Конспект урока обучения грамоте на темуОбозначение звука [й] с помощью разделительного ь (система Эльконина-Давыдова0 по учебнику В.В. Репкина.


Урок обучения грамоте. 1 класс . Учебник В. В. Репкина Тема : Обозначение звука [й*] с помощью разделительного ь. Цель: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.
Задачи: Формировать у учащихся умение находить орфограмму разделительного ь в словах на слух, учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й*] в разных позициях, прививать интерес к учебной деятельности.
Ход урока
Оргмомент.
К нам на урок сегодня пришли близнецы Маша и Алёша. Они будут учиться вместе с нами.
1) Составление звуковой модели слова ружья, появляется звуковая запись [ружй*а]
Устная характеристика каждого звука.
Записать слово буквами (Составление слова из разрезной азбуки) Зафиксировать все варианты . Вынести на доску.
Посмотреть варианты в учебнике Авосика и Небосика.
Почему появились разные варианты ?Разные варианты написания слова возникли из-за того, что в них по- разному обозначен звук [ й*].
Вспомним, как мы обозначали звук [ й*]?
Дети называют:,
Буквой Й, в случае, когда [ й*] не перед гласным.
Если звук [ й*] перед гласными - его обозначали буквами Я,
Е, Е, Ю.
ружья занимает звук [й*]
Какое место , позицию в слове Записать позицию на доске.
Ученики замечают, что в такой позиции ещё не приходилось обозначать звук [й*]
Одной буквы Я для обозначения звука [й*] в слове ружья недостаточно. Почему?
Дети ставят учебную задачу урока - научиться обозначать звук [й*] в новой позиции - после согласного перед гласным. Возможные варианты обозначения зафиксированы в букваре от имени Авосика и Небосика. Сравнив разные варианты записи , ученики задают вопросы: «А какой же вариант является правильным?» Как люди договорились обозначать звук [й*] в этой позиции. Давайте посмотрим в учебнике, правильная запись расположена на специальной табличке.
Вывод делают дети: буква ь в слове ружья выполняет совершенно новую работу . Она помогает гласной букве Я обозначить звук [й*]
Чтение слов с доски:
1 группа
Коля, маяк, колья.
2группа лёд, ёжик, льёт
3 группа
салют, юг, польют 4группа
потеря, ель, курьер
5 группа
пули, иглы, ульи
В каждом столбике в словах есть одинаковая буква.
Какую работу выполняет эта буква в разных словах?

Сравните с моделями дядюшки Ага. Сравнить слова Коля и колья. Этот ь знак называется разделительным.
Какие орфограммы встретились в словах? Коля, ёжик, ель.
Какая работа у буквы ь в слове ель?
Работа над лексическим значением слов:
маяк-башня с сигнальными огнями на берегу моря
курьер - посыльный учреждения для разноски деловых бумаг
курьер - должностное лицо для разъездов со специальнымипоручениями
Физкультминутка.
IY. Послушайте загадку и скажите о какой птичке идёт речь.
Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет , крохи собирает.
По полям ночует, коноплю ворует.
Конечно о воробье.
У детей было задание понаблюдать за воробьями.
Что интересного вы заметили?
За этими незатейливыми пернатыми наблюдал и писатель Кочетов.
Послушайте, что написал о них.
И что нового вы узнали о воробьях?
Автор их называет осёдлой птичкой.
Осёдлая - постоянно проживающая на одном месте.
Лексическое значение слова примелькались, мелькать, являться, показываться на короткое время.
600м. - от школы до автостанции.
Найти слова в которых есть буква ь.
Дети находят слова: воробьи, только, примелькались, воробьиной, очень, сказать, пролетать, шестьсот, делать, дальше. Какую работу выполняет буква ь в этих словах?
Y. Итоговая рефлексия.Какую работу выполняет буква ь?
Способы обозначения звука [й*]. Близнецы Маша и Алёша согласились с учениками нашего класса.
YI. Постановка учебной задачи на следующий урок:
Ну вот, наконец-то мы изучили все буквы, - сказал Авосик, - теперь можем записать любое слово.
- А мне кажется, одна буковка ещё осталась - возразил Небойсик, - я слышал, что их всего 33, а в наших домиках живут только 32 буквы. Какая же буква осталась?
Дети догадываются, что это буква ъ.