ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей в рамках образовательной программы «ФГОС ООО- основа достижения нового качества гуманитарного образования»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей в рамках образовательной программы
«ФГОС ООО- основа достижения нового качества
гуманитарного образования»

Технологическая карта уроков литературы в 5 классе
(А. Погорельский. «Черная курица или Подземные жители»)



Авторы проекта:
учитель русского языка и литературы Валькова Н.В..,
МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ», г.Зеленодольск,
учитель русского языка и литературы Воронина Л.А. ,
МБОУ «Средняя школа № 120 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Казани,

Научный руководитель:
Волкова О.В.,
доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.
Куратор: Рахимова Э.К.,
ст. преподаватель ПМЦ ПК И ПП РО КФУ
Проект допущен к защите:
«27»февраля 2015 г.

Казань, 2015

Оглавление
Введение3
Актуальность ..4
Цель и задачи проекта4
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну).5
Жизненный цикл и этапы реализации проект.....5
Ожидаемые результаты реализации проекта....5
Прогнозируемые социальные эффекты..5
8. Заключение6
9 .Список использованных документов и источников информации..7
10. Глоссарий...8
11. Приложения (технологические карты)....9-22

1. Введение.
В проекте представлена технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему «Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители», разработанная на основе требований ФГОС для проведения уроков литературы в 5 классах (в рамках УМК В.Я. Коровиной)
В основе проекта – создание технологической карты урока литературы: расширение читательского кругозора учащихся; формирование нравственных качеств у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создание психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развитие мыслительной деятельности; возможность применять полученные знания и умения на практике; развитие речи обучающихся. Важной задачей авторов работы стало обеспечение, рост мотивации учащихся к обучению, развитию их познавательной активности, речевых компетенций.
Структурированность урока, разработка конкретных УУД для изучения данной темы, формирование навыков создания композиционно целостного высказывания в работе над темой урока делают проект практически востребованным в образовательном пространстве основной школы.
Теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий: тест, синквейн и составление кластера, что является залогом успешной самостоятельной работы над домашним сочинением.
В процессе обучения школьники познакомятся с основными принципами анализа литературного произведения и научатся проводить параллели между важными нравственными уроками воспитания главного героя произведения, рассматривая их в определенном контексте – эти умения станут незаменимыми при написании домашнего сочинения.


2. Актуальность проекта
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью разработки технологической карты уроков литературы в 5 классе на основе требований ФГОС, так как в настоящее время в методической литературе подобного материала практически нет.
Данный проект стал актуальным после выхода ФГОС ООО, так как с 2015 года будущие пятиклассники и учителя переходят на новые стандарты в обучении. Введение ФГОС требует включения всего педагогического коллектива школы в решение задач обновления содержания образования в соответствии с новыми требованиями. Управление введением ФГОС - целенаправленная, специально организованная деятельность, которая обеспечивает перевод образовательной организации на новый уровень функционирования и развития.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» каждый учитель, работающий в 5-х классах, должен будет перейти на стандарты второго поколения в обучении литературы.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что учителям-словесникам будет полезна разработка технологической карты уроков литературы, составленная на основе ФГОС ООО.
Проект направлен на достижение школьниками личностных, предметных и метапредметных планируемых результатов, которые требует ФГОС.
Данная работа адресована учителям, работающим в 5 классах, методистам и учащимся. Материалы могут быть использованы на уроках литературы в среднем звене.

Цель и задачи проекта
3.1. Цель проекта: Разработать и реализовать технологическую карту урока литературы в 5 классе на тему «Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители», нацеленную на достижения планируемых результатов обучения в соответствии ФГОС и целями урока.
Задачи проекта:
1.исследование учебно-методического материала;
2.разработка структуры технологической карты и определение её содержания в соответствии с учебным материалом;
3.разработка видов деятельности учителя и обучающихся на уроке литературы, предполагаемые образовательные результаты;
4. проведение урока литературы;
5.изучение анализа и оценка урока.
Целевая группа проекта: учителя, работающие в 5 классах, учащиеся 5 классов
Объект исследования - учебно – методические пособия в соответствии с ФГОС.
Предмет исследования – поурочные разработки, технологическая карта урока литературы в 5 классах.

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
В качестве проектного решения представляем разработку технологической карты урока литературы (приложение 1).

Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь 2015 года

6. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Разработка технологической карты урока литературы.
2. Повышение качества знаний и мотивации учащихся.
3. Формирование УУД по теме урока.
7. Прогнозируемые социальные эффекты
1
2

Стейкхолдеры
Социальные эффекты

Учредитель
-

Обучающиеся
Мотивация к изучению творчества А.Погорельского

Родители
Удовлетворенность полученными результатами

Педагогический коллектив
Методические материалы для проведения урока литературы

Партнеры
-




8.Заключение
Данный проект призван помочь учителям, работающим в 5 классе, формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность, следуя необходимым требованиям (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). Методическая разработка предлагает вариант технологической карты уроков литературы.
Проект позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве А.Погорельского, воспитать важные нравственные качества: добро, сострадание, умение ценить помощь других людей, подготовить к написанию домашнего сочинения.


9.Список использованных документов и источников информации

1. Коровина В.Я., Коровин В. И., Журавлев В.П.: Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях.ФГОС, М.:, Просвещение, 2014г, 606с.
2. Наталия Егорова: Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: Вако, 2014г, 404с.

3. Галина Вялкова: Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе под ред. В.Я. Коровиной), М.:Планета(уч), 2011г, 269с.

4. Елена Ляшенко: Литература. 5 класс. Тесты к учебнику В.Я. Коровиной "Литература. 5 класс". ФГОС, М.: Экзамен, 2014г, 80с.
5. Беляева Н. В.: Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010г, 79с.

6. Елена Иванова: Литература. 5 класс. Дидактические материалы к учебнику Л. Я. Коровиной. ФГОС, М.: Экзамен, 2014г, 128с.






10. Глоссарий
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Универсальные учебные действия (УУД) умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Приложение 1.
Валькова Наталья Вячеславовна
Технологическая карта урока литературы в 5-м классе.
Класс: 5
Тема: Антоний Погорельский и его литературная сказка.
Урок «открытия» новых знаний
Цель урока: обеспечение условия для усвоения учащимися биографии писателя и понятия литературной сказки и ее отличия от фольклорной
Задачи:
познакомить школьников с некоторыми биографическими данными писателя;
учить умению строить целостное высказывание, побуждать к правильному прочтению, образному мышлению;
освоить теоретико-литературные понятия;
совершенствовать умения анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию, способную к созидательной деятельности; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать биографию писателя; воспринимать и анализировать текст биографии; отличать литературную сказку от фольклорной; знать содержание сказки-повести; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения; уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ресурсы урока:
Информационно-методические: учебник, толковый словарь, оценочный лист, презентация.
Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
УУД

1. Организация начала урока.

Готовность класса. Приветствие.

Проверяют необходимые предметы на рабочем столе.

1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация

Дает установку:
1.Сегодня у нас урок-знакомство, что такое знакомство?
2. Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
3. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
4.Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
5.Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?


Ответы учащихся, вызывающие мыслительную деятельность.
1.Встреча, интерес, любопытство и т.д.






2. Обращали внимание на внешность, одежду, поведение, поступки, речь и т.д.
3. Нет, недостаточно.

4.Предполагаемые ответы: отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности



3. Целеполагание (постановка УЗ)

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?
Слайд1(портрет Погорельского).На экране вы видите портретписателя.. Кто знает, чей это портрет? Скажите, о чем на уроке мы будем говрить и какие цели вы себе поставите?

Ответы учащихся:
1.Необходима тема для общения.



2.Сегодня темой для общения и целью урока будет знакомство с жизнью и творчеством Погорельского.

1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4.Актуализация знаний
Проверка домашнего задания: дома вы прочитали статью учебника о жизни А. Погорельского на стр. 120. А теперь придумайте вопросы по этой статье и задайте их друг другу.
Проблемный вопрос: Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
А какие бы чувства испытали бы вы, оказавшись в такой ситуации, в пансионе?
Вывод: мы познакомились с биографическими данными писателя, с его творческой деятельностью, а теперь попробуйте составить синквейн в группах о Погорельском.


Работают в парах, составляют вопросы, задают в классе своим одноклассникам.(Какая настоящая фамилия Погорельского?Что такое псевдоним?Какое образование получил?Где учился?Какие произведения писал?Какую сказку написал Погорельский?Для кого сочинил эту сказку?)
Сообщение ученика с разъяснением слова «пансион», работа со словарем

Ответы учеников(тяжело, плохо, одиноко)
Синквейн: Погорельский
Русский известынй
Сочинял, писал, учил
Погорельский сочинил литературную сказку
Псевдоним
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка ,прогнозирование (при анализе учебного действия).




