Дополнительная общеразвивающая программа Строим городмечты


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2 VII – VIII вида»
457040 Челябинская область, г. Южноуральск ул. Ленина, 38
тел. (35134) 4-24-01, 42911e-mail: yuzh.sch2@mail.ruсайт 74448s002.edusite.ru

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
__________ А.Г. Стругов
___/_____/ 201___г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Строим город мечты»
Автор программы:
Прокопьева Вероника Николаевна
Должность:
Педагог-организатор,
начальник ДОЛ
Южноуральский городской округ
2016 г.
Пояснительная записка
Разработка и внедрение данного курса в учебно-воспитательный процесс учреждения дополнительного образования, профильной смены детского оздоровительного лагеря либо в качестве внеурочной деятельности в школе заключается в необходимости формирования у детей теоретических знаний и практических навыков в области макетирования и конструирования.
В условиях развития индивидуального строительства, возрастающем стремлении к комфортному, красивому и безопасному жилому пространству, педагогически целесообразно помочь детям приобрести основополагающие знания и навыки, которые будут способствовать развитию индивидуальных качеств ребёнка, его пространственного мышления, помогут создавать свой собственный интерьер и предметы декора.
Таким образом, предлагаемая программа актуальна, так как имеет особую значимость для каждого ребёнка и отличается широким использованием практических методов обучения.
Данная программа является дополнением к школьным программам таким как: черчение, геометрия, технология.
Цель программы – познакомить детей с новым для них материалом, с чертёжными инструментами, основными видами геометрических тел, планом, чертежом сформировать правильное представление о том, каким должно быть жилое пространство; выполнить первый пробный макет отдельно взятого помещения, с предварительным выполнением сопутствующих чертежей; способствовать сплочению детского коллектива посредством совместной творческой деятельности.
Таким образом, цель программы основана на принципе от простого к сложному и достигается путём решения следующих задач:
Оказать детям помощь в развитии познавательного интереса к новому для них виду творчества;
Создать условия для развития самостоятельности и коммуникабельности;
Организовать процесс формирования специальных знаний, умений;
Привить аккуратность, умение ценить красоту;
Создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Приём детей в объединение осуществляется без предварительного конкурса, с согласия родителей. Чтобы добиться наиболее интересных результатов в работе и дать детям больше навыков, целесообразно проводить набор с 12 – 14 лет, так как именно в 7 – 8 классах дети начинают изучение предметов школьной программы, непосредственно связанных с макетированием (черчение, геометрия).
Концептуальные основы обучения по программе «Строим город мечты»
Ведущей концепцией программы является социально-педагогическая поддержка личности ребенка. Реализация программы «Строим город мечты» основывается на общепедагогических принципах: преемственности, научности, системности, доступности, связи теории с практикой, обучения с жизнью, результативности на всех уровнях; а также на использовании педагогических технологий: личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества, технологии развивающего дифференцированного обучения, индивидуального подхода к более развитым детям.
Формы и методы обучения и воспитания по данной программе соответствуют возрасту детей и образовательным задачам. В основном используются активные практические, творческие, поисковые, экскурсионные формы и методы. Серьезное внимание уделяется словесным методам (лекция, беседа, рассказ, объяснение), наглядным (демонстрация, показ), объяснительно-иллюстративным, методам проблемного обучения. Основными формами учебной работы являются занятия (теоретические и практические), практикумы, массовые мероприятия, экскурсии, и др. Программа нацеливает на организацию исследовательской краеведческой работы.
Прогнозируемые результаты
Конечным результатом реализации дополнительной общеразвивающей программы «Строим город мечты» является:
Развитие личностных качеств ребёнка, таких как: пространственное мышление, эстетическое восприятие окружающего мира, точность, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость, внимательность, усидчивость, активная жизненная позиция. Средства реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы «Строим город мечты» необходим кабинет с научно-методической и справочной литературой для педагога, учебной и познавательной литературой для детей, наглядно-дидактическим материалом, инструментарием педагогической и психологической диагностики, контрольно-измерительными материалами: методиками контроля, тестовыми заданиями, анкетами.
Основными формами работы с детьми являются: теоретические и практические занятия, экскурсии, выставки, открытые мероприятия по защите своих проектов, которые дают возможность максимально проявить свою активность, изобретательность, развивают эмоциональное восприятие.
