Развивающая психолого-педагогическая программа Красота внутреннего мира для девочек подростков

Российская Федерация
Департамент образования администрации городского округа Самара

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №145
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 145

________________ А.Ю. Колдеева
«_____» _________________2013г.






Программа социально-педагогической деятельности


«Красота внутреннего мира»




Составитель:
Прокофьева Светлана Валерьевна,
социальный педагог
МБОУ СОШ№145 г.о. Самара

Самара, 2013
Аннотация

В современном обществе вопросы нравственного воспитания и развития личности вытесняются на второй план, подавляются стремлением к материальным ценностям. На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на системное развитие нравственности, духовности, женственности у современных девочек и девушек. Особенно это становится актуальным в подростковом возрасте, когда будущая женщина учится строить отношения с окружающими и миром в целом, осваивает те роли, которые в дальнейшем будет исполнять. Очень важно поддержать девочек на данном этапе.
Программа «Красота внутреннего мира» направлена на то, чтобы раскрыть творческий потенциал личности, научить находить положительные стороны в происходящих событиях, а также находить ресурсы в самом себе для преодоления кризисных ситуаций в жизни и перехода на новый уровень саморазвития.
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии девочек и девушек - подростков в возрасте 14-17 лет.
Задачи программы:
Повышение уровня психологической компетентности.
Формирование представлений о своих личностных качествах.
Осознание своей роли в формировании собственной Судьбы.
Повышение уверенности в своих силах.
Развитие адекватных форм взаимодействия с окружающим миром.
Формирование чувства эмпатии.
Программа разработана для девочек и девушек в возрасте 14-17 лет. На занятиях по программе освещаются такие темы, как дружба и любовь, поиск своего призвания, история Рода, жизненные силы, сила надежды и добра. Данная программа призвана дать девушкам информацию о том, как красиво и гармонично строить отношения с миром. Программа рассчитана на 34 часа (22 занятия, с периодичностью 2 раза в неделю).
Программа состоит из двух блоков: внутриличностный и межличностный, в каждом из них по пять тем. Тема содержит в себе две части: основная часть (2часа) и закрепление (1 час). В основной части с позиции сказкотерапии освещается проблема, проводится обсуждение и выполнение упражнений, а также выполнение практического задания, связанного с темой занятия. Это изготовление какой – либо поделки, символизирующей то чувство или свойство, качество личности, о котором говорится в теме занятия. Во второй, закрепляющей части по теме, проводится обсуждение результатов прошлого занятия, рефлексия, обмен мнениями и эмоциями, связанными с изучением темы, а также символическое закрепление (полученное изделие становится неким символом, сохраняется у участника, составляется напутствие, «письмо к себе»).
Ожидаемые результаты реализации программы:
повышение уровня самооценки девочек-подростков (14-17 лет);
развитие коммуникативных навыков;
улучшение личностного самоотношения;
развитие чувства взаимопомощи и сопереживания;
развитие целеполагания.
Диагностический инструментарий:
Диагностика самооценки (методика Дембо-Рубинштейн).
Опросник САН (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).
Практическая апробация программы осуществляется на базе МБОУ СОШ №145 г.о. Самара с 2013 года. За время реализации программы в ней приняло участие 48 человек.
За три года апробации программы, по мнению учителей школы и родителей, у обучащихся стало наблюдаться большее проявление ответственности за принимаемые решения, умение анализировать свое поведение и управлять им, повысился интерес к творческой деятельности.
Данные результатов диагностики представлены в таблицах.
Таблица 1
Опросник «САН»

2013-2014 учебный год (24 чел.)


начало года
конец года


уровень
чел.
%
чел.
%


самочувствие
высокий
5
21
15
63


средний
16
67
9
27


низкий
3
12
-
-




активность
высокий
5
21
20
83


средний
17
71
4
17


низкий
2
8
-
-




настроение
высокий
6
25
19
79


средний
15
63
5
21


низкий
3
12
-
-


2014-2015 учебный год (24 чел.)




самочувствие
начало года
конец года


уровень
чел.
%
чел.
%


высокий
4
17
14
58


средний
15
63
10
42


низкий
5
20
-
-




активность
высокий
7
29
18
75


средний
10
42
6
25


низкий
7
29
-
-




настроение
высокий
5
21
20
83


средний
13
54
4
17


низкий
6
25
-
-


По результатам диагностики видно, что все обучающиеся, прошедшие курс занятий по программе «Красота внутреннего мира» имеют положительную динамику по показателям «самочувствие», «активность», «настроение». Так, в 2013-2014 учебном году уровень самочувствия повысился на 42%, уровень настроения на 54%, а уровень активности к концу года возрос на 62%. В 2014-2015 учебном году положительная динамика по самочувствию составила 41%, по настроению – 46%, а уровень активности повысился к концу года на 62%. Таким образом, можно сделать вывод о положительном влиянии программы на самочувствие и настроение участников ее реализации.
Таблица 2
Методика диагностики самооценки (Дембо-Рубинштейн)

2013-2014 учебный год (24 чел.)

начало года
конец года

уровень
чел.
%
чел.
%

очень высокий
2
8
1
4

высокий
2
8
8
34

средний
12
50
15
63

низкий
8
34
-
-



2014-2015 учебный год (24 чел.)

начало года
конец года

уровень
чел.
%
чел.
%

очень высокий
5
21
2
8

высокий
1
4
10
42

средний
12
50
12
50

низкий
6
25
-
-


Как видно из таблицы, в 2013-2014 учебном году и в 2014-2015 учебном году среди участников реализации программы «Красота внутреннего мира» мы видим стабильную тенденцию к гармонизации самооценки.
У группы обучающихся с благоприятным отношением к себе притязания выполняют свою основную функцию - стимулируют личностное развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих испытуемых в значительной мере сбалансировано. В целом такая самооценка обучающихся может быть охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей.
Школьники с продуктивным отношением к себе часто отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на достижение этих целей. Интересно, что у всех школьников с таким вариантом самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели социально-психологической адаптивности.
В 2015-2016 учебном году программа продолжает реализовываться в МБОУ СОШ №145.



















Учебный план
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии.
Категория обучающихся: подростки 14 – 17 лет (девушки).
Срок обучения: 34 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю.

наименование тем
всего часов
в том числе
форма
контроля




теоретических
практических


1.1
Внутриличностный блок
17
6
11
творческая работа, рефлексия

2.1
Межличностный блок
17
6
11
творческая работа, рефлексия

Итого
34 часа
















Учебно-тематический план
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии.
Категория обучающихся: подростки 14 – 17 лет (девушки).
Срок обучения: 34 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю.


наименование тем
всего часов
в том числе
форма
контроля




теоретических
практических


1 Внутриличностный блок

1.1
Вводное занятие
2
1
1
творческая работа, рефлексия

1.2
Предназначение
3
1
2
творческая работа, рефлексия

1.3
Призвание
3
1
2
творческая работа, рефлексия

1.4
Сила Труда
3
1
2
творческая работа, рефлексия

1.5
Сила Добра
3
1
2
творческая работа, рефлексия

1.6
Сила Надежды
3
1
2
творческая работа, рефлексия

2 Межличностный блок

2.1
Дружба
3
1
2
творческая работа, рефлексия

2.2
Счастье
3
1
2
творческая работа, рефлексия

2.3
Любовь
3
1
2
творческая работа, рефлексия

2.4
Сила Рода
3
1
2
творческая работа, рефлексия

2.5
Жизненная Сила
3
1
2
творческая работа, рефлексия

2.6
Заключительное занятие
2
1
1
творческая работа, рефлексия

Итого
34 часа




















Пояснительная записка

В современном обществе вопросы нравственного воспитания и развития личности вытесняются на второй план, подавляются стремлением к материальным ценностям. На наш взгляд, необходимо обратить особое внимание на системное развитие нравственности, духовности, женственности у современных девочек и девушек. Особенно это становится актуальным в подростковом возрасте, когда будущая женщина учится строить отношения с окружающими и миром в целом, осваивает те роли, которые в дальнейшем будет исполнять. Очень важно поддержать девочек на данном этапе.
Цель программы: помощь в осознании себя, своего предназначения, саморазвитии.
Задачи программы:
Повышение уровня психологической компетентности.
Формирование представлений о своих личностных качествах.
Осознание своей роли в формировании собственной Судьбы.
Повышение уверенности в своих силах.
Развитие адекватных форм взаимодействия с окружающим миром.
Формирование чувства эмпатии.
Программа разработана для девочек и девушек в возрасте 14-17 лет. На занятиях по программе освещаются такие темы, как дружба и любовь, поиск своего призвания, история Рода, жизненные силы, сила надежды и добра. Данная программа призвана дать девушкам информацию о том, как красиво и гармонично строить отношения с миром. Программа рассчитана на 34 часа (22 занятия, с периодичностью 2 раза в неделю).
Программа состоит из двух блоков: внутриличностный и межличностный, в каждом из них по пять тем. Тема содержит в себе две части: основная часть (2часа) и закрепление (1 час). В основной части с позиции сказкотерапии освещается проблема, проводится обсуждение и выполнение упражнений, а также выполнение практического задания, связанного с темой занятия. Это изготовление какой – либо поделки, символизирующей то чувство или свойство, качество личности, о котором говорится в теме занятия. Во второй, закрепляющей части по теме, проводится обсуждение результатов прошлого занятия, рефлексия, обмен мнениями и эмоциями, связанными с изучением темы, а также символическое закрепление (полученное изделие становится неким символом, сохраняется у участника, составляется напутствие, «письмо к себе»).
Структура программы:
Программа состоит из 10 тем:
1 блок - внутриличностный
Предназначение;
Призвание;
Сила Труда;
Сила Добра;
Сила Надежды.
2 блок - межличностный
Дружба;
Счастье;
Любовь;
Сила Рода;
Жизненная сила.
Методические средства, используемые в программе:
Ролевые игры.
Терапевтические метафоры.
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект.
Групповые дискуссии.
Арт-терапевтические методы (лепка, рисование и др.).
Сказкотерапевтические упражнения (сказки, притчи, медитативные сказки).

Программа не имеет каких – либо ограничений или противопоказаний в применении.
Программа реализуется социальным педагогом в течение учебного года, занятия проходят два раза в неделю для достижения оптимальной результативности. По количеству желающих по завершении работы одной группы формируется следующая группа.
Ожидаемые результаты реализации программы:
повышение уровня самооценки;
развитие коммуникативных навыков;
улучшение личностного самоотношения;
развитие чувства взаимопомощи и сопереживания;
развитие целеполагания.
Для контроля результативности работы по программе используется следующий психодиагностический инструментарий:
Диагностика самооценки (методика Дембо-Рубинштейн).
Опросник САН (Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б.).












Основное содержание
1. Внутриличностный блок
1.1 Вводное занятие (2 часа)
Цель занятия: знакомство участников с понятием сказкотерапии, «вхождение в сказку».
Задачи:
Знакомство с методом комплексной сказкотерапии.
Составление карты внутреннего мира.
Определение индивидуальных целей и задач работы по программе.
Кто из вас в детстве любил сказки? Какие были самыми любимыми?
Как вы думаете, что же такое сказкотерапия? (Выслушиваются и записываются ответы).
Дословно сказкотерапия – это «лечение сказкой». Сказка – один из древнейших способов познания мира. В сказке заложен опыт многих поколений. Героини сказок проходят многие испытания, прежде чем обрести свое счастье. В сказках показывается, КАК это происходит. С помощью сказочной метафоры можно взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Итак, готовы ли вы отправиться в сказочное путешествие? Тогда в путь!
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
У каждого участника в руках волшебная палочка, ее они выбирают самостоятельно. Все вместе произносят слова: «Пусть откроются волшебные врата в Сказку!» и делают взмах палочкой.
Позвольте рассказать вам одну историю
Тысячи лет назад люди жили не так, как сейчас. Они жили в лесу, охотились на диких животных, собирали ягоды, травы и коренья и не умели разговаривать. Они оставляли свои рассказы и впечатления в виде наскальных рисунков: это были сюжеты охоты, собирательства, ритуалов. Но рассказать друг другу по-другому о своих обычаях и нравах они не могли.
Однажды Бог, увидев эти рисунки, восхитился их красотой и подумал: «Вот если бы они могли не только рисовать, но и рассказывать своим детям об охоте, о жизни и традициях» И Господь решил даровать людям Речь. С помощью языка они теперь могли рассказывать обо всем, что с ними происходит.
Собираясь у костра, мужчины складывали сказы об охоте, сражениях, схватках с дикими животными.
Женщины, собираясь вместе, пели о красоте природы, гармонии. Так рождалась Сказка.
Затем люди смогли с помощью значков записывать свои истории, сложилась письменность.
Так постепенно накапливалось огромное сказочное богатство, кладезь человеческого опыта, складывающегося веками и тысячелетиями.
Сейчас, в век информационных технологий, многие из нас позабыли о Сказке. Детские книжки пылятся на полке, а жизнь, казалось бы, так далека от сказочных сюжетов Но стоит замереть, осмотреться вокруг и Вы поймете, что сказка рядом В отношениях людей, их судьбе, работе и отдыхе, в Счастье и Любви, в Добре и Зле. Сказка – это тот опыт, который проживали наши предки и который предстоит прожить нам. Собирая крупицы Мудрости, мы учимся избегать ошибок и накапливаем те знания, которые сможем передать другим поколениям. Такова сила сказки.
Методика «Карта сказочной страны».
После того, как участники нарисовали свою карту, проходит обсуждение, определяются цели.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Участники снова берут в руки волшебные палочки и произносят: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!». Делается взмах палочкой.

