Проект «Модель управления проектной и исследовательской деятельностью учащихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко»
Проект
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
Автор-составитель: заместитель директора по УМР Мошкова Е.Л.
Грахово, 2014 год
1. Паспорт проекта.
1.1. Образовательное учреждение: МБОУ «Граховская СОШ им. А.В. Марченко».
1.2. Тема проекта: «Модель управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся».
1.3. Директор школы – Трефилова Роза Александровна.
1.4. Автор проекта – заместитель директора по учебно-методической работе Мошкова Елена Леонидовна.
1.5. Адрес: 427730, УР, Граховский район, с. Грахово, ул. Колпакова, д. 63.1.6. Тел/факс: (8-341-63) 3-14-95.
1.7. E-mail: grahschool@yandex.ru1.8. Адрес в Internet: http://ciur.ru/grh/SGr_grh/default.aspx


2. Характеристика проекта.
2.1. Тема проекта: «Модель управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся».
2.2. Противоречие: Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие изменения в общественной жизни требуют внедрения современных педагогических технологий и методик, обеспечивающих индивидуальное развитие личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытой для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и  технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
2.3. Проблемы:
- развитие исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в обучении, установкой педагогов на передачу, а учащихся – на усвоение готовых знаний;
- основным видом исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, доклады, сочинения, которые не являются по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму исследовательских задач;
- учащиеся и педагоги практически не включаются в поисковую деятельность из-за нехватки свободного времени и их загруженности.
2.4. Актуальность: Достижение целей, стоящих перед современным образованием по воспитанию конкурентоспособной личности ребенка невозможно без формирования компетентности всех участников образовательного процесса в области проектно-исследовательской деятельности. Самое решающее звено этой новации — учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Организация проектной и исследовательской деятельности в школе требует от учителя грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельностью. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

2.5. Цель: формирование системы проектно-исследовательской деятельности в школе, направленной на воспитание социально активной, успешной, всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к условиям современного общества.

2.6. Задачи:
Обеспечить условия для индивидуально-ориентированного (личностного) развития, поддержания благоприятного микроклимата в школе.
Сформировать положительную мотивацию педагогических и административных работников к повышению уровня компетентности в области исследовательских технологий и активному участию в исследовательской работе.
Формировать исследовательские навыки, развивать творческие способности учащихся через привлечение к проектно-исследовательской деятельности в разнообразных формах.
Разработка и реализация инновационных, авторских образовательных программ, программ элективных учебных курсов, повысить профессиональное и педагогическое мастерство учителей;
Развивать внешние связи школы, ее включенности в социальное пространство района и республики.
Вовлечь родителей в организацию и осуществление воспитательного процесса по программам школы.
2.7. Объект: Процесс управления исследовательской работой в школе.
2.8. Предмет: Психолого-педагогические условия эффективного управления исследовательской работой в школе.
2.9. Гипотеза: Модель управления исследовательской работой в школе будет эффективной, если:
Педагогический коллектив осознает проектно-исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.Диагностировать в режиме мониторинга существующий, достигнутый и западающий уровень владения педагогическими и административными работниками ОУ технологиями проведения проектных и исследовательских работ.
Формирование положительной мотивации участников образовательного процесса к проектно-исследовательской деятельности через оказание материальной и психологической поддержки со стороны администрации школы и педагогической службы.
Создать систему повышения квалификации педагогических и административных работников в области исследовательских технологий.
2.10. Направления реализации проекта
№ Направление Мероприятие Показатели Индикаторы
1. Создание нормативно-правовой базы управления проектно-исследовательской деятельностью в школе. 1. Разработка программы реализации проектно-исследовательской деятельности в школе.
2. Разработка Положения о проектно-исследовательской деятельности в школе, распределение функциональных обязанностей.
3. Разработка Положения о школьном научном обществе.
4. Разработка должностной инструкции руководителя школьного научного общества.
5. Внесение изменений в Положение о школьной ученической конференции. 1. Программа реализации проектно-исследовательской деятельности в школе.
2. Положение о проектно-исследовательской деятельности в школе.
3. Положение о школьном научном обществе.
4. Положение о школьной ученической конференции. Система проектно-исследовательской работы в школе.
2. Информационно-аналитическая деятельность. 1. Педагогический совет «Организация проектно-исследовательской деятельности в школе».
2. Совещания при заместителе директора по НМР о ходе реализации проектно-исследовательской деятельности.
3. Установочные семинары с учащимися 1 – 11 классов «Что такое проект и исследовательская работа и как их подготовить».
4. Проведение родительских собраний по теме «Реализация проектно-исследовательской деятельности в школе». 1. Протоколы педсовета, совещаний при заместителе директора по НМР, родительских собраний.
2. Справка о проведении установочных семинаров с учащимися. 1. Увеличение количества учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью.
2. Повышение уровня овладения педагогами и учащимися исследовательскими технологиями.
2. Организационно-методическая деятельность.
1. Утверждение тем проектно-исследовательских работ.
2. Разработка педагогами планов организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью учащихся.
3. Разработка программ и преподавание элективных курсов.
4. Проведение школьной научно-практической конференции. 1. Приказ об утверждении программ элективных курсов
2. Аналитический отчет о проведении научно-практической конференции. 1. Повышение качества знаний и результативности участия в предметных олимпиадах.
2. Увеличение количества учащихся-призеров конкурсов проектно-исследовательских работ.
4. Создание системы повышения квалификации педагогических и административных работников школы в области исследовательских технологий. 1. Курсовая подготовка педагогов.
2. Организация «Школы юного исследователя».
Аналитический отчет о повышении компетентности педагогических и административных работников школы в области исследовательских технологий. 1. Увеличение количества педагогов, владеющих проектно-исследовательскими технологиями.
2. Повышение качества преподавания.
2.11. Модель управления проектно-исследовательской деятельностью25146001135380Заместитель директора по УМР
00Заместитель директора по УМР

