Модель сопровождения замещающей семьи


Областной конкурс
по внедрению моделей организации деятельности по профилактике вторичного сиротства «Идеи. Проекты. Акции»
Модель сопровождения земещающей семьи
«Взаимодействие и сотрудничество»
Руководитель группы: педагог-психолог высшей категории Зубарева Н. С.
Целевая группа авторы модели:
педагог-психолог высшей категории Зубарева Н. С. , социальный педагог I категории  Понятовская О. Е., начальник отдела опеки и попечительства администрации Острогожского муниципального района Богачёва Л. В.
Участники модели:
главные специалисты отдела опеки и попечительства – Ольховатский район – Юрченко Светлана Владимировна, Репьевский район – Стрекозова Тамара Александровна, Каменский район – Киселёва Любовь Николаевна.
г. Острогожск
-2016г.-

« Взаимодействие и содружество»
Пояснительная записка
Профессиональная замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема:эти два термина используются для обозначения воспитания детйе-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Существуют три основных формы замещающей заботы: институциональное воспитание, замещающая семья и профессиональная замещающая семья. Институциональное воспитание – это воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в детских домах семейного типа. Воспитание в замещающей семье имеет четыре формы, три из которых считаются профессиональными. Непрофессиональной формой явялется опека: опекуны являются законными представителями ребенка и получают деньги на его содержание. К профессиональным замещающим семьям (или профессинальной семейной заботе) относятся три разные формы: приемная семья, патронатная семья и семейная воспитательная группа.
Понятие профессиональной замещающей семьи лишь недавно стало актуальным в нашей стране. Своеобразные прообразы профессиональноых семей существовали в России еще в 18 веке, но толко в 80-х годах 20 века стали активно внедряться различные модели профессиональной семейной заботы.
Профессиональная семейная забота до сих пор остается малоизвестным и почти не изученным явлением. Нередко дискутируется вопрос о ее правомерности с моральной точки зрения: можно ли воспитывать детей за деньги? Действительно, в том, что наилучшим решением является либо возвращение ребенка в родную семью, либо усыновление, сомнений нет. Однако в настояще время разрешить проблемы сиротства за счет усыновления детей российскими гражданами практически невозможно, не только из-за социально-экономического положения населения, но и по причине сформировавшегося за годы советской власти стереотипного представления: о детях, тем более о сиротах, должно заботиться государство.
Нельзя не сказать о другом аспекте сиротства в России – международном усыновлении. Передача детей на усыновление в другие страны подрывает и без того ослабленное демографическое положенние страны. Поэтому в настоящее время миссия профессиональноых замещающих семей должна быть заметной в государственной политике: в них создаются условия для развития и социализации детей, лишенных родительского попечения.
Дети – сироты и дети, входящие в группу риска по социальному сиротству- так называется сиротство при живых родителях, - имеют особые депривационные нарушения в развитии. При отсутствии усилий для их компенсации они, как правило, превращаются в стойкие личностные нарушения, влияющие на всю будущую жизнь ребенка. Многим сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, подготовленные к профессиональной работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.
Длительная разлука с матерью и семьей при отстутствии контакта с замещающим мать лицом, а также воспитание в условиях девиантной заботы негативно влияют на психическое и физическое развитие детей. Депривационная симптоматика у детей-сирот включает в себя всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и характера (Басилова, 1998). Таким образом, семья, являясь важнейшим условием нормального развития, в случае девиантной заботы становится главным источником различных отклонений в развитии.
Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейного устройства.
Одна из главных задач Службы по устройству детей в семью – обеспечение развития, воспитания и социальной адаптации детей-сирот в приемных семьях. Создание комплексной поддержки приемных семей помогает реализовать эту задачу в полной мере. Прежде всего, обеспечить условия для существования регулярного доступного психолого-педагогического и социального сопровождения семей, начиная с периода, когда родители принимают решение взять ребенка в семью, и заканчивая периодом подготовки и вхождения ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.
В Воронежской области наиболее распространены три вида устройства детей в семьи граждан: приемная семья, опека и усыновление.
Основными направлениями работы по сопровождению замещающих семей в Службе по устройству детей в семью это - проведение лекций в ШПР, тренинговые занятий, диагностика, консультации, индивидуальные беседы с кандидатами в приемные родители.
С приемной семьей - консультации специалистов Службы по устройству детей в семью с приемными родителями и детьми, организация досуговой деятельности, просветительское сопровождение приемных семей (семинары, родительские собрания, консультации, стенды, листовки, буклеты, информация на сайте).
В основе деятельности специалистов Службы по устройству детей в семью лежат следующие принципы сопровождения:
комплексный, подход к решению сложной проблемы ребенка (использование ресурса всех специалистов сопровождения – психолога, логопеда, социального педагога; создание условий для ребенка в семье, образовательном учреждении.);
предупреждение возникновения проблемных ситуаций в замещающей семье.