5. Планирование деятельности

Пришло время совершить путешествие в сказку. Посмотрите на жанровое определение сказки Погорельского в учебнике-хрестоматии, обсудите в группах, докажите, что это сказка. Составьте кластер






У этой сказки, как вы заметили, есть автор, обратимся к статье учебника на стр 118 и прочитаем.
Ответьте на вопрос: какая сказка называется литературной?
Вспомните, на какие виды делятся народные сказки?
К какому из этих трех видов можно отнести сказку Погорельского?
А почему?
Какой вывод мы можем сделать по литературной сказке?
Повесть –сказка
Обсуждение в группах, составление кластера
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Работа с текстом учебника индивидуально.(у литературной сказки есть автор, а у народных его нет)
Волшебные, Бытовые, О животных
Волшебным
Происходят чудеса

В литературной сказке как и в народной присутствует вымысел, фантастика.
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).




6.Этап реализации
Проблемный вопрос: Почему Погорельский назвал свою сказку повесть? Поработайте со словарем в группах, дайте определение слову повесть и объясните его.
Вы заметили в сказке наличие непонятных слов, для чего автор включает их в произведение?
Правильно, и автор использовал эти старинные слова для того, чтобы создать колорит той эпохи, которую описывает в своем произведении.
Скажите, могут ли использоваться такие слова в народной сказке?
Ответьте на вопрос, похож ли наш главный герой на героев народных сказок?
Бывают ли такие герои в народной сказке, которые могут сочетать в себе и положительные и отрицательные качества?
Теперь вы знаете, в чем отличие литературной и народной сказки, составьте, пожалуйста, кластер по литературной сказке.
Работа со словарем, обсуждение в группах. Первая группа, которая готова к ответу, дает подробное высказывание.

Да, это слова: дортуары, шандалы, бергамот,




Нет, т.к. речь русской народной сказки простая
Нет, п.ч. в сказках обычно положительные и отрицательные герои, а Алеша м.б. и добрым и плохим мальчиком.
Нет. Только отрицательный и только положительный.

Составляют кластер
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
- умение работать в группе, находить общее решение;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


7.Итоги работы в группах.
Значит, литературная сказка – это сочетание фантастического и реального. Многие русские писатели обращались к жанру литературной сказки. Вспомните статью учебника О литературной сказке, назовите тех писателей, которые написали такие сказки, кроме Погорельского.
Так и Погорельский, создавший несколько книг для взрослых, тоже однажды написал сказку, которая стала первой русской авторской сказкой в прозе для детей. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».
Дома вы все прочитали сказку, перед вами индивидуальный тест на знание содержания сказки из 6 вопросов с предполагаемыми вопросами. Выполните его. Ответы сверьте на слайде презентации, обменявшись работами друг с другом и поставьте оценки.
Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Одоевский, Толстой.








Выполнение теста, осуществляется взаимопроверка.
(см. Приложение1)
1)Личностные:
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

3)Коммуникативные:
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

8.Рефлексия.
Вспомните, какую цель вы поставили себе в начале урока. Получилось ли у вас реализовать ее? Каких результатов вы достигли? Обсудите в группах.
Перед вами завершающее наше занятие задание, кроссворд. Каждая группа решает кроссворд. Объясните, почему именно эти слова я выбрала для подведения итога по данной теме урока.


Вывод учителя: я тоже говорю вам спасибо за ваш труд, труд каждого будет оценен, и я надеюсь, что дома вы не будете лениться при выполнении домашнего задания.
Обсуждение в группах




Разгадывают кроссворд. Отвечают на вопрос.
1 группа – спасибо – означает благодарность Алеши Чернушке и подземным жителям.
2 группа – труд – означает, что без труда не стать нам хорошим и образованным человеком.
3 группа – праздность – это лень, которая мешает Алеше учиться, которую надо всем нам избегать.
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).




