Итоги анкетирования среди обучающихся 7-11 классов Индекс толерантности

МКОУ Ванзетурская СОШ
Справка по итогам проведения анкетирования
«Индекс толерантности» среди педагогов и обучающихся 7-11 классов



По плану воспитательной работы школы с 20.10 по 24.10.2014 г. среди обучающихся 7-11 классов социальным педагогом: М.А. Косенко было проведено анкетирование «Индекс толерантности».

Цель: выявить условия формирования толерантности у обучающихся и определить порядок их реализации в процессе воспитательной деятельности педагога, изучить представления о толерантности и уровень толерантности педагогов и обучающихся в разных возрастных группах
В настоящее время проблема толерантности приобретает всё большую актуальность. Учитывая, что в нашей школе обучаются люди разных национальностей и вероисповеданий, это исследование становится важным и практически значимым.

Методика исследования:
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.Бойко)
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

В исследовании приняли участие обучающиеся 7, 8, 9, 11 классов и педагоги МКОУ Ванзетурская СОШ
Анализируя полученные результаты ответов респондентов по анкете «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности», можно выделить следующее:
В большинстве своем педагоги воспринимают понятие «толерантность» как «проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему» (84%). Далее по значимости на 2-у место большинство педагогов поставили «умение вести равноправный диалог» (60%). На 3-м месте в рейтинге определение толерантности как «готовность пойти на компромисс» (54 %).

Варианты ответов на вопрос
«Что означает для тебя понятие «толерантность»
Количество выборов в %


Обучающиеся
Педагоги


7 класс
8 класс
9 класс
11 класс


«проявление уважения к любому человеку, независимо от своего отношения к нему»

68 %
76 %
72 %
78 %
84%


«умение вести равноправный диалог»

46 %
45 %
59 %
59 %
60 %

«готовность пойти на компромисс»

35 %
28 %
36 %
54 %
54 %

«признание за тем, кто мне нравится права быть таким, какой он есть»

25 %
20 %
26 %
19 %
46 %



Такое качество, как «проявление уважения к любому человеку» выбрали большинство обучающихся независимо от возраста (7-8 классы –64%-68%; 9-11 классы – 76%-78%)
Среди ответов на вопрос – «Какие черты свойственны толерантному человеку?» наиболее значимыми оказались, по мнению педагогов, следующие качества:
- уважение к другим (67%);
- способность к сопереживанию (59%);
- терпеливость и взаимопонимание (36%).

Варианты ответов на вопрос
«Какие черты свойственны толерантному человеку?»
Количество выборов в %



7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Педагоги

терпеливость

22 %
45
33
33
36

уважение к другим

50 %
58
71
66
67

уважение к себе

12 %
11
15
14
11

взаимопонимание

4 %
10
7
5
36

умение владеть собой

14
18
37
41
33

Способность к сопереживанию

13
21
26
28
59



Анализ анкетирования обучающихся показал, что больший процент обучающихся, считают качество «уважение к другим» важной чертой толерантной личности (7-8 класс –50-58 %; 9, 11 классы- 71-66%). Так же обучающиеся считают, качество «умение владеть собой» важной чертой толерантной личности (7-8 классы –14-18%; 9,11 классы- 37-41%).
Это свидетельствует о более осознанном отношении к своему поведению у старшеклассников.
Такие качества, как «способность к сопереживанию»(26-28 %) и «уважение к себе» (15-14 %) выделили лишь незначительное число респондентов.
По мнению участников опроса, наиболее несовместимыми с толерантностью являются:

Обучающиеся:
Педагоги:



·
·хамство (65%);
·

·
·агрессивность (44%);

·
·раздражительность (45%).



·
·хамство (65%);
·

·
·агрессивность (57%);

·
·раздражительность (57%)



Варианты ответов на вопрос
«Какие черты несовместимы с толерантностью?»

Количество выборов в %


7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Педагоги

раздражительность
32 %
48 %
52 %
48 %
57 %

хамство
58 %
62 %
68 %
72 %
65 %

агрессивность
37 %
41 %
47 %
52 %
57 %


Из данных сравнительной таблицы видно, что мнение респондентов о качествах, несовместимых с толерантностью, осталось неизменным.
Труднее всего быть толерантными для обучающихся в следующих ситуациях:
- когда тебя предали (77%);
- если сталкиваешься с несправедливостью (73%);
- когда при тебе обижают слабого (50%)


Варианты ответов на вопрос
«В какой ситуации для тебя труднее всего оставаться толерантным?»
Количество выборов (в %)



Обучающиеся
7-11 классов

когда тебя предали

77 %

если сталкиваешься с несправедливостью

73 %

когда задевают твои интересы

39 %

когда при тебе обижают слабого

50 %


Из представленных результатов видно, что большинство подростков не допускают нарушения личностных границ. Кроме названных выше, большой процент участников опроса называют ситуацию «когда тебя обзывают» (49%). Это объясняется тем, что для этого возраста характерно обостренное чувство справедливости по отношению к себе.
Легче всего учащимся проявлять толерантность:
- в семье (68%);
- в группе друзей (51%);
- в общении с учителем (46%)
- среди людей старшего возраста (46%)
- в своем классе (36%).