По окончании курса обучающиеся будут обладать знаниями и умениями необходимыми для декорирования, создания и изменения собственных интерьеров, иметь чёткое представление о таких профессиях как дизайнер и техник-строитель. Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются: выставки и открытые мероприятия по защите своих работ.
Критерии качества реализации программы
Основными критериями качества реализации данной программы являются:
1. Степень овладения подростками содержания курса: получение детьми новых знаний, умений и навыков, участие детей в обучении; качество выполненных макетов.
2.Постоянство интереса детей к изучаемому курсу, предлагаемой деятельности и коллективу. К этому критерию можно отнести в данном случае:Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива на период начала занятий; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.
3. Личностные достижения:
Нравственное развитие учащихся (ориентация детей на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе; в характере ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, в культуре поведения учащихся.
Приобщение учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).
Способы оценки качества реализации программы и используемые диагностические средства
В процессе реализации программы с обучающимися ведется интерактивный диалог по принципу «вопрос-ответ», используются карточки и тесты, для выявления уровня знаний и умений полученных ранее. Система обучения безоценочная, предполагает присвоение разных уровней освоения программы: репродуктивный (выполнение задания по образцу), креативный (творческое выполнение задания), эвристический (самостоятельное выполнения задания, генерация идеи и творческое ее воплощение).Подведение итогов по программе курса «Строим город мечты» предусматривает изготовление макетов из бумаги, пенопласта и других материалов и защиту данных проектов.
Учебно-тематический план
Тема Общее количество часов Теория Практика
1 2 3 4
Вводное занятие.
Интерьер. От старинной русской избы до современного жилища 2 2 Оформление помещений. Знакомство с материалами для внутренней отделки помещений. Зрительное восприятие размеров помещения в зависимости от окраски его элементов 2 1 1
Цвет в интерьере. Воздействие цвета на восприятие человека. Роль текстиля в интерьере. Роль освещения в интерьере. Озеленение интерьера. Изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере 2 1 1
Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Основные чертёжные линии. Форматы, рамка и основная надпись чертежа 2 1 1
Архитектурные шрифты. Узкий архитектурный шрифт. Масштаб строительных чертежей. Нанесение размеров на строительных чертежах 2 1 1
План. Чертёж. Выполнение плана-рисунка будущего макета. Основные условные изображения на строительных чертежах. Архитектурная отмывка 2 1 1
Геометрические тела: конус, пирамида, куб, шар, цилиндр, призма 2 1 1
Экскурсия в Строительно-конструкторское бюро ЮЭТ 2 2
Выполнение планов, чертежей фасадов будущего макета. 2 2
Подбор материала для макета
Выполнение макета в материале 10 10
Заключительное занятие. Защита проектов 2 2
Итого: 30 8 22
Содержание изучаемого курса программы
Тема 1. Вводное занятие. Интерьер. От старинной русской избы до современного жилища 2 часа
Теория: 2 часа. Беседа. Знакомство с искусством макетирования. История развития макета и его современное состояние. Ознакомление с программой и режимом работы объединения. Правила техники безопасности труда. Организационные вопросы. История изменения интерьера с течением времени. Национальные традиции в интерьере уральской избы. Дворцовые интерьеры. Интерьер современного жилища.
Методическое и дидактическое обеспечение: (1, 3, 4)
Тема 2. Оформление помещений. Знакомство с материалами для внутренней отделки помещений. Зрительное восприятие размеров помещения в зависимости от окраски его элементов. 2 часа
Теория: 1 час. Общие сведения об отделке и декорированию отдельных конструктивных элементов (стен, потолка, радиаторов отопления, окон, дверей). Ознакомление с видами отделочных материалов. Область применения тех или иных материалов. Эксплуатационные характеристики материалов. Знакомство с вариантами цветовых решений, которые: укорачивают/удлиняют/сужают помещение; снижают потолок; придают устойчивость; увеличивают/уменьшают помещение.
Практика: 1 час. Практическая работа №1: Создание творческих композиций из различных видов отделочных материалов (обоев, самоклеющейся плёнки и т.д.)
