на предприятии 6 1
3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 18 3
4 Учет собственного капитала 12 2
5 Учет основных средств и нематериальных активов 12 2
6 Учет товарно-материальных запасов 18 3
7 Учет денежных средств, расчетов, финансовых вложений и кредитов 12 2
8 Учет труда и его оплаты 12 2
9 Учет производственных затрат и анализ 18 3
10 Учет доходов и расходов 18 3
11 Финансовая отчетность: методика и практика составления 18 3
Итого 150 25
4. Содержание программы профессиональной практики
Задание 1. Ознакомление с хозяйственной деятельностью предприятия.
Проведение экскурсии по цехам, рабочим участкам, местам хранения товарно-материальных ценностей и другим участкам предприятия с подробным объяснением работы каждого его подразделения.
Задание 2. Основы построения бухгалтерского учета, учетная политика на предприятии.
Составление схемы организационной структуры, а также экономической службы с выделением бухгалтерской службы. Изучение функциональных обязанностей каждой структуры бухгалтерии.
Задание 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Проведение экспресс-анализа финансово-хозяйственной деятельности и формирование выводов.
Задание 4. Учет собственного капитала
Изучение порядка формирования и изменения уставного капитала. Учет движения капитала. Резервный капитал. Источники формирования имущества
Задание 5. Учет основных средств и нематериальных активов
Начисление амортизации. Анализ структуры, движения и использования ОС и НМА. Документооборот по учету ОС и НМА. Организация синтетического и аналитического учета ОС и НМА
Задание 6. Учет товарно-материальных запасов.
Группы ТМЗ в бухгалтерии, материально-ответственных лица в местах хранения, методы и порядок сверки бухгалтерского и складского учета. Организация документооборота учета ТМЗ. Организация синтетического и аналитического учета ТМЗ.
Задание 7. Учет денежных средств, расчетов, финансовых вложений и кредитов.
Оформление кассовых операций. Оформление операций по безналичному расчету. Составление отчет о движении денег. Инвентаризация кассы. Процедуры открытия расчетного счета.
Задание 8. Учет труда и его оплаты.
Порядок оплаты труда на предприятии. Организация расчетов с персоналом. Начисление заработной платы. Виды удержаний. Порядок исчисления удержаний.
Задание 9. Учет производственных затрат и анализ.
Калькулирование себестоимости продукции. Порядок заполнения регистров по учету затрат на производство. Организация синтетического учета производственных затрат. Выполнение анализа затрат на производство.
Задание 10. Учет доходов и расходов.
Порядок признания дохода по видам основной деятельности и видам неосновной деятельности. Порядок оценки готовой продукции и составления расчетов для определения фактической себестоимости отгруженных товаров. Организация синтетического и аналитического учета, формирование и использование дохода.
Задание 11. Финансовая отчетность: методика и практика составления.
Порядок и техника составления бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денег и отчета о движении собственного капитала.
5. Контроль планируемого результата прохождения практики
5.1 База практики
На последнем семестре второго и завершающего курса обучения руководители практики от колледжа ориентируют обучающихся на поиск мест базы практики, с нацеленностью на место своей будущей трудовой деятельности по специальности.
Для этого обучающиеся должны заранее представить ответственному за практику преподавателю официально оформленные письма – вызовы или письма – запросы на фирменном бланке, на конкретного обучающегося за подписью официальных лиц.Объектом профессиональной и преддипломной практики могут быть организации и индивидуальные предприниматели, независимо от форм собственности, занимающиеся предпринимательской деятельностью и являющиеся хозяйствующими субъектами.
К их числу относятся субъекты малого, среднего и крупного бизнеса в формах: АО, ТОО, ПК, СП, фирмы, ассоциации, объединения и компании.
С базами практики заключаются юридически оформленные договора, где оговариваются уровень ответственности и обязанности сторон.
Обучающийся – практикант на время практики может трудоустроиться и быть зачислен штатно или внештатно на вакантную должность по профилю своей специальности.
При выборе базы практики по специальности следует учитывать:
- наличие возможности реализации практики;
- наличие квалификационных специалистов, необходимых для оказания помощи в приобретении практических навыков.
5.2 Организация практики по специальности
На базе практики обучающийся – практикант должен, в первую очередь, ознакомиться с основными направлениями деятельности организации со спецификой и отраслевой принадлежностью.
По кодам ОКЭД обучающиеся выявляют и знакомятся со структурными подразделениями места практики.
Руководитель практики от предприятия проводит со студентами инструктаж и знакомство с режимом работы и трудовой дисциплиной, сложившимися на предприятии.
Для отражения в дневнике и отчете по данному разделу студенты – практиканты изучают Устав и учредительские документы, базы практики, учетную и налоговую политики, схему организационной структуры и документооборота.
Кроме того, следует обучающемуся – практиканту выяснить все учредительные и регистрационные реквизиты: РНН, адреса, № текущих банковских счетов и др.