Варианты ответов на вопрос
«Где тебе легче всего быть толерантным?»
Количество выборов (в %)


7 класс
8 класс
9 класс
11 класс

в группе друзей

32 %
36 %
51%
56 %

в общении с учителем

24 %
18 %
26 %
36 %

среди людей старшего возраста

52 %
48 %
53 %
46 %

в семье

48 %
36 %
44 %
68 %

в своем классе

25 %
31 %
26 %
26 %


Следует обратить внимание, что большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе, и даже в группе своих друзей.
Проведенное исследование было направлено так же на изучение уровня толерантности обучающихся.
Особое внимание было обращено на вопросы, связанные с предательством, отношением к различным национальностям и религии.
С утверждением «Если друг предал, надо отомстить ему» не согласны более половины всех респондентов (65%). Причем, этот показатель приблизительно одинаковый как у юношей (60%), так и у девушек (68%), не зависимо от возраста участника опроса.
Сравнительный анализ результатов по утверждениям, связанными с отношением респондентов к людям разных национальностей представлен в таблице.



Утверждение

Количество выборов (в %)



всего



согласен

не согласен

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности.
42%

57%


Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей.
52%

47%


К некоторым нациям и народам трудно хорошо
относиться.
66%

34%


Я могу представить человека другой национальности своим близким другом.
60%

40%




Более 60% выборов участников опроса свидетельствуют о том, что к людям некоторых национальностей обучающиеся не могут «относиться хорошо». Несмотря на это, большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности, причем девочки выражают большую готовность, чем мальчики. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности, причем мальчики в большей степени, чем девочки.
73% от всех респондентов считают, что любые религиозные течения имеют право на существование. Тем самым, они проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Стремление быть более «терпимыми по отношению к другим людям» выразило 65% от всех участников опроса, причем у девочек желание быть толерантными проявляется в несколько большей степени, чем у мальчиков.
78 опрошенных школьников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92% готовы выслушать другие точки зрения. 89% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.
Вместе с тем 68% респондента чаще отвечают грубостью на грубость. 21% готовы отомстить другу за предательство. У 10% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.
Основные выводы и рекомендации:
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Понятие «толерантность» понимается обучающимися в большинстве, как «уважение к другому человеку».
Лидирующими качествами, свойственными толерантному человеку, по мнению респондентов, являются: «уважение к другим», «терпеливость», как черта характера, обеспечивающая спокойную реакцию на слова или действия другого, взаимопонимание и сопереживание.


Среди негативных качеств доминируют прежде всего те, которые связаны с неспособностью управлять своими непосредственными эмоциями – «хамство», «агрессия», «раздражительность».
Наиболее болезненными ситуациями, затрудняющими толерантное поведение, оказались ситуации, связанные с предательством и несправедливостью, грубостью по отношению
к своим одноклассникам или людям другой национальности.
Большинству респондентов трудно быть толерантными в своем классе.
Большинство респондентов, как показывают результаты исследования, имеют средний уровень толерантности. Такие результаты показывают, что для обучающихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.
Большинство школьников готовы иметь друзей другой национальности. Однако, и те, и другие не испытывают желания видеть в качестве члена своей семьи человека другой национальности.
Обучающиеся как младшего, так и среднего звена, проявили толерантное отношение к людям разных вероисповеданий.
Большинство обучающихся имеют низкий уровень социальной толерантности, что указывает на несформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, различных меньшинств, психически больных людей, инвалидов, бездомных.
Более 50% респондентов имеют мотивацию для проявления толерантности.
Для воспитания культуры толерантности обучающихся рекомендуется включать следующие направления формирования толерантности в урочной деятельности, средствами литературы, истории, обществознания, географии, иностранных языков, предметов естественнонаучного цикла, и во внеурочной деятельности:
В начальной школе:
Воспитание культуры толерантности, на данном этапе важно осуществлять по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
1. Уважение человеческого достоинства всех без исключения людей.
2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
3. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
4. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
В средних классах:
Рекомендуется использовать интерактивные методы обучения – это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
В старших классах:
1. Посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, проведение дискуссий по актуальным проблемам осуществляется формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права.
2. Через организацию проблемных дискуссий по вопросам межкультурных отношений, проблем их собственной культурной идентичности, прав человека, плюрализма мнений, демократической власти, воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать формированию у обучающихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Справку составила социальный педагог: М.А. Косенко

27.10.2014 г
15