Родительское собрание Учим детей общению

Уважаемые родители!

____________ в 18.00. состоится классное родительское собрание на тему «Учим детей общению».
Приглашаем вас принять участие и поговорить вместе с психологом о детской дружбе, о формировании толерантности, о культуре спора и других текущих вопросах.
К собранию предлагается заполнить анкету: Ф.И.О.______________________________________________________

Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время? __________________________________

Какие игры предпочитает? _____________________________________________________________

Какие виды спортивных развлечений больше любит? _____________________________________________
С кем чаще играет? ___________________________________________________________________________
Как ведет себя в детском коллективе? __________________________________________________________
Какие обязанности (эпизодические, постоянные) имеет дома? _____________________________________________________________________________

Какие индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый коллектив?

Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка? (отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра) ______________________________________________________

Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, у телевизора, компьютера? ________________________________________________________________________

Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? _______________________________________

Приходят ли к вам в гости приятели сына, дочки? ________________________________________

Что вас затрудняет в воспитании ребенка? _______________________________________________

Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.) ________________________________________


Классный руководитель Мышкина Ирина Дмитриевна








ЦЕЛЬ:
На примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.
Показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Пословицы о дружбе (на карточках).
Слова, определяющие качества которыми должен обладать человек (на карточках).
Стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, В.Лифшица.
Рассказы В.Сухомлинского, Н.Чабаевского.
Песни В.Шаинского, Б.Савельева. Круги и фломастеры.
Рисунки героев мультфильмов.
ПЛАН.
Проверка домашнего задания.
Дать понятия “друг, дружба”.
Близость людей по духу.
Черты характера человека.
Законы дружбы.
I. Проверка домашнего задания.
Расскажите, чем вы всегда можете радовать своих родных.
Почему человек не может жить один?
Есть ли у вас близкие люди, с которыми вы делитесь своими секретами? Кто они?
С кем интереснее всего вам проводить свободное от уроков время?
Как вы называете этих ребят, с которыми вы постоянно проводите время?
Под тихую музыку “Песня о дружбе” говорит учитель.
II. Дать понятия “друг, дружба”.
Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.
Ученик:
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надёжный друг Ему протянет руку.
Учитель. Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен? (Перед детьми рисунки с героями из мультфильмов, надо их правильно подобрать).
Забавный бурундук Чип и (Дейл)
Добрая Белоснежка и (семь гномов)
Забавный Винни-Пух и (Тигра)
Добрый Малыш и (Карлсон)
Доверчивый Буратино и (папа Карло)
Печальный Пьеро и (Мальвина)
Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка)
Учитель.
С чего же всё началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово “друг”:
Когда еще никто не знал ни слова – Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык. И корчить рожи (что одно и то же), Но словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово “друг”, Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю, Не для того наш предок шел сквозь мрак, Чтоб, встретив друга, я кричал “Дурак!” Показывал язык или кулак И корчил рожи (что одно и то же). И злое слово я приберегу, Пускай оно достанется врагу!
ВОПРОСЫ:
Зачем человеку понадобился друг?
Можно ли другу корчить рожи, показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?
К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашей школе. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.
(Дети разыгрывают по ролям).
Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.
Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:
Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
Да ты стала хуже
Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!
Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!
ВОПРОСЫ:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Как ей надо было поступить?
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет, Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит! На свете живешь ты не зря! (Звучит песня “Как положено друзьям”).
А что вы скажете о герое следующего произведения?
Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”.
Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: Карандаш дал мне однажды (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете чуть не в каждой Обо мне упоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка – Откусить мне дал когда-то, А теперь поставил в счет, Не влечет меня, ребята, Больше к другу, не влечёт!
ВОПРОС:
Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?
Учитель. А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В.Сухомлинского “Как на свете жить?”
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.
Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:
Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:
Наш папа выздоровел! – сказала она.
Одна девочка с удивлением спросила:
Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
ВОПРОС:
Почему заплакала Катя?
Учитель. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Ученики.
Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий – для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока, Наизусть он характер твой выучит. Нужно верить, что друга рука В трудный час обязательно выручит.
Так давайте, давайте дружить Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся, Если дружбой – всегда дорожить, То любое желанье исполнится.
Исполняется песня “Когда мои друзья со мной” (сл. М.Танича муз. В.Шаинского).
Учитель. Попробуйте вспомнить слова с корнем - друж –
(дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.).
Работа у доски. Вызываются три человека.
Задание: Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:
I
II
III