приоритет интересов ребенка (в решении проблем развития замещающих семей цель усилий – не только ребенка адаптировать к условиям жизни, но и условия «приспособить» к ребенку, его образовательным и личностным потребностям и способностям);
существенное улучшение информационного и диагностического обеспечения процесса сопровождения (разработка и внедрение новых технологий работы специалистов с замещающей семьей, образовательными учреждениями, участниками сетевого взаимодействия).
Актуальность
Организация профессиональной замещающей семейной заботы ставит перед социальной наукой много вопросов, на данный момент не разрешенных и требующих изучения.
Что происходит с семьей и ребенком в процессе осуществления профессиональной замещающей заботы?
Что способствует эффективности приема?
Какие семьи можно считать ресурсными для организации профессиональной замещающей заботы?
Как привлечь эти семьи к воспитанию ребенка-сироты?
Как обеспечитьь безопасность приемных и патронатных семей в обществе?
Какими знаниями, умениями, навыками должен обладать профессиональный патронатный родитель?
Кто должен помогать семье, и в чем заключается помощь?
В.В. Барабанова ( 1995), проведя исследование семейного детского дома, выделила следующие проблемные зоны профессиональной семьи:
1. Проблемы эмоционально-личностного благополучия и развития кровных детей в условиях приемных семьи.
2. Проблемы психологической совместимости приемных детей и родителей-воспитателей, приемных и кровных детей.
3. Проблема комплекса вины, возникающего у родителей вследствие неудовлетворённости результатами своей воспитательной деятельности, своими неудачами, нередко мнимыми.
4. Проблема вхождения приёмных детей в семью в тех ситуациях, когда для этого необходимо перестройка взаимоотношений в семье, смена социально-психологических ролей.
5. Проблемы супружеских взаимоотношений.
К группе риска относятся следующие ситуации: отсутствие одного из родителей, слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей-воспитателей о дефектах ребенка-сироты, неадекватное представление о трудностях , с которыми они столкнутся.
Создание системы социально-психолого педагогического сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка нивелирует давление негативного отношения, способствует более высокому уровню адаптации ребенка в образовательном учреждении, формированию положительного имиджа замещающей семьи.
Вопросы жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы находятся на острие политических, научных и общественных обсуждений. Данный модуль посвящен актуальной теме социально-психологической адаптации и сопровождения детей-сирот и принимающих родителей в замещающей семье.
Научная и практическая значимость решения данной проблемы довольно высока, поскольку проживание приемных детей в замещающих семьях и модели семейной реабилитации детей-сирот получают все большую распространенность в различных странах, в том числе и в России. Вместе с тем возникновение психологических, социальных, педагогических и иных трудностей и недостаток специальной подготовки принимающих родителей снижает эффективность их взаимодействия с приемными детьми, может приводить к вторичным отказам от детей, что делает необходимым поиск новых путей разрешения этих проблем, создание научно-обоснованных программ помощи и поддержки замещающих семей.
Нормативно-правовая база
Конституция РФ (1993),
Конвенция ООН о правах ребёнка(ст. 2, 3, 24,56, 57 и т.д.)
Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996);
Правительственное постановление № 275 от 29 марта 2000 г.
Гражданский Кодекс РФ ст. 28, 29, 30, 35, 36, 37, 401
Федеральный Закон №48 от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве», правительственным постановлением № 423 от 18 мая 2009 г.
Меры государственной поддержки приемных семей в Воронежской области (Перечень основных областных законов)
Закон Воронежской области от 26.04.2013 № 47-ОЗ «О размере и порядке назначения ежемесячной денежной выплаты на содержание детей при их усыновлении»
Закон Воронежской области от 11.03.2013 № 12-ОЗ «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Закон Воронежской области от 29.12.2010 № 155-ОЗ «О патронатном воспитании в Воронежской области»
Закон Воронежской области от 19.10.2009 № 121-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Воронежской области»
Закон Воронежской области от 15.12.2007 № 151-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Воронежской области»
Закон Воронежской области от 27.10.2006 № 93-ОЗ «О приёмной семье в Воронежской области»
Закон Воронежской области от 02.08.2000 № 176-II-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»
Закон Воронежской области от 26.07.1999 № 101- II-ОЗ «О защите прав ребёнка на территории Воронежской области»
Цель нашей модели: взаимодействие и сотрудничество всех социальных институтов, которые являются залогом успеха воспитания приёмного ребёнка в замещающей семье, а также разработка, апробация и выявление эффективности комплексной работы социального, психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Создание условий для всестороннего гармоничного развития приемного ребёнка.
Основной задачей сопровождения на базовом уровне является удовлетворение изменяющихся потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической поддержке.  Для реализации данной задачи преимущественно используются групповые формы работы. Групповой формат работы позволяет учиться на успехах других, а также получать поддержку друг от друга в процессе обучения. Примеры успешной работы с проблемой помогают семьям лучше осознать собственные возможности решения текущих проблем. Кроме того, участники могут оказать друг другу поддержку при освоении новых стратегий решения проблем и навыков коммуникации. Члены разных семей приобретают новый опыт и поддерживают друг друга в процессе знакомства с теми проблемами, которые обсуждаются в группе. Члены одной семьи научаются: понимать проблему и выявлять потенциальные стрессоры, которые могут ее индуцировать или обострить, определять, какие именно взаимодействия в семье служат источником стресса, разрабатывать стратегии управления стрессом, а также принимать проблему.
