Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) по теме «Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева».


  Интегрированный урок в 8 классе (литература + история) по теме «Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева».
Тип урока: комбинированный.
Цель:Обобщить материал о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.Задачи:Образовательная: формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести диалог.Развивающие:Совершенствовать умение анализировать текст и на основе анализа делать выводы;совершенствовать умение выразительного чтения, публичного выступления;отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы. Воспитательные:воспитывать в процессе обучения нравственные качества личности;прививать любовь к литературе и истории своей Родины;воспитывать толерантность. 
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Своя игра», карта «Народные восстания 18 века», раздаточный материал - карточки с заданиями. Ход урока:I. Организационный момент.
II.Вступительное слово. 
Учитель литературы:
У нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно.В школе мы изучаем эти предметы как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век. III. Актуализация знаний.
Учитель истории:
А 18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. Ответом на окончательное закрепощение крестьян стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева. С этим событием вы знакомы по курсу истории 7 класса.
Вспомните даты восстания. (1773- 1775 г.г.)
Покажите территории, охваченные пугачевским восстанием. (работают с картой).
Учитель литературы:
Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.
Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанскую дочку», посвященную событиям конца 18 века.
  Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность всегда остается литературным героем и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек. 
-Как бы вы ее сформулировали тему урока? (ответы учащихся)
Сегодня мы попытаемся разграничить историческую правду и художественный вымысел в изображении Пугачева. Запишите тему урока.
-Какие цели вы поставите на урок? (ответы учащихся)
  Чтобы реализовать цели урока, разделимся на 4 группы и проанализируем взгляды Пушкина в научном труде «Истории пугачевского бунта» и в художественном произведении «Капитанской дочке» на личность Емельяна Пугачева.
IV. Работа в группах с историческими и художественными источниками.Выступление 1 группы.
Задание. Прочитайте и сравните описание внешности Емельяна Пугачева из «Истории Пугачевского бунта» (с.98) и 2 главы «Капитанской дочки» (с.118).Ответьте на вопросы:
1.Что совпадает в том и другом описании?
2.Есть ли несовпадающие детали? Если есть, то чем вы можете объяснить несовпадения?
3.В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое это отношение? Какие слова помогают выразить это отношение?
Вывод. В описании внешности Емельяна Пугачева многое совпадает, но в повести выражено еще и впечатление от внешности: «Внешность его была замечательна», про глаза сказано, что они были «живые», а лицо имело выражение «довольно приятное, но плутовское». Таким образом, в описании внешности Пугачева в «Капитанской дочке» проглядывается авторская симпатия, а в «Истории Пугачевского бунта» портрет героя лишен эмоциональной окраски.Выступление 2 группы.
Задание. Прочитайте отрывок из «Истории Пугачева» А.С. Пушкина.«Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же».Ответьте на вопрос:Сделайте вывод об отношении народа к Пугачеву.
Вывод. Народ рад появлению Пугачева. Отношение к нему простых людей А.С. Пушкин показывает при помощи глагола «повалил», т.е. пошел по своей воле. Пугачева встречали колокольным звоном, хлебом и солью, как издавна встречали на Руси царей и почетных гостей
Выступление 3 группы.
Задание. Прочитайте данный отрывок из «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.«Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?» Вожатый мой мигнул многозначительно и ответил поговоркой: «В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»- Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.- Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».Ответьте на вопросы:1. Чем интересен разговор героев?2. Для чего они используют иносказательную речь?
Вывод. В этом диалоге говорится об усмирении восстания яицких казаков в 1772г. Речь Пугачева не понятна Гриневу, так как тайный «воровской» язык, пословицы и загадки, которыми пользуются вожатый и хозяин «умета», - это специальная речь, доступная лишь членам шайки.
Выступление 4 группы.
Задание. «Прочитайте данный эпизод из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего – на всего только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
Ответьте на вопросы:1.Кому принадлежат эти слова?2. Объясните смысл данной сказки. С какой целью А.С. Пушкин включает этот эпизод в произведение? 3. Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в крестьянской войне?Вывод. Орел – символ свободы и власти. Чтобы подчеркнуть величие и героизм Пугачева, Пушкин включает в свое произведение калмыцкую сказку, рассказанную Гриневу Пугачевым по дороге в Белогорскую крепость. Смысл сказки - выражение жизненной позиции Пугачева, которая заключается в том, что лучше прожить полную жизнь «всего – на всего только тридцать три года», чем существовать, «питаясь падалью», триста лет.