Методическое и дидактическое обеспечение: (1, 4, 5, 8)
Тема 3. Цвет в интерьере. Воздействие цвета на восприятие человека. Роль текстиля в интерьере. Роль освещения в интерьере. Озеленение интерьера. Изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере. 2 часа
Теория: 1час. Понятие «тёплых» и «холодных» цветов и оттенков. Цветовые предпочтения людей разного возраста. Согласованность цветовой окраски стен с ориентацией комнат по сторонам света. Одноцветные, двухцветные и многоцветные композиции. Оптическое воздействие. Физическое воздействие, «весомость», фактурность цвета. Психологическое воздействие. Ассоциации. Занавеси, как важные функциональные и декоративные элементы интерьера. Примеры драпировки окон в помещениях различного назначения. Применение текстиля для оформления и декорирования. Знакомство с основными типами освещения: общим, местным и декоративным. Варианты использования осветительных приборов в интерьере (правильные и неправильные). Размещение комнатных растений в помещении, с учётом внешнего вида растений, особенностями комнаты, её назначения.
Практика: 1 час. Практическая работа №2: Создание творческих композиций на тему «Цвет в интерьере» (тёплый и холодный колорит цветовой гаммы).
Методическое и дидактическое обеспечение: (1, 4, 5, 9)
Тема 4. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Основные чертёжные линии. Форматы, рамка и основная надпись чертежа 2 часа
Теория: 1 час. Какие инструменты нужны для черчения. Готовальня, чертёжный циркуль, линейка, рейсшина, чертёжные угольники. Чертёжные материалы: чертёжная бумага, карандаши, ластик. Линии, применяемые на чертежах: сплошная толстая (основная линия), штриховая линия, штрихпунктирная линия, штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия, сплошная волнистая линия. Форматы. Правила выполнения рамки на листе. Выполнение основной надписи. Правила заполнения основной надписи.
Практика: 1 час. Практическая работа №3: Создание творческой композиции (графически), с использованием чертежных инструментов.
Методическое и дидактическое обеспечение: (6, 7)
Тема 5. Архитектурные шрифты. Узкий архитектурный шрифт. Масштаб строительных чертежей.
Теория: 1 час. Разновидности архитектурных шрифтов. Правила выполнения узкого архитектурного шрифта. Понятие масштаба. Масштаб уменьшения. Масштаб увеличения. Изображение в натуральную величину. Масштаб строительных чертежей.
Практика: 1час. Практическая работа №4: Выполнение задания на использование масштаба уменьшения.
Тема 6. План. Чертёж. Выполнение плана-рисунка будущего макета. Основные условные изображения на строительных чертежах. Архитектурная отмывка. 2 часа
Теория: 1 час. Из истории развития чертежа. Значение чертежей в различных отраслях народного хозяйства. Симметрия. Подбор иллюстративного материала. Творческие рисунки детей на заданную тему. Особенности нанесения размеров на строительных чертежах. Изображения оконных и дверных проёмов, лестничных клеток, отопительных устройств, бытового оборудования.
Практическая работа №5: По выбранному наиболее удачному рисунку выполняется план будущего макета. Наглядное изображение проектируемого помещения.
Методическое и дидактическое обеспечение: (4, 5)
Тема 7. Геометрические тела: конус, пирамида, куб, шар, цилиндр, призма. 8 часов
Теория: 1 час. Характерные признаки отдельных геометрических тел, их виды, особенности. Развёртка.
Практика: 1 час. Практическая работа №6: Выполнение развёртки геометрического тела, с последующей сборкой деталей.
Методическое и дидактическое обеспечение: (6, 7)
Тема 8. Экскурсия в Строительно-конструкторское бюро Южноуральского энергетического техникума. 2 часа
Экскурсия: 2 часа. Знакомство со студентами и преподавателями строительного отделения ЮЭТ, работой СКБ.
Тема 9. Выполнение планов, чертежей фасадов будущего макета. 2 часа
Практика: 2 часа. Подбор иллюстрированного материала. Выбор объекта макетирования, выполнение необходимых планов, чертежей фасадов будущего макета.
Методическое и дидактическое обеспечение: (1, 2, 4, 5, 6, 7, 9)
Тема 10. Подбор материала для макета. Выполнение макета в материале. 10 часов
Практика: 10 часов. Определение перечня необходимых материалов для изготовления стен, крыши, отделки поверхностей. Непосредственная работа по изготовлению отдельных частей, их сборка по плану и чертежам. Подготовка доклада на итоговое занятие.
