Концепция воспитательной системы гимназии

Описание воспитательной системы гимназии
Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они - что ось для колеса»(Фирдоуси). В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует, что воспитание есть организация деятельности. И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора - танцевал, если токаря - чтобы вытачивал детали, если человека доброго надо, чтобы он творил добрые дела, художника - чтобы рисовал, педагога - чтобы имел практику воспитания детей...Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, назначения организуемой разнообразной деятельности детей, ее педагогического смысла. Привели детей на выставку (технического творчества, поделок из природного материала...) - зачем? Во время Акции сажаем аллею ветеранской славы - с какой целью? Проводим акцию милосердия для чего и кому это нужно? Секция тенниса,волейбола,баскетбола что это дает развитию ребенка: физическому, нравственному, эстетическому, умственному?..
Воспитательная идея гимназии: «Для того чтобы личность состоялась, надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношений с окружающей действительностью». Воспитание в гимназии рассматривается как равноценный компонент образования. Воспитательная система создана с учетом её специфики, традиций, кадрового потенциала, социальных запросов и включает в себя все субъекты образовательного процесса.
Цель организации воспитательного пространства: создание качественно новых условий воспитания в интересах личностного роста взрослеющего человека, способного на сознательный выбор; позитивной социализации учащихся; создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого гимназиста, способного к постоянному самосовершенствованию и самостоятельную выработку идей. Эта цель охватывает весь педагогический процесс, соотносится со всеми элементами и участниками воспитательной системы гимназии, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь учащихся, систему общешкольных мероприятий, внешкольную социально направленную общественно - полезную деятельность через выполнение таких задач воспитания, как:
- воспитание патриотизма (как степень ответственности за себя, друга, класс, гимназию, город, область, страну, человечество) и гражданственности;
-организация воспитательной работы в образовательном учреждении таким образом, чтобы максимально стимулировать и развивать детскую и родительскую самоорганизацию;
-создание условий для воспитания у школьников лидерских качеств, развития у них творческих способностей и потребности во взаимодействии и взаимопомощи окружающим;
-создание условий для эффективного использования и совершенствования культуры проведения свободного времени школьников: вовлечение их во внеурочную деятельность, полезные социальные практики и формирование установки на здоровый образ жизни и экологическое сознание;
-поддержка партнерских отношений с родителями обучающихся.
Развитие воспитательного пространства гимназии, следуя современным требованиям, направлено на достижение как метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), так и личностных результатов (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, принятие других). Кроме того, в течение последних лет в гимназии развивается инновационное образовательное пространство, поднятие общего уровня культуры обучающихся, развитие творческого проектирования. Анализируя содержание воспитания в гимназии, следует отметить приоритетные направления воспитательной работы
спортивно - оздоровительное,
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое,
общекультурное,
общеинтеллектуальное,
социальное
через организацию систем:
самоорганизации сообществ в детском объединении «Единство»;
внеурочной деятельности и дополнительного образования;
общешкольных воспитательных мероприятий;
создания безопасных условий жизнедеятельности учащихся;
социальной работы;
работы классных руководителей;
Анализируя многолетнюю сложившуюся систему общешкольных праздников, будь то традиционные, исторически сложившиеся мероприятия (Неделя чествования школьников: «Посвящение в гимназисты, первоклассники, старшеклассники»; Праздники начала и окончания учебного года, Историко-просветительские проекты, и многие другие) или новые реализуемые творческие проекты, становится понятно, что всё осуществляется по «накатанному» пути. Вовлечение ребят в творческий процесс всегда результативен. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). А ученическое самоуправление, к сожалению, ожидает призыва от руководителя. Система самоуправления много лет носила чаще формальный характер. Такие комитеты как: «Закон и порядок», «Трудовой десант», «Всеобуч», «Здоровье и спорт» практически осуществляют всю организационно- координирующую функцию в гимназии по своим направлениям.. В поиске новых систем, опробованная в 2013-2014 учебном году система самоорганизации, доказала своё преимущество. В течение последних пяти лет самыми показательными творческими проектами в системе воспитательных мероприятий стали проекты: «Золото, золото, сердце народное», посвящённый творчеству Н.Некрасова, «Битва хоров», «Фестиваль фестивалей», «Школьный карнавал», посвящённый 90-летию гимназии. И в текущем году творческий проект «Кинофестиваль №1», посвящённый Году российского кино. Данная технология доказала свою эффективность и новизну. Основным принципом конструирования модели реализации программ и проектов системы самоорганизации в гимназии является принцип проживания.
Проживание - это жизненная ситуация, ставшая основой модели педагогической ситуации, целью которой является обнаружение и освоение в опыте собственных действий знаний, умений и навыков решения учебных жизненных задач.
В основе конструкции проживания лежит базовый алгоритм, включающий в себя пять основных элементов:
1. Проектирование - создание проектов жизни в алгоритме самоорганизации;
Анализ ситуации и выявление проблем;
Целеполагание;
Планирование;
Конструирование модели реализации;
Формирование образа результата;
Разработка критериев и оценки эффективности достижения результата.
2.Потребление - продуктов творчества (идей, мыслей и действий), созданных другими.
3.Производство - материальных и нематериальных продуктов собственного творчества.
4.Отдых - мероприятия, направленные на снятие усталости и восстановление сил.
5.Осознание (рефлексия) - анализ самочувствия, состояние дел, фиксация качества и количества изменений (в себе, в других, в жизненной ситуации, в отношениях), осмысление результатов и уровня эффективности жизни.
Если рассматривать «проживание» с точки зрения позиционно- функционального комплектования групп участников, то можно выделить несколько признаков:
1.Комплектование по признаку общности проблем и жизненных задач.
2.Комплектование по признаку уровня инструкторского опыта в самоорганизации.
3.Комплектование по профориентационному признаку при формировании групп мастерских.
4.Комплектование по признаку потребности в тех или иных видах деятельности (формирование служб).
5.Комплектование по признаку свободного выбора партнерских и дружеских взаимоотношений.
Большую роль играет ученический актив классного коллектива, гимназии, управленческие кадры (командир, учком), которые, кроме всего, что касается организации и управления, отвечает еще и за улучшение качества работы.. С точки зрения теоретических основ Самоорганизация - механизм формирования упорядоченных структур (порядка) из хаоса открытых неравновесных нелинейных систем, коим и является общество. Самое главное, чему мы можем научить детей - это жить в открытом социуме, используя его ресурсы для собственного развития. Самоорганизация - это один из рецептов преодоления кризисов в образовании, социуме, обществе. Самоорганизация - это когда САМ ищешь дело и САМ берёшь ответственность за это дело.
Мы в начале пути, но уже наблюдаются: конструктивные изменения в личностном развитии детей (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) (положительные изменения в: чувствах, эмоциях, мотивах, потребностях, мышлении, деятельности, комфортности пребывания в образовательном пространстве), развитии и сплочённости классных коллективов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), групп по интересам, служб,творческих сообществ. Запуск самоорганизации стал новой «волной» преобразований в воспитательной системе гимназии. С 2012 года гимназия продолжает организовывать внеурочную деятельность согласно организационным моделям: «модель дополнительного образования» (образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта); «внутришкольная система» (кружки по интересам и запросу родителей), «классное руководство» (деятельность классных руководителей, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики в рамках системы общешкольных мероприятий).
Внутришкольная система организации кружковой работы в гимназии организовывается с целью вовлечения детей в полезные практики, если по каким - либо причинам они не выбрали направление в учреждениях ДО города. В сентябре ежегодно ребята из творческих объединений с руководителями объявляют День увлечений, где в течение дня для всех параллелей проходят презентации, выставки исследовательских работ, продуктов деятельности кружковцев. Причём, в системе воспитательных мероприятий кружки и детские сообщества (службы и мастерские) занимают функцию организаторов и двигателей идей.
Кружки 2016-2017 уч. год