 Задачи:
сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребёнка;
развитие мелкой моторики, зрительно-пространственной координации;
формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;
развитие языковой способности, речевой деятельности;
развитие у детей сенсорных и творческих способностей;
удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность; реализация  досуговой деятельности детей из приемных семей (приглашение детей с приемными родителями на праздничные мероприятия, проводимые в Службе по устройству детей в семью).
Принципы работы:
1. Не оказывать давление на детей; 2. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других; 3. Не навязывать свое мнение; 4. Не перегружать детей.
Целевая группа авторы проекта: педагог-психолог высшей категории Зубарева Н. С. , социальный педагог I категории Понятовская О. Е., начальник отдела опеки и попечительства администрации Острогожского муниципального района Богачёва Л. В.
Участники проекта: главные специалисты отдела опеки и попечительства – Ольховатский район – Юрченко С. В., Репьевский район – Стрекозова Т. А. Каменский район – Киселёва Л. Н.
Планируемые результаты: Прочность и надежность устройства ребенка в семью; – положительная динамика развития ребенка (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, социального развития); – удовлетворенность ребенка и приемной семьи; – способность родителей снижать психологическое напряжение в семье; – уровень критического отношения родителей и детей друг к другу.
Эффективность деятельности отслеживается по результатам проводимой диагностической работы. Например, анкетирование родителей и детей «Комфортность пребывания в семье», проективные рисуночные методики, тесты на определение уровня тревожности, агрессивности, самооценки.
СТРУКТУРА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬИ
















Первый уровень помощи - экологический, т.е. социальная работа с семьёй. Цель работы на данном уровне – создание социально-поддерживающих семей для приемного ребенка. Под социально – поддерживающей сетью приемного ребенка понимается такая система социальных отношений, которая способна удовлетворить его специфические потребности в социальной, психологической и инструментальной поддержке (в защите, информации, практической помощи), Социально поддерживающую сеть можно условно изобразить в виде трех кругов.

Первый круг представляет собой сеть замещающих семей, в которую входят функционирующие или потенциальные замещающие семьи, подготовленные к приему детей. Основная задача в создании сети- привлечение ресурсных семей к замещающей заботе. Это требует:
- организации информационных кампаний, способных сформировать позитивное общественное мнение в отношении замещающей семейной заботы;
- организации мониторинга общественного мнения об институте замещающей заботы;
- организации собственно рекламной деятельности по привлечению семей.
Одним из основных условий функционирования такой сети является удобное место проживания замещающих смей; они должны быть территориально доступны для специалистов из группы сопровождения.
Второй круг - микросоциальная поддерживающая сеть самой принимающей семьи. Она включает в себя членов расширенной семьи друзей, коллег, учителей школы, где учится ребенок, и т.д. Большим достижением является введение в данную структуры кровных родственников приемных детей.
Целью создания микросоциальной сети является актуализация ресурсов поддержки семьи, формирование благоприятного социального контекста вокруг замещающей семейной заботы в ближайшем окружении семьи. Создание такой сети предполагает привлечение возможных участников, организацию для них эффективных способов общения и анализ того, какая помощь нужна для успешного функционирования сети.
Третий круг - реабилитационное пространство. В данном случае под реабилитационным пространством понимается территориальная система учреждений, ведомственных структур, общественных инициатив СМИ, принимающих участие в реабилитации ребенка, лишенного родительской заботы, профилактике его социальной дезадаптации через поддержку замещающей семьи.
Организационной составляющей сети - прежде всего, является служба сопровождения семьи.
Одним из важных направлений работы на экологическом уровне - консультирование педагогов образовательных учреждений, в которых воспитываются и учатся приемные дети. Деятельность осуществляется специалистами службы сопровождения, которые выступают в роли посредников между учреждением и семьей. Цель деятельности – помочь ребенку интегрироваться в образовательное учреждение. Основные методы работы:
-выездное консультирование педагогов образовательных учреждений по проблемам обучения, развития и воспитания детей с депривационными нарушениями, взаимодействия с замещающей семьей, реализация индивидуальной программы развития и обучения;
- организация модуля помощи приёмному ребенку в образовательном учреждении, который включает социального педагога школы, классного руководителя, учителей-предметников и команду службы сопровождения;
- контроль за психологическим состоянием, позицией в микросоциуме и процессом обучения;
-посредничество в конфликтных ситуациях.
Второй уровень помощи включает работу с семьей на всем протяжении ее взаимодействия с учреждением, предоставляющим услуги по замещающей семейной заботе. Это взаимодействие осуществляется с момента первого обращения семьи в службу сопровождения до момента расторжения договора на замещение.
