Рабочая программа кружок УЗНАЕМ САМИ


 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Таловка Калининского района Саратовской области»

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР «МБОУ СОШ с Таловка»
_______________/Бобкова С.В../

«__»________________2015г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с.Таловка
________________/Кулешова Л.А./

Приказ № ___ от «__»_______________2015г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

Тупиковой О.А

Кружок  «Узнаем сами» 
 
Направление: Проектная деятельность


                                                  
 
2015 - 2016 учебный год
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
     Данная программа ориентирована на работу с учащимися 7 класса.  
 
   ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.
   Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
   Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
    1.  непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
    2.  развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
    3.  системность организации учебно-воспитательного процесса;
    4.  раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
    Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований.
    Задачи  программы:
           1. Формировать умение работать с информацией (сбор,   систематизация, хранение, использование);
           2. Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог,     координировать свои действия с действиями партнеров по совместной    деятельности.
           3. Формировать способности к организации деятельности и управлению ею:
               воспитывать целеустремленность и настойчивость;
               формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
                учить самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
                учить самостоятельно и совместно принимать решения.
          4. Учить решать творческие задачи.  
   
В ходе решения творческих  задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
    1. рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
    2. целеустремленность и умение планировать (ставить и удерживать цели, составлять план своей деятельности);
    3. умение моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
    4. инициативность при поиске способа (способов) решения задачи;
    5. коммуникативность (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
     Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного кружка. Кружок «Узнаем сами» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
    Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеке в зависимости от выбора темы проекта. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
    Сроки реализации программы: 1 год.  
    Программа предусматривает достижение  следующих  результатов:  приобретение детьми  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах  по различным направлениям, выставки, конференции  и пр.
         Школьный учитель обычно является носителем «застывшего» знания, собрания фактов, переданного образованию наукой. Он не всегда умеет научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. С развитием исследовательской деятельности и учитель, и ученик приобретают новое знание и осваивают технику этой работы. В проектной работе целью обучения становится прежде всего развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, обучающиеся учатся проводить исследования, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.





 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ
 занятий кружка «Узнаем сами», 1 час в неделю, 35 часов в год (теория -  18 часов, практика 17 часов).
Руководитель: Тупикова О.А.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА.


Номер занятия
Тема занятия
Колич часов
Содержание занятия
Дата проведен

1.
Вводное занятие.
1
История возникновения и развития проектной методики, ее сущность, цели данного кружка.
04000

2.
Учимся проектировать.
1
 Обучение методу ассоциаций и методу аналогий как одних из необходимых навыков проектирования.


3.
Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы.
1
Формирование положительной мотивации обучения. Обучение навыкам проблематизации на примере  проектов «Сотовый телефон – нужен ли он нам, и если нужен, то какой?», «Легко ли быть молодым?», «Автомобиль в жизни человека».
9

4.
Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели.
1
Способствование развитию воли. Обучение школьников выдвигать конкретные цели. Построение своей «Лестницы успеха».


5-6.
Мой интеллект. Учимся планировать.
2
Развитие умения планировать свою деятельность. Развитие творческого мышления, воображения. Определение типа интеллекта обучающихся. Формирование умения составлять план, распределять свои дела.


7-8.
Мои способности и проект. Учимся применять способности.
2
Формирование умения на практике применять свои способности. Анкетирование «Мои способности», анкетирование «Способности и проект»
Продолжение работы над проектами.


9.
Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать.
1
Развивать умения адекватной самооце-нки. Формировать коммуникативные навыки. Развивать способности уважения к себе и к людям. Воспитывать справедливость, ответственность  (на примере дилеммы Гайнца).


10-11.
Мои чувства и эмоции. Учимся презентации.
2
Учить понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. Анкета «Мои чувства и эмоции». Развивать презентационные умения. Развивать наблюдательность, ассоциативное мышление. Выполнение мини-проекта «Сказка на новый лад».


12.
Критерии оценивания мультимедийных презентаций.
1
Обучение работы с оценочными листами.


13-14.
Способность управлять собой. Учимся рефлексировать.
2
Формировать оценочными навыки саморегуляции. Обучать навыкам осознания своего поведения. Развивать рефлексивно-оценочные умения. Презентации «Сказки на новый лад» и его оценка.


15-17.
Подводим первоначальные итоги.
3
 Создание мультимедийных презентаций проектов (см. 3 занятие), их презентации, оценивание и рефлексия.


18.
Знакомство с мультимедийными презентациями различных проектов.
1
Знакомство с мультимедийными презентациями учебных проектв других обучающихся (на диске Intel), сравнение со своими работами. Выбор новых тем для индивидуальных проектов.


