Урок по теме: Информация. Информация и управление

Класс: 8 «А», «Б». Дата _________________

Тема урока: "Информация. Информация и управление"
Цели урока: - Закрепить знания об информации, ее видах, формах и способах обработки.
- Развивать интерес к познанию окружающему миру.
-Воспитывать ответственное и бережное отношение к оборудованию и информации, которые используются широким кругом лиц.


Тип урока: Совершенствование знаний.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, дедуктивные.

Ход урока:
Оргмомент.
Повторение правил ТБ и поведения в кабинете. Регистрация в журнале по ТБ.
Повторение материала за прошлый год.
Что такое информация?
Информация – сообщения, сведения об окружающем мире, процессах, протекающих в нем.
Какие информационные процессы вы знаете?
Информационные процессы – хранение, передача и обработка информации.
Какими свойствами должна обладать информация?
Информационный объем полезной, полной, объективной, новой.
Как количественно можно оценить информацию (чему равен информационный объем сообщения?)
Информационный объем сообщения равен количеству символов в сообщении.
Какие единицы измерения информации вы знаете?
Наименьшая единица информации – 1 бит.
1 байт – 8 бит.
1Кбайт -1024 байта.
1Мбайт – 1024 Кбайт.
1Гбайт – 1024 Мбайт.

Введение новых знаний.
В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.
В неживой природе понятие информации связывают с понятием отражения, отображения.
Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.
Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.
Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность. По определению К. Шеннона, информация – это снятая неопределенность.
Если вы хотите учитывать смысл сообщения, то вам придется обратиться к лингвистике. Там под информацией понимают не любые сообщения, а только те из них, которые обладают новизной или полезностью.
Человечество тысячи лет обрабатывало информацию, прежде чем изобрело машину для ее обработки, которая вам известна как электронно-вычислительная машина (ЭВМ) или компьютер. Параллельно с этим возникли чисто практические задачи хранения, поиска и передачи уже имеющихся знаний (информации).
В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл.
В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения, которая участвует в управлении.

Наиболее общим будет следующее определение: информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

Изучить материала учебника (тема 1.1)
Закрепление знаний.



Задание 1. Заполните таблицу словами, которые на ваш взгляд, связаны по смыслу с приведенными в первом столбце понятиями.

Понятия
Слова, связанные по смыслу

Информация



Информатика



Наука



Вещество



Энергия





Задание 2. Заполните таблицу. В каждом из приведенных примеров вещество, энергия или информация либо передаются, либо хранятся, либо обрабатываются. Причем эти процессы происходят или в природе, или в обществе, или в технике.


Процесс
В – вещество
Э – энергия
И - информация
П – передача
Х – хранение
О - обработка
П – природа
О – общество
Т – техника

1
Идет дождь
В
П
П

2
Именинник получает подарки
В
П
О

3
Нефть течет по нефтепроводу




4
Запасы газа находятся под землей




5
На складе находится неприкосновенный запас продуктов




6
Светит солнце




7
На складе лежит заряженная батарейка




8
Соловей поет свою песню




9
Учитель учит учеников




10
Идет популярная телепрограмма




11
Многие животные используют запахи для того, чтобы отметить свою территорию




12
В библиотеке хранятся книги




13
На жестком диске компьютера хранятся сведения о работе фирмы




14
Переводчик работает на переговорах




15
Идет прием факса






Подведение итогов, выставление оценок.

Дата____________ Проверил__________________

15