Деятельности службы сопровождения на данном уровне включает в себя:
- отбор семьи: первичный - по социально –экономическим показателям; вторичный- после глубокого обследования базисной семьи по психологическим показателям;
- подбор семьи и ребенка с учетом потребностей и возможностей обеих сторон, их психологической совместимости;
- подготовку базисной семьи к замещающей заботе;
- подготовку приемного ребенка к замещающей заботе;
- совместную подготовку семьи и ребенка к замещающей заботе;
- социальное, психологическое и педагогическое сопровождение семьи с приемным ребенком.
Подготовка базисной семьи к замещающей заботе включает:
- создание психологического пространства для приемного ребенка в семейной системе; - предупреждение неадекватных способов реагирования на проблемы ребенка;
- повышение уровня родительской компетентности, обучение методам работы с негативными проявлениями в поведении приемного ребенка.
Подготовка ребенка к замещающей заботе включает:
- работу над компенсацией депривационных нарушений в развитии на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном и социальном;
- развитие стратегий совладения со стрессом; - формирование навыков решения межличностных проблем.
Совместная подготовка семьи и ребенка включает: - работу над восстановлением у ребенка способности к формированию чувства привязанности;
- формирование психологических условий для принятия членами семьи приемного ребенка;
- обучение членов базисной семьи и приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия.

Работа на третьем уровне - это помощь в решении интрапсихических проблем членов семьи и прежде всего приемного ребенка.
Основной целью деятельности на данном уровне является актуализация у приемных детей личностных ресурсов, выход на более высокий уровень личностного функционирования и, как следствие, успешная социализация.
Работа с интрапсихическими проблемами ребенка включает:
- мониторинг развития ребенка по основным направлениям;- реабилитацию депривационных нарушений в развитии, обусловленных психотравматическим опытом ребенка;
- коррекцию интеллектуальных, речевых нарушений, общее развитие ребенка;
-профилактику (первичную или вторичную в зависимости от состояния ребенка) девиантного поведения, делинквентных и аддиктивных нарушений;
-формирование мотивации к развитию и успешной социализации.
Основными формами работы являются индивидуальное консультирование по проблемам поведения и развития детей, организация репетиторства, логопедическая помощь и групповая работа по формированию «навыков жизни». Кроме того, работа на третьем уровне включает в себя медицинскую реабилитацию приемных детей. Последствия отягощенной наследственности, пре-, пери- и постнатального поражения ЦНС, различные хронические соматические заболевания, неадекватные психические реакции, аддиктивные нарушения - все это является предметом медицинского сопровождения детей.
Комплексная работа ведется поэтапно:
1 этап – Обучение в ШПР. 2 этап - приглашение к сотрудничеству семей с приемными детьми, начиная с раннего возраста детей. 3 этап – диагностика интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер приемных детей. 4 этап – консультативная, просветительская работа с родителями. 5 этап – коррекционные, развивающие занятия. 6 этап – повторная диагностика.  Планирование сопровождения замещающих семей:
Ежегодно составляется общий план работы Службы по устройству детей в семью, который включает в себя следующие разделы: I – организационный раздел; II – социальный, психолого-педагогический раздел; III – методическая и просветительская работа; IV – защита прав и законных интересов ребенка.
 В организационный раздел входит:
Приглашение детей и семей на занятия, консультации, индивидуальные беседы со специалистами, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог формирование целевой группы семей, нуждающихся в сопровождении.
 Социальный, психолого-педагогический раздел
проведение диагностических исследований (изучение ресурса замещающих семей; изучение проблем личностного, интеллектуального, физического и психического развития; разработка критериев определения эффективности подготовки и сопровождения, разработка и проведение мониторинга развития замещающих семей);
телефонные консультации с приемными родителями по вопросам адаптации и воспитания детей;
проведение индивидуальных бесед с детьми, находящимися в приемных семьях, по запросам родителей, детей и в зависимости от ситуации;
проведение коррекционной и развивающей работы (индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом)
Содержание
Просветительская и методическая работа:
изучение и анализ педагогической, психологической, научной литературы специалистами;
составление методических рекомендаций для приемных родителей по вопросам воспитания, развития, особенностям поведения детей (заведена папка с методическими материалами и рекомендациями для приемных семей, эти материалы выдаются приемным родителям);
организация и проведение встреч, консультаций с привлечением специалистов по запросам семей и рекомендациям специалистов;
предоставление родителям литературы, пособий по вопросам воспитания приемных детей;
разработка тематического плана и занятий с приемными родителями для постоянно действующей школы приемных родителей
Защита прав и законных интересов ребенка (детей). 
работа с нормативно-правовыми документами по охране прав и законных интересов детей. 
Основные этапы психологического сопровождения замещающих семей.
Работу по сопровождению замещающих семей мы делим на несколько этапов: I этап – предварительная работа; II этап – работа с семьей; III этап – психологическое сопровождение.
Первый этап – предварительная работа.
Предварительная работа проводится до перехода ребенка на постоянное проживание в семью. Она включает в себя работу «Школы приемных родителей» по «Программе подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей», составленной на основе постановления от 2012 г. № Министерства образования Воронежской области. На занятия в ШПР приходят кандидаты в приемные родители по направлению органов опеки и попечительства, а также по личной инициативе.