19-20.
Поиск полезной информации в Интернете.
2
Обучение находить необходимую для будущего проекта информацию в Интернете.


21-23
Информационные материалы к проекту.
3
Работа над собственными проектами: постановка основополагающих вопросов, сбор информации, обработка материала, создание мультимедийной презентации.


24-25.
Защита проектов.
2
Защита собственного проекта и участие в оценке других проектов.


26-33.
Работа над учебными проектами.
7
Работа над учебными проектами по предметам, изучаемым в 7-8 классах (по выбору учащихся), их защита. Участие в конкурсе социально-значимых проектов на школьном уровне.


34-35.
Итоговое занятие. Рефлексия.
2
Подведение итогов: что дало обучающимся занятие в данном кружке, какие  навыки проектной  и исследовательской деятельности развили в себе. Пожелания учителю на следующий учебный год.


















Учебно методические средства обучения:
          Основная литература:
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Валерко Т.В. Программа  проектной деятельности учащихся «Я исследователь».- festival. 1 september.ru
    3. Асламова Д.А. Клуб "Узнаём сами". - www.zavuch.unfo
          Дополнительная литература:
    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
    3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157
    4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
    5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
    6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
    7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
    8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.  
 
№ урока
 Тема урока
Требования к знаниям и умениям учащихся





Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)
 
 

1
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!
Усваивает понятия: проект, исследование, планирование,  значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности.
 
 
 

2
Как много интересного вокруг.
Усваивает понятия: тема исследования, предмет исследования, объект исследования, цель проекта, задачи проекта.
 
 
 

3
Выбор проекта. Практическое занятие №1.
Ставит цели и задачи перед собой и партнерами, ведет диалог, координирует свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
 
 
 

Раздел 2. «Поиск информации» (19 часов)
 
 

4
Источники информации.
Знакомится с  понятием: источник информации, с видами источников информации: книгами, периодическими изданиями, Интернет и др.
 
 
 

5
Библиотека. Словари.
Знакомится с понятием «словари», с видами словарей, принципами работы с ними.
 
 
 

6
Словари. Практическое занятие №2.
Знает виды словарей. Умеет находить значение слов.
 
 
 

7
Библиотека. Энциклопедии.
Знакомится с  понятием «энциклопедия», типами и видами энциклопедий, их структурой, алгоритмом поиска.
 
 
 

8
Энциклопедии. Практическое занятие №3.
Умеет подбирать материал по заданной тематике, используя энциклопедию.
 
 
 

9
Библиотека. Справочники.
Знакомится с  понятием «справочники», их видами  и структурой, алгоритмом поиска.
 
 
 

10
Справочники. Практическое занятие №4.
Умеет подбирать материал по заданной тематике, используя справочники.
 
 
 

11
Библиотека. Периодические издания.
Различает понятия:  периодическая печать, газета, журнал; усваивает отличительные признаки периодического издания от книги.
 
 
 

12
Периодические издания. Практическое занятие №5.
Умеет выбирать материал по заданной тематике, используя периодические издания.
 
 
 

13
Библиотека. Медиаресурсы.
Усваивает понятия: медиаресурсы, медиатека; знакомится с  видами медиаресурсов, алгоритмом поиска.
 
 
 

14
Медиаресурсы. Практическое занятие №6.
Умеет подбирать требуемый материал, используя медиатеку.
 
 
 

15
Интернет.
Усваивает понятия: сеть Интернет, поисковая система; знакомится с  алгоритмом поиска, принципами безопасной работы в сети Интернет.
 
 
 

16
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.
Умеет находить информацию в поисковых системах «Mail», «Yandex»
 
 
 

17
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.
Умеет находить информацию в поисковых системах «Googl», «Rambler»
 
 
 

18
Библиотеки нашего города.
Знакомится с  системой библиотек города, правилами  использования централизованных фондов.
 
 
 

19
ЦГДБ. Практическое занятие №9.
Умеет осуществлять поиск необходимой информации, используя ресурсы центральной городской детской библиотеки.
 
 
 

20
ГИРЦ. Практическое занятие №10.
Умеет осуществлять поиск необходимой информации, используя фонды городского информационного ресурсного центра.
 
 
 

21
Интервью.
Усваивает понятие «интервью»; знать как составить вопросы для интервью.
 
 
 

22
Интервью.  Практическое занятие №11.
Умеет вести беседу.
 
