ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Системно-деятельностный подход на уроках биологии и химии в условиях введения ФГОС ООО»


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Системно-деятельностный подход на уроках биологии и химии в условиях введения ФГОС ООО»
МИНИ-ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Авторы проекта:
учитель первой квалификационной категории
Мельникова Светлана Николаевна
Научный руководитель_________
_______________________________
Куратор:_______________________
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2016 г.
Казань, 2016
Содержание
Введение 3
Глава 1. Использование метода проектирования в процессе обучения биологии в средней школе. 4
1.1. Сущность проектного метода и особенности организации проектной деятельности школьников. 4
1.2. Критерии оценки проектной деятельности учащихся. 11
1.3. Метапредметные (общеучебные) умения и навыки. 15
Глава 2. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. 17
2.1. Проект урока. 17
Заключение. 27
Список литературы. 29
Приложение. 34
Введение
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Одним из возможных путей повышения уровня биологического образования является внедрение проектных технологий в практику работы учебного учреждения.[1, c.6]
Гипотеза: Если содержание фондированного внешкольного (долгосрочного внеурочного) проекта совпадает с тематическим урочным планированием, то на его основе вполне возможно создание мини проектов и их реализация во время урока.
Объект: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет: процесс формирования развития познавательной деятельности при изучении химии на примере мини проекта.
Актуальность: важнейшей задачей школы и методики химии, как педагогической науки является повышение качества обучения и воспитания учащихся.
Цель: показать эффективность мини-проекта как средство развития познавательной деятельности на уроке химии.
Задачи: - рассмотреть в теоретическом плане сущность проектного метода и особенности организации проектной деятельности школьников;
- разработать мини – проект направленный на формирование универсальных учебных действий на уроках химии.
Глава 1. Использование метода проектирования в процессе обучения биологии в средней школе
1.1 Сущность проектного метода и особенности организации проектной деятельности школьников
В «Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся», разработанных Департаментом образования города Москвы, заявлено: «Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы».
Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном или образовательном проекте и в этом случае он «…рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности». Термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике переосмысливание того, что должно быть».
При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что, учебные проекты могут быть разными. Наиболее известной можно считать типологию, предложенную Е.С. Полат и И.С. Сергеевым. [7, c.112].
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
В России идеи проектного обучения возникли одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектно-исследовтельский метод в практике преподавания.
Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторского обучения к личностно- ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предлагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией. Ученик становиться центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.
Среди существующих требований, предъявляемых к проектной деятельности И.С. Сергеев выделил шесть основных. [6, стр. 137]
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, часто социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
Планирование действий по разрешению проблемы, - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы его презентации. Наиболее важной частью проекта является пооперационная разработка проекта, в которой проводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты не могут быть сразу четко спланированы от своего начала до конца.
Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Представление заказчику или общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.
Итогом работы будет являться портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, недельные планы, отчеты и др.
Проект – это «шесть П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация и портфолио [7, c.152].
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Возможно применение мини-проектов в 8, 9 классах на уроке.
Рассмотрим задачи организации проектной учебно-исследовательской деятельности.
Задачи обучающихся:
1) обучение целеполаганию, планированию и контролю;
2) овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация и т.д.);
3) обучение методам творческого решения проектных задач;
4) формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
5) создание дополнительных условий для успешной социализации и профориентации.
Задачи учителя:
1) применение педагогических технологий и приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы и контроль за соблюдением этапов деятельности;
2) поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;
3) обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией, разработка заданий, проблем, тем для обеспечения многообразия видов деятельности;
4) владение методов организации учебного сотрудничества и проектной коррекции, повышение индивидуальной и групповой эффективности.
Проекты по всем направлениям должны пройти рецензирование, защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой литературы. Конечно, не все учащиеся могут справиться с проектно-исследовательскими работами (по наблюдениям - около 15%).
Из этого можно сделать вывод:
Необходимо соблюдать условия для успешной реализации проекта.
Наличие социально значимой задачи, проблемы – исследовательской, информационной, практической.