Работа с приемными семьями начинается с момента их подготовки как кандидатов в приемные родители, опекуны и усыновители. Потенциальные приемные родители проходят отбор и подготовку. В этот период с ними встречаются педагоги-психологи, социальный педагог которые беседуют с ними, предлагают заполнить анкеты, пройти диагностику. В процессе этих встреч выясняются отношения членов семьи к решению принять приемного ребенка. Во время проведения психолого-педагогических тренингов и бесед выясняются такие проблемы семьи, о которых ее члены предпочитают умалчивать. Специалисты проводят работу по разрешению этих проблемы психологического характера. Подготовка кандидатов ведется в форме лекций, психолого-педагогических тренингов, консультаций в объеме 13 занятий (41 час).
Второй этап – работа с семьей.
После передачи ребенка в семью начинается работа специалистов Службы по устройству детей в семью по сопровождению приемных родителей. Приемные семьи приглашаются на консультации к специалистам, коррекционные и развивающие занятия, а также на досуговые мероприятия. Опыт нашей работы показал, что в системе сопровождения особую роль играет психологическое консультирование таких семей, которые нуждаются в помощи специалистов. Педагоги-психологи нашей службы проводят психологическое консультирование не только по вопросам развития и воспитания детей, но и по вопросам связанным с взаимоотношениями в семье. Эта работа проводится постоянно не только по запросам приемных родителей, но и в случаях возникновения непредвиденных ситуаций в семье. Также мы убедились в том, что огромную помощь в процессе сопровождения играет общение не только со специалистами, но и с теми родителями, которые уже получили опыт воспитания приемных детей. Поэтому мы проводим «Семейные встречи». Общение родителей между собой помогает снять эмоциональную напряженность. На этих встречах происходит обмен опытом по вопросам воспитания и развития ребенка. Полученная информация во время этих мероприятий помогает понять, что происходит с ними, их ребенком, их чувствами и переживаниями. Иногда только рассказ уже опытных приемных родителей об аналогичном собственном опыте, о том, что их ребенок вел себя подобно, позволяет начинающим приемным родителям успокоиться и более здраво оценить ситуацию, иногда даже самостоятельно найти выход из ситуации.
Из опыта нашей работы мы сделали вывод, что проблемы и вопросы возникают после того, как ребенок уже стал членом семьи. Как правило, они связаны не только с процессом адаптации ребенка и взрослого, но и с проблемами в поведении ребенка, связанных с депривацией семейных отношений до поступления в замещающую семью, отношениями между собственными детьми и приемными и т.д.
 Специалисты разработали методические рекомендации и памятки для замещающих семей, содержащие в себе ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы: « Основы будущей семьи», «Кейс кандидатам ШПР», «Найти своё место в жизни и не ошибиться», «Жестокое обращение с детьми», «Гиперактивность», «Упрямство, как его предотвратить», « 10 шагов по устранению трудного поведения», «Кейс по профориентации» и т.п.
 Трудности и проблемы, возникающие в ходе проживания ребенка в замещающих семьях, показывают, насколько ответственен прием детей в семью. Необходимо, чтобы эти семьи проявили много мудрости, терпения, щедрости и душевности в плане воспитания, чтобы вынести все трудности, связанные с постоянным проживанием ребенка в семье. Зачастую приемные семьи остаются один на один со всеми сложностями, непониманием окружения в отношении принятия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками, и всячески поддерживать его.
 Третий этап – профессиональное сопровождение:
  На этапе профессионального сопровождения проводятся: посещение социальным педагогом и педагогом психологом приемных семей по запросу приемных родителей, управления опеки и попечительства, консультирование, обучение родителей.
О необходимости профессионального сопровождения приемных родителей свидетельствует не только наш практический опыт, но и изучение работы специалистов разных регионов нашей страны. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство детей-сирот не имеют положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные факторами потери семьи и воспитанием ребенка в интернатных учреждениях или детских домах, что довольно часто происходит с момента их рождения. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей. Особенно это хорошо видно на этапе адаптации ребенка в семье, а также позднее, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от ребенка, расторгают договор о создании приемной семьи или отменяют опеку и усыновление. Мы уверены, что сопровождение приемных семей должно быть адресным и постоянным, оно должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Речь идет не только о проявлении заботы и внимания к ребенку, к его обучению, но необходимо обращать внимание на комплекс проблем, которые ставятся как перед ребенком, так и перед родителями. Сопровождение должно быть постоянным и осуществляться командой специалистов, которые не должны вмешиваться в жизнь приемной семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, в проблемных вопросах.
  Опасность возврата ребенка из семьи существует на протяжении всего периода проживания ребенка в семье. Это связано со многими объективными и субъективными причинами. Особенно высока возможность возврата при взрослении ребенка, когда он уже не приносит тех радостей, которые приносил в период дошкольного возраста; когда у него усиливается желание узнать как можно больше о своих биологических родителях, познакомиться с ними. Риски возвратов детей из семей, проблемы в самих семьях – все это будет, но с этим необходимо работать. Только осуществляя постоянное сопровождение на протяжении всего периода проживания ребенка в семье, можно уменьшить количество возвратов. Поддержка семьи в периоды кризисов, как в семье, так и в периоды возрастных кризисов ребенка – вот одно из основных условий предотвращения возвратов детей из семьи. Стабильность семейного устройства – это необходимость, она является фундаментом, на котором строится забота о приемном ребенке.