V. Беседа по вопросам.-      В чем различия представлений об одной и той же исторической личности?
-      Как пересекаются взгляды?
-      С каким взглядом на Емельяна Пугачева согласны вы?
 (В «Истории Пугачева» А.С. Пушкин показывает предводителя восстания как злодея, не щадящего своих врагов. В «Капитанской дочке», основываясь на реальные факты, писатель избегает описания кровавых сцен, т.к. для автора важна не документальная точность, а роль Пугачева в судьбе Петра Гринева).Учитель истории
С точки зрения истории восстание Пугачева - закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью предводителя.
    Оценка Пугачева Пушкиным - историком резко негативная. Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным). По цензурным причинам Пушкин не мог высказать открыто свое мнение, поэтому его герой в «Истории пугачевского бунта» так кровожаден.
Учитель литературы
    Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за ним пошло столько людей, и не только из народа, Пушкин пишет «Капитанскую дочку»
   Восприятие Пугачева Петрушей Гриневым - более человечное, он не оправдывает жестокость, но по- человечески сочувствует ему, запутавшемуся, преданному, но способному на милосердие.
   Тем самым Пушкин пытается сблизить противоположные точки зрения. Глазами дворянина Гринева, классового врага крестьян, читатели должны увидеть человека со всеми его слабостями, пороками и достоинствами.  Мысли Пушкина раскрываются через особую структуру, которая заставляет героев, выходя из круга свойственных им классовых представлений, расширить свои нравственные горизонты. Блестящий ход А.С. Пушкина – писателя и  историка одновременно.
Физкультминутка.
VI. Контроль знаний проводится в форме «Своя игра». (Презентация)Вопросы по литературе:
Какие литературные приемы использовал Пушкин, чтобы показывает близость Пугачева к народу?
Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать так умирать»
Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица…
Назовите еще художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева. 
Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. "Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"- спросил он ласково». (А. Сумароков) . 
Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»? 
Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева? 
С какой целью в повесть вводится сон Гринева?
Вопросы по истории
Каким Великим государем именовал себя Е.Пугачев?
Какие случаи самозванчества в России вы помните?
После каких событий Екатерина 2 переименовала Зимовейскую станицу в Потемкинскую, а реку Яик в реку Урал, чтобы яицкое казачество на уральское?
Единственный сын Екатерины 2 и императора Петра 3, он войдет в историю как русский Гамлет, именно в день празднования его свадьбы в Петербурге узнали о начавшемся бунте яицких казаков под предводительством Е. Пугачева?
Прошел блестящий путь в армии, от капрала до генералиссимуса, участвовал Семилетней и русско-турецкой войнах. За победу на Рымнике получил титул графа Российской и Римской империи. Был направлен Екатериной 2 на борьбу с Пугачевым в г. Царицын, но прибыл, когда восставшие были разбиты. Ему пришлось конвоировать самозванца в Симбирск?
Какой знак использовал Пугачев, чтобы выдать себя за императора?
Своих приближенных Е. Пугачев называл именами сановников Екатерины2. Приведите примеры таких имен?
Всех ли дворян Пугачев рассматривал как своих противников?
Назовите фамилии уральских мастеровых, возведенных Пугачевым в полковники?
VII.Вывод по уроку. История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Сопоставляя исторические материалы с текстом повести, мы увидели, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь возлюбленной, которого можно пожалеть и за “грешную душу” которого “вечно молить Бога. Пушкин подчеркивает важнейшие его качества: целеустремленность, волю, умение помнить и ценить добро, готовность в трудную минуту прийти на помощь и, что может показаться странным на первый взгляд, - справедливость. В какой-то мере Пугачев в восприятии Пушкина –личность одинокая и трагическая. Он осознает тщетность своего предприятия. Понимает неизбежность своей гибели. Но отказаться от бунта не может. Понять мотивы его поведения, его отношение к происходящему призвана мораль калмыцкой сказки, которую он рассказал Гриневу: “чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст”.
VIII.Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание: эссе «Кто же Пугачев: злодей или народный заступник?»