ФИО руководителя
направление
Наименование кружка

Начальная школа

1
Лузан Л. В.
интеллектуальное
«Компьютерная грамотность»1 час

2
Пирогова Е.В.
духовно-нравственное
Этика-азбука добра 1ч

3
Эннс Г. А.
общекультурное
«Мозаика» 1 час

4
Кузяева Л. М.
интеллекуальное
«Проектирование» 1 час

5
Нольфина О. А.
интеллектуальное
«Заниматика» 1 ч

6
Фатенкова С.Ю.
интеллектуальное
Блиц Интеллект1ч

7
Самбурская Е. Н.
интеллектуальное
«Занимательная математика» 1ч

8
Литовка В.Г.
социальное
Организация времени 1ч

9
Близень Н. А.
спортивно-оздоровительное
«Здоровей-ка» 2ч из проекта+ 3 часа из ставки на спортивно-массовые мероприятия и спартакиаду

10
Рассказова Г.А.
социальное
«Я-пешеход, я-пассажир» 1ч

11
Величко М.А.
духовно-нравственное
Клуб юных историков 1ч

12
Неваева З.А.
интеллектуальное
Грамматика для умников1ч

13
Баштанова Е.Г.
интеллектуальное
Блиц интеллект1ч

Основная школа



Самбурская Е.Н.
Социальное
Школьная газета «Камертон»
2 часа



Фоменко Н.В.
Краеведение
«Юный краевед»
1 час


Чукаева О.И.
1 группа 13-14 лет,

Интеллект клуб «Великороссы»
1 час


Бабкина Т. Г.

