СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье раскрывается мой опыт работы, направленный на поиск новых подходов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся в процессе физического воспитания, формированию ценностных ориентаций, жизненной мотивации. Цель данного исследования лежит в обосновании педагогических условий сохранения и укрепления здоровья на уроке физической культуры.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическое развитие, педагогические условия, мотивация.
Проблема физического воспитания подрастающего поколения школьников является особенно актуальной. В условиях реализации Государственных образовательных стандартов, изменилась сетка распределения учебных часов базовой и вариативной части программы, введён мониторинг физического развития и физической подготовленности, акценты перенесены с тренировочных на оздоровительные. Содержание теоретико-методического материала, направлено на формирование осознанного отношения к своему здоровью и физическому развитию. Оценка успеваемости состоит из качественных критериев оценки уровней достижений учащихся [3]. Эти преобразования требуют современного подхода к планированию учебного процесса, грамотного использования средств, форм и методов физического воспитания, имеющих оздоровительную направленность
Самым ценным богатством, которым награждает человека природа от рождения и на долгие годы, является здоровье. В последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня духовного потенциала и здоровья молодого поколения. Здоровый образ жизни человека не складывается сам по себе, в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Именно поэтому проблема формирования ценности здоровья является актуальной. Важность вопроса определяется состоянием здоровья населения вообще и школьников в частности. Проблема заключается в том, что возросло количество негативных факторов, влияющих на здоровье школьников: увеличение объема учебной возможностями учащихся, снижение двигательной активности, не всегда организован досуг, нерациональное питание, рост вредных привычек среди школьников, социальные, гигиенические условия.
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста не только медицинская, но и педагогическая проблема. Решение этой проблемы заключается в изменении взглядов человека на жизнь. В.А. Сухомлинский писал: «Забота школы о том, чтобы ученик не болел и его организм был неблагоприятен к болезням, так же важна, как и забота об интеллектуальном и нравственном развитии его воспитанников»[4]. Подразумевается работа на приоритете оздоровительной направленности, сотрудничества семьи и школы, сохранения и укрепления здоровья учащихся, с учетом личности школьника, его половых, индивидуальных особенностей, физического развития, потребностей, наклонностей и мотивов. Цель учителя физической культуры – системно, планомерно, последовательно обеспечить единую педагогическую линию семьи и школы, направленную на формирование положительной мотивации, на бережное отношение к своему здоровью, ориентацию на здоровый образ жизни. Эффективность этого процесса заключается в создании педагогических условий сохранения и укрепления здоровья учащихся. Опираясь на исследования современных педагогов В.И. Лозовой, Г.В. Троцко [2] относительно структуры процесса обучения, мною определены этапы процесса физического воспитания школьников, а именно: подготовительный, мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-рефлексивный.
Так, на подготовительном этапе я осуществляю дидактическое планирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня владения ими знаниями (основы здоровья, гигиена, рациональное питание, закаливание, история видов спорта, самоконтроль, нагрузка, поза, техника выполнения движений и т.д). Содержание учебного материала строится на принципах здорового образа жизни, формировании устойчивого желания школьников сознательно, самостоятельно работать над собой, позитивно относиться к физической культуре. накопления баллов.
Творческое сотрудничество «учитель-ученик», предусматривает в своих формах, методах, приемах ориентацию на развитие и физическое совершенствование конкретного ребенка. Такая организация деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса позволяет определить первое условие физического развития и укрепления здоровья учащихся, а именно демократический подход к организации учебного процесса в духе сотрудничества.
Второй этап физического воспитания – мотивационный. Его можно считать, залогом успеха в обучении. Учитель формирует у ученика осознанную потребность в физическом самосовершенствовании и здоровье. Интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями появляется под влиянием желания усваивать новые знания, движения и физические упражнения, укреплять здоровье, развивать физические качества и двигательные способности, получать хорошие оценки, быть среди лучших учеников. Педагог реализуя ближайшую цель обучения, развивая ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества – создает условия для реализации перспективной цели - укрепление здоровья школьников, совершенное овладение техникой двигательного действия, участие в различных спортивных соревнованиях на уровне школы, района, города, Республики. При этом у ребят формируется мотивация к учебной деятельности, бережное отношение к своему здоровью, определенные нормы и образцы поведения. Все это побуждает их к самостоятельной деятельности во внеурочное время, приучает к ведению здорового образа жизни, появляется настрой на успешное обучение. Таким образом, можно сформулировать второе условие физического развития и укрепления здоровья школьников, а именно формулировка сферы мотивов обучения с ориентацией на здоровый образ жизни.