Основные задачи специалистов сопровождения совместно с приемными родителями и всеми социальными службами обеспечить стабильность семейного устройства, избегать всяческих разрывов, регулировать контакты ребенка с кровными родственниками, следить за развитием ребенка, поддерживать ребенка в установлении и поддержании нормальных отношений со своими сверстниками, с членами приемной семьи, с обществом.
Каждый ребенок должен иметь свою семью! Сейчас уже все согласны с тем, что ребенку в любом возрасте изначально просто необходима семья.
Особенности работы с замещающими родителями.
Цель:
Психологическое и социально-педагогическое сопровождение это системная интегративная технология психологической, педагогической, социальной помощи семье в целом и личности в частности.
Задачи:
Создание условий для «мягкой» адаптации ребенка (в замещающей семье).
Изучение сферы дополнительных интересов ребенка с целью вовлечения его во внешкольные дела, помощь в профессиональном самоопределении.
Развитие эмоциональной сферы, личностного и интеллектуального потенциала, интересов, склонностей (повышение самооценки ребенка, снятие уровня тревожности, развитие коммуникативной сферы, навыков общения).
Воспитание самосознания.
Профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения.
Привитие практических навыков самостоятельной жизни, подготовка в будущей жизни (хозяйка, хозяин).
Обучение организации разумного, полезного рационального досуга.
Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, медицинское, психолого-педагогическое.
Психолого-педагогическое сопровождение семей
Оказание квалифицированной помощи родителям замещающих семей, особенно на первом этапе, когда происходит вхождение ребенка в семью, чрезвычайно важно для успешной адаптации взрослых к новой позиции и осознания ими своей роли замещающего родителя. В этот период особое значение должно отводиться социально-психологическому патронажу таких семей, то есть оказание помощи в сопровождении и поддержке данного типа семьи, оказавшейся в новой ситуации.
Помощь и поддержка в организации и реализации сотрудничества с замещающей семьей, направленного на самопознание ее членов, самоуправление своими межличностными отношениями, на поиск внутренних и внешних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение – это системная интегративная технология социально – психолого - педагогической помощи семье в целом и личности в частности.
Комплексная работа с замещающей семьей делает акцент на работу с родителями. Именно они в случае неблагополучия должны в первую очередь поменять свое отношение к семейному укладу и к своей роли в становлении семьи. Работа предусматривает разные направления и использование таких форм и методов как семейное психологическое консультирование, семейные семинары-практикумы, тренинговая работа с семейными группами, работа по реабилитационным программам.
Семейные практикумы могут посвящаться проблемам, волнующим всю семью или отдельно - родителей и детей. До составления программы практикума необходимо обговорить с семьей тему занятия, (обсуждаемая проблема согласовывается членами семьи между собой).
Занятия проводятся в формах сюжетно-ролевой, деловой игры, «мозгового штурма», семейного совета и т.д. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. Затем все члены семьи ищут пути выхода из сложившейся проблемной ситуации и договариваются о дальнейших действиях. В конце занятия необходимо выяснить его результативность, то есть провести рефлексию и получить обратную связь. Практикум может быть рассчитан на несколько занятий. В таком случае можно дать семье домашнее задание.
Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, а так же, проводиться как по инициативе специалистов, так и по просьбе замещающих родителей и их приемных детей.
Помощь замещающей семье в большей степени направлена на реализацию ее внутренних резервов, на самостоятельное разрешение той или иной проблемной ситуации. Поэтому большое значение приобретают группы самопомощи и взаимопомощи, так называемые «группы поддержки», участвуя в которых родители имеют возможность обменяться опытом, получить психологическую поддержку и найти новые способы решения задач, стоящих перед ними. Такие контакты способствуют улучшению взаимоотношений в семье, формированию уверенности в завтрашнем дне, укреплению веры в собственные силы. В помощь замещающим родителям специалистами службы выпускается брошюра «Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям….».
Мониторинг состояния и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Мониторинг, как процесс постоянно обновляемой информации о динамически изменяющемся состоянии семьи и развитии ребенка и является тем фундаментом, который позволяет выбирать наиболее эффективные формы социального сопровождения замещающей семьи.
Объект мониторинга - ребенок, помещенный в замещающую семью.
Предмет мониторинга - состояние и развитие ребенка, помещенного в замещающую семью.
Цель мониторинга - обеспечение эффективности работы с ребенком, помещенным в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.
Задачи мониторинга:
непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребенка;
своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;
создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребенка;
осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребенка в результате наших социально-педагогических воздействий;
оценка эффективности действий специалистов и служб.
Используемые виды мониторинга
информационный мониторинг (все виды работы с информацией);
управленческий мониторинг (оценка эффективности принятых решений и проведенных действий в адрес замещающей семьи и ребенка, находящегося в ней).
