Творческий проект по русскому языку на тему Нетрадиционные уроки русского языка и методика их проведения


ГАП ОУ ВО «Новохопёрский аграрно-экономический техникум»
Творческий проект
по русскому языку
на тему: «Нетрадиционные уроки русского языка и методика их проведения»
 
 
 
 преподаватель русского языка и литературы: Мазунина Евгения Алексеевна
 
 
 
 
 
2016г.
 
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….. 3
Этапы реализации проекта………………………………………………. 5
Методы исследования…………………………………………………….. 6
Ожидаемые результаты…………………………………………………... 7
Условия реализации проекта…………………………………………….. 8
Подготовительный этап….……………………………………………….. 9
Сущность понятия «нетрадиционные уроки»………………………… 10
Типы нетрадиционных уроков и методика их проведения…………. 15
Результативность использования нетрадиционных методов работы………………………………………………………….…30
Заключение………………………………………………………………… 32
Литература…………………………………………………………………. 34
Приложение………………………………………………………………… 35
 
Введение:
 Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Что же такое форма и метод обучения?
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения  задач.
Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.( Словесные, наглядные, практические; Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные; индуктивные и дедуктивные; методы контроля; методы стимулирования)
           Нетрадиционные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.
И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Актуальность проекта:  изучение методики проведения нетрадиционных уроков русского языка  является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Нетрадиционные формы проведения уроков являются актуальной темой в настоящее время и не могут быть ограниченны рамками совершенных исследований.  В  многообразии видов и форм нетрадиционных уроков русского языка обнаруживается внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель проекта: рассмотрение нетрадиционных видов уроков русского языка и методики их проведения.
Задачи проекта:
- рассмотреть понятие и виды нетрадиционных уроков русского языка.
- определение особенностей организации нетрадиционных уроков русского языка.
- рассмотреть методику  проведения нетрадиционных уроков русского языка.
Объект исследования: образовательный процесс.
Теоретическая значимость. Исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания русского языка могут быть использованы, разработанные нами конспекты нетрадиционных уроков.
Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике преподавателей общеобразовательных учреждений при проведении уроков.
 
Этапы реализации проекта
Подготовительный:                                    Апрель 2016
Изучение и анализ материалов по теме проекта, подбор и создание материалов для реализации основного этапа проекта
Основной:                                                  Апрель 2016-Май 2016
Проведение уроков с использованием  нетрадиционных, нестандартных форм и методов обучения
Заключительный:                                                   Май 2016
Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта
 
Методы исследования:
·       анализ проблемы исследования;
·       изучение психолого-педагогической, методической литературы;
·       проектирование педагогического эксперимента;
·       обобщение;
·       сравнение;
·       анкетирование;
·       обобщение полученных результатов;
·       подведение итогов.
 
Ожидаемые результаты:
·        высокий уровень сформированности познавательной активности учащихся;
·        повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
·        прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
·        активизация творческой деятельности.
Условия реализации проекта.
·        Образовательные программы
В  своей  работе  я  опираюсь  на  нормативные  документы: закон  РФ «Об  образовании».
Обучение  студентов ведётся  на  основе  требований  ФГОС ООО.  Образовательные  программы  и  ресурсное  обеспечение  соответствуют  требованиям  Госстандарта.   Учебнометодические  комплексы  выбраны  из  списков  рекомендованной  Министерством  образования  и  науки  литературы;  они согласованы и утверждены на районных методических объединений учителей русского языка и литературы. В работе использую учебники, учебные пособия по предмету, цифровые образовательные ресурсы, соответствующие программе.
·        Учебный кабинет
Кабинет русского языка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Она обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно - методическую  литературу, материалы текущей периодики. Таким образом, условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы. Уроки с применением ИКТ провожу в кабинете информатики.
Подготовительный этап
Перед тем как начать работу над своим проектом и проверить его результативность, я решила провести опрос среди студентов I -II курсов. Студентам был задан вопрос: «С каким настроением ты идёшь на урок русского языка?» и даны варианты ответов: с интересом, с радостью, со страхом, равнодушно. Так как опрос был анонимным, то, по моему мнению, ответы детей откровенны.
Результаты представлены  в виде диаграммы.
\s 
Сущность понятия «нетрадиционные уроки»
В отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нетрадиционные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход нетрадиционные уроки как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.
 Второй подход трактует нетрадиционные уроки как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нетрадиционные уроки как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению Трофимовой О.В.: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”. В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает нетрадиционные уроки как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.
Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко.
Сравнение традиционных и нетрадиционных форм урока
Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Содержание
Учебный материал Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами.
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер. Развитие личности студентов.
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности.
Процесс
Методы и формы учебной деятельности студентов Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение. Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование
Методы и формы работы преподавателя Преподаватель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности студентов. Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности устудента.
Деятельность преподавателя в процессе усвоения материала Инициатива у преподавателя, управление и контроль в его руках. Совместная работа преподавателя и студента в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности
Диагностика учебного процесса Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний студентов. Преподаватель – координатор рефлексивной деятельности студентов.
 
Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков
Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок
Цели урока Достоинства: формирование знаний, умений и навыков. Достоинства: развитие творческого потенциала личности студентов.
Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность. Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.Недостатки: меньший объем изучаемого материала
Структура Достоинства: четкая структура урока.Недостатки: шаблонность, однообразие. Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.Недостатки: большие затраты времени.
Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления. Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления.
Методы и формы учебной деятельности студентов Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога преподавателя. Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности преподавателя.
Методы и формы работы преподавателя
Достоинства: контроль со стороны преподавателя за содержанием, ходом урока, его временными рамками. Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны преподавателя.
Деятельность преподавателя по процессу управления усвоением материала. Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения. Достоинства: сильная обратная связь.
Диагностика учебного процесса Недостатки: слабая обратная связь. Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения.
    Таким образом, можно сделать следующие выводы: нетрадиционные формы урока нацелены на развитие личности подростков, их творческого потенциала и мотивационно-ценностной сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин. Нетрадиционные формы уроков имеют большое многообразие и очень трудно поддаются систематизации, однако их все же можно сгруппировать по следующим позициям: урок-игра или урок-учебная игра; урок-учебная дискуссия; урок-исследование .   Характер же деятельности самих студентов на нетрадиционных уроках (игровая, оценочно-дискуссионная, рефлективная) предполагает: использование “методов прямого доступа”; стимулирования интереса и мотивации студентов. Это достигается за счет совместной, творческой работы преподавателей и студентов в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Преподаватель становится координатором в этой деятельности. Его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала студентов. Нетрадиционные формы уроков дают возможность реализовать качественный подход к оценке результатов. В связи с этим обязательным этапом в их организации, является анализ, благодаря которому происходит перевод внешних результатов обучения во внутренний план личности. Принципы, лежащие в основе нетрадиционных форм способствуют развитию самой личности студентов.
   Нетрадиционные формы уроков предполагают меньший объем информации, однако обуславливают более глубокую ее проработку.  В них задействуются внешние источники мотивации и самоуправляющие механизмы личности, создают условия для многообразия деятельности студентов (игровой, дискуссионно – оценочной, рефлексивной), формирования у них критического мышления, активизации познавательной деятельности.
 