9.Домашнее задание
Выполнить задание в группах:
1группа-Алеша в начале сказки
2группа-Жизнь Алеши после подарка короля
3группа-Алеша после потери конопляного зернышка
Инструктаж выполнения домашнего задания.
Запись домашнего задания в тетради
Предметные- уметь составлять письменную характеристику героя



Приложение1
(тест)

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.
1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?
а) Москва
б) Петербург
в) Тверь
2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?
а) чтение книг
б) прогулка по двору
в) сон


3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?
а) серебряные монетыб) драгоценный каменьв) золотая монета
4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?
а) король
б) министр
в) конюх
5. Что получил Алёша в подарок от короля?
а) редкая книга
б) конопляное семечко
в) монеты
6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?
а) два раза
б) четыре раза
в) шесть раз
Приложение 1
Воронина Лидия Александровна
ТЕМА
Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица или подземные жители»

ТИП
Урок усвоения новых знаний

ЦЕЛЬ
Формирование нравственных качеств у учащихся через анализ поступков главного героя

ЗАДАЧИ
-познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале сказки
-формировать нравственные ориентиры
-уметь давать характеристику герою
-уметь анализировать текст сказки


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



ПРЕДМЕТНЫЕ:
- знать содержание сказки
-уметь воспринимать и анализировать текст
-уметь сравнить характер героя в начале и в конце произведения
-научиться понимать нравственное содержание сказки
ЛИЧНОСТНЫЕ
- формировать положительно-значимые качества личности ( трудолюбие, честность)
-осмыслить нравоучительный сюжет сказки
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в свои действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Коммуникативные: уметь излагать свое мнение и аргументировать его; участвовать в коллективном обсуждении; оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Познавательные: развивать навыки смыслового чтения текста; уметь ориентироваться в своей системе знаний; строить логические рассуждения;

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Ресурсы урока:
Информационно-методические: презентация к уроку, карточки-таблицы, Толковый словарь, учебник Коровина В.Я.. Литература учебник 5 класс в 2 х частях
Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор, фрагменты фильма

Этапы урока
Содержание деятельности


Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Вызов
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие
Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.


Приветствуют учителя и друг друга

Мотивация познавательной деятельности учащихся
Ребята, вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Вспомните такие ситуации. Какой выход вы находили из них?
Обсуждение

1.Актуали-зация опорных знаний
Создание проблем-ной ситуации
На доске записана тема урока, но первое слово закрыто. Хотите его узнать? Перед вами лежит кроссворд. Отвечая на вопросы по содержанию сказки, вы заполните клетки и отгадаете слово. (Вопросы в приложении 1). Открывается слово «нравственные».(СЛАЙД)
Отвечают на вопросы по содержанию сказки, заполняют кроссворд
1.Где обучался Алеша?
2.Терпение и . все перетрут
3.Слово благодарности
4.Сколько страниц задал учитель прочитать Алеше?
5.Как наказали Алешу?
6.Как звали служанку?
7.Куда Чернушка привела Алешу?
8.Любимое занятие Алеши?
9.Как звали любимую курочку Алеши?
10. Синоним слову « праздность
11.Что дал король Алеше?
12.В каком городе происходит действие сказки?

2.Мотива-ция учебной деятельности, целепо-лагание
Исследова-тельский
Что такое нравственность? Обратимся к словарю.
Нравственность - внутренние духовные качества, нормы, правила поведения
(СЛАЙД
Перед вами лежат «бортовые журналы»
Обсудите в группах и заполните 1 колонку таблицы.(СЛАЙД)
Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте и запишите во 2 колонке.
Таким образом, мы поставили цель сегодняшнего занятия.
Групповая работа. Ребята работают со словарем, обсуждают, фиксируют ответы, заполняют бортовой журнал, формулируют и озвучивают цели занятия
Знаю
Хочу узнать
Узнал

Что такое нравственность
Поступки бывают нравственные и безнравственные
Кому нужны уроки?
Почему оказались нужны?
Кто преподал уроки?
В чем они состояли?
Как изменился человек?
Что мне будет полезно узнать?




Организация познавательной деятельности учащихся
Чтобы достичь целей, поставленных к занятию, мы более подробно поговорим о главном герое – Алеше.
Проблемная ситуация
Конопляное семечко освободило Алешу от труда и теперь не надо было учить урок. Многие из вас, наверняка, мечтали о таком волшебном предмете. Но хорошо ли это?


