Формирование УУД в современной школе при использовании проектной технологии в обучении второму иностранному языку в урочной и внеурочной деятельности.

Соколова Татьяна Александровна
учитель немецкого языка ГБОУ гимназии №61 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Формирование универсальных учебных действий в современной школе при использовании проектной технологии в обучении второму иностранному языку в урочной и внеурочной деятельности.
Практикующий учитель всегда сталкивается с проблемой методической поддержки своей работы. Особенно это актуально для тех, кто преподает второй иностранный язык. В современной школе второй иностранный язык входит в образовательные программы многих общеобразовательных учреждений, так как знание минимум двух иностранных языков – это одно из требований, предъявляемых к человеку будущего. Однако, в силу того, что современное общество не в полной мере осознает значимость предъявляемых требований, а ученичество необходимость данных знаний и умений на определенном этапе образования, учителю приходится искать пути повышения мотивации в изучении второго иностранного языка для повышения эффективности овладения данным предметом.
Особенности в преподавании затрудняют поиск полезного методического сопровождения от учителей практиков. Следует отметить, что многие предлагают для повышения мотивации и роста результативности использовать в процессе обучения проектную технологию. Метод проектов, как показывает и мой многолетний опыт, позволяет значительно повысить мотивацию в изучении немецкого языка, хотя и требует значительных затрат как ученика, так и учителя.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
  В концепции Федеральных государственных стандартов второго поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий.

Проект как один из наиболее эффективных методов по формированию УУД.
Мне не хочется перечислять всем уже знакомые виды проектов, этапы реализации, а, думаю, следует отметить, что учебный проект – это совместная деятельность учителя и ученика, успешность которой зависит от усилий всех осуществляющих данный процесс.
Мой многолетний опыт показывает, что из всех, применяемых в учебном процессе методов и технологий, проект наиболее эффективно формирует многие УУД. Нужно подчеркнуть, что часто материальный результат работы позволяет поднять самооценку, осознать свою значимость и непосредственное участие в реализации поставленных задач. Реальный продукт труда – результат усилий коллектива, частью которого ты являешься. Это осознание собственной значимости значительно повышает мотивацию в учении.
При всех положительных характеристиках проект остается сложным для реализации в современной школе методом, так как урочная система преподавания остается ведущей, реализация большинства видов проектов в процессе обучения весьма затруднительна. В моей практике прочное место занял урок-проект, который иногда является частью реализации долгосрочного проекта, а иногда представляет собой отдельный мини-проект.

Урок-проект. Что это?
Практика показывает, что для реализации проекта необходимы значительные временные затраты. Это часто делает затруднительным осуществление проекта, поэтому в своей практике я в большей степени ориентируюсь на минипроект, провести который можно на одном или двух уроках. На одном занятии бывает сложно воплотить в жизнь проект, для этого требуется логически объединить два, иногда три урока. При осуществлении проекта ученик должен обладать определенными знаниями по выбранной тематике, хорошо ориентироваться в лексическом и грамматическом материале, уметь работать с опорными схемами. Отсюда логически следует, что проведение урока-проекта следует планировать на заключительном этапе изучения темы (итоговый, обобщающий урок).
В качестве примера хочу привести урок с использованием проектной методики по теме «Времена года». Выбор данного урока обусловлен универсальностью продукта. Макет календаря на текущий год, созданный в ходе работы над проектом – продукт совместной деятельности учащихся, может быть посвящен любой теме на каждом из предметов школьного курса («Великие физики», «Химия и жизнь», «Ландшафты нашего региона», «Сделай сам» и другие).
Методические рекомендации
Этап1. Выбор тематики и способа проведения проекта.
Тема: «Времена года» (второй год обучения)
В отличии от долгосрочного проекта, где выбор тематики и способа проведения активно обсуждается и определяется всеми участниками проекта, тему и способ реализации проекта на урока определяет учитель.
Цель: создать макет календаря на текущий год
Задачи:
-обобщить знания по теме «Времена года»;
-повторить и закрепить лексику по пройденной теме;
-научиться выражать свое мнение к определенному времени года;
-совершенствовать навыки работы с информацией ( подбор наглядного и текстового материала);
-повторить числительные;
-развивать творческие способности;
-учить работать в команде, строить партнерские отношения.
(Могут быть предложены готовые выражения и фразы, из которых ребенок может выбрать и собрать небольшой рассказ. Важно присутствие речевых образцов для выражения отношения : Das macht mir SpaЯ. Das gefдllt mir.)
Формирующиеся УУД:
1. Личностные универсальные учебные действия
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
2. Регулятивные универсальные учебные действия
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
3. Познавательные универсальные учебные действия

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной
и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

4. Коммуникативные универсальные учебные действия
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Этап 2. Организация проекта.
Организацию групп лучше взять учителю «в свои руки» во избежание конфликтов или образование слишком больших или очень маленьких групп.
Для удобства работы над данным проектом рационально организовать группы из 3-4 человек, каждая из которых займет свое рабочее место, где будут обозначены времена года:
DER WINTER DER FRЬHLING DER SOMMER DER HERBST
Каждая группа получает задание сделать макет трех листов перекидного календаря с соответствующими данному времени года месяцами, причем каждый из участников должен оставить свой «автограф»: необходимо придумать слово, в котором были бы буквы имен всех участников группы, причем слово должно быть связано с тематикой листа календаря.
Этап 3. Проведение проекта.
Время для выполнения задания 25-30 минут.
(Успех самой важной части проекта зависит от слаженности действий его участников. Особо хочется отметить, что каждый член команды должен быть задействован в проекте, чувствовать свою значимость и необходимость.)
Этап 4. Презентация проекта (продукта деятельности).
Каждая группа показывает всем участникам проекта свой лист календаря, закрывая название месяца, и, после того, как прочитает составленный текст (описание месяца), задает вопрос: «Welcher Monat ist das?».
Подведение итогов: учитель собирает разрозненные листочки в готовый макет календаря – продукт деятельности учащихся, выставляет оценки.
Список литературы:
Калинина М.П. Универсальные учебные действия школьников.- СПб., 2012
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М.:АРКТИ, 2003.
Пунский В.О. Азбука учебного труда. –М., 1988.

15