Элективный курс «Развитие личности ученика через взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы» предназначен для подготовки по татарской и русской литературе 10 классов. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о трад


Анкета-заявка на участие в конкурсе «Лучшая авторская программа элективного курса»

Наименование района/города субъекта РФ
Фамилия, имя, отчество автора (полностью)
Наименование авторской программы элективного курса
“e-mail” лично автора (обязательно)

МБОУ «Зай-Каратайская основная общеобразовательная школа» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Галиуллина Асия Хайдаровна
Развитие личности ученика через взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы

galiullina.asia@yandex.ru
















Развитие личности ученика через взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы

Процесс восприятия художественного произведения - сложное и индивидуально неповторимое явление. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности. Восприятие художественного произведения, окружающей действительности зависит от культуры, к которой человек принадлежит. С культурой связано и мышление человека. Нельзя познать культуру, язык чужого народа, не зная своего.
Единственным реальным способом развития личности ученика является формирование его духовного мира.
Поиск и создание условий для взаимосвязанного изучения русской и татарской литературы в школе с нерусским (неродным) языком обучения выступает в качестве одного из слагаемых решения поставленной проблемы.

Пояснительная записка

Элективный курс «Развитие личности ученика через взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы» предназначен для подготовки по татарской и русской литературе 10 классов. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о традициях, обычаях и о культуре народа изучаемого и родного языка.  Эта программа способствует более глубокому изучению базового курса татарской и русской литературы, а также служит для дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.
Цели курса
создать мотивационную основу для качественной подготовки учащихся к экзаменам и к участию в олимпиадах;
подготовить к осознанному выбору профильного направления на старшей ступени обучения.
развивать творческую способность, речевые умения и словарный запас;
Задачи курса:
реализовать единую линию воспитания и обучения ребенка как носителя национальной психологии, самосознания через различные формы учебной и внеучебной деятельности,
воспитывать патриотов, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов,
развивать личность, готовую к социализации в форме интеграции.

Основой курса является чтение, изучение и сравнение произведений русской и татарской литератур, наблюдение нитей схождения литератур. Теоретико- и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений служат средством постижения учащимися литературы. Художественные тексты, привлекаемые на уроках русского языка в национальной школе, не только способствуют усвоению различных языковых категорий и форм, не только содействуют пониманию их функций в связной речи, но и служат средством эмоционального воздействия, а также активизируют познавательную и речемыслительную деятельность учащихся.
Актуальность данного курса продиктована требованиями современного образования: воспитание творческой, интеллектуально развитой, эрудированной, толерантной личности.
Идеей и содержанием изучаемые в курсе произведения тесно связаны с базовым курсом литературы. Включение в программу произведений, не изучаемых в школьном курсе литературы, помогает повысить качество образования и является хорошей подготовкой к экзаменам.
Содержание программы рассматривает русскую, татарскую литературу в  их тесной связи и позволяет выявить их отличительные признаки. Методы сопоставительного  и сравнительного анализа  способствуют пониманию национального своеобразия другой культуры, расширению духовного, эстетического опыта учащихся.
Таким образом, русская литература, обладающая богатейшими гуманистическими и художественными традициями, играет очень важную роль в условиях татаро-русского двуязычия. Будучи явлением мирового масштаба, она позволяет ученикам, владеющим русским языком, приобщиться к мировым духовным ценностям.
В ходе изучения данного элективного курса создаются условия для приобретения следующих умений и навыков у учащихся старших классов:
проектирование;
участие в дискуссиях;
работа с источниками информации;
подготовка сообщений, презентаций, докладов;
использование новых информационных технологий.

  Каждая пройденная тема завершается подведением итогов с оцениванием качества выступлений, активности учащихся, проявлением инициативы, т.е. креативности детей.
Курс рассчитан на 34 часа.

Учебно-тематический план


Тема
Часы
т/п
Разновидность работ

1
Сравнительный и сопоставительный анализы  как методы изучения художественных произведений
1/1
Работа с литературоведческими словарями. Запись тезисов.
 

2
Историческое развитие русской, татарской литературы
1/1
Работа с литературоведческими словарями. Запись тезисов.

3
Коран и Библия как литературные памятники

1/1
Конспектирование лекции учителя. Подготовка сообщений к занятию.
Использование текстов на арабском языке с транскрипцией и в переводе на русский язык


4
Тема свободы в стихотворениях Тукая «Махбус» и Пушкина “Узник”
1/1
. Выразительное чтение стихотворений поэтов.
. Письменный сопоставительный анализ стихотворений. Проектная работа с применением мультимедийных технологий.