36576001303020003657600678180003086100335280ДИРЕКТОР
00ДИРЕКТОР
4914900176022000228600017710150091440010744200025146001531620Школьное научное общество
00Школьное научное общество
-1143001531620ОУ и учреждения
управления образованием
00ОУ и учреждения
управления образованием
51435001531620Внешкольные учреждения
00Внешкольные учреждения
5034915101155500II ступень обучения
5 - 9 классы
(Развивающий этап)
III ступень обучения
10 - 11 классы
(Завершающий этап)
ОУ района
ОУ
республики
РУО
ИПК и ПРО УР
г. Ижевск
Центр занятости
Эколого-биологический центр г. Ижевск
I ступень обучения
2 – 4 классы
(Подготовительный этап)
ДДТ
МЦ «Меркурий»
Научные секции
Математическая
Гуманитарная
Естественно-научнаяИсторико-краеведческая
ЗдоровьесберегающаяЭстетическая
Научно-практическая конференция
Участие в ученических научно-практических конференциях разных уровней
Краеведческий музей им. А. Оки
Администрация МО «Граховский район»
Летний отдых и труд
II ступень обучения
5 - 9 классы
(Развивающий этап)
III ступень обучения
10 - 11 классы
(Завершающий этап)
ОУ района
ОУ
республики
РУО
ИПК и ПРО УР
г. Ижевск
Центр занятости
Эколого-биологический центр г. Ижевск
I ступень обучения
2 – 4 классы
(Подготовительный этап)
ДДТ
МЦ «Меркурий»
Научные секции
Математическая
Гуманитарная
Естественно-научнаяИсторико-краеведческая
ЗдоровьесберегающаяЭстетическая
Научно-практическая конференция
Участие в ученических научно-практических конференциях разных уровней
Краеведческий музей им. А. Оки
Администрация МО «Граховский район»
Летний отдых и труд

2.12. Программа реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Показатель Индикатор
1.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по направлениям:
- историко-краеведческое;
- информатико-физико- математическое;
- естественнонаучное;
- гуманитарное;
- эстетическое;
- «Рукотворные чудеса». Октябрь Приказ директора школы «Об организации проектной и исследовательской деятельности». График проведения групповых и индивидуальных консультаций. Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.
2. Установочные семинары с учащимися 3 – 11-х классов по реализации проектной и исследовательской деятельности. Октябрь Протокол. Увеличение количества учащихся, занятых в реализации проектной и исследовательской деятельности.
3. Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Структура проектных и исследовательских работ, требования к их оформлению». Ноябрь Протокол совещания. Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.
4. Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся». Декабрь Протокол совещания. Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.
5. Совещание творческой группы по реализации проектной и исследовательской деятельности «Требования к защите творческих работ учащихся». Январь Протокол совещания. Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.
6. Совещание при директоре «Организация проектно-исследовательской деятельности творческих групп». Февраль Протокол совещания Овладение педагогами, методикой проектной и исследовательской деятельности.
7. Предварительная защита творческих работ учащихся. Подготовка к школьной научно-практической конференции. Март Критерии оценки проектных и исследовательских работ учащихся. Тезисы докладов учащихся. Расширение и совершенствование совместной творческо-исследовательской деятельности учителя и учащегося. Увеличение качества презентаций творческих работ учащихся.
8. Школьная научно-практическая конференция «Траектория успеха» - работа секций. Апрель Справка по итогам школьной научно-практической конференции. Рост количества и качества творческих работ учащихся.
9. Школьная научно-практическая конференция «Траектория успеха» - пленарное заседание. Апрель 10. Подведение итогов школьной научно-практической конференции. Апрель Справка. Рост количества и качества творческих работ учащихся.
11. Выпуск издательско-печатной продукции по итогам проектной и исследовательской деятельности учащихся. Апрель – май Сборник «Материалы школьной научно-практической конференции.
Файловая папка «Материалы школьной научно-практической конференции».
Школьная газета. Рост количества и качества творческих работ учащихся.
12. Информирование родительской общественности о результатах реализации проектной и исследовательской деятельности школы. Апрель – май Тезисы докладов в районной газете «Сельская новь».
Протоколы родительских собраний.
Размещение материалов школьной научно-практической конференции на странице школьного сайта. Активизация деятельности родителей в реализации проектно-исследовательской деятельности учащихся: привлечение родителей к работе школьной научно-практической конференции.
13. Участие в конкурсах исследовательских работ муниципального и республиканского уровней. В течение года Сертификаты участников, Грамоты победителей и призеров. Увеличение количества участников и призеров районных и республиканских конкурсов творческих работ.
2.13. Инновационность проекта.
Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают овладение учителем технологиями деятельностного типа.
Проектная и исследовательская деятельность – один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Технология проектной и исследовательской деятельности, как ни какая другая, способствует формированию УУД, которые являются обязательным условием реализации ФГОС.
Познавательные УУД проектной и исследовательской деятельности включают в себя:Формирование проектных и исследовательских действий.
Формирование умений проводить теоретические исследования.
Формирование поискового чтения и грамотности.
Формирование смыслового чтения.
Умение отличать научный текст от художественного.
Использование различных приемов структурирования информации.
Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.
Развитие ведущих мыслительных операций: классификация, проведение аналогии, анализ, видение критериев оценивания, синтез информации, моделирование, преобразование, прогнозирование, проектирование, развитие рефлексивных процессов.Регулятивные УУД проектной деятельности включают в себя:Формирование способности к целеполаганию.
Планирование деятельности.
Регуляция учебной деятельности.
Саморегуляция.
Коммуникативные УУД проектной деятельности включают в себя:Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме свои достижения.
Умение использовать любые речевые средства.
Умение аргументировать.
Умение вести дискуссию.
Умение слушать и слышать.
Умение работать в группе.
Умение работать совместно со сверстниками и людьми более старшего возраста.
Умение публичного выступления.
2.14. Теоретическая значимость:
Выявление закономерностей эффективного управления проектно-исследовательской деятельностью в школе.
2.15. Практическая значимость:
- обеспечение педагогического процесса кадрами, способными осуществлять педагогическую деятельность с учетом современных требований, предъявляемых обществом и государством к уровню образования;
- работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу;
- воспитание социально активной, успешной, всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к условиям современного общества.
Ожидаемые результаты:
- создание постоянно действующей модели социализации школьников средствами научно-исследовательской и проектной работы;
- сохранение и развитие благоприятных условий для всестороннего профессионального, духовного и культурного саморазвития учащихся;
- функционирование школы как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности педагогов, семьи, общественных организаций;
- укрепление роли школы в социальной и культурной жизни села и района;
- апробация новых педагогических технологий и воспитательных программ;
- подготовка комплекта учебно-методических материалов по указанным направлениям.