Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК

Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК
          Целью своей педагогической деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как:
– гуманизация образования (признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу); – гуманитаризация образования (приобщение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания); – информатизация образования (внедрение информационных технологий в обучение).
            Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
            При выборе учебных и методических изданий руководствуюсь прежде всего статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой к полномочиям образовательного учреждения отнесено «определение списка учебников в соответствии с утвержденными [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях».
            Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю следующие УМК:

Информатика. Учебник для 5 класса.
Авт. Босова Л.Л.

·    Информатика. Учебник для 6 класса.
Авт. Босова Л.Л.

·    Информатика. Учебник для 7 класса.
Авт. Босова Л.Л
Курс информатики в 5-7 классах является пропедевтическим, этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов.
Обучение по данному УМК обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики по учебникам Угриновича. 
УМК содержит подробные методические разработки всех уроков со ссылками на ЦОР,  рабочие тетради для учащихся, дидактические материалы, заготовки для практикума, примеры выполнения заданий.
Ряд дополнительных материалов можно найти на страницах авторской мастерской Л.Л. Босовой.
Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК
Для организации учебного процесса я использую в своей работе программу по информатике и ИКТ, составленную на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом уровне. Модернизированная рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции учащихся; требования к уровню подготовки выпускников. В своей педагогической деятельности в предметной области «Информатика и ИКТ» по базовому курсу использую следующий программно – методический комплекс:
Класс
Программа
УМК

2
Матвеева Н.В., Цветкова М.С.,
Программы для начальной школы ФГОС:
2 - 4 кл. изд-во БИНОМ
Информатика: учебник для 2 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика: контрольные работы для 2 класса. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика и ИКТ, 2 класс: методическое пособие +СD. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.                         

3
Матвеева Н.В., Цветкова М.С.,
Программы для начальной школы ФГОС:
2 - 4 кл. изд-во БИНОМ
Информатика: учебник для 3 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика: контрольные работы для 3 класса. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика и ИКТ, 3 класс: методическое пособие +СD. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

4
Матвеева Н.В., Цветкова М.С.,
Программы для начальной школы ФГОС:
2 - 4 кл. изд-во БИНОМ
Информатика: учебник для 4 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика: контрольные работы для 4 класса. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.
Информатика и ИКТ, 4 класс: методическое пособие +СD. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

5
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5 – 7 классов
Информатика и ИКТ, 5 – 7 классы: методическое пособие. Босова Л., Босова А.
Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. Босова Л.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. Босова Л.

6
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5 – 7 классов
Информатика и ИКТ, 5 – 7 классы: методическое пособие. Босова Л., Босова А.
Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. Босова Л.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л.

7
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5 – 7 классов
Информатика и ИКТ, 5 – 7 классы: методическое пособие. Босова Л., Босова А.
Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. Босова Л.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. Босова Л.

8
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8 – 9 классов
Информатика и ИКТ, 8 – 9 классы: методическое пособие. Босова Л., Босова А.
Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Босова Л.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.

9
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8 – 9 классов
Информатика и ИКТ, 8 – 9 классы: методическое пособие . Босова Л., Босова А.
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. Босова Л.
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Основная цель изучения курса информатики это овладение учениками знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации, и на этой основе раскрытие значения информационных процессов.
Кроме того, обучение информатике ставит перед собой следующие цели:
привитие навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, а затем и профессиональной деятельности; 
 умение формализовать задачи, моделировать процессы и явления;
формирование логического, аналитического и алгоритмического мышления.
 Чтобы добиться этой цели применяю современные образовательные технологии:
Название технологии
Цель
Задачи
Этапы применения

Технология дифференцированного обучения
1. выделение групп учащихся на основании индивидуальных особенностей каждого учащегося
2. дифференцированный подход в обучении
3. сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка.
4. соответствовать уровню развития каждого ученика
1.Спомощью дифференцирования совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, 2. Развивать логическое мышление 3. Формировать учебно – познавательную мотивацию. 4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.
При выполнении практических работ
 
 