Поэтапная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Результатом работы над проектом (выходом проекта) должен быть продукт. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Что достигается данным опытом: Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения и компетентности.
Проектная деятельность должна базироваться на следующих принципах [6, стр. 142]:
- принцип доступности (используемый материал за рамками школьного учебника должен соответствовать уровню подготовки конкретного ученика и быть простым и доступным);
- принцип естественности (тема исследования, за которую берётся обучающийся не должен быть надуманной взрослым, должна быть интересной и настоящей, а значит реально выполнимой);
- принцип осмысленности (для того чтобы знания, полученные в ходе исследования стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы);
- принцип культуросообразности (воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи);
- принцип самодеятельности (выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов).
Сергеев И.С. предлагает следующие общие характеристики учебно – исследовательской и проектной деятельности:
1. Практически значимые цели и задачи учебно – исследовательской и проектной деятельности;
2. Структура учебно – исследовательской и проектной деятельности:
- анализ актульности проводимого исследования;
- целеполагание;
- формулировка задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование;
- определение последовательности и сроков работ;
- проведение проектных работ или исследований;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или исследования;
- представление результатов;
3. Компетентность в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация.
Для достижения целей обучения используются (буду использовать) технологии развивающего обучения:
- Технологию проблемного изложения материала (проблемное обучение)
- Коммуникативно-диалоговые технологии (направленный диалог, обсуждение, семинар, мозговой штурм)
-Опытно-исследовательские;
Технологии личностно-ориентированного обучения:
- Проектно-исследовательские технологии (мини-проекты, краткосрочные проекты)
- Компьютерные (по проектам, создание презентаций к уроку, по темам и проч.)
Специфические черты (различия) учебно – исследовательской и проектной деятельности.
- Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализация проектных работ представляет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
- В ходе исследования организуется поиск в какой области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предложений.
При использовании метода проектов в обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель-ученик в корне меняются. Если в традиционном образовании учитель ретранслировал знания и работал по схеме: учитель → учебник → ученик. То теперь: Ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом; Ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний; Ученик экспериментирует - учитель помогает организовать познавательно-трудовую деятельность; Ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора; Ученик активен - учитель создает условия для проявления активности; Ученик субъект обучения - учитель - партнер; Ученик несет ответственность за результат своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
1.2 Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
а). Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
б). Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
в). Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
г). Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.
При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев [7, c.124].
Примерное содержательное описание каждого критерия представлено в таблице № 1.1.
Таблица 1.1.
Критерии оценки проектной работы школьников
Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
БазовыйПовышенныйСамостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
КоммуникацияПродемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
1.3 Метапредметные (общеучебные) умения и навыки.
В основе ФГОС ОО – системно-деятельностный подход, который предполагает:- признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания. Новая школа - это современная система оценки качества образования. В результате выполнения первого этапа Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.
Она построена на основе учёта метапредметных (общеучебные) умений и навыков. Данная система является перспективной, т.к. нацеливает учителя и ученика на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, т.е. формирует очень важное в настоящее время качество – компетентность.
1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
постановка цели самообразовательной деятельности;
определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.
2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
владение цитированием и различными видами комментариев;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования.
3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии. [3, c.28]
Глава 2. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
2.1 Проект урока
1.Технологическая карта урока.
1.Технологическая карта урока .1. Ф.И.О. учителя: Мельникова Светлана Николаевна
2. Класс: 7 а Дата: ХХХХХ Предмет Биология № 11 урока по расписанию: 3
3. Тема урока: Тип Кишечнополостные
4. Место и роль урока в изучаемой теме:_____________________________
5. Цель урока : способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой типа Кишечнополостные; содействовать формированию у учащихся представления о внешнем строении и образе жизни кишечнополостных в связи со средой обитания; помочь разобрать особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кишечнополостных; способствовать развитию интереса к окружающей среде.
Целевые установки на достижение результата:
Обучающие:
•сформировать у учащихся общие представления о многообразии животного мира, о единстве органического мира;
•познакомить с Кишечнополостными, раскрыть значение животных в природе и жизни человека, значение необходимости охраны животного мира.
