Программа внеурочной деятельности художественно — эстетического направления. « Школа юного художника»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Новая КукаПрограмма внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.
« Школа юного художника»
Учитель : Парфёнова Галина Николаевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Пояснительная записка
 «Школа юного художника» является программой художественно – эстетической направленности.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности. Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства. 
 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель:
Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
-развивать природные задатки и способности детей
-развитие эстетического восприятия мира посредством изобразительного искусства
-развитие мелкой моторики, цветотерапия;
-выявление талантов, развитие художественного восприятия, наблюдательности, - художественного вкуса;
-формирование и развитие знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности;
-содействие развитию творческого воображения, фантазии, основ художественного мышления, художественно-творческих и познавательных способностей.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
1. Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.
 2.Регулятивные универсальные учебные действия:
   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;
  - принимать и сохранять учебную задачу;
  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  - различать способ и результат действия;
  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
 2. Воспитательные задачи:
          - формирование эстетического отношения к красоте окружающего    мира;
- развитие умения контактировать  со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
         - умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
         - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
     - учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
    - обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
    - ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
                           Используемая литература
« Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
«Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. ГирндтПоурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
« Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
« Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
«Бумагопластика»  Г. Н. Давыдова.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству».
Первые уроки : учимся рисовать! Из-во РООССА! Лучшие книги мира!Тематическое планирование
№ Тема занятия
Содержание дата
1. Не ленюсь, не спешу – чётко линии пишу. Морской пейзаж-Марина 2. Раз кружок, два- овал: я этюд нарисовал. Форма. Эскиз. Этюд. 3. Лепесток, лепесток – получается цветок. Контур. Ромашковая и васильковая сказка. 4. Красный,синий, жёлтый цвет- яркий праздничный букет. Ластик. Тюльпановая сказка. 5. Эй, грибок полезай в кузовок. Боровиковая и мухоморная сказка. 6. Сад рисуем. Огород – что здесь только не растёт. Тёплые и холодные цвета. Яблочная и грушевая сказка. 7. Клубника, вишенка, малинка- ягод полная корзинка. Натюрморт.Клубничная и вишнёвая сказка. 8. Что сегодня на обед: винегрет или портрет. Натюрморт. Огуречная и морковная сказка. 9. Листопад – листопад устилают листья сад. Составные краски. Дубовая и кленовая сказка. 10. У берёзки хоровод – веселись, лесной народ. Составные краски. Берёзовая сказка. 11. Если пальмы - значит жарко, если ёлка – значит колко. Еловая сказка. 12. Крылышки, три пары ног- чтоб никто поймать не смог! Сказка про божью коровку. 13. На что похожи бабочки? На девочкины бантики. Сказка про бабочку. Работа с красками. 14. Загляни пол листок – там построил дом жучок. Акварельные краски. Сказка про жука. 15. Приключения морские мы рисуем под водой. Сказка про рыбку. Сказка про морскую звезду. 