Научить читать с интересом

Научить читать с интересом. Как?
Что делать, если ребёнок не любит читать? Этот вопрос не даёт покоя и учителям, и родителям.
А между тем развитие ребёнка без хорошего навыка чтения всегда будет неполным. Только чтение способно привить ребёнку навык самостоятельного мышления, увеличить словарный запас и развить способность к абстрактным умозаключениям. К тому же, книги сохраняют нравственный опыт человечества и позволяют ребёнку впитывать его в тех формах, которые для него наиболее понятны. Ребёнок, который дружит с книгой, обретает новый статус в ребячьем коллективе. Он может рассказать захватывающую историю, он знает самые неожиданные вещи, ему интереснее и легче учиться.
Но почему же немалое количество детей не хотят и не любят читать? Всё очень просто. Чтение иногда даётся с таким трудом, что о пользе и удовольствии не может быть и речи. И причины этого могут быть самыми разными.
В педагогической литературе до сих пор встречаются разные мнения относительно проверки техники чтения. Полагаю, что параметр количества слов, прочитанных за минуту, является необходимым только для того, чтобы проводить мониторинг скорости чтения конкретного ученика. Это число для каждого ребёнка индивидуальное. По нему нельзя сравнивать успехи или неудачи детей. Количество слов, прочитанных первоклассником, будет увеличиваться с каждым месяцем. А это ли не причина для похвалы и поощрений?
В этой связи хочется отметить особое число – 60 слов в минуту. Именно при такой скорости чтения ребёнок перестаёт отвлекаться на технику чтения, глубоко вникает в содержание произведения и начинает получать истинное удовольствие от чтения. Как же достичь этой заветной цифры?
Бытует мнение, что если будущий первоклассник научился читать до поступления в школу, то он так и будет занимать в классе лидирующую позицию. Опыт показывает, что нередко «нечитающие» ребята после прочтения азбуки догоняют или опережают лидеров.
Рассмотрим ситуацию, когда первокласснику с большим трудом даётся чтение. В данной ситуации большинство родителей совершенно справедливо полагают, что их дети могут читать лучше. И тогда они с жаром начинают искать хорошего психолога или опытного репетитора. Результаты бывают воодушевляющими, но только на время их посещения. А тут ещё и неизбежные в таких случаях перегрузки, и связанное с этим переутомление.
В такой ситуации родители вместе с учителем должны определить причину возникающих у ребёнка трудностей. Их можно разделить на семь групп. Для преодоления каждой группы трудностей существуют особые упражнения. Приведём примеры некоторых из них.
Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Ребёнок путает буквы, переставляет слоги, пропускает строки. Важную роль играет величина бокового зрения, определяющая количество букв, которые ребёнок может одновременно воспринять.
Упражнение «Укрась ёлочку».
Мы будем развешивать на ветки цифры. Начнём с верхушки. Нужно охватить одним взглядом сразу две цифра по обеим сторонам линии. Смотри на точку в середине. Если числа названы правильно, переходите к нижнему ряду. Числа можно заменить буквами, слогами.
7--------9
1------------------2
5------------------------4
8--------------------------------6
3------------------------------------5
4--------------------------------------------1
7--------------------------------------------------3
Недостатки в развитии внимания: его устойчивости, концентрации, произвольности, распределения и объёма.
Упражнение «Слова спрятались».
Быстро рассмотри строчку, найди слово, которое «играет в прятки» и подчеркни его.
бднышкукларфтицгеш
юфжорьтцщтелевизорчцгутиад
домпрцшальбыкрофтуньзарцчвдзн и т.д.
Недостатки в развитии памяти: в восприятии, запоминании, хранении и воспроизведении информации.
 Упражнение «Запомни волшебное заклинание и получи книгу».
Нужно запомнить несколько самых обычных слов, но все вместе они составляют заклинание, с помощью которого ты сможешь добыть замечательную книгу. Прочитай слова, постарайся их запомнить. Проверим это сразу и через несколько часов. Награда за труд – книга.
Рак
Пол