Типы нетрадиционных уроков и методика их проведения.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Преподавателя разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны преподавателя, и со стороны студента. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить на втором курсе. Хотя в сильной группе можно попробовать такую форму, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.
Этапы подготовки и проведения урока-семинара:
- ознакомление студентов с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели допроведения);
- осмысление и выбор микротем;
- создание творческих групп;
- подбор материала к семинару;
- консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);
- систематизация и обобщение материала;
- выступление творческих групп на семинаре;
- конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;
- выполнение практического задания;
- обсуждение выступлений творческих групп;
- подведение итогов;
- оценивание работы;
- объяснение домашнего задания.
Урок - исследование
Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.
Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:
- выбор текстов;
- составление плана анализа текста;
- предварительная работа с произведением;
- создание творческих групп;
- дифференцированное распределение отрывков;
- исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;
- подготовка группы к «защите» исследования;
- представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
- лингвистический анализ отрывка;
- обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
- подведение итогов урока;
- оценивание работы студентов;
- объяснение домашнего задания.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.
На таком уроке перед преподавателем возникает задача: исследовать язык художественного текста /нескольких текстов/ «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.
Урок - практикум
Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. С этой целью проводятся уроки-практикумы по русскому языку . Цель этого урока - обратить внимание студентов на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.
Этапы урока-практикума:
- экскурсия, наблюдения за природой;
- знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
- обсуждение увиденного;
- творческая работа студентов;
- чтение сочинений (по желанию);
- обсуждение и рецензирование творческих работ;
- исправление и доработка сочинений;
-объяснение домашнего задания. (Как правило, художественное оформление творческих работ).
Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.
"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.
Преподаватель русского языка должен заботиться о том, чтобы студенты хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление подростков к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?
Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одногруппников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, студенты учатся видеть и свои ошибки.
Для развития речи студентов я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление студента. После выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с группой, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все студенты, даже те, чьи работы понравились группе, высказывают желание переписать свои маленькие "шедевры". Параллельно повторяя   эпитет как выразительным средством языка.
Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет студентам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.
На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес студентов к слову, показать его многообразие, предлагаю студентам  самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у студентов интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.
Одним из основных приемов работы по развитию речи студентов является комплексный анализ текста, элементы которого ребята начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные студентам), используемые автором. Для анализа подбираю высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.
Этот вид работы не требует много времени, а ребята привыкают работать с текстом, что очень помогает при написании изложения: студенты уже при первом прочтении пробуют определить тему, выявить изобразительные средства, языковые особенности текста, эмоционально окрашенные слова, вид связи, тип речи. Анализ текста, как и любой анализ вообще, также способствует развитию критического мышления.
Эта работа имеет ещё один, важный  плюс: студенты, работая с образцами высоко художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но нехристоматийной литературы, но и сами учатся создавать художественные тексты, что так важно при написании сочинения - самого трудного вида работы по развитию речи, ведь именно на это - письменное или устное изложение своих мыслей, и направлена вся работа по развитию речи студентов, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в образовательных учреждениях любой страны родной язык - самый важный предмет.
Эффектным видом контроля успеваемости студентов является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные студенты дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одногруппников. Эта группа студентов осваивает некоторые функции преподавателя. Студенты готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одногруппников, проверяют выполнение работы.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы студентам на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нетрадиционные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Студентам обычно предлагается изобразительный материал ( как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала студента имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют подростку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
·         творческая работа;
·         лингвистическое исследование текста;
·         подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
·         рисование обложек к литературным произведениям;
·         художественное чтение;
·         инсценировка художественного произведения;
·         создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
·         продолжение неоконченных произведений;
·         наблюдение за природой;
·         подготовка словарных диктантов;
·         составление вопросника к зачету по теме;
·         составление конспекта, опорных таблиц;
·         письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Подросток может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли преподавателя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют студента обобщать, систематизировать материал по теме.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков студентов;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных студентов;
5. Интегрировать усилия преподавателей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание студентов в атмосфере добра, творчества, радости.
Рекомендации по проведению  уроков-зачетов
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам.
 Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).
Этапы подготовки и проведения урока-зачета
1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.
2. Проведение урока-зачета.
3. Подведение итогов и внесение корректив.
1 этап – предварительная подготовка
Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Преподаватель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:
1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала,
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации,
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Преподаватель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам , в которых некоторые студенты ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете.
На стенде
1. Перечень знаний, умений и навыков.
2. Вопросы и задания.
3. Советы по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы (можно в кармашках).
4. Литература по теме
В ходе подготовки
1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.
2. Организация работы консультантов.
II этап – проведение зачета.
На зачетном уроке присутствуют все студенты, но опрашивать можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок.
 Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные задания повышенной трудности, или помогают преподавателю принимать зачет, получив перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий на зачетном уроке выполнит не вся группа, а лишь отдельные студенты ( с учетом итогов текущей проверки). Можно использовать различные формы проведения зачета (письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ , комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д.) и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава студентов, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для студентов. На зачетном уроке проверять сформированность сложных понятий, умений и навыков по теме.
III этап – подведение итогов работы.
Оценка труда студентов.
ДИСКУССИЯ
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).
 Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:
1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения студентов;
2) воспитание у студентов культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
 Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.
 Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа:
1) предварительная подготовка,
2) проведение дискуссии,
3) подведение итогов.
ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ЭТАПА
1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана преподавателем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) студентов. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен студентам, затрагивал и волновал их.
2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.
3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.
4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.
ВТОРОЙ ЭТАП – это проведение дискуссии.
 Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:
1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый студент не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для студентов и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует
вызов;
неожиданный вопрос;
реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.
5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.
6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.
7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.
8. Не спешить навязывать готовое решение.
9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.
 Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора.
Вот некоторые из них:
1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.
2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.
3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.
5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ПОДВОДЯТСЯ ИТОГИ ДИСКУССИИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРА
Семинар –это один из видов урока.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. Семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.
Задачи семинарских занятий:
1. Образовательные:
- расширение общего научного кругозора;
- углубление самостоятельного изучения студентами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;
- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.
3. Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности студентов, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.
Методика подготовки учащихся к семинару
Преподаватель сообщает первоначально студентам о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются преподавателем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.Алгоритм методики
1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.
2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.
3. План семинара.
4. Сообщение списка литературы с комментарием.
5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.
6. Консультация учителя.
7. Прослушивание реферата или доклада.
Для студентов самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.
Желательно выступление других студентов, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, студент должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Организация урока-семинара
1. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление студентов.
4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное слово преподавателя, проводившего семинар-урок.
7. Оценочные суждения студентов, преподавателей.
Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять студентов своими знаниями и авторитетом.
Обязанность преподавателя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Преподаватель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы студенты свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове преподаватель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу студентов, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки студентов к семинару.
Рекомендуется после заключительного слова преподавателя выступления с оценочными суждениями самих студентов, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.
 Одна из главных дидактических задач преопдавателя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.
Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее преподавателю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же преподаватель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 по организации и проведению урока-конкурса
Урок-конкурс может иметь место в любом классе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений студентов, межпредметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает ребят стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело.
В связи с этим необходимо предусмотреть как задания для индивидуальной подготовки, но общее для всех, так и задания для коллективного их выполнения командами – участницами.
Примерная формулировка цели урока.
Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в процессе подготовки к конкурсу и в процессе выполнения ими конкурсных заданий.
Образовательная цель: расширение кругозора студентов.
Развивающая цель: привитие интереса студентов к предмету, развитие познавательной активности, развитие навыков и умений в ходе поиска конкретного практического материала для выполнения задания.
Воспитательная цель: воспитание студентов в духе коллективизма, повышение ответственности студентов за качество выполнения домашних заданий в духе подготовки к уроку-конкурсу и выполнение заданий на уроке. В ходе подготовки и проведении урока-конкурса функции преопдаватель реализуются так:
Конструктивно планирующая: при составлении сценария, условия конкурса, критериев оценки результатов.
Организационная и коммуникативно - обучающая: при организации работы студентов по выполнению типичных заданий в серии урока, предваряющих урок-конкурс, в ходе индивидуальной работы с ведущими конкурса, которые будут распоряжаться комплексом средств обучения на уроке, отражать результаты соревнования на уроке.
Организующая функция преподавателя  в большей мере актуализируется и на самом уроке на младшей степени обучения, т.к. языковая база студентов в это время недостаточна, чтобы самостоятельно провести урок-конкурс.
Воспитывающая сочетается со всеми вышеупомянутыми функциями на всех этапах работы над материалом. Подготовительная работа начинается задолго до проведения урока-конкурса, преподаватель объявляет о сроках проведения и его теме во вводной беседе.
Необходимо нацелить студентов на систематическую, активную работу на уроках, тщательное выполнение домашнего задания, самостоятельное изучение материала.
Кроме темы, списка литературы, необходимо заранее сообщить условия конкурса, критерии оценок, состав команд, жюри.
Примерные условия конкурса
1. Объем высказывания.
2. Логика высказывания
3. Правильность высказывания
4. Фонетическое оформление речи
5. Количество ошибок
6. Знание фактического материала
7. Эмоциональная окрашенность речи
8. Оригинальность решения поставленной задачи.
Составление сценария урока-конкурса, в ходе воплощения которого речевой деятельности учителя отводится минимальное время, в основном как члену жюри при подведении итогов.
Сценарием могут быть предусмотрены ведущие из числа способных студентов, которые будут давать указания.
Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск студентами путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
·        необычные условия работы;
·        активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нетрадиционные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").Нетрадиционный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у студента интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях студенты не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с преподавателем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.
Многообразие типов нетрадиционных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация, оснащение образовательных учреждений интерактивными досками, проекторами – позволяет придумывать новые нетрадиционные уроки.
    Преподаватель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед студентами. Приветствовать нетрадиционные подходы и идеи студентов.
Конечно, нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся и запоминаются студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем преподавателям. Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
 