16. Как отыскать осьминога? Ведь цвет умеет он менять! Сказка про осьминога17. Быстрокрылой вереницей полетели к югу птицы Сказка про ласточку18. Спят сорока и синица, лишь сове в ночи не спится Сказка про сову19. Что за волшебное перо? Кому принадлежит оно? Сказка про павлина20. Модно попугай одет – в яркий красочный жилет Сказка про попугая21. Теперь отправляемся туда, где льды не тают никогда Сказка про пингвина22. Поместятся на листе бумажном и кроха – мышь, и слон двухэтажный! Сказка про мышку23. На дальнюю родню похожа кошка: на тигра и на льва совсем немножко! Сказка про кошку24. Каждый мечтает о друге – собаке – неважно, породистый или дворняге! Сказка про щенка25. Крутыми рогами гордится барашек – с такими ни волк, ни медведь не страшен! Сказка про барашка26. Розовое брюшко у чистюли - хрюшки Сказка про свинку27. Чьи большие ушки из – за дуба на опушке? Сказка про зайчика28. Где найти в лесу орех, знает белка лучше всех! Сказка про белочку. 29. Через тёмный лес дремучий катится клубок колючий Сказка про ёжика. 30. Самый хитрый зверь в лесах – это кумушка - лиса Сказка про лису. 31. Головой задевает жираф облака – хорошо его видно издалека! Сказка про жирафа. 32. Как же нравятся бананы непоседе – обезьяне! Сказка про обезьяну. 33. Я очень медленно хочу: Ведь на себе свой дом вожу! Сказка про черепаху. 34. Паровозик –у братишки, у сестрёнки – кукла с мишкой Сказка про куклу. 35. На дне морском, в реке. Сказка о золотой рыбке 36. По щучьему веленью, по нашему хотению Сказка о волшебной щуке 37. Много лягушек в болоте живет Сказка о Царевне-лягушке 38. Вот так диво: огород на спине кита растет! Сказка про Чудо-юдо-рыбу-кита 39. Так не бывает! Разве конёк может прожить под водой хоть денёк? Сказка о морском коньке 40. Превосходно плавает тюлень, а по суше ползать ему лень. Сказка о тюлене 41. Не важно для сказки, какого ты роста Сказка про улитку42. Любит муравей трудиться, ну а стрекоза -резвиться Сказка про стрекозу. Сказка про муравья43. Мне не страшен мрак ночной Сказка про светлячка44. На крыльях сказка прилетела и на моё окошко села Сказка о гадком утёнке 45. Спорить с индюком не смей-всякой птицы он важней! Сказка об индюке 46. Ворон каркнул на дубу «Знаю я твою судьбу!» Сказка о мудром вороне 47. Звонкий голос петушка слышен нам издалека Сказка о золотом петушке 48. Озаряет снежный мир яркий огонёк-снегирь Сказка о снегире 49. Может быть, рядом с нами живёт конь волшебный? Сказка про кота в сапогах 50. Весь дрожит король мышей Сказка о мышином короле. 51. Из камня нужно строить дом Сказка о трёх поросятах 52. Бычок поймал воришку на… бочок Сказка о Бычке-смоляном бочке 53. Того, кто хвостик мой найдет, награда, обещаю, ждёт! Сказка про ослика54. Будешь с козочкою дружен-будет молоко на ужин Сказка про козу и семерых козлят 55. Конь ретивый, мчись стрелой Сказка о Сивке-Бурке 56. Вот какие чудеса приключаются в лесах Сказка про оленя57. Бродит волк под тёмными дубами Сказка про волка58. Чистоплотный зверь енот блеск повсюду наведёт Сказка про енота59. Защёчные мешки полны- теперь дотянем до весны Сказка про хомяка60. Хоть и славно жить в глуши лесной, Маше очень хочется домой Сказка про медведя61. Что милее всего для крота? Сказка про крота62. Чтобы друзей не потерять, не стоит в дружбе плутовать Сказка про лису63. Если горной хозяйки понравишься? Сказка про ящерицу64. Вы в Африке бывали, по Австралии бродили? Сказка про слонёнка65. Если ты один на свете, даже солнышко не светит Сказка про крокодила66. Родней всего для бегемота его любимое болото Сказка про бегемота67. Желтый львенок в желтый зной видит яркий сон цветной Сказка про львенка68. Начинаем новую игру Сказка про кенгуру 69. Вы знаете, откуда горб взялся у верблюда? Сказка про верблюда70. Нужен носорогу длинный рог Сказка про носорога71. Я не злюсь, когда р-р-р-рычу Сказка про тигра72. Где водятся драконы и горбунки-коньки? Сказка про дракончика73. Ты неси меня, конёк Сказка про Конька-Горбунка Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Новая КукаПрограмма внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.
« Школа юного художника»
Учитель : Парфёнова Галина Николаевна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новая КукаПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
3 «б» класс
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПАРФЁНОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
2014-2015 уч.г.