Развивающие:
•формировать у учащихся представления о внешнем строении и образе жизни кишечнополостных в связи со средой обитания;
•формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
•продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о родстве животных и растений, взаимосвязях их со средой обитания, воспитывать бережное отношение к животным как составной части природы, формировать экологическое мышление;
•поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу, прививать самостоятельность и любознательность, поддерживать интерес к биологической науке.
Тип урока:
по ведущей дидактической цели: комбинированный урок;
по способу организации деятельности: индивидуально-групповой.
Формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры с выходом в INTERNET, интернет-ресурсы, микроскопы, инструментарий, живые объекты (культура пресноводные гидры), диск - живая биология, диск-интерактивная линия зоология.
Тип урока:
Методы: индивидуальный и фронтальный опросы; работа с дидактическими карточками; рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность
учеников
I.Организационный момент. 1 Организовать детей на урок Правила на доске: 1. Сначала выслушай, затем задай вопрос. 2. Максимальная активность каждого. 3. Никакой критики. На доске: вывешены фотографии животных и растений Ф Личностные: настрой на урок Организация рабочих мест, приветствие, изучение правил на доске
II. Актуализация знаний по вопросам о тканях, органах и системах органов животных 3 Целеполагание В чем принципиальные отличия клеток многоклеточных животных от клеток простейших?
•Какие ткани животных вы знаете?
•Какова функция эпителиальной ткани?
•Какие виды мышечной ткани вы знаете?
•В чем особенности нервной ткани?
•Что такое орган?
•Из чего состоит орган?
•Какие системы органов вы знаете?
Ф Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов (индивидуальный опрос учащихся у доски; работа с дидактическими материалами).
III. Изучение нового материала
5 Объяснение нового материала 1. Общая характеристика кишечнополостных (беседа с элементами рассказа и использованием рис. 95 учебника; выполнение задания 1 в рабочей тетради), (приложение №1).
Кишечнополостные — это двуслойные животные (наружный слой — эктодерма, внутренний слой — эндодерма) с единственной полостью тела — кишечной (отсюда название типа). Все они имеют стрекательные клетки (отсюда второе название — стрекающие).
-Кишечнополостные (Coelenterata) или стрекающие (Cnidaria) – богатый видами тип примитивных многоклеточных животных с радиальной симметрией тела, часто придающей им сходство с цветком. Кишечнополостные – это первые животные, у которых появились настоящие ткани.
Эти животные представляют, по сути, мешок, стенка которого состоит из наружного (эктодермы) и внутреннего (эндодермы) слоёв. Эктодерма состоит из сократительных эпителиально-мускульных и стрекательных клеток, а эндодерма – из пищеварительных эпителиально-мускульных и железистых клеток. Стрекательные клетки служат для нападения и защиты. Слои разделены мезоглеей – бесструктурным желеобразным веществом, в котором также могут находиться клетки. Дыхательная, кровеносная и выделительная системы отсутствует.
Внутреннюю часть тела занимает кишечная полость, нередко разделённая на отдельные камеры. Она открывается наружу ротовым отверстием, через которое происходит и заглатывание пищи, и экскреция. Рот обычно окружён щупальцами, служащими для захвата пищи. Пищеварение происходит как в кишечной полости, так и клетках эндодермы, захватывающих частицы пищи с помощью ложноножек.
Щупальца кишечнополостных – длинные, тонкие, способные сильно сокращаться и вытягиваться придатки, вооружённые микроскопическими стрекательными капсулами. Капсулы содержат свёрнутую в спираль нить, которая может с большой силой разворачиваться, вонзаясь в тело мелких животных. Через капсулу впрыскивается яд, парализующий жертву.
Нервная система представляет собой сеть, образованную нервными клетками. У медуз имеются два рыхлых нервных кольца, расположенных около рта и по краю зонтика. Органы зрения (светочувствительные глазки) и равновесия (статоцисты) есть только у медуз. Кишечнополостные размножаются почкованием, обычно приводящим к образованию колоний. При половом размножении гаметы выходят во внешную среду, где происходит их слияние. После этого из образовавшейся зиготы развивается подвижная личинка – планула. Полип или медуза возникают после метаформоза планулы.