12-14 лет
туристский
Туристический «Исток»
2 часа


Кривцова О.В.
5-8 Эколого-биологическое
«Экос»
1 час


Митин В.М.
9 класс
Военно-патриотическое
ВПК «Отечество»
функционал


Митин В. М.
Социальное 8-9
«Добрая дорога детства» профилактика ПДД 1 час



Куриленко Л.М.
5-9
Декоративно-прикладное
«Мастерская талантов»
2 часа


Ковалёв А.В.
5-9 Декоративно-прикладное,техническое
«Живое дерево», «Робототехника» 2 часа

Средняя школа


1
Бабкина Т.Г.
Социальное
Школьная газета «Камертон»
2 часа


2
Чукаева О.И.
2 группа 15-17 лет
общеинтеллектуальное
Интеллект клуб «Великороссы»
1 час


3
Митин В.М.
10,11 классы
Военно-патриотическое
ВПК «Отечество»
функционал

4
Жуков А.С.
Спортивно-оздоровительное
«Школьная спартакиада» 5 часов

5
Андронов
Спортивно-оздоровительное
«Школьная спартакиада» 5 часов

6
Байл О.А.
Спортивно-оздоровительное

«Школьная спартакиада» 6 часов

7
Алексеев Н.С
Спортивно-оздоровительное
баскетбол
6 часов

8
Ловков С.В.
Спортивно-оздоровительное
волейбол
6 часов




Для создания наиболее эффективного взаимодействия с данными учреждения ежегодно организовываются Дни открытых дверей и каждый гимназист может проанализировать свои предпочтения и выбрать занятия по душе. Все воспитанники кружков имеют возможность участвовать в конкурсах разного уровня и имеют определённые достижения, которые фиксируют в портфеле личностных достижений (Портфолио).Администрацией гимназии и классными руководителями осуществляется тщательный почасовой мониторинг занятости детей во второй половине дня.
С учреждениями дополнительного образования города заключается договор о взаимодействии (Приложение №1).

Сетевое взаимодействие
Занятия по дополнительному образованию
в МБОУ ДОД ДДТ Общекультурное направление

№ п/п
Направление/Наименование кружка
руководитель

1.
Прикладное творчество
«Сувенир»
Кошель П.В

2.

Прикладное творчество
«Бисероплетение»
Маланина Л.А.
Маланина Л.А.

3.

Прикладное творчество
«Рукодельница»


4.
Театральный
Бордюг А.В

5
Спортивно-оздоровительное «Цирковой»
Байкалова С.А.

7.
Общеинтеллектуальное
Техническое творчество «Авиамодельный»
Кошель П.В

8.
РОМИД
Трахимёнок А.В.

9.
«Шкатулочка»
Якушенко З





Занятия по дополнительному образованию в МБОУ
ДОД Детская школа искусств№1 Духовно-нравственное и общекультурное направление
№ п/п
Наименование отделения
руководитель


Фортепианное отделение (фортепиано, синтезатор)
Литвякова О.А.


Отделение «народные инструменты» (баян, аккордеон, гитара)
Шумакова С.Н.


Отделение «духовые и ударные инструменты»
Пунько А.С.


Отделение общего эстетического образования (маршевые барабаны)
Пунько А.С.


Отделение « театральное»
Емельянова О.П.


Отделение «хоровое пение» (академическое)
Зайцева Т.Н.


Отделение «хоровое пения» (народное)
Никифорова Н.В.


Отделение «сольное пение»
Зайцева Т.Н. Никифорова Н.В.


Отделение «основы анимации»
Отделение «подготовка детей к обучению»
Пунько Н.А.
Егорова Т.М.


Хореографическое отделение
Едапин А.Е.


Отделение изобразительного искусства
Золотова Е.В


Отделение декоративно-прикладное искусство


Занятия в спортивных секциях и клубах МБОУ ДОД ДЮСШ Спортивно-оздоровительное
№ п/п
Наименование секции
руководитель


Бокс
Слямов Б.Б., АлександровВ.Ю.


Хоккей
Малик В.А.


Рукопашный бой
Колосов В.Я.


Баскетбол
Курченко К.В, Кравченко В.


Плавание
Голейная Р.Ф


Футбол
Пеннер Д.Я., Шкляр С.И.


Волейбол
ЛовковС.В., Лобачёв В.В.