Считаться твоим другом
Заслужить твоё доверие
Вызвать симпатию

 

 
 

 
 


 

 
 

 
 


 

 
 

 
 

 

Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют на доску в нужный столбик. (Слова: добрый, богатый, счастливый, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, красивый, жизнерадостный, грустный, обидчивый, справедливый, правдивый).
Доказать, почему выбрали именно эту карточку.
Учитель. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Друга ищи, (а найдёшь береги).
Друг за друга стой, (выиграешь бой).
Доброе братство, (лучше богатства).
Друг лучше старый, (а платье новое).
Старый друг – (лучше новых двух).
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
У детей на партах листочки, им предлагается написать законы дружбы. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе. Учитель собирает листочки, передает экспертной комиссии из числа ребят. Они подводят итог и вырабатывают единые законы, которые вывешиваются в классе.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Учитель. Какое надёжное и ёмкое слово “дружба!”. Дружить можно и в классе, и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем.
Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые.
На партах у ребят круги и фломастеры. Надо нарисовать своё отношение к уроку, к друзьям, к школе, к классу, что они испытывают придя в школу и т.д.
Что они испытывают удивление, радость, грусть, печаль и т.д. Все эти круги прикрепляются к доске.
Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”.
Поёт группа девочек. Исполняется песня “Настоящий друг” (сл.М.Пляцковского муз.Б.Савельева).
Дома: Написать мини сочинение о друге.





















Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций.

Определите проблему и признайте ее существование. Попросите людей, которых касается эта проблема, вместе обсудить свое поведение.

Составьте представление о том, что случилось. С этой целью проведите беседу с участвовавшими в конфликте и очевидцами событий. Дайте возможность высказаться всем по очереди, не прерывая их. Важно все время оставаться нейтральным.

Продумайте ряд решений. Спросите непосредственных участников конфликта, как может быть решена эта проблема.

Обоснуйте выдвинутые решения. Нередко могут существовать несколько справедливых решений конфликта. Обдумайте физические и эмоциональные последствия этих решений, вспомните об аналогичном прошлом опыте.

Выработайте план действий. Добейтесь общего согласия по одному из предложенных решений.

Выполните это решение.
________________________________________________________-

















Выписка из решения классного коллектива о том, как развить в себе качества, необходимые для дружеского общения.

Доброта. Правила доброты.

Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.
Прощать ошибки других.
Не жадничать.
Не завидовать.
Жалеть других.

Честность. Правила честности.

Сказал – сделай.
Ошибся – признайся.
Забыл – попроси прощения.
Говори то, что думаешь.
Не можешь сказать правду – объясни почему.
Не выдавай чужую тайну.

Вежливость. Правила вежливости.

Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – попрощайся.
Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернешься.
Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.


Советы родителям.


Любой ребёнок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нём самом.
Помните, что ребёнок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребёнка есть сейчас, надо уметь их видеть.
Не скупись на похвалу.
Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
Ставьте перед ребёнком достижимые цели.
Вместо приказаний, просить совета или помощи, как у равного или старшего.
Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.
Ребёнок должен понимать, за что и почему его наказывают.
Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одёргивание, требования просто не нужны!




Советы детям.


Доверяйте родителям – они самые близкие вам люди, только они могут помочь вам, дать хороший совет.
Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
Делитесь своими радостями.
Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
Старайтесь их понимать, помогайте им. Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.




Диагностика личностных качеств учащихся.

плохой хороший
злой добрый
ленивый трудолюбивый
лживый честный
глупый умный
трусливый смелый
уродливый красивый
маленький большой
слабый сильный
грустный веселый

--------------------------------------------------------------------------------


Диагностика личностных качеств учащихся.

плохой хороший
злой добрый
ленивый трудолюбивый
лживый честный
глупый умный
трусливый смелый
уродливый красивый
маленький большой
слабый сильный
грустный веселый













РАЗРУШЕНИЕ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ГНЕВ, ЗЛОБА, АГРЕССИЯ



ЭМОЦИИ




БОЛЬ, СТРАХ, ОБИДА


СТРАДАНИЕ




В родительский дневник

Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10.Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В родительский дневник

Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10.Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В родительский дневник

Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10.Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

15