5
Трагизм «смутного»  времени в «Слове о полку Игореве», татарском народном эпосе «Идег‰й”.
1/1
Конспектирование лекции учителя. Подготовка сообщений к занятию. Работа с первоисточниками и литературной критикой. Подбор изобразительного материала.

6
Лирика Тютчева Ф.И., Дердемана
1/1
Подготовка докладов. Выразительное чтение стихотворений поэтов.
Выявление характерных для поэтов приёмов изображения мира и человеческой души путём целостного анализа текстов. Письменный сопоставительный анализ стихотворений. Проектная работа с применением мультимедийных технологий.

7
«Ревизор» Н.В.Гоголя, «Американец» К.Тинчурина,
 
1/1
Виртуальная экскурсия в Александринский театр и в театр им.К.Тинчурина. Сообщения учащихся. Составление тезисного плана выступлений. Анализ и оценка устного сообщения другого учащегося и аргументирование своей точки зрения. Выразительное чтение и инсценирование отдельных эпизодов с последующим их анализом. Написание сочинения - сопоставительной характеристики героев.

8
А.Н.Островский «Гроза», М. Гафури “Татар хатыны ”, Г.Тукай “Татар хатынына ”

1/1
Запись тезисов лекции учителя. Подбор произведений  для анализа. Просмотр видеозаписей. Сопоставительная и сравнительная характеристика главных героев.
Сопоставление трагической судьбы Катерины с трагической судьбой татарской женщины.

9
Первая любовь в изображении И.С.Тургенева, Г.Исхакый, Ф.Амирхана.
1/1
Комментированное чтение фрагментов текста. Составление цитатного плана, подбор цитат. Составление текстов по произведениям. Коллективная работа над исследовательским проектом

10
Пьесы М .Горького «На дне», Г.Камала «Б‰хетсез егет»

1/1
Составление словесных портретов героев. Выборочное инсценирование  отдельных эпизодов. Выявление  причин деградации человека. Работа с критической литературой. Письменная  сопоставительная  характеристика героев.

11
Лирика Х Такташа и С. Есенина

Выразительное чтение стихотворений поэтов
Выявление характерных для поэтов приёмов изображения мира и человеческой души путём целостного анализа текстов. Письменный сопоставительный анализ стихотворений

12
«Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Fилк‰нн‰р Gилд‰ сынала» Ф.Р.Яруллина

1/1
°°Составление плана лекции. Выявление авторской позиции через анализ сюжета, пейзажа, портрета, через название произведения

13
«Поднятая целина» М.Шолохова, «Утызынчы еллар» Ф.Хусни
1/1
Подготовка докладов. Выразительное чтение и сопоставление эпизодов произведений. Групповая работа над исследовательским  проектом

14
Сталинские репрессии в произведениях А.И.Солженицина, И.Саляхова  
1/1
Чтение фрагментов из произведений, их сопоставительный анализ (стиль, язык, система образов, образ рассказчика). Написание сочинения в жанре письма.

15
Новое  осмысление военной темы в творчестве Мусы Джалиля, А. Твардовского, М. Исаковского, О. Берггольц, К. Симонова
1/1
Подготовка докладов. Самостоятельный подбор произведений для анализа. Подготовка сообщений. Написание рефератов.

16
Судьба деревни в произведениях  В.Распутина«Прощание с Матёрой»,
В.Астафьева  «Последний поклон», 
А.Гилязова «Fомга к™н кич бел‰н», 
Х.Хайруллина «Биеклек» 
1/1
Подготовка докладов. Составление  тезисов по теме «Деревенская проза. Выразительное чтение и выборочный пересказ отдельных эпизодов и их сопоставительный анализ.

17
Образ матери в произведениях русских татарских и английских писателей (на примере повести  В.Распутина «Последний поклон»,  А.Еники «€йтелм‰г‰н васыять»
1/1
Подготовка сообщений. Анализ сюжета произведений. Определение общечеловеческого содержания  повестей. Подбор цитат для характеристики главных героинь. Выразительное чтение пейзажных зарисовок и их анализ.