Технология проблемного обучения
 
Развитие творческих, мыслительных и познавательных способностей, основываясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами
 1.Научить решению теоретической, технической, практической учебной проблемы
 2.Научить учащихся  деятельности по усвоению знаний в условиях проблемной ситуации, самостоятельно анализировать, формулировать проблему и решать, а также проверить правильность решения
 
Изучение нового материала, при выполнении домашнего задания, самостоятельной работы

Технология  формирования информационной компетентности
Эффективное формирование личности, обладающей информационными компетенциями, обеспечивающими её социальную мобильность в условиях современного общества
1.Формирование информационного мировоззрения личности
 2.Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению
1. Виды, принципы телекоммуникационных систем, использование телекоммуникационных средств
2. Информационные процессы

Технология коллективно-групповых способов обучения
Активизация деятельности каждого учащегося, повышение мотивации учения, формировании коммуникативных навыков учащихся
1.Умение работать в коллективе
2.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников;
 
1. В изучении инструментальных сред
2. Во внеурочной работе

Технология проектного обучения
1. Осмысление своей деятельности, связанной с познавательным интересом.
2. Целеполагание, ориентированное на значимые результаты;
3. Самообразование и самоорганизация.
1.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников;
2.Делать выбор и принимать решения
 
1. При выполнении творческих заданий
2. При изучении темы «Моделирование»

Технология игрового обучения
1. Создание условий для творческой самореализации учащихся
2. Развитие познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала
3. Имитация реально состояния объекта, отработка знаний, умений, навыков в игровой форме
1. Умение «погружаться» в конкретную ситуацию, среду
2. Выработка коммуникативных свойств личности
1. При выполнении творческих работ
2. На этапах актуализации знаний
3. Во внеурочной работе
4. При проведении конкурсов, турниров

Здоровье сберегающие технологии
1. Укрепление и развитие здоровья школьников
2. Контроль за физическими и психическими нагрузками на уроке
3. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
1.Соблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения,
2. Воспитание культуры здорового образа жизни
3. Соблюдение  двигательного режима школьников
4. Создание максимально комфортных условий на уроке
1. При проведении физкультпауз в уроке
2. В разработке правил работы за компьютером
3. При изучении темы «Компьютер и здоровье»

Использование ИКТ в образовательном процессе
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Приобщение к информационной культуре это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной работе у учащихся повышает мотивацию к обучению, интерес к предмету, качество знаний, развитие коммуникативных способностей, информационную компетентность учащихся. Неотъемлемая  черта преподавания информатики – это наглядность: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Результат образовательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.
 
Наиболее часто использую  на уроках следующие формы ИКТ:
1) Уроки с использованием презентаций  это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок–лекция, урок – обобщение, урок – защита проектов.
Я разрабатываю электронные учебные материалы с помощью программы MS PowerPoint, Movie Maker.
Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания и цели урока:
так, например, при изучении нового материала по теме «Устройство компьютера» (8 класс) наглядными средствами демонстрирую состав компьютера;
при выполнении практических работ в 5 классе по графическому редактору Paint даёт возможность не тратя много времени показать образец выполнения задания и корректировать результаты выполнения;
при решении задач обучающего характера по теме «Электронные таблицы» (9 класс) помогает учиться работать в приложении MS Excel, составлять план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
В зависимости от цели и формы работы варьирую использование мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора, так и индивидуально на компьютере каждого ученика.
 
2) Уроки с использованием компьютерных форм контроля  (интерактивные тесты, игры и т.д.) Урок с использованием компьютерных форм контроля дает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).
 
3) Уроки защиты проектных работ.
Использование информационно-коммуникационных технологий и метода проектов позволяет активизировать работу учащихся на уроке, повысить познавательный интерес, развить творческое мышление.
Моя инновационная деятельность

Инновационная деятельность
Содержание работы
Уровень

 
Повышение квалификации управленцев, педагогов в области ИКТ
Оказание индивидуальных консультаций по работе с «1С: ХроноГраф Школа Проф», «ХроноГраф 3.0 Мастер».
Школьный



Оказание методических консультаций по разработке и созданию публичных выступлений.
Школьный

 
Формирование системы информационных ресурсов
Разработка и создание структуры школьного сайта, обеспечение его сопровождения.
Школьный
 