Результативность использования нетрадиционных методов работы.
     Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для студентов нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности  и ответственность.     Данные уроки позволили  развить у студентов творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес студентов к изучаемому предмету, науке.  В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.     Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока. Такие занятия позволили шире вводить элементы занимательности. Исходя их наблюдений и результатов анкетирования, можно сделать вывод, что перегрузка студентов снизилась.     Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как урок – диспут, урок – эстафета, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Студенты выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности.
     Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний студентов повысился. (2014 учебный год качество знаний 52%, 2015 учебный год качество знаний 61%). Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в техникумовских олимпиадах.   Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка.       Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения студентов. Именно на таких уроках студентам особенно интересно. На фоне положительных эмоций студентами лучше усваивается учебный материал, работоспособность студентов значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого студента. Сформированность положительной мотивации учения, повышение активности на уроке, познавательной деятельности определялась тем, что нами использовались разнообразные задания на развитие мышления и памяти, активное восприятие учащихся пробуждала применяемая на уроке наглядность. Также большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения студентов.     Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Студенты на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого студента, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В своей работе я попыталась показать возможность использования нетрадиционных форм уроков русского языка.
Практика работы говорит о том, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения преподавателя правильно организовать  урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес студентов к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаниями. Такие формы проведения занятий «снимают»  традиционность урока, оживляют мысль.
Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
- формирование у студентов интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
- воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций студента.
В ходе работы я пыталась показать возможность использования нетрадиционных форм урока в современной образовании.    Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки русского языка в необычные.
    При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если преподаватель:
Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;
Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;
Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;
Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
Включает нетрадиционные уроки в систему своей работы.
Данные материала могут быть использованы в работе, как преподавателями русского языка, так и другими учителями других предметов.
Годы работы  помогли мне сделать вывод: лишь увлеченный делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся студентам. Необходимо  понимать каждого студента, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать и развивать каждым своим уроком.
 
