Урок музыки по опере Н.А.Римского-Корсакова Садко


Урок музыки по опере Н.А.Римского-Корсакова "Садко"

Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Планируемые результаты:Дать понятие изобразительности в музыке на основе оперы-былины «Садко».
Знать понятия: интонация, опера, либретто, оркестр, развитие.
УУД: Самостоятельно передавать содержание оперы-былины.
Раскрывать и объяснять с помощью каких средств композитор изображает море. Выполнять живописно-творческую работу.
Цель: Определить роль и значение музыки в сказках.
Задачи:
1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.
Материал:
Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.
Учитель:
Ребята! Я рада вас видетьИ снова вас слышать.
2. РаспевкаСегодня мы с вами разучим новую распевку.
Вот иду я вверх.
Вот иду я вниз.
3. Проверка домашнего задания. ( песня про маму)
4. Сообщение темы урока.
Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы , а каким, вы скажите, послушав меня ( Стих-е А.С. Пушкина).
Кто догадался из какого литературного жанра я взяла эти строки?
Правильно это- сказка! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Кто может назвать мне тему урока?
Слайд №1
Итак, тема урока “Музыка в сказке”. ( записываем в тетрадь).
Какие цели мы можем поставить сегодня на наш урок? ( определить роль и значение музыки в сказках; познакомиться с новым композитором.)
Вопрос: вспомните сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах, где пели, танцевали…
Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.
5. Повторение пройденного материала
Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы познакомимся поближе.
Слайд №5
Кроссворд
Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский).
Песня без слов, исполняемая на какой-либо гласный звук. (Вокализ).
На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту (ДО).Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка).
Высокий женский голос. (Сопрано).
6. Изучение нового материала
“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.
Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?
Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Слайд №6
А кто читал былину « Садко», поднимите руки?
Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Это не просто былина, а сказка.
Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?
Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми. ( показ книги)
Вопрос: На каком инструменте играл Садко?
Ответ: Садко играл на гуслях.
Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Учитель:
Былину о Садко русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил в основу музыкального произведения и это муз. произведение называется
« Опера – былина « Садко» ( зап.в тетрадь).
Давайте обратим внимание на слово « опера». Кто знает, что такое опера?(ответы детей)
Учитель: Опера – музыкальный жанр, переводе « труд» или « сочинение»
( зап. в тетрадь)
Краткое содержание оперы или балета означает – « маленькая книжечка» или «либретто»
Слайд №9
Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих музыкальных произведениях.
Слайд №10
Римский-Корсаков написал 15 опер. Посмотрите, некоторые из них представлены на слайде них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”… ( зап. в тетрадь 1-2 оперы)
Вопрос: Какой литературный жанр лежит в основе всех этих опер?
Ответ: Сказка.
По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.
Вопрос: Где можно послушать оперу?
Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ, по радио
Слайд №11
Вопрос: В больших городах построены театры опер. В городе С.Петербурге находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.
Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?
Ответ: Мариинский театр.
Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.
Слайд №12
А сейчас представьте, что мы с вами находимся в театре, мы будем слушателями и послушаем муз.фрагменты из оперы « Садко».
Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.
Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.
Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?
Ответ: Оркестр – группа музыкантов в театре ( зап.в тетрадь)
Физкультминутка
7. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов
В опере « Садко» есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.
Используемый источник – DVD видео “Садко” Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета, Валерий Гергиев.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. Давайте послушаем музыку.
Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? Найдите подходящие определения.
Ответ: Суровая, мужественная, величественная, гордая, могучая музыка.
Слайд №13
Вопрос: какой голос звучал мужской или женский?
Как называется низкий мужской голос?
Ответ: БАС.- низкий мужской голос.( зап.в тетрадь)
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.
Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя, подберите определения.
Ответы: Образ Индийского гостя музыка – таинственная, завораживающая. медленная, плавная, чарующая.
Слайд №13
Какой голос звучал здесь? А разница есть с предыдущим звучанием?
Вопрос: Как называется высокий мужской голос?
Ответ: ТЕНОР.- высокий мужской голос.( зап. в тетрадь)
Последним о своей стране поёт Веденецкий гость. ( зап. в тетрадь)
Задание: Определите характер музыки, используя определения.
Ответ: Характер музыки задушевный.
Слайд №13
Ответ: Очаровательный, восхитительный.
Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН
Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.
Учитель:
8. Исполнение песни учащимися
Слайд №14
У вас на партах лежат тексты песни. Задание: Познакомьтесь с песней, напойте её тихонько и подумайте, подойдёт ли она к нашей теме урока.
Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.
Ответы детей. На следующем уроке мы будем с вами её изучать.
Приложение 2. Текст песни
9. Подведение итогов урока.
Слайд №15
Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.
Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?
Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски
Выставление отметок
9. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.
Рефлексия.