- У большинства видов наблюдается чередование поколений: свободноплавающего (медузы) и прикреплённого к субстрату (полипа). Медуза состоит из студенистого колокола (зонтика) с отходящими от его края щупальцами. Она перемещается за счёт реактивных толчков, создаваемых выбрасываемыми назад из-под зонтика струями воды. Полип – это сидячая цилиндрическая форма, расширяющаяся к основанию тела, и сужающийся к вершине, окружённой щупальцами.
Бесполое размножение:
продольное деление актинии
почкующаяся гидра. Половое размножение Оплодотворение происходит во внешней среде. Из зиготы формируется бластула. Затем часть клеток стенки бластулы мигрирует внутрь и образуется двуслойная личинка планула, похожая на личинку губок. Позже часть внутрених клеток разрушается, появляется кишечная полость. Личинка оседает на дно и превращается в полипа. П и ИПознавательные: знаково-символические действия: представить информацию в виде схемы.
 Регулятивные: целеполагание.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
 
Личностные: мотивация и интерес к уроку.
Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.
 
Просмотр презентации на доске, самостоятельная работа с учебником, моделирование строения Кишечнополостных.
Использую интернет ресурсы просмотр слайда из жизни кишечнополостных - http://imfan.edu-kost.kz/yroki_zoologia.htm (питание актинии) персональный сайт Ратушняк Натальи Анатольевны.
Отвечают на вопрос учителя
. Интернет ресурсы - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b502-1700475d4efe/35_20.swf

Интернет ресурсы - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b502-1700475d4efe/35_20.swf3. Размножение гидры: бесполое, половое (объяснение учителя с демонстрацией слайдов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b502-1700475d4efe/35_20.swf).
2. Лабораторная работа
10 Ученики выполняют лабораторную работу «Изучение пресноводной гидры» приложение (№2)
И и П Познавательные: знаково-символические действия: представить информацию в виде схемы.
 Регулятивные: целеполагание.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
 Личностные: мотивация и интерес к уроку. выполнение работы по инструктивной карточке на с. 143 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 4.
ФизминуткаДля пробуждения:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними! ф Дружно выполняют зарядку
3. Закрепление.

7 Выполнить тест тестовая оболочка на сайте http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/00000789-1000-4ddd-fcda-2100475d4efe/36_2.swf Бесполое размножение:
продольное деление актинии
почкующаяся гидра
постепенное отшнуровывание части подошвы актинии и превращение отшнуровавшихся частей в молодую актинию.
Схема жизненного цикла гидроидных и сцифоидных. В жизненном цикле этих кишечнополостных сменяются два поколения: бесполое — полипы и половое — медузы
И Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья. Решают тесты, тестовая оболочка на сайте http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/00000789-1000-4ddd-fcda-2100475d4efe/36_2.swf
5.Проверка выполнения лабораторной работы 5. 3 Постепенное отшнуровывание части подошвы актинии и превращение отшнуровавшихся частей в молодую актинию.
Схема жизненного цикла гидроидных и сцифоидных. В жизненном цикле этих кишечнополостных сменяются два поколения: бесполое — полипы и половое — медузы
ф Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья.
5 Рефлекс- объяснение. Интернет ресурс.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000784-1000-4ddd-014b-0f00475d4efe/35_15.swf самостоятельная работа; выполнение задания 5 в рабочей тетради.
IV. Обобщение полученных знаний
3 1.Рефлексия понятий: кишечнополостные, радиальная симметрия, диффузная нервная система, медуза, полип, регенерация, рефлекс.
2.Обсуждение вопроса «Почему нервная система у под¬вижных кишечнополостных более развита, чем у прикреп¬ленных форм?». Ф Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья. 3. Размножение гидры: бесполое, половое (объяснение учителя с демонстрацией слайдов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b502-1700475d4efe/35_20.swf).
V. Домашнее задание
. 2 Изучить § 38. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради Заключение
Целью данной методической разработки являлось повышение педагогической эффективности классно-урочной формы обучения с применением проектно-исследовательских способов деятельности и развитие у обучающихся метапредметных (общеучебные) умений и навыков.