Методическое и дидактическое обеспечение: (1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
Тема 11. Заключительное занятие. Защита проектов. 2 часа
Практика: 2 часа. Защита работ. Организация выставки макетов.
Условия реализации программы
Учебное, научно-методическое и дидактическое обеспечение:
Энциклопедия «Строительные материалы»;
«Энциклопедия сельского хозяина» (раздел «Усадьба»);
А.С. Хворостов, Д.А. Хворостов «Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело», учебно-методическое пособие;
Периодическое издание «Дом»;
В.Н Виноградов «Черчение», учебник для средней общеобразовательной школы;
И.Г. Мосин «Рисование-2», учебное пособие для педагогов;
«Энциклопедия рисования», учебное пособие;
Л.С. Атанасян «Геометрия», учебник для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений.
Плакат «Основные чертёжные линии»
Плакат «Виды архитектурных элементов»
Материально-техническое оснащение программы:
Бумага, картон, ватман;
Ножницы, нож для бумаги;
Клей;
Карандаши, краски акварельные, краски гуашевые;
Линейка, лекало, рейсшина;
Пенопласт;
Цветная бумага;
Обои;
Образцы текстиля;
Природные материалы (солома, мох, шишки, древесная кора, лоза);
Список литературы для педагога:
Бирюкова Н. В. «История архитектуры», учебное пособие // М. - ИНФРА-М, 2006.
Саченко Б.И. «Энциклопедия сельского хозяина», раздел «Усадьба» // Минск – «Белорусская энциклопедия», 1994.
Хворостов А.С., Хворостов Д. С. «Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело», учебно-методическое пособие // М. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Мосин И. Г. «Рисование-2. Виды и жанры», учебное пособие // Екатеринбург – У-Фактория, 1999.
Энциклопедия «Рисование», учебное пособие // М. – РОСМЭН, 2000
Виноградов В.Н. «Черчение», учебник для средней общеобразовательной школы // М. – Просвещение, 1982.
Атанасян Л.С. «Геометрия», учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений // М. – Просвещение, 2008.
Энциклопедия «Строительные материалы» // М. – ЭКСМО, 2003
Периодическая литература – журнал «Дом»;
Список литературы для учащихся:
Бирюкова Н. В. «История архитектуры», учебное пособие // М. - ИНФРА-М, 2006.
Мосин И. Г. «Рисование-2. Виды и жанры», учебное пособие // Екатеринбург – У-Фактория, 1999.
Виноградов В.Н. «Черчение», учебник для средней общеобразовательной школы // М. – Просвещение, 1982.
Атанасян Л.С. «Геометрия», учебник для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений // М. – Просвещение, 2008.
Периодическая литература – журнал «Дом»;
Энциклопедия «Рисование», учебное пособие // М. – РОСМЭН, 2000
Энциклопедия «Строительные материалы» // М. – ЭКСМО, 2003
Темы реферативных работ для учащихся. Вопросы контрольных проверок.
Внутреннее убранство старинной уральской избы.
Современные строительные материалы для отделки потолка.
Современные строительные материалы для отделки стен – декоративные штукатурки.
Современные строительные материалы для отделки стен – обои.
Современные строительные материалы для отделки стен – сайдинг.
Современные строительные материалы для отделки стен – краски и побелки.
Работы с гипсокартоном.
Предметы декоративно-прикладного творчества в интерьере.
Текстиль в интерьере.
Роль освещения в интерьере.
Зрительное восприятие размеров помещения в зависимости от окраски его элементов
Чертежные инструменты материалы и приспособления. Форматы.
Основные линии чертежа.
Виды архитектурных чертежей. Узкий архитектурный шрифт.
Технология выполнения архитектурной отмывки.
Масштаб. План. Чертеж.
Конструкции малоэтажных жилых домов.
Конструктивные элементы здания. Фундаменты.
Конструктивные элементы здания. Стены и перегородки.
Конструктивные элементы здания. Перекрытия.
Конструктивные элементы здания. Крыша.
Конструктивные элементы здания. Полы.
Конструктивные элементы здания. Окна, двери, лестницы.
Внешний облик жилого дома. Средства формирования архитектурного облика жилого дома. Понятие тектоники.
Цветовая гамма жилых домов.