Урок в 11 классе по теме Ветвления


Урок информатики в 11 классе на тему: «Оператор ветвления в Turbo Pascal»
Класс: 11
Тема урока: «Оператор ветвления в языке Pascal».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить с новым типом оператора языка Pascal – условным оператором и его особенностями исполнения.
Обеспечить усвоение учащимися реализации алгоритмов ветвления при решении конкретных задач.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся ответственное отношение и интерес к предмету, информационную культуру.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, интерес к программированию, внимание, самостоятельность.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический (разработка индивидуальных проектов решения задач).
Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
ТСО: ЭВМ, мультимедиа проектор.
Структура урока:
Постановка темы и целей урока (1 минута).
Проверка домашнего задания и актуализация пройденного материала (6 минут).
Изучение нового материала (10 минут).
Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний (10 минут).
Контроль и проверка знаний (14 минут).
Подведение итогов урока (2 минуты).
Постановка темы и целей урока (1 минута)
Проверка домашнего задания и актуализация пройденного материала (6 минут)
На дом Вам было задано повторить основные понятия Turbo Pascal, стандартные функции, типы данных и линейные операторы, давайте вместе проверим как вы усвоили пройденный материал. Домашнюю работу проверим с помощью теста.
Учитель демонстрирует на экране проектора тестовые вопросы, ребята на них отвечают (фронтальный опрос).
ВОПРОСЫ:
1. Что можно назвать алгоритмом?
а) схему движения автобусов
b) правила использования микроволновой печи
c) расписание уроков
Ответ: с (расписание уроков)
2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие?
а) овал
b) прямоугольникc) параллелограммОтвет: b (прямоугольник)
3. Какой оператор описывает в программе ввод данных?
а) read
b) writec) beginОтвет: а (read)
4. Какой из перечисленных типов данных является целочисленным?
а) real
b) integerc) booleanОтвет: b (integer)
5. Определите результат выполнения программы:
beginx:=4;
y:=5;
a:= x-y;
a:= a-1;
writeln (a);
end.
а) 0
b) 2
c) -2
Ответ: с (-2)
6. Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:
а) sqr(x) - 2*x*y + sqrt(y)
b) sqr(x) + 2*x*y - sqrt(y)
c) sqrt(x) + 2*x*y - sqr(y)
Ответ: b (sqr(x) + 2*x*y - sqrt(y))
endИзучение нового материала (10 минут)
Учитель на бытовых, жизненных примерах показывает где можно встретить ветвления. Затем ученики записывают определение
Ветвление - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность (серия) команд.
А затем рассматривается реализация ветвлений в языке Pascal: оператор в Тurbo Pascal, который предназначен для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия, называется УСЛОВНЫМ ОПЕРАТОРОМ IF или ОПЕРАТОРОМ ВЕТВЛЕНИЯ. Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет.
Особое внимание при этом уделяется тому, что перед словом ELSE НЕЛЬЗЯ ставить запятую.
Оператор ветвления в зависимости от выполняемого условия имеет полную форму и неполную (сокращенную) форму. Ученики записывают обе формы оператора ветвления в тетрадь:
1. 2.
322516560960003200400533400005334000
Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний (10 минут).
А теперь закрепим новый материал на задачах. Ученики запускают среду PascalABC и решают задачу, разбирая её совместно с учителем.
Задача №1: Дано целое число n. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.
program zadacha1;uses crt;
var n:integer;
beginclrscr;
writeln('Введите число n: ');
read(n);
if n>0 then n:=n+1;
writeln(‘Полученное число ',n);
end.
Контроль и проверка знаний (14 минут)
Учащиеся самостоятельно решают Задачу №2, возможно составление блок-схемы.
3200400342900program zadacha2;
uses crt;
var a,b:integer;
beginclrscr;
writeln('Введите число а: ');
read(a);
writeln('Введите число b: ');
read(b);
if a > b then
writeln(‘Максимальное число = ',a)
else writeln(‘Максимальное число = ',b)
end.
00program zadacha2;
uses crt;
var a,b:integer;
beginclrscr;
writeln('Введите число а: ');
read(a);
writeln('Введите число b: ');
read(b);
if a > b then
writeln(‘Максимальное число = ',a)
else writeln(‘Максимальное число = ',b)
end.
Задача №2: Даны два целых числа. Вывести максимальное из них.

Если позволяетс время, можно порешать задания из первой части ЕГЭ, например:
1. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
a:=3;b:=2;if a>b then d:=aelse d:=b;
Ответ: d=3
2. Какое значение будет иметь переменная d после выполнения следующих операторов:
a:=2;b:=3;
d:=4; if a>b then d:=d+a else
begin
d:=d-b;
d:=d*2;
end;
Ответ: d=2
VI. Подведение итогов урока (2 минуты)