Особое внимание уделяется организационной структуре и взаимодействию служб бухгалтерии и аналитиков, состоянию использования новых учетных программ и технологий, МСФО, плана счетов по МСФО, возможности применения передовых методов учета и анализа.
В дневнике и отчете отразить основные показатели деятельности субъекта, аналитические показатели по формам финансовой, налоговой и статистической отчетности.
На основе этого выявить внутренние резервы, возможности и перспективы финансового и стратегического роста базы практики.
Практика по специальности проводится в хозяйственных субъектах. Непосредственное руководство практической деятельностью обучающихся по отдельным курсам и разделам практики осуществляется начальниками отделов и ведущими специалистами.
В первый день обучающийся знакомится с коллективом, совместно с руководителем практики составляет календарно-тематический план прохождения практики, применительно к конкретным условиям работы и включает все виды работ, выполняемых отделом, с которыми подлежит ознакомиться обучающемуся. В нем указываются рабочее место, содержание работы и сроки выполнения.
Календарно-тематический план после утверждения, составляется для работы практиканта.
5.3 Обязанности руководителя практики от хозяйствующего субъекта
Хозяйствующие субъекты обеспечивают практикантов рабочими местами и необходимым практическим материалом. Приказом назначается руководитель практики.
В его обязанности входит общее руководство практикой:
-подбор руководителей из числа квалифицированных специалистов на каждом рабочем месте и наблюдение за их работой с практикантами;
-распределение обучающихся по рабочим местам;
-обеспечение нормальных условий работы обучающихся;
-обеспечение надлежащей требовательности к обучающимся практикантам, как в отношении служебной дисциплины, так и в отношении выполнения плана производственной практики;
-составление краткого отзыва о работе практиканта. В отзыве отмечается выполнение обучающимся программы практики, его отношение к работе, трудовая дисциплина, овладение производственными навыками.
Руководители практики на рабочих местах проводят инструктаж обучающихся, осуществляют непосредственное руководство и постоянный контроль за выполненной работой и соблюдением дисциплины практикантами, проверяют отчет по практике.
5.4 Обязанности обучающихсяОбучающиеся обязаны:
-соблюдать действующий режим хозяйствующего субъекта;
-на рабочих местах самостоятельно выполнять порученную работу. Отвечать за результаты;
-вести дневник по установленной форме, ежедневно представлять его на проверку и подпись руководителя практики;
-предоставить в колледж письменный отчет о результатах практики с соответствующими приложениями.
В случае не выполнения программы практики по уважительной причине, обучающийся направляется на практику повторно в свободное от учебы время.
5.5 Оформление дневника по практике и его содержание
В дневнике необходимо наличие подписи руководителя предприятия и печати предприятия. Также в уведомлении о прибыли на практику практиканта необходимо указать в качестве кого проходил обучающийся практику (оценщик, помощник оценщика, помощник менеджера, стажера и т.д.).
В записи о работах, выполненных на практике необходимо подробно расписать дни недели, указать краткое содержание выполняемых работ, а также должны быть подписи руководителей, предоставивших тот или иной материал.
5.6 Содержание и защита отчетов
По окончании профессиональной практики обучающийся должен представить руководителю практики отчет о выполнении практики. В нем отражается проделанная практикантом работа.
К отчету прилагаются:
-результаты профессиональной практики;
-дневник;
-отчет;
-приложения к отчету, состоящие из документов о проделанной работе.
Во время практики дневник и отчет подписывается руководителем практики от организации, в которой обучающийся проходит практику и заверяется печатью.
Дневник и отчет следует выполнять на компьютере и распечатать текст на одной стороне листа, иллюстрировать необходимыми документами и другими материалами. Страницы дневника и отчета, так же приложения к нему должны быть пронумерованы.
5.7 подведение итогов профессиональной и преддипломной практики
Для подведения итогов и оценки результатов практики обучающийся представляет в учебную часть колледжа дневник и отчет с приложениями в течение следующей недели после завершения практики. Обучающиеся, не предоставившие в этот срок отчеты, отчисляются из колледжа.
Ученая часть колледжа передает дневник и отчет преподавателю на рецензию. При положительной рецензии преподавателя дневник и отчет по практике выносится на защиту.
Для приема защиты отчетов по профессиональной и преддипломной практике учебная часть создает комиссию в составе: преподавателя ведущего курс, по которому проводится практика, руководителя практики от колледжа и по возможности руководителя практики от предприятия.
Каждый обучающийся защищает отчет по практике на заседании комиссии. На основании материалов о практике, а также результатов защиты комиссия в присутствии обучающегося дает оценивать профессиональную практику.
Обучающийся, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, либо направляется на повторную практику в период каникул, либо отчисляется из колледжа.
Оценка по итогам защиты отчета заносится в ведомость и зачетную книжку обучающегося. На титульном делают запись: защещен с оценкой «____», ставят дату и подписи членов комиссии отчетов по практике.