Конспект урока по физике Электрическая цепь и ее составные части


Пашковская средняя общеобразовательная школа -
филиал МБОУ «Актабанская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок» (образовательная область «Естествознание»)
Учитель физики
Еранцева Марина Геннадьевна

2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К уроку физики в 8 классе по теме: «Электрическая цепь и ее составные части»
Автор:Еранцева Марина Геннадьевна, учитель физики Пашковской СОШ - филиала МБОУ «Актабанская СОШ»
Направление: естественно – научное /физика/.
Тема урока: Электрическая цепь и ее составные части.
Тип урока: изучение нового материала.
Программа: физика 7-9 для общеобразовательных школ. Составители: А.В. Пёрышкин,
Е.М. Гутник. Физика. М. Дрофа, (2008).
Учебник А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник, Физика 8 класс (Дрофа Москва 2010 г.)
Количество часов: 70 часов в год; в неделю – 2 часа.
Раздел учебника: Электрочество.
Активные формы обучения: беседа, наблюдение, технология учебного исследования, технология общения, самостоятельная работа, работа в парах, работа в тетрадях.
Список дополнительной литературы:
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.Чеботарева В.А. Тесты по физике 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.
Газета Физика №3/99. Формирование навыков сборки электрических цепей. – М: Издательский дом Первое сентября, 1999. – 11с
Интернет-источники:
http://festival.1september.ru/articles/subjects/2 – иллюстрации
Урок в 8 классе по теме «Электрическая цепь и ее составные части»
Цель урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Электрическая цепь и ее составные части».
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать понятие «Электрическая цепь» из каких частей и назначение каждой части электрической цепи;
способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей;
Подготовка к ГИА.
Развивающие:
развивать практические умения учащихся: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умения применять полученные знания в новых условиях;
развивать умения применять знания других учебных дисциплин (математика, ОБЖ, черчение, история).
Воспитывающие:
создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;
способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.
показать роль физики в современных рабочих профессиях (электрик, врач-физик, инженер)
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
набор оборудования на каждую парту (источник тока 4,5 В, набор проводов, лампочка, звонок, 3 ключа).
Наглядность: Презентация
Основные этапы урока:
№п/п Структурные элементы Временная реализация
1 Организационный момент 2 мин
2 Актуализация знаний 8 мин
3 Изучение нового материала и его закрепление 30 мин
4 Домашнее задание 1 мин
5 Подведение итога урока 4 мин
(Для подготовки учащихся к ГИА необходимо включать в различные этапы урока и домашнюю работу разнообразные задания, которые будут способствовать сформированности методологических знаний и умений – задание с выбором ответа, уровня владения экспериментальными умениями, умения решать качественную задачу, а также задания по работе с текстом физического содержания.)
1. Организационный момент
Установление готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний
Мотивация
1) Представьте себе, на мгновения в домах гаснут электрические лампы, отключаются телевизоры, прекращается движения электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток.
Что такое электрический ток?
Какие условия необходимы для существования электрического тока?
Приведите примеры источников тока. Какие преобразования энергии в них происходят?
Зачем нужен электрический ток?
Какие действия электрического тока вам известны?
В связи с широким и повсеместным использованием электричества возникает необходимость более детального рассмотрения устройств, по которым течёт электрический ток. В совокупности эти устройства называются электрической цепью.
02508252)
Перед учащимися ставятся задачи, которые необходимо решить на уроке:
Познакомиться с основными частями электрической цепи и их условными обозначениями на схемах;
Научиться чертить схемы электрических цепей;
Научиться собирать простейшие электрические цепи.
3. Изучение нового материала и его закрепление
На экран проецируется Презентация

Электрическая сеть дома или квартиры — это не только провода, розетки, лампочки и выключатели. Более сложной и самой важной частью электрической цепи считается щиток управления, в котором находятся автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы и дополнительная аппаратура.
Основные элементы электрической цепи:
1. источник тока (аккумулятор, гальванический элемент, генератор)
2. потребитель электрической энергии (лампы, электроприборы)
3. провода, с помощью которых электрическая энергия доставляется к потребителю
4. замыкающие и размыкающие устройства (ключи, рубильники, кнопки, выключатели)
Электрическая цепь должна быть замкнутой.
Схемы это чертежи, на которых изображены способы соединения электрических приборов в цепь.

Изложение материала.
На магнитную доску прикрепить лампу.Что нужно сделать, чтобы она загорелась?
Учащиеся предлагают добавить: источник питания, ключ, соединительные провода.
Как назвать совокупность устройств, которые позволили загореться лампочке?
Правильно и темой сегодняшнего урока будет «Электрическая цепь». Слайд 3
Откройте тетради и запишите тему урока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка). Вторая составная часть цепи – источник тока ( для л.р.- гальванический элемент). Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств. Чтобы в цепи был ток, она должна быть замкнутой, т.е. состоять из проводников электричества. Если в каком-нибудь месте провод оборвётся, то ток в цепи прекратится. На этом и основано действие выключателей. Назовите замыкающие устройства в классе (Выключатель, рубильник, кнопки, для л. р. – ключ) слайд 4
Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:
потребитель
источник тока
соединительные провода слайд 5, 6
замыкающее устройство
Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь, а содержится информация в электрических схемах. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи. Слайд 7,8
Придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов. Слайд 9
Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы.
Игровая разминка «Электрическая цепь»: делятся на две команды, взявшись за руки получают от ведущего сигнал пожатием руки и передают друг другу по цепочке. В результате, чей «электрический ток» быстрей дойдет до конца, та команда и выиграла.
Перед выполнением следующего задания хочется напомнить китайскую мудрость:
Расскажи — и я забуду…
Покажи — и я запомню…
Дай мне возможность действовать самому —и я научусь. Слайд 10
Знакомятся с элементами цепи на магнитной доске в группах
По группам собирают простую цепь (источник тока, лампа, ключ, соед. провода) слайд 11
Собирают цепь на лабораторных столах
Ребята, вам предстоит выполнить практическую работу.
Какие правила техники безопасности вы будите соблюдать?
Практическая работа.
Цель: собрать электрическую цепь из приборов, которые есть у каждого на столах так, чтобы лампочка загорелась.
Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет.
Этап первичной проверки знаний.
Индивидуальные задания: расставьте усл. обозначения по «местам», соединив стрелкой усл. обозначение с названием прибора.

Осуществим проверку, используя таблицу контроля:
Слайд 13
Ошибок 0 2 4 Больше 4
Оценка 5 4 3 Придётся подучить
4. Домашнее задание:
Обязательный уровень: § 33, упр.13(№5); слайд 14
Творческий уровень
Сайт «Классная физика»
1. Этюды об ученых – выбрать открытия в области электричества
2. Азбука физики «Электричество вокруг нас»
3. Сообщения о профессиях (электрик, врач – физик)
5.Подведение итога урока
Все мы очень любим стихи. Вам придется дописать всего одно рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.
В любую электроцепь войдут всегда
Источник, потребитель,… (провода)
При сборке надо знать для ясности
Правила техники…(безопасности)
Не забудем при сборке мы следовательно
Амперметр включаем… (последовательно)
А вольтметр двумя проводами отдельно
Включи к элементам цепи .. (параллельно)
С учетом полярности сводим концы.
Учитель нам скажет, что мы - …(молодцы!)
Ребята, вспомните цель нашего урока. Поднимите зеленые кружки, если цель оправдалась и красные треугольники - если нет.
Выставляются оценки учащимся.