Групповая работа
1 группа.
Алеша в начале сказки.
Пересказывает эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124).
1.Как Алешу назвал автор? (избавитель) Подберите синонимы к этому слову.
2. Как вы оцениваете поступок мальчика? (мальчик совершает благородный поступок)

Какие качества главного героя проявились здесь? (твердость, щедростиь

2 группа. Алеша в Подземном городе.
Чтение по ролям диалога короля и Алеши (с. 135 – 136).
С какой просьбой обращается Алеша к королю? Почему? (не знать труда, хочет легкой жизни)


3 группа.
Жизнь Алеши после подарка короля.
Как чувствует и ведет себя Алеша, поднимаясь по лестнице славы? (с. 140 – 142)
Следить за изменениями в его характере и поведении, записывать опорные слова на ступеньках.,
«стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы , не краснея»
«много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех»
«нрав испортился»
«праздность портила его нрав»
«сделался гордым, непослушным»





4 группа.
Алеша после потери конопляного зернышка
1. Почему потеря зернышка для Алеши катастрофа?Почему Алеша не мог выучить урок? (навык утрачен, он разучился трудиться, добывать знания)
Читает выразительно и объясняет смысл высказываний:
1) Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою. (легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться)
2) Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!
Алеша и учитель
«Не для того вам ум дан, чтобы вы во зло его употребили» ( надо развивать таланты, данные вам)


Физминутка
- Раз! - Подняли руки вверх.
- Два! - Нагнуться вниз.
- Три-четыре-пять! - Прямо встать,
Будем снова начинать.
Снятие умственного и физического напряжения


Каков Алеша в начале сказки?
Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?
Чем закончилось для Алеши это восхождение по лестнице славы? Почему потеря зернышка для Алеши катастрофа?
Почему испортился его нрав?
Заполнить таблицы: 1. Алеша до и после получения семечка
Распределить слова в два столбика: добрый, жестокий, ласковый, упрямый, общительный, самолюбивый, гордый, дерзкий, любознательный, застенчивый, непослушный, скромный.(СЛАЙД)
2.Советы Чернушки и выводы учителя. Совпадают ли они? (Да, они сходятся в том, что праздность развращает человека, необходимо трудиться)











ОТВЕТ на проблемный вопрос.
Хорошо ли это – иметь такое семечко?

Вы знаете, что в сказке всегда добро побеждает зло. Побеждает ли в этой сказке?

Я предлагаю посмотреть отрывок из художественного фильма «Черная курица, или Подземные жители». Определите его место в сказке (демонстрация фрагмента).

Прочитаем финал сказки. Сопоставьте финал фильма и сказки.

Отвечают на проблемные вопросы, прослушав выступления групп, составляют характеристику героя, заполняют таблицы, делают выводы
Алеша до получения семечка

Алеша после получения семечка


добрый
жестокий,

ласковый
упрямый

общительный
самолюбивый

любознательный
дерзкий

застенчивы
непослушный

скромный



Советы Чернушки
Выводы учителя

Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собо
Не для того вам ум дан, чтобы вы во зло его употребили»

Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!





Это только кажется очень заманчивым иметь такое семечко, которое освободит тебя от труда, о учебы. На самом деле только труд способен развить и укрепить настоящие человеческие качества.

Победило добро, Алеша сам себя наказал: он мучился несколько дней. После прощания с Чернушкой он пролежал без памяти с горячкой несколько дней. После выздоровления он опять старался быть добрым, скромным, прилежным. Значит, добро победило.



Сопоставляют фрагмент фильма и финал сказки






4.Рефлексия
Вспомним, какие цели мы ставили к сегодняшнему уроку. Обсудите в группах, можем мы сейчас ответить на поставленные вопросы?
Какие нравственные уроки усвоил Алеша из этой фантастической истории, произошедшей с ним? Составим кластер и ответим на вопрос : « Какие качества должен развивать в себе человек, чтобы его уважали другие люди?» (СЛАЙД)
Побеждает ли добро в этой сказке?
Заполняют 3-ю колонку таблицы. Обсуждают, дополняют. Участвуют в составлении кластера

5.Домашнее задание

Это добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, подумать о себе, а какой я?
Выберите одно из двух заданий
1. Сегодня я понял
2.Напишите продолжение сказки.
Осуществляют выбор в соответствии со своими интересами















13PAGE 15


13PAGE 14315








сказка

Сказочный зачин(жили-были

Число 3(три сына

Волшебный предмет(зернышко)

Алеша разговаривает с Чернушкой

Чудесное превращение

Добро побеждает зло

Имя, возраст героя

Конкретные места, достопримечательности

Устаревшие слова

Точное месторасположение

Литературная сказка



Ћђ Заголовок 115