Конспект урока литературного чтения в 1 классе. Буквы Жж. Звук [ж].


Технологическая карта урока
Тема урока: Звук [ж].буквы Жж.
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж], буквой Жж; развития речи, памяти, логического мышления.
Тип урока ОНЗ. Решение учебной задачи.
Планируемые результаты
Предметные Обучающая: Слышать звук[ж] в словах; правильно называть букву и знать написание печатной буквы ж; читать слова и слоги с буквой ж, знать, какие из слов всегда пишутся с большой буквы и почему. 
Развивающая: Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление; умение составлять из слогов слова.
Воспитывающая: воспитывать культуру поведения; экологическую культуру учащихся; прививать любовь к родному краю.
Личностные Проявлять познавательный интерес к учебному материалу.
УУД (метапредметные) Коммуникативные: работать в группе, договариваться; работать на достижение общей цели; прийти на помощь однокласснику в трудной ситуации.
Познавательные: проявлять интерес к урокам чтения; самостоятельно искать и получать новые знания; находить причинно – следственные связи; уметь читать слова с изученными буквами.
Регулятивные: составлять план работы с помощью учителя; оценивать свою работу на уроке; называть тему и определять цели урока с помощью учителя.
Основное содержание темы, понятия и термины. Звук [ж], буква Жж. Слово, как название предмета, действия, признака. Слог –жи.
Образовательные ресурсы Учебник «Азбука», презентация «Буква Ж», макет майского жука, таблицы с буквами, магнитная азбука, карточки со слогами, карточки со словами, звукозаписи «Шум леса», «Жужжание пчел», лента букв.
Лист самооценки
1 2 3 4 5 6
Актуализация знаний Пробное действие Чтение слогов Чтение текста Работа с текстом «Ежик» Работа по карточкам
Сценарий урока
Этапы урока Время Формы и методы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения 1 2 3 4 5 6 7
1.Орг.момент 1 мин. Словесный. Слово учителя. Прозвенел давно звонок,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.
- Чему мы учимся на уроках чтения? Проверяют готовность к уроку. Организуют рабочее место. Самоконтроль. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Наблюдение.
Мотивация к учебной деятельности.
1 мин. Словесный. Беседа. - Чтобы учиться было в радость, какое настроение нужно иметь?
- Если хорошее настроение нарисовать, то какого цвета оно будет?
- Хорошее настроение для меня – это солнышко и я дарю вам его лучики. Отвечают на вопросы. Высказывают собственное мнение. Анализируют собственное состояние и настроение. Проводят ассоциации с жизненными ситуациями. Беседа. Наблюдение.
2.Актуализация знаний. 7 - 10 мин. Практический. Коллективный. Групповая работа.
Словесный. Фронтальная. Звукозапись «Шум леса».
- Закройте глазки. Прислушайтесь.
- Как вы думаете, куда мы сегодня с вами отправимся?
Для того, чтобы войти в лес, нужно произнести заветные слова.
Проверка Д/з (чтение стихотворения наизусть)
Вот теперь мы готовы отправляться в путешествие. А того, кто будет нас сопровождать в путешествии, вы увидите, когда соберете картинку из кусочков, но для этого нужно ответить на вопросы.
(Презентация)
- Кто изображен на картинке?
- Отгадайте загадку и вы узнаете, какой жук изображен на картинке.
Тёплым днем, весною, в маеКаждый про меня узнает.Я не муха, не паук.Я жужжу! Я майский … (жук)
- Оцените свою работу.
На экране появляется майский жук.