По уровням управления мониторингом можно говорить о мониторинге на уровне специалиста, отделения, учреждения.
Исходя из этого объекты мониторинга на каждом уровне свои:
на уровне специалиста - объектом является ребенок и замещающая семья;
на уровне отделения - замещающая семья и работа специалистов отделения по сопровождению замещающей семьи;
на уровне учреждения - работа специалистов и отделения по сопровождению замещающих семьей.
Методы получения информации
наблюдение;
беседа;
интервью;
анкетирование;
анализ документов;
анализ продуктов деятельности.
Периодичность мониторинговых замеров
Вид замещающей семьи Периодичность замеров
Приемная семья Постоянно, непрерывно
Патронат Ежемесячно
Опека (попечительство) Постоянно, непрерывно
Усыновление По мере возникновения потребностей в соответствующих данных о состоянии и развитии ребенка и ситуации в семье и /или поступлении актуальной информации.
Мониторинг состояния и развития ребенка осуществляется в разных формах:
при встречах с детьми и родителями во время отдыха, при участии детей в коррекционных и реабилитационных занятиях у психолога, при общении с приемными родителями на семинарах по проблемам воспитания и развития детей.
при посещении семьи специалистами. Каждое посещение оформляется («Отчет о посещении замещающей семьи»), в котором отражается жизнь ребенка в момент посещения, выявленные проблемы.
через специальное обследование семьи и ребенка по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения индивидуального плана развития ребенка.
При осуществлении мониторинга специалисты службы должны учитывать следующие аспекты жизни ребенка:
1. Здоровье ребенка
Нужно убедиться, что все данные рекомендации по профилактике и лечению осуществляются. Эта задача решается путем получения информации на простые вопросы: о посещении участкового врача и данных рекомендаций, о том, что вызывает беспокойство в физическом развитии (слух, зрение, рост, состояние зубов, имеет ли хронические заболевания, не пострадал ли от несчастного случая). Выясняется, нуждается ли ребенок в особом питании, уходе в связи с заболеванием. Важное значение придается безопасности быта в доме замещающего родителя, а также вне его: на улице, в школе. Забота о здоровье ребенка и его безопасности - важная часть в деятельности родителей. В связи с этим необходимо, чтобы они имели полную информацию о здоровье, а также необходимую помощь, советы, поддержку, которая позволит им нужным образом ухаживать за ребенком.
2. Образование.
Задача при обследовании - выяснить, как развиваются познавательные интересы ребенка, какие успехи он имеет в учебе, в школьной жизни, т.е. все то, что показывает, насколько хорошо ребенку в школе. С этой целью выясняется, в какой класс, школу ходит ребенок, соответствует ли уровень обучения его возможностям, пропускал ли он занятия, каковы причины пропусков, какие оценки он получает и чем нравится заниматься больше всего, любит ли он читать, в каких внеклассных делах участвует, что умеет делать (плавать, кататься на коньках, велосипеде, имеет ли хобби и др.)В данном случае важно понять, есть ли трудности в обучении, в школьной жизни, и найти пути их преодоления.
3. Самосознание ребенка.
Важно увидеть, что делается и какая помощь нужна ребенку в развитии положительного самосознания. Осознание себя как личности очень важно для каждого: как мы воспринимаем себя, свое прошлое, свое отношение к другим и с другими. Это особенно важно для ребенка, воспитывающегося в замещающей семье. Чтобы понять, насколько ребенок развивается в этом плане нужно выяснить:
Умеет ли ребенок называть свое полное имя, кого из своей родной семьи он помнит, как относится к тому, что живет в замещающей семье, в каких формах приемные родители помогают ребенку узнать и объяснить его прошлое, какие есть возможности у ребенка в этой семье реализовать свои религиозные, национальные, культурные потребности. Особое внимание уделяется выяснению того, кто интересуется жизнью, переживаниями ребенка, в каких формах это проявляется, каким образом хвалят, поощряют действия ребенка.
4. Общение.
Важно оценить, имеет ли ребенок возможность для установления эмоциональных связей с окружающими его людьми, а также выяснение причин, затрудняющих этот процесс. Анализируется, сколько мест устройства сменил ребенок, сколько людей отвечало за его благополучие, в каких отношениях он находится с членами замещающей семьи, насколько привязан к ним, с кем общается ребенок вне семьи, рассказывает ли он о своих друзьях, есть ли общение с кровными родителями, родственниками.
5. Эмоциональное и поведенческое развитие.
Вопросы должны быть направлены на выяснение отношений ребенка с другими людьми, степени доверия к ним, стилю общения, умению контролировать свое поведение. Особое внимание уделяется беспокойствам и страхам, которые испытывает ребенок, какими способами замещающие родители справляются с трудностями эмоционального и поведенческого характера. Со многими проблемами дети справляются сами, но есть серьезные расстройства (стресс после травмы, нервная анорексия, любые попытки детей сделать себе больно, причинить вред), когда необходима помощь специалиста.
6. Внешний вид и навыки самообслуживания.
Обращается внимание на частоту и опрятность одежды, ее соответствие времени и месту, тому, как воспринимается ребенок вне семьи, выясняется, чему он научился в семье, что делает самостоятельно, а что с помощью взрослых, умеет ли вести себя соответственно ситуации и обстановке, умеет ли пользоваться «вежливыми словами».
По каждому из этих аспектов делаются выводы, насколько успешно развивается ребенок, учится, нравится ли ему в школе, насколько положительно воспринимает себя и свою жизненную ситуацию. На основании этих выводов составляется перечень действий, необходимых для улучшения здоровья, образования, общения, эмоционально - поведенческого развития и т.д. данного ребенка, указываются ответственные и сроки их выполнения. Предлагаемые меры рассматриваются и утверждаются на консилиуме.
Консилиум (совещание администрации, специалистов) является коллегиальным органом, в результате деятельности которого вырабатывается решение об успешности развития ребенка во всех областях жизни, выявляются проблемы и пути их решения. На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения плана по организации повседневной жизни ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно-реабилитационных действий.
Решение консилиума - это итог большой предварительной работы всех специалистов и педагогов. К этому заседанию каждый специалист готовит заключение о состоянии ребенка по своему профилю, чтобы информация была наиболее полной.
При подготовке к консилиуму решается несколько чрезвычайно важных задач:
формируется целостное представление о самочувствии ребенка в замещающей семье, определяется, насколько полно реализуются его потребности;
становится ясным самочувствие семьи, ее членов, их отношения между собой к принятому ребенку;
выясняется, насколько эффективно развивается ребенок.
Очевидно, что благополучие семьи - это благополучие ребенка. Поддержать семью, оказать помощь - важнейшая задача. Учитывая возникшие в семье проблемы, на консилиуме определяются формы необходимой помощи: приглашение на занятия с психологом мамы или обоих супругов (женщины острее воспринимают признаки неблагополучия в семье, легче принимают поддержку, мужчин сложнее привлечь к проблеме, заставить признать неудачу, поражение).
Оказание помощи во внешних контактах (с медицинскими, образовательными, социальными учреждениями)
По итогам консилиума корректируется и дополняется предложенная ранее индивидуальная программа реабилитации приемного ребенка и семьи в целом.
Результаты и выводы
В ходе изучения эффективности работы с социальными учреждениями выявлено значимое улучшение эмоционального состояния и познавательных способностей детей из замещающих семей, снижение уровня тревожности, депрессивных реакций, выявлены тенденции к снижению детских страхов, фобий и расстройств сна. Произошли качественные изменения в самосознании детей, связанные с их отношением к окружающему миру и к значимым другим ценностям, повысился процент детей с позитивным образом «Я». Категоричность, полярность, слабая дифференцированность представления о себе, неадекватная самооценка детей-сирот сменились принятием себя, самоуважением, обоснованностью самооценки. Снизился процент типичных для сирот малопродуктивных реакций в конфликтных ситуациях (обвинение окружающих, нежелание признать свою вину, агрессия), пришло осознание своей роли в их возникновении и т.д. У принимающих родителей возросла критичность и адекватность самооценки, они лучше стали понимать мотивы и переживания как свои, так и других людей, находить новые ресурсы для самореализации.
Модуль проекта на данный момент находится в стадии разработки, но есть положительные результаты совместной работы службы по устройству детей в семью, опеки и попечительства со всеми социальными институтами.
По предварительной работе осуществлено выступление с презентациями и мастер-классами на конференциях регионального, районного уровня, уровня организации.
Работа с модулем ведётся с 2015 – по 2016 г.
Финансирование этой работы ведётся КОУ ВО «Горожанским казачьим кадетским корпусом», администрциями Острогожского, Ольховатского, Репьёвского и Каменского муниципальных районов.
Для успешной работы по данному модулю наблюдается нехватка специалистов в Острогожской Службе сопровождения замещающей семьи:1. Педагог – психолог (школьный) - 1ставка. Семейный – психолог - 1ставка. 2. Транспорт - для оказания экстренной социально-психолого-педагогической помощи замещающим семьям
Литература:
1.Морозова Е.И. М80 Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опеку нам. - 2-е изд., стереотип. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.(Коррекционная школа). ISBN 5-93196-596-3 2. Байярд Р. Т., Байярд Док. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1991. З.ВенгерА.Л. На что жалуетесь.-Москва; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000 г. 4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Пер. с англ. М.., 1992г. 5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986г. 6. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М… 7. Швейцар И. Забота о ребенке: Пер. с чеш. Прага, 1990г. 8. Рожков М. И. Воспитание толерантности у родителей и детей. 9. Конвенция ООН по правам ребенка 10. Япарова О.Г. Ценностные ориентации приёмных родителей. 11.Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания М.Знание 1981г. 12. Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента Психология семейных кризисов 2005г. 13. Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента Стрессы семейных отношений. 14. Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента Психотерапия и консультирование. 15. Д. Олсон, М. Уорден Модель семьи. 16. М. Уорден Основы семейной психотерапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ
МОДУЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО»