Статья Формирование познавательной активности учащихся при использовании ИКТ в начальной школе


Формирование познавательной активности учащихся
при использовании ИКТ в начальной школе
Перед современной школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Формирование у младших школьников желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать знания -приоритетная задача организаторов учебного процесса в школе. Желание приобретать знания свидетельствует о высоком уровне развития интереса к познанию, который изменяет стиль деятельности учащихся, являясь важным фактором повышения качества обучения. Реализация познавательного интереса школьников проявляется в активности, самостоятельности, творческом подходе к выполнению заданий и постоянном стремлении к деятельности [1. 12].
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Как учителя начальной школы мы должны создавать условия, обеспечивающие активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. И для того чтобы реализовывать ФГОС нам необходимо быть информационно грамотными. Что же такое информационная грамотность? Информационная грамотность – это:
умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать ее;
умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы для фиксации результатов;
умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;
умение использовать современные технологии при работе с информацией;
умение работать с информацией индивидуально и в группе.
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Будущее формируется в школе. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает нам массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Использование информационных технологий на уроках способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. В свою очередь, познавательный интерес ученика и успешность обучения определяют его полноценное интеллектуальное и физическое развитие. Педагог может добиваться серьёзных качественных результатов, работая с обучающимися в современных условиях с использованием информационных технологий на своих уроках и во внеклассной деятельности [3. 410].
Компьютер в целом заменяет целый набор ТСО, значительно превосходя их по качеству, поэтому с его помощью можно реализовать различные формы обучения и контроля. Наиболее эффективны уроки с применением видеоинформации, которая содержит моделирование природных процессов, так как ученики, привыкшие воспринимать информацию в виде “красивых картинок”, лучше примут яркий, наглядный материал, чем лекцию учителя. Усвоение знаний, связанных с большим объемом информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем чтение текста учебника. На таких уроках ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д.
Таким образом, применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет решить ряд задач:
1.Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока и учебного процесса в целом.
2.Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
3.Создание мотивации к учебному материалу.
4.Представление ученику возможности выбирать формы и методы работы.
5.Представление ученику возможности использовать дополнительный материал
6. Повышение познавательного интереса к предмету.
В настоящее время компьютер занял прочное место в школе, он становится хорошим помощником в подготовке и проведении уроков. Можно выделить несколько аспектов использования компьютера на уроках. Прежде всего, с помощью компьютера набираются и распечатываются контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы. На компьютере это сделать значительно быстрее и удобнее чем выполнить эту работу вручную. Еще одно направление использования компьютера – это создание презентаций к урокам в программе Power Point. Создавая презентацию, в ее содержание включаются основные понятия, формулы, выводы по данному уроку, рисунки, таблицы, схемы, различные видеофрагменты, необходимых для восприятия темы урока, а также вопросы и задания на повторение и закрепление с целью осуществления быстрого контроля за уровнем усвоения учебного материала [2. 18].
Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны при работе с информацией. Использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению учебного материала, так как учащиеся имеют возможность, не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать ее на экране, то есть для восприятия нового задействован не только слух, но и зрение ребенка, за счет чего повышается активность учеников на уроке. Возможности программы позволяют, создавать уроки различной направленности и всевозможной конфигурации. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.
Простой интерфейс программы дает возможность использовать ее для разработки презентаций учениками самостоятельно. Учащиеся 3-4 классов охотно берутся создавать презентации к урокам и внеурочной деятельности, к докладам, защите проектов и научно-исследовательских работ, используя при этом различные источники информации: учебник, дополнительную литературу, интернет. Данная работа способствует формированию у учеников навыков работы с различными источниками информации, развитию их коммуникативных умений [2. 24].
Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. При всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Задача учителя – сделать так, чтобы поддержать интерес детей к подобной форме работы. Наибольшего эффекта с нашей точки зрения удается достичь, когда информационно-коммуникативные технологии применяются в сочетании с другими педагогическими технологиями (например: проблемного и модульного обучения, игровых технологий и других) [5. 70].
Мы, как педагоги используем в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты работу со словарями и схемами, ввод интеграции и т.д. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроках переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность[4].
Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.
Педагогам необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
Список использованной литературы:
1.Адольф В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления. Текст. / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина // Высшее образование в России, 2010. -№1. С. 81-87.
2.Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. - М.: 2008.
3.Пастушкова М.А. Формирование познавательных интересов при организации учебной деятельности младших школьников // Известия Российского государственного пед. университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради: Научный журнал. - Спб.: ООО «Книжный дом», 2007, № 18(44). - С. 410-413. 0,33 пл.
4. Интернет-ресурсы: http://www.km-school.ru ; http://fondknig.com .
5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред.Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009.