Календарно-тематический план 5 класс, автор учебника Курдюмова Т.Ф.


Учебно-тематический план «Литература» 5 класс.
Содержание Кол-во часов В том числе развитие речи Внеклассное чтение
Введение. 1 Мифы народов мира 5 Устное народное творчество. 14 Литература 19 века 36 4 2
Литература 20 века 27 2 2
Современная литература 6 1 Путешествия и приключения 10 Новая жизнь знакомых героев 6 Итого 105 7 4

Тематическое планирование
№ п/п  Тема урока.
(страницы учебника, тетради) Решаемые проблемы Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС) Дата
Понятия Предметные
результаты УУД Личностные результаты 1 2 3 4 5 6 7 8
 1 Художественные приемы искусства слова Каковы композиционные, сюжетные особенности произведений?  Литература, художественные приемы.
  Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии Познавательные: Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.
РРегулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
   Формирование стартовой мотивации к обучению.
2
Мифы и мифология Каковы сюжетно-композиционные особенности мифов? мифы и легенды
Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3
Календарные мифы. Масленица. Каковы сюжетно-композиционные особенности календарных мифов? мифы и легенды
Научиться определять сюжетно-композиционные признаки мифов П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Р.: выполнять учебные действия в громко-речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 4 Мифы Древней Греции . О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Каковы особенности сюжетов древнегреческих мифов. мифы и легенды
Научиться определять сюжетные особенности древнегреческих мифов. П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Р. Формировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.
К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 5 Миф «Золотые яблоки Гесперид» Каковы особенности сюжета мифа «Золотые яблоки Гесперид» мифы и легенды
мифология Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. П. уметь распознавать отличия и сходства мифов и сказок.
Р. Формулировать учебную задачу
К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 6 Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». Итоговый урок по мифам Древней Греции. Каковы особенности мифов Древней Греции. мифы и легенды
Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи. П. уметь распознавать отличия и сходства мифов и сказок.
Р. Формулировать учебную задачу
К.: Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 7 Фольклор- устное народное творчество Каковы жанрово-композиционные особенности фольклора. фольклор, его жанры Научиться приводить примеры фольклорных произведений разных жанров, видеть общее и различное в фольклорных произведениях разных народов. П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.
К.:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 8 Русские народные сказки
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Каковы особенности жанра сказки, ее виды. фольклор, его жанры Научиться отличать сказки от былин, выделять структурные элементы сказки.
П.: уметь устанавливать жанр сказки, виды сказок.
Р.: формулировать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.
К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 9 Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Каковы особенности сюжета сказки «Царевна-лягушка»? фольклор, его жанры Научиться вести беседу по прочитанному произведению. П.: уметь использовать при сказывании характерные обороты.
Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.
К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 10 Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна –лягушка» Каковы художественные приемы сказки «Царевна-лягушка»? виды сказок
Научиться характеризовать героев сказки и их поступки, определять соотношение реальности и вымысла. П.: уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.
К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, владение устной и письменной речью Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности 11-12 Сказки народов мира. Арабские сказки. Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода. Каковы уроки Шахеризады? виды сказок
Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование.
П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Р.: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных состояний.
К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию. 13 Сказки братьев Гримм. Каковы общие черты сказок разных народов? сюжет, гипербола, исполнители Научиться понимать и выразительно читать текст, выполнять его устное рецензирование.
П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Р.: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных состояний.
К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. Формирование устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию. 14 Малые жанры фольклора.
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Каковы особенности малых фольклорных жанров? пословицы и поговорки, афоризмы. Научиться объяснять смысл пословиц и поговорок, определять их темы. П.:выделять и формулировать позновательную цель.
Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. 15 Загадки. Каковы признаки загадки? Конкретность, иносказательность, метафоричность Научиться определять признаки загадки. П.: Уметь объяснять процесс создания загадок.
Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. 16 Анекдоты. Сказка –анекдот. Каковы особенности анекдота как одного из малых жанров фольклора. Краткость, остроумность, связь с повседневной жизнью. Научиться объяснять процесс создания анекдотов. П.:Выделять признаки анекдота
Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. 17-18 Песни-частушки. Урок-концерт. Каковы особенности жанров народной песни и частушки. Виды песен (бытовые, календарные и др.) тематика частушек. Научиться отличать частушки от песен. П.: Уметь объяснять процесс создания песен и частушек.
Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. 19 Народный кукольный театр
Сатира в кукольной комедии. « Озорник Петрушка ». Каковы жанровые и композиционные особенности народной драмы. Народный театр в истории русской культуры. Герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора. Пьесы о Петрушке "Озорник Петрушка". И их сюжеты. Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Научиться характеризовать героя и его поступки и определять жанровые особенности народной драмы. П.:Находить в тексте драмы примеры других жанров фольклора.
Р.: Применять метод информационного поиска.
К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя. 20-21 Итоговый урок по теме «Фольклор» Каковы особенности малых жанров фольклора и народной драмы? Обобщающе-повторительный. пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса Научиться характеризовать героев и их поступки. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства. П.: выделять и формулировать познавательную цель.
Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор. 22 Русская классическая литература Проблема личности и общества. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. . Реализм в русской литературе. Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Научиться строить развернутое высказывание на основе прочитанногоП.:уметь пересказывать сюжеты произведений 19 века, характеризовать героев и их поступки.
Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и коорлинировать ее с позиции партнеров при выработке общего решения и совместной деятельности. Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. 23-24 И. А. Крылов. Жанр басни. Басни Крылова « Свинья под дубом». «Осел и мужик». Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.
Басня, мораль Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова. П.: Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен.
Р.: Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
К.: уметь моделировать монологическое высказывание, выразительно читать басни. Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. 25-26 Вн чтение. Жанр басни в мировой лит-реПоказать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.
Мораль, аллегория, эзопов язык, олицетворение. Научиться определять жанрово-композиционные особенности басен Крылова. П.: Уметь выделять аллегорический смысл и злободневность басен.
Р.: Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
К.: уметь моделировать монологическое высказывание, выразительно читать басни. Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. 27 А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;
Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения. Поэма,
сюжет, завязка Знать сведения о семье и детстве Пушкина. П.: Уметь выделять влияние народного творчества на будущего поэта.
Р.: Уметь планировать алгоритм ответа.
К. Уметь моделировать монологическое высказывание на основе ранее изученного. Формирование навыков исследовательской деятельности. 28-29 А.С.Пушкин (3).
«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении Каков сюжет и композиция поэмы?
Поэма,
сюжет, завязка Научиться определять сюжет и композицию.
Знать сюжет и героев поэмы. П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в поэме.
Р.: Уметь планировать алгоритм ответа.
К.: уметь сопоставлять произведения литературы и музыки. Уметь определять общую цель и пути ее достижения. Формирование способностей вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 30 Повествование, описание, рассуждение. Дать понятие о типах речи повествовании, описании, рассуждение Повествование, описание, рассуждение. Портрет, интерьер, пейзаж. Научиться определять типы речи. П.: уметь практически применять знания о типах речи.
Р.: уметь анализировать текст с точки зрения типов речи.
К.: уметь практически применять знания о типах речи. Формирование навыков самоанализа. 31-32 Русская природа и мир народной фантазии в лирике Пушкина.
Стихи и проза Как научиться рецензировать устно выразительное чтение. метафоры, эпитеты, сравнения, пейзаж, контраст.
Ритм, рифма, стопа, строфа. Научиться понимать роль пейзажа в стихотворении, выявлять настроения и чувства лирического героя.
Научиться определять между прозаической и стихотворной речью. П.: уметь находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, уметь извлекать информацию из прочитанного текста.
Р.: уметь анализировать стихотворный текст, объяснять значение слов и выражений.
К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь создавать созданное стихотворение по заданным рифмам. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 33 М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Стихотворение «Парус» В чем особенности стихотворений Лермонтова, основные мотивы лирики?
Контраст, жанр, композиция, тема, мотив.
Научиться анализировать поэтический текст. П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциоанальный опыт.
К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. 34 М. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из Гете» В чем особенности интонационно-сюжетного рисунка стихотворения Лермонтова? Словесное рисование. Лермонтов-художник. Жанр и композиция. Научиться определять интонационно-сюжетный рисунок стихотворений. П.: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам)
Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. 35, 36-
37 Н. В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Сюжет и герои повести Гоголя «Пропавшая грамота» Как определить народно-поэтический колорит произведения? Сюжет, содержание, реально и фантастическое в сюжете. Знать биографические сведения. Научиться анализировать текст были. П.:Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.
Р.:уметь самостоятельно ставить новые цели и задачи.
К.: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля; способствовать развитию культурной и этнической толерантности. 38 Фантастическое и реальное в повести «Пропавшая грамота» Как научиться анализировать текст? Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Реальность и фантастика Знать содержание прочитанного текста. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы П.: Уметь давать определения понятиям. Уметь отличать литературный портрет от обычной биографии.
Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цель урока.
К.: Уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. 39 И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя. «Муму». История создания рассказа. Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя.
Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом. поверье, быличка. Реальная основа повести. Сострадание и жестокость. Знать биографические сведения об авторе.
Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
П.:Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, уметь синтезировать полученную информацию для составления портрета.
Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, проблему, цели урока.
К.: уметь выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. 40-
41 Герасим в доме барыни
Герасим и Татьяна Каковы духовные и нравственные качества Герасима. Характеристика литературного героя.
Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.
Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,
определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. П.: Уметь сопоставлять героев, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.:Уметь строить монологическое высказывание, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формировать уважение к личности и ее достоинству. 42-
43 Герасим и Муму.
Богатырский поступок Авторская позиция и способы ее проявления.Сюжет и герой рассказа Герасим в доме барыни. Герасим и Муму.
Богатырский поступок... Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Характеристика литературного героя.Анализ эпизода.
Реальная основа повести. Сострадание и жестокость. Научиться определять идейный замысел рассказа. П.:Уметь обобщать понятия, искать и выделять необходимую информацию из учебника.
Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, принимать решения в проблемной ситуации.
К.: Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 44-45 Подготовка к сочинению по рассказу Тургенева. Сочинение. Как научиться составлять план и текст творческой работы
Структура сочинения, план сочинения. Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. П.: уметь обобщать понятия.
Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуацииюФормирование навыков исследовательской и творческой деятельности. 46-47 Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов 19 века Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения
Ритм, рифма, стихотворный размер. Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихтворения.
П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.
Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну. 48 Стихотворные размеры Как научиться определять стихотворные размеры? ямб, хорей, ритм, рифма.
Научиться определять стихотворные размеры. П.: Уметь определять стихотворный размер.
Р.: Уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. 49 М. Ю. Лермонтов. «Бородино» История создания, особенности повествования. Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер.
Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворения
стихи и проза
Образ простого солдата – защитника родины. Патриотическая тема в стихотворении. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворения.
Знать биографические сведения писателя П.: Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Уметь различать произведение автора и рассказчика.
Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения.
К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения. Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. 50-51 Композиция и идейное содержание стихотворения Лермонтова «Бородино» Каковы способы выражения авторского отношения к героям произведения? Тема, идея Научиться выявлять авторское отношение к героям произведения.
Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство П.: Уметь определять элементы сюжета; определять стихотворный размер.
Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Формирование уважения к истории; формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. 52-53 Л. Н. Толстой. «Петя Ростов» Анализ эпизодов. Каков пафос повествования Толстого? завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы. П.:Уметь определять в произведении элементы сюжета композиции, уметь понимать ключевые проблемы произведения.
Р: уметь определять меру усвоения изученного материала.
К.: уметь работать в группе, уметь делать анализ текста используя полученные знания.
Формирование навыков исследовательской деятельности, приемов самодиагностики. 54-55 М. Булгаков «Петя Ростов» В чем особенности драматургии Булгакова завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
Научиться определять особенности драматургии Булгакова П.: Уметь сопоставлять произведения, понимать ключевые проблемы произведения.
Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. 56 Сочинение по произведениям Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова.
Как научиться составлять план и текст творческой работы?
. Структура сочинения, план сочинения. Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. П.: уметь обобщать понятия.
Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. 57 Связь веков в поэзии 20 века. Как научиться производить анализ поэтического текста? Ритм, рифма, стихотворный размер. Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворений.
Научиться анализировать текст стихотворения. П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.
Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму. 58-59 К. Г. Паустовский . «Рождение сказки» Каково идейно-эмоциональное содержание рассказа? Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Знать биографические сведения писателя. Знать содержание прочитанного произведения. П.:уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. уметь понимать ключевые проблемы произведения.
Р.: Уметь самостоятельно формулировать тему, цели, проблему урока.
К.: уметь строить монологическое высказывание, работать в группе. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. 6061 Х.К.Андерсен
Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». Силы добра и зла.
Герда отправляется на поиски Кая. Каков литературный портрет сказочника? Сказка. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия вымысла и авторского замысла. П.: Уметь определять в произведении элементы сюжета и композиции. Уметь понимать ключевые проблемы сказки.
Р.: Уметь адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения. Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других 6 2
63 Испытания продолжаются.
Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Каков литературный портрет сказочника.
Как научиться выразительно читать диалогическую речь.
Композиция, портрет героя, характеристика поведения Знать понятия вымысла и авторского замысла. Определять роль портретной характеристики героя П.: уметь давать определения понятиям, уметь отличать литературный портрет от обычной биографии, уметь сопоставлять героев.
Р.: формировать ситуации рефлексии, устанавливать целевые приоритеты.
К.: уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. 6465 Сочинение по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» Как научиться составлять план и текст творческой работы?
Структура сочинения, план сочинения. Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. П.: уметь обобщать понятия.
Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. 66-67 А. П. Платонов «Волшебное кольцо» Традиционное и новое в сказке. В чем мудрость сказки Платонова? Теория. Пути рождения сказок.
Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров.
Знать биографические сведения писателя. Знать понятия вымысла и авторского замысла.
Научиться определять идейно-эмоциональное содержание сказки.
П.: Уметь узнавать сказку по ее признаку, понимать ее ключевые проблемы.
Р.: Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения.
К.: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. 68-69 Особенности жанра «Сказок по телефону» Джанни РодариКаковы особенности литературных героев сказок Джанни Родаризавязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
Знать биографические сведения о писателе. Знать содержание прочитанных сказок.
Научиться определять литературных героев. П.: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь понимать ключевые проблемы.
Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.
К.: Уметь определять общую цель и пути ее достижения. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. 70-71 Вн. чтение. Джанни Родари. «Сказки по телефону» Каковы особенности литературных героев сказок Джанни Родаризавязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
Знать содержание прочитанных сказок.
Научиться определять литературных героев. П.: Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь понимать ключевые проблемы.
Р.: Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.
К.: Уметь определять общую цель и пути ее достижения. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. 72
73 В. В. Набоков. «Аня в стране чудес»
Игра словами в сказке «Аня в стране чудес». Как научиться выполнять индивидуальное задание в проектной коллективной деятельности?
завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности, видеть в тексте средства создания характера героя, научиться делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы. П.: Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять в произведении, композиции.
Р.: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
К,: работать в группе, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. 74-75 Особенности жанра повести Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно» Каковы особенности жанра фэнтези?
завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.
Жанр фэнтези.
Научиться определять особенности жанра фэнтези.
Знать биографические сведения о писателе и содержание произведения. П.:Уметь давать определения понятиям, обобщать их, уметь отличать сказку от произведений фантастической литературы.
Р.:Уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. 76 Контрольная работа по сказкам 20 века. Как научиться составлять план и текст творческой работы?
Структура сочинения, план сочинения. Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. П.: уметь обобщать понятия.
Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности. 77 И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями» Научиться анализировать прозаический текст. Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет Научиться анализировать прозаический текст. П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.
К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. 78 Внекласное чтение. Рассказ И. С. Шмелева «На святой». Научиться анализировать прозаический текст. Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет Научиться анализировать прозаический текст. П.: давать определения понятиям, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.
Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.
К.: Уметь формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. 79 Е. И. Замятин «Огненное «А» Каковы особенности описания темы детства? Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет. Научиться анализировать прозаический текст. Определять роль портретной характеристики героя П.:Уметь понимать ключевые проблемы произведения, уметь сопоставлять героев.
Р.: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, работать в группе. Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. 80 А.И.Куприн. Очерк «Мой полет» Научиться анализировать прозаический текст Рассказ, сюжет, композиция, литературный портрет. Знать биографические сведения. Знать что такое литературный портрет. Научиться элементам анализа. П.:Уметь различать повесть и рассказ по их признакам, уметь различать произведения автора и рассказчика.
Р.: принимать решения в проблемной ситуации. Обучение целеполаганию.
К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.
Формирование навыков взаимодействия в группе. Формирование уважения к личности и ее достоинству. 81-82 Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века Каков идейно-эмоциональный пафос стихотворения
Ритм, рифма, стихотворный размер. Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.
П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.
Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование любви к Родине чувства гордости за свою страну. 83 М. М. Пришвин «Времена года» Каковы особенности лирического описания природы М.М. Пришвина? Сюжет, композиция, лирическое описание. Научиться определять тему и идею рассказа. П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Уметь понимать ключевые проблемы произведения.
Р.: уметь самостоятельно регулировать тему, проблему, цели урока, анализировать условия достижения цели.