 
Дальнейшее внедрение метода проектов в учебно –  воспитательный процесс
Использование метода проектов на уроках информатики в 5 – 7 классах
 
Школьный



Метод проектов во внеурочной деятельности (участие в дистанционных марафонах, конкурсах, олимпиадах)
Школьный
Всероссийский

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу призвана школьная информатика.
Информатика относится к группе предметов, которые носят в значительной степени интегрированный и прикладной характер. Поэтому для организации процесса его изучения и освоения важно, как его изучать. Метод проектов позволяет оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся по освоению информатики, реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом,  позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 
С проектной технологией я работаю достаточно давно: сначала ввела в 5 – 7 классах, а сейчас – в 8 – 9 классах. С прошлого учебного года – началась работа над проектами  в начальных классах.
 В своей практике я использую проведение в форме проектов уроков повторения или обобщения пройденного материала. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация, действующая модель устройства, кроссворд или сайт. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Итоговой работой является выполнение мини-проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая должна быть обработана, осмыслена, представлена с использованием какой-либо информационной технологии. При работе над проектами ученики выполняют задание индивидуально или разбиваются на группы.
В 6 – м классе при изучении приложения MS PowerPoint учащиеся реализуют свой проект в виде небольших анимационных фильмов. На создание проекта отводится 3 урока. Работа над проектом выполняется индивидуально. На последнем этапе происходит защита проекта.
В 5 – 6 классах при изучении тем «Компьютер и информация», «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера» мини-проектом выступает составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Вначале объявляется, что составленные в ходе выполнения проекта лучшие кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость полученного результата. Кроме того, лучшие кроссворды представлялись на заключительных уроках по информатике.            В 7 – 8 классах при изучении текстового редактора MS Word, MS Publisher создаются комбинированные документы: программки, рекламные объявления, открытки, визитные карточки, буклеты и т.д.
Творческой работой (мини-проектом) по итогам изучения темы «Электронные таблицы – программа Excel» в 9 классе может быть красочный кроссворд или тест для проверки знаний учащихся, созданный в этой программе.
При изучении программы MS PowerPoint учащимся предлагается выбрать самостоятельно тему интегрированного проекта, согласовав ее с учителем-предметником. Созданная презентация может быть компьютерным сопровождением докладу или реферату по предмету, интерактивной презентацией.
Использование метода проектов интегрированной направленности в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, а также повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при  выходе за рамки одного школьного предмета.
В преподавании информатики и информационных технологий метод проектов исключительно уместен и как форма внеурочной деятельности. При этом учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Во 2 – 3 классе я веду спецкурс «Я и компьютер»
В 4 классе – спецкурс «Я делаю первые шаги»
В 5 – 7  классах я веду спецкурс «Юный информатик» (программа рассчитана на 3 года).
5 класс – Компьютерная графика
6 класс – Изучаем текстовые редакторы
7 класс – Создание презентаций в PowerPoint.
В 8 классе спецкурс «Я с компьютером на Ты»
Во всех классах метод проектов используется в той или иной мере: 2 – 4 класс – итоговый проект альбом «Времена года», «Моя семья»; 5 класс – мини-проект по графике и конструированию; 6 класс – итоговый проект «Чему я научился»; 7 класс – итоговый проект «Занимательная информатика»; 8 класс – итоговый проект «История развития компьютерной техники»
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, кружках, спецкурсах углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам. Проектная деятельность формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности: навыки работы с информацией, умения и навыки работы в коллективе, навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время публичного выступления. Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения, приобщить учащихся к самостоятельной образовательной деятельности, Собственные наблюдения показали, что использование проектного метода является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
Обоснование выбора учебно-методического комплекса
к учебникам «Информатика и ИКТ»  
для 5 - 9 классов
Автор: Босова Л. Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основеавторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-9 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Учебники «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 5-9 классов автора Босовой Л.Л. разработаны с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
В учебниках представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 5–9 классах, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь  метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. Таким образом, являясь пропедевтическим по отношению к базовому курсу, обучение информатике и ИКТ по учебникам Босовой Л.Л. предоставляет возможность организовать деятельность целенаправленного развития универсальных учебных действий, которое может быть продолжено в 10-11 классах.

Заголовок 115