 
Литература
1.     Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974. 
2.     Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983. 
3.     Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. – М., 1988. 
4.     Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Преподаватель. 2006, № 1, с. 3-6. 
5.     Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. // Русский язык в школе. 2001, № 4, с. 27-29. 
6.     Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский язык в школе. 1997, № 1, с. 25-26. 
7.     Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. // Русский язык в школе. 1997, № 4; с. 9-13. 
8.     Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М., 1981., с. 50-52  
 
Интернет-ресурсы
1.      http://festival.1september.ru/2.      http://lisitsinageo.narod.ru 
Приложение.
Методическая разработка
конспекта урока по русскому языку
Курс:  II
Предмет: Русский язык
Тема урока: «НАШ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Преподаватель: Мазунина Е.А.
2016г.
Цель урока: обобщить и закрепить знания по русскому языку на практике.
Задачи:        воспитательная – создание условий для развития личностных качеств – коммуникативные умения (вести беседу, обсуждать по теме, отстаивать свою точку зрения), познавательные и эстетические потребности (воспитание чувства любви к родине):
                         развивающая – создание условий для развития высших психических функций личности – содержательность высказываний (при обсуждении вопроса), объем и концентрация внимания, логическое и абстрактное мышление;
                     обучающая – стимулирование умственной деятельности студентов (посредством малых форм интеллектуальных игр).
Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в группе: 18 человек. 
Используемое оборудование: 
Интерактивная доска, карточки с заданиями, бланки ответов, эмблемы  команд, плакат со знаком вопроса. 
Ход урока:
 
 Что русский язык – один из богатейших
языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
В. Белинский.
Студент декламирует отрывок из стихотворения С. Абдуллы, узбекского поэта.
Чтец:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, -
Выучи русский язык!
 
Преподаватель:
Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».
Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «Наш великий, могучий русский язык!».  Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы,  решать интеллектуальные задачи. Поэтому эмблемой нашей игры сегодня станет Знак Вопроса
 За каждый правильный ответ вам будет начисляться определенное количество баллов.
 Счетная комиссия: студенты 3 курса.
Сегодня здесь сидят не просто студенты 2 курса, а четыре команды игроков. Разрешите вам представить команды.
 
Приготовиться для кросса!
Заточить карандаши!
Предлагает Знак Вопроса
Ряд задач! Вникай! Реши!
 
1 конкурс «Разминка». В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие как  РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова? ( существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость – , образованы одним способом - суффиксальным).
Задание: вспомнить слова с таким суффиксом. По цепочке каждая команда называет такое слово, если участники какой-либо команды не могут вспомнить такое слово или повторяют уже названное, они выбывают из игры. Побеждает та команда, которая последней назовет слово с суффиксом –ОСТЬ –  .
       У каждого из вас есть бланк ответов, который вы заполняете в течение урока, а затем сдаете.
 
2 конкурс «Третий лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).
1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.
2. Протаранить, неточный, ответ.
3. Подорожник, обеденный, почему-то.
4. По-настоящему, внизу, небольшой.
5. Бережливый, секундомер, темнота.
6. Прочность, высадить, реченька.
7. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.
8. Косогор, подстаканник, распутица.
 
3 конкурс «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях (В3).
 
Приблизительные ответы:
 
засидеться допоздна (прим.),
дать ответ (упр.),
сорвать подорожник (упр.),
небольшой садик (согл.),
  посмотреть на секундомер (упр.),
решил высадить (прим.),
приветливый сосед (согл.),
взобраться на косогор (упр.)
 
Лидер кросса – Знак Вопроса!
И уже не в первый раз
Он к победе дерзко рвется!
Но готовы с ним бороться
Шутка, ум и острый глаз!
 
4 конкурс «Анализируем текст». Командам предлагаются тексты, в которых  необходимо найти предложения по заданию (В4, В5, В6, В7).
 
(1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут.
Н.Лесков. «Соборяне».
 
1. Сколько составных глагольных сказуемых среди данных предложений.   (3)
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.  (1)
3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.  (5)
4.  Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов. (7)
 
(1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы.  …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
А.Куприн. «В недрах земли».
 
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (3)
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. (8)
3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. (4)
4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. (2)
 
(1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!
Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».
 
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)
2  Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7)
3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4)
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5)
 
 (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали  громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
А.Куприн. «Олеся».
 
1.  Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)
2.  Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. (1)
3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. (3)
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер. (6)
 
Лидер кросса – Знак Вопроса –
Смело вырвался вперед!
Обогнать его не просто:
            Он задачки задает, Он их ставит как барьеры
За собою на пути,
Но раскинь умом, и первым
Сможешь к финишу прийти!
 
5 конкурс «Блиц-опрос». Проводится в форме «Своей игры». Участники выбирают вопросы из определенной группы стоимостью  от 1 до 4 баллов и без подготовки отвечают. Если команда дает неверный ответ, право отвечать переходит к соперникам.
Художественные средства:
1. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола) – 1 балл.
2. Котелок сердится и бормочет на огне.  (К.Паустовский) (Олицетворение) – 1 балл.
3.  Снег, словно мёд ноздреватый,
     Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение) – 1 балл.
1.  И солнце греется на льдине.  (Б.Пастернак) (Оксюморон) – 2 балла.
2.  Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.    (Н.Языков) (Эпитет) – 2 балла.
1.     Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза) – 2 балла.
2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)(Литота) – 3 балла.
3.  Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) (Метафора) – 3 балла.
1.  На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)             
                                                                                                                 (Градация) – 3 балла.
1.   – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтобы не мимо господского дома?..   (Н.В.Гоголь)    (Метонимия) – 4 балла.
2.   И слышно было до рассвета,
      Как ликовал француз. (М.Ю.Лермонтов) (Синекдоха) – 4 балла.
1.   Отколе, умная, бредёшь ты, голова?  (И.А.Крылов) (Ирония) – 4 балла
 
Синтаксические фигуры:
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия) – 1 балл.
2. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь…  (О.Хайям) (Эпифора) – 2 балла.
1. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция) – 3 балла.
2. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.        (А.Ахматова) (Анафора) – 4 балла.
 