- Рассмотрите жука в коробочке.
- Почему этого жука называют майским?
Майский жук появляется в начале мая, когда появляются первые листочки, потому что майский жук питается листиками деревьев. Он небольшой по размеру, 20 – 30 мм. Слушают запись. Читают стихотворение наизусть. Выполняют задания. Отгадывают загадку. Узнают о майском жуке. Умеют договариваться. Работают сообща на достижение общей цели. Обобщают и систематизируют полученные знания. Подводят итог своей работы. Оценивают свою работу. Беседа. Наблюдение.
3.Открытие новых знаний
а) пробное действие
2 мин. Практический. Словесный. Фронтальная работа. - А теперь поработаем вместе и составим звуковую модель слова «Жук» на доске.
- Каждый из вас попробует написать печатными буквами на доске слово «Жук».
- В чем возникли затруднения? Составляют звуковую модель слова и записывают слово. Оценивают свою работу. Находят проблему. Обсуждают решение проблемы. Наблюдение.
Постановка учебной задачи 2 мин. Словесный. Фронтальная. - Какую букву сегодня будем изучать? Назовите тему урока.
- Какие важные задачи мы поставим на уроке и чему научимся? Изучить букву Ж.
Чтобы изучить новую букву нужно выделить и охарактеризовать звук, обозначить звук буквой. Научиться читать слоги и слова с новой буквой. Принимают учебную задачу. Беседа.
3.Открытие новых знаний
б) Проверка по образцу, самооценка, составление плана работы. 2 мин. Групповая. Словесный. Фронтальная. - Давайте проверим, правильно ли мы написали слово и составили его модель?
- Проверьте звуковую модель по образцу.
- Проверьте слово по образцу.
- Теперь мы знаем, какая буква в начале слова? Найдите ее среди остальных букв на доске и поставьте в свое слово.
- Оцените свою работу.
Проверяют работу по образцу. Оценивают свою работу. Решают проблемную ситуацию. Умеют находить выход из проблемной ситуации, анализировать и оценивать свою работу Наблюдение. Беседа.
3.Открытие новых знаний
а) Выделение звука в словах.
Работа с учебником.
7 - 10 мин. Словесный. Беседа. Фронтальная. Наглядный. - Кто еще может жить в нашем лесу, кроме жука?
- Назовите животных и растения, в названиях которых есть звук «Ж».
- В названии нашей реки тоже есть буква Ж.
- Как называется наша река? (Джалунь)
Чтение стихотворения выпускника школы А. Голубкова, и работа по содержанию.
- А еще в лесу есть пчелки – труженицы.
- Как они жужжат?
- При произношении звук проходит легко или что то мешает?
- Какой вывод сделаем? (звук согласный)
- Самостоятельно составьте слоги с буквами в рамочке и прочитайте их.
- Какие слоги я отметила на доске?
- Обратите внимание на то, как звучат сочетания ЖИ, ЖЕ, ЖЁ.
- Произнесите эти слоги. Слышим ли мы звук И? А какой звук слышим? (Ы).
- Какой вывод сделаем?(Ж – всегда твердый звук)
- Прочитайте пары слов выделенные жирным шрифтом под картинкой.
- О каких животных узнали?
- Оцените свою работу. Называют животных и растения. Отвечают на вопросы по содержанию стихотворения. Выделяют звук. Обозначают его буквой. Читают слоги и слова с буквой ж. Умеют выделять звуки в слове. Делают выводы. Находят проблемную ситуацию. Оценивают свою работу. Беседа. Слушание.
Физминутка2 мин. Под листочком жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы. Выполняют упражнения, проговаривают стихотворение с учителем. Понимают важность укрепления и сохранения здоровья Выполнение упражнений, наблюдение.
Чтение текста жук и жаба. 5 - 7 мин. Практический. Словесный. Беседа. - С кем ещё встретился майский жук в лесу, вы узнаете, когда прочитаете название рассказа.
- О чем узнаем в тексте?
- Прочитайте текст самостоятельно.
- Где жил жук?
- А теперь читать рассказ буду я, а вы читайте вместе со мной.
- У кого получилось не отстать от меня?
- Подтвердились ли наши предположения о встрече жука и жабы?
- Оцените свою работу. Читают рассказ самостоятельно. Читают рассказ с учителем. Отвечают на вопросы по тексту. Делают предположения. Приводят аргументы. Строят логически верные высказывания. Оценивают свою работу. Чтение. Наблюдение. Беседа.
Правило ЖИ 5 мин. Словесный. Фронтальная. Наглядный. - Обратите внимание на с. 15 в учебнике Ваня держит в руках карточку со слогом «ЖИ».
- Почему он нам показывает ее?
В русском языке есть правило написания слога «ЖИ», и звучит оно так:
ЖИ пиши с гласной И!
- Повторите еще раз это правило.
- Прочитайте выделенные слова рядом с Ваней. Отвечают на вопросы. Выделяют слог и читают его. Рассматривают иллюстрацию. Находят проблему. Решают проблемную ситуацию. Строят логически верные высказывания. Высказывают свои предположения. Беседа.
Текст ежик 5 мин. Фронтальная. Словесный. Практический. Чтение. - Прочитайте название текста под чертой.
- С кем встретился жук?
- А в наших лесах водятся ежи?
Майский жук очень любит букву Ж и просит вас прочитать в тексте все слова, в которых есть буква Ж.
- Оцените свою работу.
- Если вы захотите узнать о том, где жил ежик прочитайте дома этот рассказ. И расскажете в классе о том, что узнали. Работают с текстом. Находят слова с новой буквой. Оценивают свою работу. Анализируют содержание текста. Строят предположения. Наблюдение. Слушание.
Физминутка2 мин. Упражнения на снятие усталости с глаз. Выполняют упражнения. Понимают важность укрепления и сохранения здоровья Закрепление. 5 – 7 мин. Практический. Работа в группе. Чтение. Говорение. Наглядный. - Еж тоже принес нам задания.
Поработаем в группе.
Работа по карточкам.
- Вставьте пропущенные буквы и прочитайте слова.
1.Ж__луди
3.___ук
4.___аба
2.Ёж___к
5.Уж

- Проверьте слова по образцу.
- Оцените свою работу.
Но вот пришло время попрощаться с жуком и с лесом.
- Давайте вспомним, кого мы увидели в лесу, с чем познакомились.
Жа –жо - жа - мы увидели…(ежа)
Жу – жу – жу – до свидания … (жуку)
Жи – жи – жи – мы напишем с буквой … (И!)
Работают коллективно по карточкам. Читают чистоговорку. Проверяют задание по образцу. Самопроверка. Самооценка. Умеют работать в группе, договариваться. Наблюдение. Говорение.
5.Рефлексия учебной деятельности 2 мин. Словесный. Фронтальная. Беседа. Итог урока:
- С какой буквой познакомились?
- Какое важное правило запомнили?
Рефлексия
- В начале урока я вам подарила карточки с хорошим настроением, поднимите эти карточки вверх те, у кого осталось такое же хорошее настроение. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Умеют сроить логически верные ответы. Оценивают свое состояние на уроке. Беседа.