Конспект урока по литературе на тему Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КИРИЛЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено
на заседании ШМО
26.08.2016 г., протокол №1
______________________ Согласовано
Зам. по УВР
___________/В. В. Чечукова/
____________29. 08. 2016г.
________________________
________________________ Утверждено
приказом по МБОУ
Кирилловской СОШ
от 30.08.2016 г. № 32
____________________________
____________________________
____________________________
Конспект урока
по литературе
на тему «Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика»
для обучающихся 6 класса
на 2016/2017 учебный год
Подготовила: учитель русского языка и литературы Клецкова Екатерина Игоревна
Конспект урока по литературе в 6 классе « Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика».
Цель – помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; воспитывать любовь и уважение к учителям.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, учебник, дидактический материал.
Задачи:
Личностные
воспитывать интерес к предмету, к чтению;
воспитывать любовь и уважение к учителям;
способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Предметные
повторить изученные сведения по произведению;
помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика;
Метапредметные
развивать навыки анализа произведения, развивать логическое мышление;
пополнять словарный запас;
развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
совершенствовать творческие способности.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, всех вас легко можно разделить на две группы. Те, кто любят учиться и рады встрече с учителем и те, кто идет в школу без особого желания. Я надеюсь, что после этого урока тех, для кого учеба в радость, станет больше.
Актуализация знаний (Беседа) Я просила вас подготовить словесный портрет учительницы. Все выполнили задание?
Самоопределение к учебной деятельности
Притча
Приходит ученик к Учителю и говорит:
- Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать ?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
- Что изменилось ? – спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.
- Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.
- А кофе ? – спросил ученик.
- О ! Это самое интересное ! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
- Чему учит нас притча? Какова ее мораль? (Мораль притчи: есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся!
Я думаю вы догадались о ком пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
Усвоение новых знаний
- Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово учитель?
(сострадание, милосердие, раздражение, достоинство, сочувствие)
-После публикации рассказа «Уроки французского» В. Распутин писал: « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать.
- А кто стал прототипом учительницы французского? (Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.)
Беседа
- Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?
- Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским у себя дома?
- И почему она решила заниматься дополнительно именно с рассказчиком?
- С какой целью учительница играет с героем в игру на деньги?
- Какие чувства испытывал мальчик, выигрывая у Лидии Михайловны? Что, по-вашему, заставило чувствовать, его себя неловко?
Давайте вспомним эпизод «Появление директора» (работа с учебником)
- Прав ли директор в том, что осудил Лидию Михайловну? А как вы оцениваете поступок учителя?
- Какие чувства вызывает у вас конец рассказа?
Первичная проверка понимания
Ребята, понравился вам учитель из рассказа?
- Хотели бы вы у нее учиться или ваш учитель на нее похож?
- Выберите одну из предложенных пословиц об учителе, которая наиболее подходит к нашему рассказу.
- Груда книг не заменит хорошего учителя.- Дерево и учитель познаются по плоду.- Родители создают тело, учителя создают душу.- Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.- Тысяча учителей – тысяча методов.- Смышленый ученик обогатит учителя.- Ученику – удача, учителю – радость.- Высоко дело учительства, но и трудно оно.
Мы знаем, что учительница потеряла работу. Но она даже на расстоянии оберегала мальчика. А каким образом? (посылка)
- Сколько было посылок? (две)
- Почему он отказался от первой и был очень рад второй посылке?
Как вы поняли, учительница шла на хитрость, чтобы помочь герою и не обидеть его. Только добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
Как вы думаете, почему рассказ назван «Уроки французского»?
- Как вы думаете, какой урок преподала учительница Володе?
- Какие уроки преподал нам автор?
Рефлексия.
-Какую роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна?
- Каким же должен быть настоящий учитель?
Информация о домашнем задании.
Письменный ответ на вопрос: «Ваш настоящий идеальный учитель»