 
 

Раздел 3 «Анализ  и систематизация полученной информации» (3 часа)
 
 

23
Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.
Знакомится с алгоритмом анализа полученной информации, понятием «вторичный документ»,  правилами составления вторичного документа.
 
 
 

24
Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №12.
Умеет работать в группе, критически оценивать полученную информацию.
 
 
 

25
Вторичный документ. Практическое занятие №13.
Умеет составить вторичный документ.
 
 
 

Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)
 
 

26
Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.
Знакомится с понятием «презентация»; алгоритмом составления презентации.
 
 
 

27
Презентация. Практическое занятие №14.
Умеет выбрать шаблон презентации, задавать необходимые параметры.
 
 
 

28
Презентация. Практическое занятие №15.
Умеет наполнять слайды презентации необходимой информацией, логически их распределять.
 
 
 

29
Составление текста выступления к презентации.
Знакомится с приемами построения и корректировки текста.
 
 
 

30
Текст выступления. Практическое занятие №16.
Умеет составлять текст защиты полученных результатов.
 
 
 

31
Текст выступления. Практическое занятие №17.
Умеет корректировать текст выступления.
 
 
 

32
Культура выступления.
Знакомится с  нормами и средствами выразительности литературного языка.
 
 
 

33
Презентация работ.  Практическое занятие №18.
Умеет демонстрировать результаты работы.
 
 
 

34-35
Презентация работ.  Практическое занятие №19.
Умеет демонстрировать результаты работы.
 
 
 

ИТОГО
35 час.













Календарно-тематическое планирование
№ урока
 Тема урока
Кол-во
часов

Дата проведения


Фактич.
ИКТ

Примечание

Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)
 
 





1
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!
. 1
 04.09
 
 


2
Как много интересного вокруг.
1
 11.09
 
 


3
Выбор проекта. Практическое занятие №1.
1
 18.09
 
 


Раздел 2. «Поиск информации» (19 часов)
 
 





4
Источники информации.
1
 25.09
 
 


5
Библиотека. Словари.
1
 02.10
 
 


6
Словари. Практическое занятие №2.
1
 09.10
 
 


7
Библиотека. Энциклопедии.
1
 16.10
 
 


8
Энциклопедии. Практическое занятие №3.
1
 23.10
 
 


9
Библиотека. Справочники.
1
 30.10
 
 


10
Справочники. Практическое занятие №4.
1
 13.11
 
 


11
Библиотека. Периодические издания.
1
 20.11
 
 


12
Периодические издания. Практическое занятие №5.
1
 27.11
 
 


13
Библиотека. Медиаресурсы.
1
 04.12
 
 


14
Медиаресурсы. Практическое занятие №6.
1
 11.12
 
 


15
Интернет.
1
 18.12
 
 


16
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.
1
 25.12
 
 


17
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.
1
 15.01
 
 


18
Библиотеки нашего села.
1
 22.01
 
 


19
ЦГДБ. Практическое занятие №9.
1
 29.01
 
 


20
ГИРЦ. Практическое занятие №10.
1
 05.02
 
 


21
Интервью.
1
 12.02
 
 


22
Интервью.  Практическое занятие №11.
1
 19.02
 
 


Раздел 3 «Анализ  и систематизация полученной информации» (3 часа)
 
 





23
Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.
1
 26.02
 
 


24
Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №12.
1
 04.03
 
 


25
Вторичный документ. Практическое занятие №13.
1
 11.03
 
 


Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)
 
 





26
Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.
1
 18.03
 
 


27
Презентация. Практическое занятие №14.
1
 25.03
 
 


28
Презентация. Практическое занятие №15.
1
 08.04
 
 


29
Составление текста выступления к презентации.
1
 15.04
 
 


30
Текст выступления. Практическое занятие №16.
1
 22.04
 
 


31
Текст выступления. Практическое занятие №17.
1
 29.04
 
 


32
Культура выступления.
1
 06.05
 
 


33
Презентация работ.  Практическое занятие №18.
1
 13.05
 
 


34-35
Презентация работ.  Практическое занятие №19.
2
 20.05 27.05
 
 


ИТОГО
35 час.






 




 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОГО КУРСА  «УЗНАЕМ САМИ»


 
Раздел 1. «Введение в проектную деятельность» (3 часа)

1
Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Проект? Проект!
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с понятиями: проект, исследование, планирование. Значение и важность проекта в любом виде человеческой деятельности.

2
Как много интересного вокруг.
   Выявление интересов учащихся. Выбор темы проекта, постановка цели, задач, определение предмета исследования, объекта исследования.