На примере мини – проекта в классно-урочной форме показана совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Это доказывает, что выдвинутая гипотеза проверена и оказалась соответствующей фактам и способной служить основой для верных предсказаний и может быть названа теорией.
По мнению Н.Ю. Пахомовой, метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Будучи творческой и в значительной мере самостоятельной деятельностью учащихся, метод учебных проектов подразумевает:
поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;
выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;
социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Применение проектной и исследовательской деятельности – это явление времени, так как она способствует становлению нового технологического мышления, получению опыта созидательной работы, решению конкретных школьных проблем, выявлению и использованию в образовательном процессе активной части учащихся, имеющих склонность к организаторской работе, лидерству. Такой позитивный настрой на созидательную деятельность будет способствовать сохранению укреплению здоровья школьников. Практическая проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. [2, c.7]
На втором этапе Федеральной целевой программы развития образования будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период, где широко будут использоваться ИКТ и метод проектов в преподавании уроков химии.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые используют учителя-предметники, как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе. По мнению большинства современных дидактов, проектные и исследовательские методы дают возможность формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Список литературы
Материалы заочного семинара «Технология деятельностного метода обучения». /Методические рекомендации для учителей. – 2008. – с.48.
Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С.46-54.
Новой школе – новое качество/ Часть 4/ ФГОС ОО/ Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии /Петропавловск – Камчатский/ 2012 /Отпечатано с предоставленного макета «Оперативная полиграфия»/ 683000, г. Петропавловск – Камчатский, индивидуальный предприниматель Романенко М.И./ Лицензия ПД 14-2 № 002305 от 14.07.2000 г./с.82
Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы”
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» - М.: АРКТИ, 2003. 211с.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки :http://experiment.lv/rus/biblio/ cukerm_ocenka.htm/.21.00/22.11.2012
Пасечник В.В. Биология. 7 кл. Животные: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений;
Примерная программа основного общего образования по биологии
Пасечник В. В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь.
Т.А.Бабакова,500 биологических задач. Москва. 2011 год.
Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.”, 2009.
Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 2009.
·Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб: Акцидент, 2010.
Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: 2010.
Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 2010.
Информационные источники:
Иллюстрации
http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/07.htm,
http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/14.htmhttp://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/03.htm,http://www.google.ru/среды обитания/http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a1-a000-4ddd-7bd7-0a0046b1da3f/81647/?interface=pupil&class=49&subject=29http://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/02.htmhttp://ngl2006.narod.ru/Contents/Bio/01.htmhttp://www.shishlena.ru/metodichka/konspekty-i-lekcii/zoologija/otlichie-zhivotnyh-i-rastenii-shemy-i-tablicy.html2.       Микрофотосъемка (все под микроскопом)  http://www.shvedun.ru/micro-1.htm 3.     Создание кроссворда http://biouroki.ru/workshop/crossgen.html 4.      Стихи на начало урока http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/stikhi-k-nachalu-uroka 5.      Стихи на физминутку http://www.google.ru/физкультминутки на уроках биологии6.     Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79f17baa-95ce-4223-85b1-1673e0f21e25/?&subject=29(http://imfan.edu-kost.kz/yroki_zoologia.htm персональный сайт Ратушняк Натальи Анатольевны,
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b502-1700475d4efe/35_20.swf,
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000786-1000-4ddd-b502-1700475d4efe/35_15.swf,
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000789-1000-4ddd-fcda-2100475d4efe/36_2.swf),
Приложения к уроку
Приложение №1
1. Пользуясь материалом параграфа, составьте план ответа потеме «Общая характеристика кишечнополостных».
Приложение №2
4. Выполните лабораторную работу «Изучение пресноводной гидры» (см. учебник, с. 143). Зарисуйте увиденное и сделайте необходимые подписи.
Приложение № 3
5. Вспомните, что такое рефлекс. Как можно доказать наличиерефлексов у пресноводной гидры?
Приложение №4
-250825292735
-266700442595