Чтение как вид речевой деятельности


Чтение как вид речевой деятельности
Каких трудов и времени стоит научиться читать.
Я сам на это употребил 80 лет и всё ещё
не могу сказать, что вполне достиг цели. И.ГётеАктуальность:-около 80% информации приобретается путём чтения;-25% рабочего времени различные специалисты расходуют на чтение;-90% информации, получаемой при обучении, связано с процессом чтения.
Чтение - рецептивный вид речевой деятельности
Чтение связано со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения состоит в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы.
Характерные особенности чтения
В основе грамотного, зрелого (хорошего) коммуникативно –осознанного чтения лежит процесс восприятия и активная обработка материала, что достигается скоростью и гибкостью чтения.
В процессе чтения происходит смысловая обработка информации: её видение, организация, предвосхищение, обобщение, критическое осмысление и оценка.
Чтение способствует развитию различных видов памяти. Так как чтение направлено на понимание, осмысление содержания, то включается в работу словеснологический вид памяти. Следовательно, хорошее чтение возможно при развитом воображении и внимании. Именно эти свойства обеспечивают развитие навыков догадки (предвидения, предугадывания), необходимые для понимания текста.
Что значит обучать чтению?
Обучение чтению предполагает обучение восприятию и интерпретации прочитанного. В.И.Чернышёв писал: «…значение чтения не следует ограничивать одним пониманием читаемого. Полнота развития требует не только восприятия мысли, но и её усвоения и передачи. Нужно научиться не только видеть, что есть в книге, но ещё брать из неё то, что нам нужно, полезно, передавать это другим, чтобы подвергнуть многосторонней оценке и проверке, своё и чужой»
Основные функции чтения аналогичны слушанию (по целевой установке):
познавательная (читаю, чтобы знать)
регулятивная (чтобы научиться что-то делать)
ценностно-ориентационная (чтобы получить эстетическое наслаждение)
функция реагирования (чтобы ответить на вопросы)
Недостатки традиционного чтения у детей
1.Регрессии, то есть неоправданный, механический возврат к прочитанному. Это замедляет чтение.
2.Артикуляция, то есть внутреннее проговаривание читаемого текста.
3.Малое поле зрения. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать не два – три слова, а всю строку, иногда и абзац.
4.Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.
5.Низкий уровень организации чтения.
6.Отсутствие гибкой стратегии чтения.
Приёмы подавления артикуляции
1) приёмы механического торможения (чтение с соской, сушкой во рту, с широко открытыи ртом и т.д.);
2) приём «речевых помех»: чтение с одновременным подсчётом слов, со счётом до десяти, с чтением стихов и т.д.;
3)приём «звуковых» (чтение под музыку) и неречевых помех (выстукивание ритма в процессе чтения) и т.д.
Структура чтения как вида деятельности:
1.Ориентировка
2.Планирование
3.Реализация
4.Контроль
Коммуникативная задача чтения
Вид чтения Цель чтения На что обращается внимание
при чтении?
Просмотровое Предварительное ознакомление с книгой Предисловие, аннотация,
оглавление и др.
Ознакомительное Общее знакомство с содержанием книги, выявление особенностей в решении отдельных проблем Чтение основной информации,
которая особенно интересует
читателя, при этом на детали,
подробности не обращается внимание.
Углублённое или изучающее Изучение, усвоение определённого материала Чтение подробное, обращается
внимание на детали, информация
анализируется и оценивается.
Осмысление цели чтения:
Задание: Вставить подходящие по смыслу слова.
Чаще всего мы пользуемся двумя видами чтения. Если читающему необходимо понять, стоит ли читать книгу, какая информация в ней содержится, для кого она написана, то он использует---------- чтение. Другими словами, -----------чтение позволяет познакомиться с книгой в самом общем виде. Именно поэтому в ходе-------- чтения мы, прежде всего, обращаем внимание на внешние данные книги: ----------------------------------- . Если необходимо максимально полно и точно понять содержание текста, мы прибегаем к медленному --------- чтению.
Цель ------- чтения – определить замысел автора, главные мысли каждой части, понять, как автор раскрывает свою точку зрения и т.п.
Обучение чтению
1.На этапе ориентировки:
определяется цель чтения;
осмысливается заголовок;
анализируются внешние данные книги;
предугадывается содержание, структура и смысл текста.
2.На этапе планирования:
определяется тема текста, с этой целью анализируются ключевые слова;
называется основная мысль, анализируется заголовок;
исследуется композиция текста, находятся её элементы;
оценивается язык текста
3. Обучение чтению на этапе реализации
умение выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;
умение обдумывать, как ответить на возникшие вопросы или искать в тексте ответ на них;
умение выделять (подчёркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.
4. На этапе контроля:
На этапе контроля осуществляется анализ результатов деятельности в зависимости от условий установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.
Активная мыслительная работа продолжается и после чтения. На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:
сформулировать основную мысль прочитанного;
выделить основную информацию;
обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;
выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на урокеУмения подобного характера развиваются в ходе выполнения следующих заданий:
Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращённом виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки сообщения. Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.
Вы познакомились с новым понятием. Прочитали о нём в учебнике. Объясните младшей сестре (брату, другу, соседу по парте), что такое … Постарайтесь использовать простые, понятные для ваших слушателей слова.
Оцените свою работу по тексту. Удалось ли вам быстро и качественно освоить текст? Какие виды деятельности вам помогли в этом? С какими трудностями столкнулись? Что вам нужно повторить, чтобы в следующий раз выполнить работу успешнее?
Литература
1.Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся старших классов.-М.,19991.
2.Брудный А.А.Понимание как компонент психологии чтения //Проблемы социологии и психологии чтения. –М.,1975.
3.Галлингер И.В. Культура речи: Кн. для учащихся старших классов. – М.,1994.
4.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации.-М.,1997.
5.Граник Г.Г., Бондаренко С.М.,Концевая Л.А. Когда книга учит. –М.,1988.
6.Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982.
7.Жинкин Н.И.Речь как проводник информации.- М.,1982.
8.Ипполитова Н.Л.Виды чтения на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1987,№2.
9.Ипполитова Н.Л. Обучение чтению // Методика преподавания русского языка.- М., 1990.
10.Ипполитова Н.Л.Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1995, №5.
11.Ипполитова Н.Л.Развитие речи школьников в процессе обучения чтению //Русский язык в школе, 1997,№1.
12.Педагогипческое речеведение. Словарь – справочник / по ред.Т.А.Ладыженской, А.К.Михальской. – М.,1998.