Методическая материал по русскому языку на тему Помогает сказка (5 класс)


Из опыта работы «А я делаю так….»
Учителя русского языка и литературы.
Тема «Помогает сказка»
МБОУ «Зоркинская СОШДС»
Сеит-Джемилевой Зилейхи Сеитджелиловны
Помогает сказка
При объяснении нового материала, чтобы заинтересовать учеников, я использую приём, который мне подсказали любимые ребятами сюжеты мультипликационных фильмов.
Например, правописание суффиксов имён существительных - ик, - ек объясняю с помощью таблицы, созданной по мотивам мультфильма «Вовка в тридесятом царстве».
… Наконец-то Вовка у заветных дверей царства. Хотел войти — но не тут-то было: закрыта дверь на замок. Ключ рядом висит, но открыть дверь сможет лишь тот, кто правильно напишет слова ключик и замочек.
Вот и где понадобилась правило, которое Вовка никак учить не хотел. Думал-думал и вспомнил: надо изменить слово, в форму родительного падежа поставить.
Поставил. И что же видит? Ключик — ключика. Буква и стоит твёрдо стоит на ногах, с места не сдвинется, да ещё перекладинка у неё есть, чтобы не шаталась.
А вот буква е в слове замочек совсем по-другому себя ведёт: Вовка начал изменять слово — буква е, как червячок раз — уползла. Нет её вы родительном падеже, нет и во множеством числе: замочка, замочки
Понял Вовка, как пишутся эти слова, — дверь царства перед ним распахнулась. Царства знаний.