6 конкурс «Капитанов». Капитаны выполняют задания по вопросам (В2).
(1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни. (2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
(3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. (4)Но хоть  трудно – это надо. (5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
                                                                                                                (Д.С.Лихачев)
 
№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)
№2. Найдите частицы. (Хоть, не)
№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)
№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)
А теперь счетная комиссия подводит итоги.
Команда победителей вполне заслужила пятёрки за сегодняшний урок.
На бланке ответов заполните последние две строки (самоанализ урока и самооценка от 1 до 10 баллов).
 
Домашнее задание: выполнить индивидуальные варианты экзаменационных работ (задания части В).
Карточки
№ 1
2 конкурс «Третий лишний».  В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).
1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.
2. Протаранить, неточный, ответ.
№ 2
2 конкурс «Третий лишний».  В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).
1. Подорожник, обеденный, почему-то.
2. По-настоящему, внизу, небольшой.
 
№ 3
2 конкурс «Третий лишний».  В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).
1. Бережливый, секундомер, темнота.
2. Прочность, высадить, реченька.
 
№ 4
2 конкурс «Третий лишний».  В каждом ряду  надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).
1. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.
2. Косогор, подстаканник, распутица.
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.           
  № 1 
(1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут.
Н.Лесков. «Соборяне».
1. Сколько составных глагольных сказуемых среди данных предложений.    
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.   
3.  Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.   
4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов.  
 
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.            
  № 1 
(1)Сегодня весь день стояла, медленно сгущаясь в воздухе, какая-то мгла. (2)После полудня в ней потонули дальние горы. (3)На западной части неба всё время держалась темная туча с резко очерченными краями. (4)Характер ветра был неровный: то он становился порывистым, то спадал до полного штиля. (5)В тот момент, когда солнце скрылось за облаками, края облаков стали светиться, как будто они были из расплавленного металла. (6)Прошло несколько минут, и из-за тучи по желто-зеленому фону неба веером поднялось три пурпурных луча. (7)Явление это продолжалось не более двух минут.
Н.Лесков. «Соборяне».
1. Сколько составных глагольных сказуемых среди данных предложений.    
2.  Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.   
3.  Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.   
4.   Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстуальных синонимов.  
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.       
       № 2
(1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы.  …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
А.Куприн. «В недрах земли».
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер.  
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер.  
3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер.  
4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции.  
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.    
          № 2
(1)Раннее весеннее утро. (2)Прохладное и росистое. (3)В небе нет ни облачка. (4)Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (5)Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. (6)В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, брильянты крупной росы.  …(7)Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. (8)Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшими редким кустарником, ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени.
А.Куприн. «В недрах земли».
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 
2. Найдите предложение, в котором есть обособленное определение. Укажите его номер. 
3. Найдите сложноподчиненное предложение. Укажите его номер. 
4. Найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи парцелляции. 
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.        
      № 3
(1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!
Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер.  
2.Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер.  
3.Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер.  
4.Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер.  
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.           
   № 3
(1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!
Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».
 
1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 
2.  Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. 
3 Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. 
4.  Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. 
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.             
№ 4
 (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали  громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
А.Куприн. «Олеся».
 
1 Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер.  
2.   Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер.  
3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер.  
4.  Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер.  
 
4 конкурс «Анализируем текст». Выполните задания к текстам.           
  № 4
 (1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда на Полесье – неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо, по которому плыли круглые, точно крутящиеся, белые облака. (4)С крыш посыпались частые звонкие капли. (5)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали  громко и возбужденно. (6)За их криком ничего нельзя было расслышать. (7)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
А.Куприн. «Олеся».
 
1.  Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. 
2. Найдите предложение, в котором есть вставная конструкция. Укажите его номер. 
3. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите его номер. 
4.  Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и однородных слов. Укажите его номер. 
 
№1. Найти прилагательное в превосходной степени.  
№2. Найдите частицы.  
№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение.  
 №4. В предложении 5 найти сочинительный союз.
Бланк подсчета баллов
Интеллектуальный турнир по русскому языку
«Наш великий, могучий русский язык»
п/п Конкурсы 1 КОМАНДА 2 КОМАНДА 3 КОМАНДА 4 КОМАНДА
1. Разминка
2. Третий лишний
 
  3. Конструкторский
4. Анализируем текст
5. Блиц-опрос
6. Конкурс капитанов
ИТОГО  
Члены счетной комиссии