Рабочая программа учебной дисциплины Информатика для обучающихся СПО


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 46
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОДБ.11 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
для профессии среднего профессионального образования
38.01.03
КОНТРОЛЕР БАНКА
(социально-экономический профиль)
г. КАМЕНСК-ШАХТИНСКИЙ
2014 г.
Согласована и рекомендована с целью «УТВЕРЖДАЮ»
практического применения на заседаниизам директора по УР
М.К. общеобразовательных дисциплин _______________
Протокол №___ от «___» ______2014 г. « » 2014 г.
Председатель М.К.


Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования и на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России от 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008г. Рабочая учебная программа ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
.
Разработчик: преподаватель Волошина Е.Г

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы профессий 38.00.00 Экономика и управление, по направлению подготовки: 38.01.03 Контролер банка. Программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий среднего профессионального образования социально-экономического профиля (базовый уровень).
Программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального образования, реализующими образовательную программу среднего общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ относится к циклу общеобразовательной подготовки.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная нагрузка обучающегося для технического профиля 236 часа
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 158 часа
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося – 78 часов
Практические задания – 123 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 236
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 158
Из них: лабораторные и практические занятия 123
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 78
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебников, конспектом лекций, поиск информации в сети Интернет); 46
выполнение рефератов; 10
выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности. 22
Промежуточная аттестация в форме зачета
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
Введение Содержание учебного материала: Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах. 1 1
Тема № 1
Информационная деятельность человека
Содержание учебного материала: Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. 12 2
Практические работы:
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специальное ПО, порталы, БД).
Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Инсталляция программного обеспечения. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). 7 2
Контрольная работа. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Домашняя работа: с помощью Универсального справочника-энциклопедии найти ответы на следующие вопросы: Какова масса Земли? Какая гора в России является самой высокой?
Укажите годы правления Ивана I.
Выполнение реферата «Информационные ресурсы общества» 6 2
Тема № 2
Информация и информационные процессы Содержание учебного материала Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. 40 2
Практические работы
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. Переход от неформального описания к формальному. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели.
Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню.
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги.
АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально-экономической сфере деятельности. 31 2
Контрольная работа. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Домашняя работа: Создать ящик электронной почты и оправить письмо преподавателю с прикрепленным файлом виде реферата. Выполнение реферата «Информация и информационные процессы» 20 2
Тема № 3
Средства информационных и коммуникационных технологий Содержание учебного материала Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. 30 2
Практические работы
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. 23 2
Контрольная работа 1 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Домашняя работа: Отправить письмо преподавателю по электронной почте с прикрепленным файлом виде реферата. Выполнение реферата «Операционная система» 16 2
Тема № 4
Технологии создания и преобразования информационных объектов Содержание учебного материала. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. 33 2
Практические работы
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
Программы – переводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования).
Средства графического представления статистических данных – деловая графика. Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы.
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования.
Примеры геоинформационных систем.
26 2
Контрольная работа. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Домашняя работа: Создать таблицу расходов студента а неделю и в табличном процессоре рассчитать расход за неделю. Выполнение реферата «Технологии создания и преобразования информационных объектов ». Создать презентацию о своей профессии. 16 2
Тема № 5 Телекоммуникационные технологии
Содержание учебного материала. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет - технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, Интернет-телефония. 42 2
Практические работа
Браузер. Примеры работы с Интернет - магазином, Интернет -СМИ, Интернет - турагентством, Интернет - библиотекой и пр.
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности (система электронных билетов, банковские расчеты, регистрация автотранспорта, электронное голосование, система медицинского страхования, дистанционное обучение и тестирование, сетевые конференции и форумы и пр.).
Участие в он-лайн конференции, анкетировании, конкурсе, олимпиаде или тестировании. 31 2
Контрольная работа. 1 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Домашняя работа: Регистрация в личном кабинете на сайте конкурсов. Участие в конкурсе через интернет. Выполнение реферата «Телекоммуникационные технологии» 20 2
Итого за курс 158
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и ИКТ.
Оборудование кабинета информатики:
посадочные места по числу обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки, раздаточный материал).
Технические средства обучения:
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
источник бесперебойного питания;
колонки.
Программное обеспечение:
Интегрированный пакет Microsoft Offic;
браузеры для работы в Интернете Mozilla Firefox, Opera;
архиватор 7-zip;
растровые графические редактор GIMP, MyPaint;
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
правила техники безопасности;
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
3.4 Информационное обеспечение обучения
3.4.1 Основная литература
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Е. В. Михеева – 7-е изд. – ИЦ «Академия», 2007г. – 255 с.
Компьютерные сити: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр./ Новожилов Е.О.., - ИЦ «Академия», 2011г.. Базы данных: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. Е. В. Фуфаев– ИЦ «Академия», 2007г..
Основы алгоритмизации и программирования Учебник для среднего профессионального образования. Е. Г. Семакин 2008г. 392 стр.
Информационные технологии. Учебник для среднего профессионального образования. Г. С. Гохберг ИЦ «Академия», 2011 г. 207 стр.
3.4.2. Дополнительная литература
Е. А. Колмыкова «Информатика» Москва 2006г.
Н Угринович «Информатика и информационные технологии», Москва, 2006г.
Е. Б. Михеева "Практикум по информатике" Москва, 2006г.
Ю.А. Шафрин "Практикум по компьютерной технологии" АБФ, Москва, 1997г.
С.В. Симонович "Практическая информатика" АСТ-ПРЕСС, Москва, 1998г.
С.В. Симонович "Специальная информатика" АСТ-ПРЕСС, Москва, 1999г.
А.Левин "Самоучитель работы на компьютере. Начинаем с Windows" НОЛИДЖ, Москва, 2000г.
В.Ю. Михайлов "Современный Бейсик для IBM PC" Москва 1993г.
3.4.3. Интернет-ресурсы
Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютер для «чайников» - http://www.chaynikam.info/foto.html
"Российское образование" Федеральный портал - edu
Ресурсы портала для общего образования - edu.ru
"Российский общеобразовательный портал - school.edu
"Союз образовательных сайтов" - allbest
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской
Федерации - mon.gov
Электронные презентации - http://urist.fatal.ru/Book/Glava8/Glava8.htm

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знания: Различные подходы к определению понятия «информация».
Индивидуальная: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, тестирование.
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации. Индивидуальная: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, тестирование.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей).
Контроль выполнения практических работ.
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Контроль выполнения практической работы.
Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности. Контроль выполнения практической работы.
Назначение и функции операционных систем. Индивидуальная: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий, тестирование.
Умения: Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий.
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Распознавать информационные процессы в различных системах;
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.). Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые. Комбинированная: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий.
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»,
представленную преподавателем Волошиной Е.Г.
ГБОУ НПО РО ПУ №46 по профессии 38.01.03 «Контролер банка»
(социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне в пределах основной образовательной программы профессионального образования с учетом профиля получаемой профессии, разработана в соответствии с государственными требованиями к содержанию обучения и примерной программой по Информатике и ИКТ.Представленная рабочая учебная программа включает следующие разделы:
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения ученой дисциплины
Требование к подготовке по дисциплине «Информатика и ИКТ» обучающихся средних специальных учреждений сформулированы четко, конкретно по каждой представленной теме, опираясь на уровень содержания обучения и тематическое планирование.
В целях лучшего усвоения материала осуществляется контроль по каждой теме в виде практических работ.
Часть времени, отведенного на изучение каждой темы, отводится на самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся в виде: рефератов, выполнения домашних заданий (решение упражнений, проработка теоретического материала), выполнения индивидуальных творческих заданий.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются умения анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, при изучении других дисциплин.
Данная рабочая программа рекомендована преподавателям Информатики и ИКТ для образовательных учреждений СПО.
Рецензент
_______________
Рецензия
на рабочую программу учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»,
представленную преподавателем Волошиной Е.Г.
ГБОУ НПО РО ПУ №46 по профессии 38.01.03 «Контролер банка»
(социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне в пределах основной образовательной программы профессионального образования с учетом профиля получаемой профессии, разработана в соответствии с государственными требованиями к содержанию обучения и примерной программой по Информатике и ИКТ.Представленная рабочая учебная программа включает следующие разделы:
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения ученой дисциплины
Требование к подготовке по дисциплине «Информатика и ИКТ» обучающихся средних специальных учреждений сформулированы четко, конкретно по каждой представленной теме, опираясь на уровень содержания обучения и тематическое планирование.
В целях лучшего усвоения материала осуществляется контроль по каждой теме в виде практических работ.
Часть времени, отведенного на изучение каждой темы, отводится на самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся в виде: рефератов, выполнения домашних заданий (решение упражнений, проработка теоретического материала, выполнения индивидуальных творческих заданий. Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются умения анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, при изучении других дисциплин.
Данная рабочая программа рекомендована преподавателям Информатики и ИКТ для образовательных учреждений СПО.
Рецензент
________________________