Дом
Мыло

Река
Рука

Мел
Сок

Мост
Куст

4. Недостатки в развитии мышления. Ребёнку с трудом даются процессы обобщения, анализа, сравнения и операции со словами.
Упражнение «Найди хвостик для предложения»4
Будь внимателен! Я скажу начало предложения, которое нужно закончить правильным словом. Оно указывает на признак, без которого этот явление или предмет никак не могут обойтись.
В книге естьзакладка, оглавление, картинки, страницы, сказки.
В пустыне обитаетантилопа, страус, верблюд, слон, жираф.
В часе 30 минут, 60 минут, 15 минут, 24 минуты.
Месяц весны сентябрь, август, октябрь, май, январь.
В море не живётдельфин, краб, акула, тюлень, крокодил.
Корова даёт кефирчасто, всегда, иногда, редко, никогда.
Лёд всегдабелый, прозрачный, холодный, толстый, вкусный.
5. Недостатки развития речи. Их можно разделить на следующие группы:
- нарушение звукопроизношения, недостатки звукобуквенного восприятия, недостатки развития лексико-грамматического строя речи (ошибки использования рода, падежа, ударения и др.);
Упражнения «Чистоговорки», «Скороговорки».
- низкий уровень антиципации (смысловой догадки);
Упражнение «Прочитай секретное письмо»4.
В этом рассказе отсутствует часть букв. Надо быть очень внимательным, так как, например, за обрывком слова гу могут прятаться и гусь, и гусеница, и даже гусли.
Родился зай в лесу и всего боял Треснет где-ни сучок, вспорхн..  пти, упадёт с дере  ком снега – у зайчи душа в пят
Боял зай день, боял два, боялся неде, боял год; а потом вырос он боль и вдруг надое ему боя
Нико я не бою! – крик он на весь лес. – Вот не бою нисколь, и всё тут!
- низкий уровень развития лексики – бедный словарный запас.
Упражнение «Перебивай-ка».
Ребёнку даются поочерёдно 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале слов. Он должен быстро перебить взрослого, назвав слово, начинающееся на этот слог.
1)мо,  2)на,  3)ка,  4)ли,  5)пу,  6)ро,  7)ши,  8)про,  9)те,  10)зи.
6. Несформированность приёмов учебной деятельности. Ребёнок не может планировать свои действия, выполняет только часть поставленных задач, не может подчинять свои желания требованиям.
Упражнение «Два дела сразу».
Можно ли одновременно читать про себя и вслух? Конечно! Читай рассказ (или стихотворение) про себя, но каждое второе (или третье, или последнее в предложении, или начинающееся на букву) слово произноси вслух.
7.Индивидуально – типологические особенности: медлительность, низкий уровень работоспособности, импульсивность, повышенная тревожность.
Существует большое количество упражнений, выполнение которых приводит к отличным результатам. Но важно соблюдать следующие правила: занятия должны быть регулярными, но неутомительными. Необходимо помогать ребёнку в достижении цели: ободряйте, поддерживайте и поощряйте его. Соблюдайте принцип от простого к сложному. Формируйте желание учиться. Важно, чтобы ребёнок видел свои результаты.
В своей многолетней учительской практике я использую специальную тетрадь. Когда-то мои ученики назвали её «Читаша» по имени гномика Читаши, который сопровождает нас с первых уроков обучения грамоте и изображён на обложке тетради. «Читаша» - наш читательский дневник. Уроков внеклассного чтения в начальной школе не стало. А как же расширить читательский кругозор? Как заинтересовать ребят? Как помочь родителям напомнить ребёнку о необходимости читать художественную литературу? Здесь нам всем помогает «Читаша».
С первых школьных дней «Читаша» выступает как награда за чтение. Тетрадочку получают ребята, которые пришли в 1 класс уже читающими. Читать только «Азбуку» им неинтересно. Поэтому в виде дополнительного задания для домашнего чтения я беру тексты из книги Г.Юдина «Букварёнок». И в «Читаше» появляются первые (пока родительские) записи:
25.09. «Название рассказа». мин
26.09. «Название рассказа».  мин
К концу изучения «Азбуки» заветную тетрадочку получают все ученики.