К.: строить монологическое высказывание, овладеть умениями диалогической речи. Формировать любовь к Родине, ее природе, чувства гордости за свою страну. 84 Мир наших братьев меньших(стихотворения С. Есенина «Песнь о собаке», и В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Каково идейно-эмоциональное содержание стихотворений Есенина и Маяковского? Ритм, рифма, стихотворный размер. Научиться определять идейно-эмоциональный пафос стихотворения.
П.: уметь определять стихотворный размер, уметь выразительно читать наизусть стихотворение.
Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование умения ориентироваться в системе моральных норм и ценностей. 85-86 Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Каковы приемы создания трагического в стихотворениях и песнях о Великой Отечественной войне? Лирика, лирический герой, тропы. Знать биографические сведения о поэтах, знать изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь анализировать стихотворения. П.: Определять стихотворный размер, понимать русское слово в его эстетической функции.
Р.: уметь осознавать усвоенный материал. Уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы в поведении и поступках героев со своими.
К.: уметь выразительно читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.
87- 88 В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа. Как составить литературный портрет Астафьева? Литературный портрет, жанр рассказа, композиция
Научиться составлять литературный портрет писателя. Знать содержание П.: уметь излагать содержание прочитанного текста выборочно, осуществлять анализ.
Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
К.: формировать навыки выразительного чтения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и к коллективной творческой деятельности. 89 Герой рассказа Астафьева «Васюткино озеро». Сила характера главного героя рассказа. Герой, идея, главная мысль, поступок, характер, действие
Научиться правильно определять поступки главного героя. П.: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения.
Р.:анализировать условия достижения цели, устанавливать целевые приоритеты.
К.: Уметь делать анализ текста, использую изученную терминологию и полученные знания. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задач при консультативной помощи учителя 90 Сочинение по рассказу Астафьева «Васюткино озеро» Как научиться составлять план и текст творческой работы?
Структура сочинения, план сочинения. Научиться составлять и редактировать текст творческой работы. П.: уметь обобщать понятия.
Р.: Уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
К.: уметь оформлять свои мысли в письменной форме с учетом речевой ситуации Формирование навыков исследовательской и
творческой деятельности
91-92 Туве Янссон «Последний в мире дракон» Как научиться идейно-тематическое своеобразие текста. Юмор, гуманизм, словесные иллюстрации. Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа. Знать понятия вымысла и авторского замысла П.:Знать содержание прочитанного произведения, уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
К.: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Формирование
устойчивой мотивации
к индивидуальной и
коллективной
творческой деятельности
93 Итоговый урок по темам «Современная литература» Литература 20в. Каковы основные особенности современной литературы Жанры современной литературы
Знать изученные теоретико-литературные понятия. П.: давать определения понятиям, обобщать их, уметь определять в произведении элементы сюжета композиции.
Р.:Адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
К.: Работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Формирование
способности
вести диалог
с другими
людьми и
достигать в нем
взаимопонимания
94 Роман «Робинзон Крузо» и его автор. Герой романа «Робинзон Крузо» Каков алгоритм проведения анализа текста? Характеристика, дневник героя, понятие «робинзонада» Знать биографические сведения о писателе, понятие о приключенческой литературе и литературном герое.
П.:Излагать содержание прочитанного текста выборочно, строить рассуждения.
Р.: принимать решения в проблемной ситуации.
К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения Формирование
уважения
к личности и ее
достоинству.
95-96 Р.Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена. Правда и вымысел. Каковы сюжетно-композиционные особенности повести. Прототип героя, автобиографическое произведение, сюжет, гротеск, литота, ирония Научиться определять сюжетно-композиционные особенности. Знать биографические сведения о писателе. Понятия о приключенческой литературе и о литературном герое. П.: Строить рассуждения. Осуществлять сравнение, излагать содержание прочитанного текста выборочно.
Р.:Принимать решение в проблемной ситуации, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
К.:Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Формирование
навыков
взаимодействия в группе по алгоритму
выполнения задачи
при консультативной
помощи учителя.
97- 100 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои романа М.Твена Каков идейно-эмоциональный пафос романа? Прототип героя, приключенческое произведение, характеристика, литературный портрет Научиться правильно определять идейно-эмоциональный пафос романа. П.: Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: Самостоятельно формулировать проблему и цели урока.
К.:Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи Формирование навыков исследовательской
деятельности,
готовности и
способности вести
диалог и достигать в нем взаимопонимания
101
Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста» В чем композиционно-языковые особенности произведения. Детективный сюжет, трилогия, литературный портрет Знать биографические сведения о писателе. Знать понятия о детективной литературе, особенности сюжета и композиции в детективе П.:Узнавать, называть, определять объекты в соответствии с содержанием.
Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний.
К.:Уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения. Формирование
устойчивой мотивации
к обучению и самосовершенствованию
102 Урок-практикум «Сюжет и композиция художественного произведения» Каковы особенности сюжета и композиции? Каковы элементы построения произведения? Завязка, кульминация, развязка, сюжет, экспозиция Научиться находить элементы сюжета в произведениях. П.: Уметь строить сообщения исследовательского характера в устной форме.
Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики
К.: уметь проявлять активность для решения познавательных задач. Формирование
устойчивой мотивации к самосовершенствованию.
103 Синдбад-мореход в произведениях Н.С. Гумилева и Б. ЛесьмянаКаково идейно-эмоциональное содержание стихотворения Гумилева? Каков алгоритм составления литературного портрета писателя? Литературные традиции, характеристика, новая жизнь героев художественных произведений Знать биографические сведения о писателях. Понятия о приключенческой литературе и литературном герое. Знать понятие вымысла и авторского замысла в литературе П.: излагать содержание прочитанного текста выборочно, уметь выделять и формулировать познавательную цель.
Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров. Формирование
выраженной устойчивой
учебно-познавательной
мотивации и интереса
к учению.
104 Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения» Каков алгоритм составления литературного портрета писателя? Характеристика героя, литературный портрет, поступки героев. Научиться определять оптимистический пафос произведений и их значение для формирования личности. П.: Давать определения понятиям, обобщать их, самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, строить рассуждения.
Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цель урока, устанавливать целевые приоритеты.
К.: Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. формирование умения ориентироваться
в системе моральных норм и ценностей,
формировать уважение
к личности и ее
достоинству.
105 Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.
Что читать летом? Как построить и реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. Жанры произведения. Фольклор. Художественная литература. Знать содержание прочитанных литературных произведений, знать изученные теоретико-литературные понятия. Уметь характеризовать героев. Определять роль портретной характеристики героя. П.: Давать определения понятиям. Строить рассуждения, излагать содержание прочитанного текста выборочно. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели, принимать решение в проблемной ситуации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
К.:Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, работать в группе, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Формирование
выраженной мотивации
и интереса к учению.
Формирование уважения
к истории,
способствовать
развитию культурной и
этнической
толерантности.
Уважаемые классные руководители!
Пресс-центр «Солнышко» готовит к выпуску газету №1 «Калейдоскоп летних впечатлений».
Мы принимаем для публикации лучшие работы учащихся 5-11 классов на тему « Лето красное».
Основные номинации :- Летнее путешествие.
- Летний уголок природы.
Предлагаем учащимся написать стихотворение или сочинение. К своим текстам ребята должны прилагать фотографии (1-3) из личного альбома. Все работы принимаются в электронном виде.
Лучшие работы нам можно направить на Всероссийский литературный конкурс « Лето красное!». Конкурс проводится с 30 августа по 15 октября. Сдать работы надо до 25 сентября. Конкурс проводится дистанционно. Участие бесплатное.

« Солнышко»
Руководитель центра Королева Н.И.
Дорогие ребята!
Пресс-центр «Солнышко» готовит к выпуску газету №1 «Калейдоскоп летних впечатлений».
Мы принимаем для публикации лучшие работы учащихся 5-11 классов на тему « Лето красное».
Основные номинации :- Летнее путешествие.
- Летний уголок природы.
Предлагаем ВАМ написать стихотворение или сочинение. К своим текстам вы должны приложить фотографию, отражающую суть работы. Все работы принимаются в электронном виде.
Лучшие работы будут направлены на Всероссийский литературный конкурс « Лето красное!». Конкурс проводится с 30 августа по 15 октября. Сдать работы нужно до 25 сентября своим учителям русского языка или классному руководителю.

Пресс-центр «Солнышко»
ВНИМАНИЕ!!!!!!!!!!!!
УВАЖАЕМЫЕ КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ 5-11 классов! Довожу до ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ:
Пресс-центр « Солнышко» формирует постоянный состав самых творческих детей. Выберите самого талантливого, способного к творчеству учащегося и впишите фамилию в этот список (см. ниже). Прошу определиться до субботы, 20.09,. включительно!!!
5а9а
5б9б
5в9в
5г10а
5д 10б
6а 11а
6б 11б