1.2 Предназначение (3 часа)
Занятие 1. Основная часть (2 часа)
Цель занятия: составление представления о предназначении.
Задачи:
Раскрыть понятие предназначение.
Самоактуализация.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Арт - упражнение «Мой портрет в виде предмета»
Участники рисуют свой портрет в виде какого-то предмета, объясняют его предназначение, чем он может послужить людям.
Сказка о Шерстинке
Шерстинка была беспокойной. Она постоянно размышляла о смысле своей жизни, строила планы, мечтала о далеких путешествиях. Не хотелось ей спокойно сидеть на овечке, вся ее сущность была устремлена вперед, в будущее. «Как же будет хорошо, когда я наконец стану свободной и свершится мое предназначение – я превращусь в какую-нибудь красивую, нужную вещь, буду согревать кого-то, дарить свою нежность и преображать окружающий мир!» - думала наша Шерстинка.
И вот наконец настал тот момент, о котором она много с волнением думала – пришел человек с большими ножницами и остриг овечку! Так Шерстинка отправилась в путешествие по свету.
Ей предстоял сложный путь! Сначала ее долго мыли, сушили, чесали. Не сказать, чтобы эти процедуры доставляли Шерстинке удовольствие, но она стойко их перенесла. Потом ее куда-то долго везли, и наконец она попала на фабрику. «Какая хорошая шерсть!» - сказал рабочий. Шерстинка очень обрадовалась этим словам и наполнилась гордостью: «Вот, не зря я так долго ждала этого момента и терпела все эти процедуры, меня оценили по достоинству!» Но дальше ее ждало кое-что по-интересней – волшебное преображение! Шерсть покрасили, и она приобрела красивый золотой оттенок. Как же нравился Шерстинке ее блеск. Она была гладкой и шелковистой – хоть сейчас в самый лучший наряд.
Шерсть расфасовали, упаковали в тюки и повезли в магазин. Тесно и душно было Шерстинке в пакете, но дорога оказалась недолгой. В магазине ее положили на полку, и она стала ждать.
День проходил за днем, но никто не забирал Шерстинку. Она стала грустить. Многие ее соседи уже отправились к своим хозяевам, а она все ждала и ждала.
А в это время Мастерица вынашивала свою идею. Она хотела сделать самый красивый, неповторимый палантин с золотым узором. Эта идея пришла к ней, когда она любовалась осенним лесом, который раскинулся за окном. Мастерица нарисовала эскиз и стала подбирать материалы. Она выбрала красивый шелк, кудри и волокна, но ей недоставало шерсти для воплощения ее идеи. Мастерица еще не знала точно, какого цвета должна быть шерсть. Она стала собираться в город, надеясь, что в магазине сможет подобрать то, что ей нужно.
Шерстинка была на грани отчаяния. Вот уже несколько недель она лежала на полке и не могла больше этого выносить – она рвалась вперед, ей не хотелось лежать вот так без дела.
И тут в магазин зашла Мастерица. Она огляделась по сторонам и ахнула от окружавшего ее изобилия. Около часа она перебирала материалы, разглядывала шерсть, и вот наконец ее взгляд упал на пакет в котором лежала наша Шерстинка. «Это то, что нужно!» - подумала она, взяла пакет и прошла с ним на кассу. Еще несколько часов в пути и они оказались дома.
В доме Мастерицы Шерстинка расположилась на просторном столе. Рядом располагались ее новые соседи – другие материалы для проекта Мастерицы, с которыми она быстро подружилась. Когда Шерстинка увидела эскиз палантина, она поняла, что сбылась ее Мечта. Теперь исполнится ее предназначение, она станет частью чего-то большого и красивого и будет согревать и украшать свою хозяйку.
Мастерица работала несколько дней. Шерстинка не знала, что будет так тяжело – ее мочили, мяли и комкали, раскатывали и отжимали. Наконец работа была завершена – на свет появился воздушный золотой палантин, будто сотканный из света. Шерстинка уже и не была Шерстинкой – она стала частью чего-то большего. Объединившись с другими окружающими ее материалами, она превратилась в прекрасную работу своей Мастерицы.
Все, кто видел этот палантин, восхищались его легкостью и сиянием. Многие люди предлагали купить его, но Мастерица вежливо отказывала. Эта работа, сделанная с такой Любовью, была слишком дорога ее сердцу.
Еще долгие годы палантин согревал свою хозяйку холодными вечерами. А наша Шерстинка стала счастливой – она обрела себя и свое предназначение.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Изготовление игрушки из шерсти (сухое валяние) либо подставки под горячее (мокрое валяние).
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Раскрытие собственного потенциала.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Упражнение «Песочная страна»
Участники строят на песке страну, населяют ее жителями, рассказывают, в чем предназначение каждого из них.
Написание эссе «Что такое предназначение».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.