На третьем операционно-деятельностном этапе следует определить, что позитивное отношение к физической культуре, здоровому образу жизни находится в прямой зависимости от оптимального использования на уроках методов и приемов, повышающих двигательную активность школьников. Учитель оперативно формирует систему знаний учащихся. Так организация восприятия нового материала осуществляется через создание положительного климата во время проведения уроков, аргументацию необходимости занятий физическими упражнениями, подбор теоретических знаний по теме, форм и средств обучения. Осознание учащимися структуры двигательного действия по принципу от простого к сложному: начальная поза, элементарные естественные движения, анализ по частям, поиск ошибок, путей исправления, качественное выполнение техники. Дети положительно воспринимают материал – они мыслят, усваивают знания, умения, совершенствуют навыки на уроке, в соревновательной, творческой, самостоятельной деятельности. Таким образом, сознательное включение учеников в процесс физического воспитания и формирования здорового образа жизни является третьим педагогическим условием.
На контрольно-рефлексивном этапе учитель осуществляет контроль усвоения учебного материала, анализирует степень формирования обще учебных и предметных знаний, умений, навыков, уровень овладения мыслительными операциями, опыт творческой деятельности, самостоятельность оценочных суждений. Ученики также являются участниками этого процесса – самоконтроль, анализ качества выполнения упражнений друг друга, помощь учителю. Интересно проведённое занятие, способность самостоятельно выполнять учебные задания похвала учителя, хорошая оценка, позитивные эмоции – результат мотивация на успешное обучение, укрепления здоровья.
Успешность зависит от того как разработана и применяется система в оценивании достижений учащихся. Здесь важно проявить творческий, гуманистический подход, в зависимости от темы планируются различные виды и формы оценивания. Это комплексное оценивание знаний, умений, навыков; дифференцированное оценивание показателей двигательных качеств по принципу «прироста» с разработанной таблицей для каждого ученика; оценивание техники выполнения упражнения по уровню подготовленности с распределением учащихся на группы; карточки для проверки теоретико-методических знаний. Таким образом, можно определить четвертое условие – включение учащихся в оценочную деятельность и рефлексию.
Проверка эффективности перечисленных выше педагогических условий осуществлялась в экспериментальной части исследования. С этой целью провели изучение уровня физической подготовленности учащихся и выявление резервов её увеличения, на протяжении 2013-2016 учебных годов были проведены исследования результатов развития двигательных качеств учащихся одной возрастной группы. Для наглядности динамика роста высокого и достаточного уровня физических качеств показана на рис.1.
Рис.1.Оценка уровня физической подготовленности учащихся за 2013-2016 уч.годы.

Рис.2. Динамика роста качества результатов тестирования «Основы знаний о физической культуре» учащихся одной возрастной группы за 2013-2016 учебные годы.
Выводы и перспективы работы в данном направлении. Анализ мониторинговых исследований подтвердил, что обоснованные мной педагогические условия благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках физической культуры. При этом наблюдается рост количественного состава спортивных секций школы по баскетболу, волейболу, ОФП, «Защитник Отечества», а также увеличилось количество детей посещающих городские спортивные секции. Наряду с этим необходимо продолжать работу по пропаганде здорового образа жизни, привлекая учащихся к подготовке, проведению и участию в спортивных праздниках, соревнованиях, спортивно-патриотических фестивалях и др.
На мой взгляд, есть определённая проблема - недостаточно сформирована убеждённость родителей в необходимости дополнительного физического развития ребёнка в городских спортивных секциях. Как путь её решения – разъяснительная работа среди родителей: заочные лектории, выступления на родительских собраниях, совместная организация и проведение общешкольных спортивных праздников.