 

Структура и содержание курса

1. Сравнительный и сопоставительный анализы как методы изучения художественных произведений. Сравнительно-историческое изучение литературы. Литературоведы  о сравнении и сопоставлении. Содержание методов сравнения и сопоставления. Формы и способы проведения сравнения и сопоставления.
2.  Историческое развитие русской, татарской литературы. История литературы как наука. Научное и художественное исследование жизни. Конкретно-историческое и вечное в литературе. Многообразие связей литературы с общественным движением. Основные литературные направления. Исторические традиции, преемственность в передаче «мыслительного материала». Оформление и представление докладов.
3. Выявление в книгах общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к культуре другого народа и нравственного отношения к людям.
4. “Солнце русской поэзии” – А. С. Пушкин освещал путь очень многим великим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него. Путеводной звездой был он и для татарского поэта Г. Тукая.  Общие мотивы в творчестве поэтов.
5. Сюжет и композиция произведений факты. Фольклорная поэтика. Опора на реальные факты. Тема единения страны, народов; идея о пагубности междоусобиц. Художественно-изобразительные средства, использованные авторами в произведениях для характеристики героев. Женские образы, их роль.
6. Доклады по темам. Космизм пейзажей Тютчева. Тонкий лиризм поэзии Дердемана. Очеловеченная природа и оприродованный человек в произведениях поэтов. Природа как средоточие гармонии. Гражданская и любовная лирика. Групповая проектная работа с применением мультимедийных технологий.
7. Сообщения по темам. Особенности художественного мира авторов произведений. Внутрижанровые сопоставления пьес. Особенности композиции произведений и их конфликт. Традиционные элементы комического жанра.
      8. Заслуга драматургов в создании национальных театров. Отражение проблем времени. Глубина проникновения в суть человеческой природы, раскрывающей себя в новых экономических условиях. Противоречие личности и общества. Элементы фольклора, национальный колорит в пьесах. Смысл названий, язык и стиль произведений. Сочинение в жанре повествования о событиях, описанных в художественном произведении  от имени одного из персонажей
9. Первая любовь в изображении авторов. Рассказ в рассказе. Роль рассказчика. Любовь как неизбежное подчинение и добровольная зависимость, рок, господствующий над человеком, и любовь, которая выше всех условностей света. Роль деталей в характеристике образов. Исследовательские проекты с подбором цитат, стихотворений, отрывков из произведений.
10. Характерные особенности драмы. Нравственно-философские мотивы драм. Предмет изображения в драмах. Конфликт драм. Трактовка образов. Причины деградации человека. Позиция авторов. Слово и действие. Речевая характеристика персонажей. Литературная критика о пьесах. Сопоставительная характеристика героев.
11. Интерпретация произведений. Особенности сюжета и композиции. Основные проблемы. Характерные черты времени в произведениях. Авторский замысел в изображении главных героев. Позиция авторов. Стиль произведений. Трагедия народа. Литературная критика о произведениях. Сочинение-эссе по произведениям.
12. Негаснущие романтики Х.Такташ и С.Есенин. Тема воспевания уходящей деревни накануне её разгрома согласно сталинскому плану “великого перелома”. Один воспевал рязанские поля, хаты “в ризах образа” и “скирды солнца в водах лонных”, другой тамбовские дубравы и хлебородные нивы Поволжья. Трудность перевода стихов С.Есенина
13.  Историческая обстановка в 20-30-е годы. Правдивый рассказ о ходе коллективизации. Стиль произведений. Сопоставление ситуаций и главных героев. Исследовательский проект с использованием краеведческого материала.
14. Доклады по темам. Замысел и история создания произведений. Сочетание документальной точности и лиризма. Образ рассказчика. Идея победы над злом через жертву, через неучастие во лжи. Сочинение в жанре письма.
15. Новое осмысление военной темы. Военная тема в поэзии.
16. Доклады по темам. Судьба села. Проблема экологии. Глубина проникновения в душу человека. Система образов. Борьба против экологического беспредела. Катастрофичность «глобального», «планетарного» подхода к Человеку, Личности, к его дому, к его поселению, к памяти, к его малой Родине, к природе. Роль эпиграфа, деталей, символов в раскрытии авторского замысла. Национальный колорит в произведениях писателей. Написание сочинения-рассуждения.  Например: «Согласны ли вы с тем, что «деревенская» тема - не просто объект, а загадка исторического  пути России, её боль, её муки совести, перекрёсток путей в грядущее
17. Сообщения учащихся по темам. Нравственно-философская проблематика повестей. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Пейзажные зарисовки и их роль. Контрастность как средство раскрытия идейного содержания произведений

Список использованной литературы

1.      Бердников Г.П., Алексин А.Г. и др. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 2000.
2.      История татарской литературы в 6-ти томах. - Казань, Татарское  книжное издательство, 1985.
3.      Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999.
4.      Преподавание татарской литературы в 9-11 классах. Книга для учителя. – Казань, Магариф, 2000.
5.      Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1989.
6.      Чалмаев В.А., Боборыкин В.Г. и др. Русская литература 20 века. -  М.: Просвещение, 2002.
7. Избранные произведения из 1000 номеров журнала «Казан утлары». Сияние огней неугасимых. – Казань. Идель-пресс, 2006
8. Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007

15