3
Выбор проекта. Практическое занятие №1.
  Работа в группах: обсуждение возникших идей, постановка цели и задач перед собой и партнерами, учатся вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

 
Раздел 2 «Поиск информации» (19 часов)

4
Источники информации.
Понятие «источник информации».Виды источников информации: книги, периодические издания, Интернет и др.

5
Библиотека. Словари.
Понятие, виды словарей, принципы работы.

6
Словари. Практическое занятие №2.
Поиск необходимых слов в словарях.

7
Библиотека. Энциклопедии.
Понятие, типы и виды энциклопедий, их структура, алгоритм поиска.

8
Энциклопедии. Практическое занятие №3.
Подбор материала в энциклопедиях по заданной тематике.

9
Библиотека. Справочники.
Понятие, виды  и структура справочников, алгоритм поиска по заданной тематике.

10
Справочники. Практическое занятие №4.
Поиск материала по заданной тематике в справочниках.

11
Библиотека. Периодические издания.
Понятия периодическая печать, газета, журнал;  отличительные признаки периодического издания от книги.

12
Периодические издания. Практическое занятие №5.
Поиск материала по заданной тематике в периодических изданиях.

13
Библиотека. Медиаресурсы.
Понятие медиаресурсы, медиатека; виды медиаресурсов, алгоритм поиска.

14
Медиаресурсы. Практическое занятие №6.
Поиск необходимого материала в медиатеке.

15
Интернет.
Понятия: сеть Интернет, поисковая система;  алгоритм поиска, принципы безопасной работы в сети Интернет.

16
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №7.
Нахождение информации в поисковых системах «Mail», «Yandex»

17
Поиск в сети Интернет. Практическое занятие №8.
 Нахождение информации в поисковых системах «Googl», «Rambler»

18
Библиотеки нашего города.
Система библиотек города, правила использования централизованных фондов.

19
ЦГДБ. Практическое занятие №9.
Знакомство с центральной городской детской библиотекой. Поиск необходимой информации.

20  
ГИРЦ. Практическое занятие №10.
Знакомство с городским информационно-ресурсным центром. Поиск необходимой информации.

21
Интервью.
Понятие «интервью». Методика составления интервью.
Правила ведения беседы.

22
Интервью.  Практическое занятие №9.
Интервьюирование специалиста.

 
Раздел 3 «Анализ  и систематизация полученной информации» (3 часа)

23
Способы анализа и систематизации полученной информации. Вторичный документ.
Алгоритм анализа полученной информации. Усвоить понятие «вторичный документ», знать правила составления вторичного документа.

24
Анализ и систематизация полученной информации. Практическое занятие №10.
Работа в группе. Критическая оценка, систематизация полученной информации.

25
Вторичный документ. Практическое занятие №11.
Составление вторичного документа.

 
Раздел 4 «Презентация результатов» (9 часов)

26
Презентация. Приемы составления и дизайн презентации.
Понятие «презентация». Алгоритм составления презентации.

27
Презентация. Практическое занятие №12.
Выбор шаблона презентации. Необходимые параметры.

28
Презентация. Практическое занятие №13.
Наполнение слайдов презентации необходимой информацией, логическое их распределение.

29
Составление текста выступления к презентации.
Приемы построения и корректировки текста.

30
Текст выступления. Практическое занятие №14.
Составление текста защиты проекта. Структура : введение, основная часть, выводы.

31
Текст выступления. Практическое занятие №15.
Корректировка текста выступления.  Оформление текста: параметры страницы, междустрочный интервал, цитирование, ссылки, сноски.

32
Культура выступления.
Нормы и средства выразительности литературного языка. Значение интонации голоса при выступление.

33
Презентация работ.  Практическое занятие №16.
Группа 1. Демонстрация проектов. Обмен впечатлениями.

34
Презентация работ.  Практическое занятие №17.
Группа 2. Демонстрация проектов. Обмен впечатлениями.

 









Учебно методические средства обучения:
          Основная литература:
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Валерко Т.В. Программа  проектной деятельности учащихся «Я исследователь».- festival. 1 september.ru
    3. Асламова Д.А. Клуб "Узнаём сами". - www.zavuch.unfo
          Дополнительная литература:
    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
    3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с.151-157
    4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
    5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
    6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
    7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
    8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.  
          Интернет-ресурсы по проблемам проектной и  исследовательской  деятельности:
    1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала « Исследовательская  работа школьника». 
    2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал « Исследовательская  деятельность школьников»
          Технические средства обучения:
    1. АРМ педагога
    2. АРМ обучающихся
    3. Проектор
    4. Демонстрационный экран
    5. Комплект презентаций


15