Освоение прекрасного мира художественной литературы начинается с праздника «Как хорошо уметь читать!» и записи в школьную и городскую библиотеки. Считаю, что сотрудничество с библиотекой – важное звено в формировании читательской грамотности и культуры. Поначалу походы в библиотеку совершаем группами по 10 – 15 учеников. И вот уже через пару месяцев появляются ребята, которые с удовольствием ходят в библиотеку самостоятельно.
И вот в «Читаше» появляются долгожданные для меня записи:
В.Катаев «Цветик – семицветик»
14.02. стр.4-8   15 мин
15.02. стр.9-14  17 мин     и т.д.
Какой результат? Каждый понедельник ребята сдают «Читашу» на проверку. Я вижу круг читательских интересов и объём прочитанного за неделю. При проверке обязательно поощряю детей, которым чтение даётся с трудом. Отмечаю ребят, которые в выходные дни или на каникулах читают не менее часа (разрешаются 2 – 4 «подхода» по 30 – 15 минут соответственно). Важно, чтобы родители, а затем и сами ребята, вели ежедневные записи. Тогда чтение становится привычным, появляются любимые книги и писатели.
В конце каждого месяца подводим итоги домашнего чтения: дети рассказывают о самой интересной книге. Сначала, как правило, выступают только те ребята, которые читают бегло. Но вскоре присоединяются и остальные, потому что находится та, самая интересная книга, о которой хочется рассказать.
Родителям первоклассников рекомендую некоторые способы приобщения к чтению.
«Заплечное чтение». Есть такой прием тренировки механизма чтения. Известно, что многие родители на ночь читают детям книжки. В период, когда дети изучают грамоту и отрабатывают свою технику чтения, очень полезно им не просто слушать текст сказки, а, параллельно следя глазами по тексту, примечать, как рассказчик развивает историю. Взрослым надо читать немного медленнее, можно так же водить пальцем по строчке. Такое чтение называется «заплечным». Правда, родители не очень-то любят такое чтение, ведь ребенок, заметив какие-то погрешности, тут же начинает поправлять их.
 «Буквы – крупные, текст – небольшой».Это правило понятное: буквы в первых книгах для самостоятельного чтения должны быть крупными, а текст небольшим – по 2–3 строчки на каждой странице. Желательно подбирать такие книги, которые ребенок сможет прочитать сам от начала и до конца за один раз.
 «Запретный плод». Если в доме большое количество книг и они лежат в свободном доступе, давайте ребёнку какие-то книги читать, но основную массу читать строжайше запретите. И он из любопытства их все прочтёт!
«Ну вот, на самом интересном месте!». Надо начинать с интересных книг. Если ребенок уже умеет немного читать, можно использовать всем известный способ: читает родитель, а на самом интересном моменте говорит, что «сеанс» чтения закончен. Но если ребенок хочет, он вполне может осилить эту книгу сам. Привыкнув к интересной литературе, ребенок и дальше будет читать книги, огульно не жалуясь, что они якобы неинтересные.
И самое главное. Все дети разные. Не заставляйте ребёнка учиться в манере, приемлемой для вас, но неестественной для него. Ободряйте ученика, если чувствуете, что он сомневается или не уверен в себе. Поддерживайте навыки, которые ребёнок уже приобрёл. Важно, чтобы ребёнок видел вашу искреннюю заинтересованность. Ни одно, даже самое маленькое достижение, не должно остаться незамеченным. И всё получится!
Литература
Занимательное азбуковедение. / Сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 1991. -366 с.
Как преодолеть трудности в обучении детей. / А.Ф.Ануфриев, С.Н Костромина.: Москва, Издательство «ОСЬ-89». 1997.- 221 с.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Методическое пособие. / Под ред. профессора Т.Г.Рамзаевой.: С-Пб.: «Специальная литература», 2006. – 167 с.
Учиться на пятёрки по чтению. Как? / С.Н.Костромина. – 3-е изд.-  М.: