Профилактика правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних


САМОВОЛЬНЫЕ УХОДЫ Причины и профилактика(Материалы к круглому столу) Цель и задачи Цель:Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией обучающих всех участников образовательного процесса.Задачи:Знакомство участников с классификацией побегов детей и подростков и причины самовольных уходов подростков из дома;Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;Формирование основных направлений работы;Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия. Профилактика самовольных уходов и правонарушений воспитанников, нами понимается как система социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Девиация (от лат. Deviatio – уклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиантное поведение – поведение отклоняющееся от нормы Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям. Классификация побегов детей и подростков Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или какого-либо учреждения. Типы побегов у детей: ЭмансипационныеИмпульсивныеДемонстративныеДромоманические Эмансипационные побеги Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12-15 лет. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера. Импульсивные побеги Составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в общежитие). Демонстративные побеги Являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов – 12-17 лет. Дромоманические побеги Редкий тип – 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка Основные группы детей-беглецов (зарубежная классификация) Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Причины самовольного ухода подростков из дома Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей.Чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. По наблюдениям сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, все чаще стали сбегать из дома дети состоятельных родителей. Другая причина ухода дочери или сына от родителей- несправедливое наказание, неадекватное их поступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Профилактика побегов ОБЩАЯ ЧАСТНАЯ Общепрофилактическая работа а) всестороннее изучение контингента несовершеннолетних и выявление круга лиц, склонных к побегам и самовольным уходам; б) проведение разъяснительной работы со всеми несовершеннолетними о вредных и неприятных для личности последствиях побега и самовольного ухода; в) создание обстановки (социально-психологического климата) защищенности личности, формирование межличностных и межгрупповых отношений взаимной доброжелательности, гуманности, ответственности; г) развенчание показного героизма лиц, пытающихся таким способом самоутвердиться, укрепить свой статус; д) решительную борьбу с "воровскими традициями", нормами и "законами", одобряющими такие действия. Частная профилактика а) изучение мотивов побегов и самовольных уходов указанных лиц в их динамике и принятие мер по их перестройке; б) раннее выявление приготовлений к самовольному уходу и побегу их пресечение; в) выявление лиц, провоцирующих несовершеннолетних на побеги и самовольные уходы, и принятие к ним соответствующих дисциплинарных, воспитательных, организационно-управленческих мер; г) организация постоянного контроля за поведением, действиями, кругом общения несовершеннолетних, склонных к побегам и самовольным уходам ; д) проведение индивидуальной разъяснительной работы с лицами, склонными к побегам и самовольным уходам; е) определение роли каждого несовершеннолетнего в совершении групповых побегов и самовольных уходов; ж) расследование поведения каждого "беглеца" за пределами учреждения и в момент задержания; з) применение к лицам, совершившим самовольные уходы, мер общественного и дисциплинарного воздействия;и) возбуждение уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступления в период нахождения на свободе;к) применение к лицам, страдающим психическим заболеванием, лечебно-профилактических мер. Алгоритм действий Сбор информации об отклоненияхДиагностика нарушений Анализ полученных данных и выявление отклонений. Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);Работа с ребенком всех участников образовательного процессаРабота с ребенком, педагогамиПрименение в работе с ребенком основных приемов психолого-педагогического воздействия.Анализ динамики развития. Корректировка программы развития. 1 этап Сбор информации об отклонениях – (заполнение матрицы) Тест «Несуществующее животное» Ярко выраженный уровень проявления агрессивности Тест «Несуществующее животное» Средне выраженный уровень проявления агрессивности Тест «Несуществующее животное» Слабо выраженный уровень проявления агрессивности Тест «Несуществующее животное» Низко выраженный уровень проявления агрессивности Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты 2-й этап Анализ полученных данных и выявление отклонений. Определение типа нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); 3-й этап 4-й этап Проблемы В обучении В поведении В самосознании В общении Направления работы Определение основных направлений работы с детьми, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); 5-й этап Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми Направления работы Групповая работа Ответств Индивидуал. работа Ответств Отметка о выполнении, примечания План работы с ребенком на месяц Ф. и. ребенка ________________________________________Месяц _______________ 6-й этап Реализация плана работы. 7-й этап Анализ динамики развития. Корректировка программы развития Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в обучении: 1. Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех2. Оказание дозированной помощи в ходе выполнения домашнего задания Основные направления работы с девиантными детьмиНарушения в поведении Индивидуальная работа воспитателя с несовершеннолетним; Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведенияСоздание комфортных условий несовершеннолетнего в коллективе;4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств. Основные направления работы с педагогами Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряженияОрганизация педагогических советов по обучению навыкам эффективного взаимодействияОрганизация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными обучающимся.4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения несовершеннолетнего. Заключение Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально-экономические условия. Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что , у них мало свободного времени. Помните!Ребёнок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без Вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!Спасибо за внимание! Презентация подготовлена инспектором по пп Салчак А.А. ГБПОУ с.Тээли РТ