Социально-психологические аспекты профилактики самовольных уходов несовершеннолетних


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»«Социально-психологические аспекты профилактики самовольных уходов несовершеннолетних»Воронеж «Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…»  Надин де Ротшильд Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (ст.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (ст.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Самовольный уход - отсутствие несовершеннолетнего без оповещения о своем местонахождении родителей или иных законных представителей, сотрудника организации с круглосуточным пребыванием детей, в которой находится несовершеннолетний, с момента наступления времени, оговоренного для его возвращения, произошедшее в результате осознанного решения несовершеннолетнего. Самовольным уходом также следует считать отсутствие несовершеннолетнего, сообщившего родителю или иному законному представителю, сотруднику организации с круглосуточным пребыванием детей о своем местонахождении и отказывающегося возвращаться в семью, организацию с круглосуточным пребыванием детей. Нормативно-правовые аспекты деятельности по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних:1. Международная Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.).2. Семейный кодекс Российской Федерации.3. Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».6. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».7. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Классификация побеговМотивированные:1. эмансипационные – 41%2. импульсивные – 21%3. демонстративные – 18%4. побег, как реакция протеста – 7%Немотивированные:1. дромоманические – 9%2. дисфорические – 4%Ушедшие к кому-то, чему-тоУшедшие от кого-то, чего-то Классификация побегов(по Г. Штутте)Типы: 1. побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия; 2. побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения; 3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»; 4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности. Типы «беглецов» беглецы – исследователи; беглецы - искатели приятного общества; беглецы - шантажисты; беглецы от проблем, опасности. Причины самовольного ухода:1. Социально-психологические:нарушение социализации - социально-педагогическая запущенность, социально-психологическая дезадаптация, в том числе, школьная;возрастные кризисы, акцентуации и патохарактерологические особенности;ситуативные, социально-средовые обстоятельства (межличностные отношения, конфликты с персоналом, отсутствие контроля, надзора);глубокий психологический дискомфорт/острый, хронический дистресс;психотравмы, депривация в определенный ( как правило ранний) возрастной период. Причины самовольного ухода:2. Медико-биологические:отклонения в физическом и психическом здоровье и развитии (интеллектуальная недостаточность;эмоционально-волевые нарушения (при ММД, органических поражениях головного мозга);физиологические и психоневрологические свойства (СДВГ, высокая аффективная заряженность, возбудимость нервной системы, повышенная тревожность и т.д.)последствия психотравмы;формирующиеся психопатии;клинические признаки социальных проблем, которые несовершеннолетний испытывал в семье, школе, своем окружении;проблемы, связанные с отклонениями в возрастном, психическом, личностном развитии и в соматическом здоровье. Причины самовольного ухода:(поведенческие)Риск;скука (причины: отсутствие смысла жизни, хроническое неудовлетворение базовых потребностей, неразвитость творческих способностей);принадлежность к социальной группе;протест против родителей;стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви);переживание тяжелой утраты (смерти любимых людей);замкнутый круг. Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества Легкаяне более чем на 7 дней 1 раз в месяц; ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы;(отсутствие противоправных действий, аддиктивного поведения, встречается при ситуационных личностных реакциях, резидуально-органической неполноценности нервной системы, пограничной интеллектуальной недостаточности) Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества Средняя: уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;(противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность без критики, встречается при смешанных специфических расстройствах развития, формирующихся аномалиях характера (психопатия), умственной отсталости). Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества тяжелая:уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;асоциальная жизнь, противоправные действия, алкоголизация, токсикомания, агрессивность;(невозможность контролировать свое поведение – встречается при психических заболеваниях). Формы психопрофилактической работы с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходамПервая форма – организация социальной среды;Вторая форма – информирование;Третья форма – активное обучение социально-важным навыкам: (1. тренинг резистентности, 2. тренинг ассертивности, 3. тренинг формирования жизненных навыков);Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению);Пятая форма – пропаганда здорового образа жизни;Шестая форма – активизация личностных ресурсов;Седьмая форма – минимизация негативных последствий самовольных уходов. Перечень телефонов экстренных служб:8 800 505 51 23 Горячая линия национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям (бесплатный звонок по России);102/112 Единый экстренный канал помощи (для любых операторов мобильной связи) Главное управление МВД России по Воронежской области;8(473)222-60-02 Телефон «Ребенок в опасности» Следственное управление следственного комитета РФ по Воронежской области;8 929 009 41 41 Телефон дежурного Поисково-спасательный отряд «Поиск пропавших Детей в Воронежской области», www.PoiskDetei36.ru;8 800 2000 122 Телефон Доверия для детей и подростков.