Внеурочная деятельность на базе МБУ Центральная библиотечная система Карасукского района
Тема
Тема

Духовно - нравственное Наши младшие друзья. Диалоги о животных
Социальное
Моя безопасность на улице и дома

Социальное
Конвенция о правах ребенка
Духовно - нравственное
Цикл бесед, посвященных Малой Родине

Духовно - нравственное Писатели нашего детства
Духовно - нравственное Карасукский район

Социальное
Чем меня привлекает улица (круглый стол)
Духовно - нравственное Строки опаленные войной- встречи, посвященные Великой Победы














На воспитание личности оказывает влияние тот факт, что дети из года в год «проживают» традиционные мероприятия, к которым многие классные коллективы основательно готовятся на протяжении длительного периода под руководством опытных наставников. Ежегодно единой линией мы запускаем творческие проекты. Один на весь год. В итоге, это праздник детей, учителей и родителей: результат серьёзной работы вех участников воспитательного процесса. (Приложение № 2)
Традиционные дела гимназии

Сентябрь - Праздник «Здравствуй, гимназия!» 1-11кл
- Презентация кружков «Мир моих увлечений»
- Выставка «Осенний вернисаж» 1-11 кл
Октябрь - Праздник «День дублёра, посвящённый дню учителя», встреча с ветеранами педагогического труда
- «Виват, гимназия!»: «Посвящение в гимназисты, первоклассники, старшеклассники»,
- Творческий проект I этап 1-11кл
Ноябрь - Конкурс агитбригад «За здоровый образ жизни» 7-8 классы
- Творческий проект 2 этап 1-11кл
Декабрь - Новогодние утренники и бал старшеклассников
Январь -Рождественские встречи с ветеранами педагогического труда
Февраль -Творческий проект 3 этап1-11кл Март - Играем в КВН 8-11кл Апрель - День здоровья 1-11кл Май - Марш «Салют Победы!» 1-11кл
- Праздник «Последний звонок» 4,9,11кл
Июнь - Выпускной вечер 9,11кл
- Летняя трудовая практика 5-8 кл
- ЛДП «Солнышко» и «Чемпион» - Акция «Футбол против детской наркомании
Все воспитательные мероприятия ставят своей целью формирование общечеловеческих ценностей. Среди воспитательных задач, которые гимназия ежегодно ставит перед собой, задача по воспитанию гражданственности и приобщению к духовным ценностям своего отечества является приоритетной, а именно: воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего района, жителей, формирование чувства Родины личным вкладом во благо гимназии, города, области, Отечества в целом. Разработанная программа Гражданско-патриотического воспитания гимназистов осуществляется с 2005 года. Претерпела некоторые поправки и стала основой для данного направления.
Единый классный час – апробированная форма воспитательной работы, когда в течение одного дня по специальному расписанию для всех обучающихся гимназии представляется материал по теме. В гимназии с успехом используется такая форма работы. Темы часов общения включают в себя все направления воспитательного взаимодействия и являются составляющей воспитательных подпрограмм: профилактика правонарушений, антисуицидального поведения, установка на ЗОЖ, формирование экологического сознания; профориентационная работа; духовно-нравственное воспитание, социализация обучающихся, развитие творческих и интеллектуальных способностей (Приложение 3.1, 3.2, 3.3)
Спортивно-оздоровительное направление также является важным и значительным. Вся работа направлена на воспитание ценностных ориентаций, чтобы учащиеся могли:
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
выполнять совместные действия на спортивно-массовых состязаниях, мероприятиях;
По возрастным группам, с учетом интеграции, на основе интересов и запросов детей проводятся соревнования по следующим видам спорта: легкоатлетический весенний, осенний кросс, баскетбол, веселые старты. Участие принимают учащиеся с 1 по 11 класс. Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога, родителей, детей. С этой целью традиционно проводятся праздники «Мама, папа, я – спортивная семья». Веселые эстафеты, состязания «Движение - это жизнь» стали системой для еженедельных мероприятий, которые дети ждут с нетерпением и принимают активное участие по параллелям. К праздникам 23 февраля, 8 марта проходят состязания «Быстрее, Выше. Сильнее», «Вперед к победе», «Самые сильные, самые ловкие». В 2011 году гимназия приняла участие и победила в конкурсе проектов среди образовательных учреждений Новосибирской области в реализации проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни» (Приложение №4). Таким образом, вся организация по формированию и воспитанию установки на здоровый образ жизни, привлечению гимназистов к занятиям физической культурой систематизирована и проводится в рамках проекта. Программа развития МБОУ гимназии №1 (Приложение №5) нацелена на создание на базе гимназии инновационной модели управления качеством образования, где одной из задач является: создание системы единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого обучающегося.









15