1.3 Призвание (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: поиск своего призвания.
Задачи:
Дать понятие о призвании.
Развитие рефлексии.
Самоактуализация.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение «Ладони».
Участники делают на листах отпечатки своих ладоней. Затем они изучают отпечатки, подписывают линии. Например, «Линия силы» и т.д.
Сказка о вышивальщице
Давным – давно в одной далекой деревушке жила женщина. У нее был свой небольшой домик и участок при нем, где она выращивала овощи, которые потом продавала на рынке. Этим она и жила.
Женщина была одинока. Она думала, чем бы занять себя, кроме работы, чтобы было не так скучно и не оставалось времени на грусть. Однажды, когда она штопала свою рубашку, она решила не просто зашить ее, а сделать какой-нибудь интересный рисунок. Так она вышила свой первый цветок.
Потом она решила украсить полотенца и скатерть и расшила их. Так в доме расцвели необычные цветы: на занавесках, скатерти и даже на ковре теперь цвели незабудки, лилии и прекрасные розы.
Однажды к женщине зашла соседка. Увидев всю эту красоту, она в душе позавидовала ей, а еще подумала: «Вот ведь какая, делать ей больше нечего, цветы вышивает, весь дом украсила, хочет показать, что мы не ровня ей, а сама – простая крестьянка!». И вот она и говорит своей соседке: «Какие у тебя цветы повсюду нашиты!». Женщина обрадовалась, что ее искусство по душе кому-то пришлось. А соседка продолжает: «Только вот кому нужны цветы-то эти, у тебя ведь ни ребенка, ни мужа, а в нашей деревне такие изыски никому не надобны, мы по-простому живем!». Развернулась и пошла. Ничего ей женщина не ответила, только вздохнула да призадумалась. «И правда, кому это все нужно?!» - опечалилась она. Потом обвела взглядом комнату, посмотрела, как красиво вокруг, как цветы глаз радуют и ободрилась: «Ничего, вот отправлюсь я в путь и найду тех, кому мое искусство по нраву!». Так она решила и стала собираться в дорогу.
Вещей она собрала немного, взяла только одежду сменную, хлеба краюху, да кувшинчик воды. Главное ее богатство – нитки, ею собственноручно выкрашенные, ткань, да иголки, завернула она в тряпицу и отправилась в путь.
Ночевала женщина в лесу, под деревьями, пила родниковую воду и собирала ягоды, грибы и травы. А главное, подмечала, какие краски кругом, какие растения да деревья в лесу растут. В час отдыха садилась в тени и понемногу вышивала. Стала получаться у нее картина. И к тому моменту, как она вышла из леса на дорогу, готово было у нее целое полотно о лесной жизни.
Дорога, на которой она оказалась, вела в город – столицу государства. Женщина решила заночевать в лесу, а утром отправиться на городской рынок, попробовать продать свою картину – больше ей заработать было нечем.
Утром, оказавшись на рынке, женщина была поражена, сколько там разнообразных товаров. Множество ковров, украшений всяких, продуктов, заморских угощений. Скромно стала она в сторонке и ждала.
Многие люди останавливались и засматривались на ее полотно, уж больно красиво и похоже были изображены, травы, деревья и птицы. Но никто не покупал картину, люди думали, что такая красота им не по карману.
В это время по рынку шла принцесса. Она часто выходила в город, смотрела на разные товары, общалась с людьми. Все ее любили за доброе сердце и красоту. Увидев картину, она обмерла: какая же красота!
- Добрая женщина, не продадите ли вы мне свое полотно! Это ведь наш лес – какой же он красивый! – сказала принцесса.
Торговка, стоявшая рядом, стала шептать женщине, что это принцесса: «Не прогадай в цене, дорогая!».
- Милая моя, я подарю тебе эту картину! Но нет ли для меня какой-то работы? – сказала женщина.
Принцесса подумала и решила:
- Да, у меня найдется для вас работа! Если вы согласитесь украсить мое платье цветами, я буду очень рада!
Женщина согласилась и отправилась с принцессой во дворец. Там ее ждало много работы. Нужно было выбрать ткань, подобрать нитки и расшить платье. Первое же платье вызвало у принцессы такой восторг, что она заказала женщине еще 3 платья и свадебный наряд.
На свадьбе принцесса была самой красивой из всех невест, а за столом, рядом с ней, сидела мастерица-вышивальщица. Никогда еще простые люди не удостаивались такой чести!
Но скоро женщина загрустила, тоска по дому заполнила ее сердце. Принцесса подарила ей экипаж и заказала еще расшить скатерти и другое убранство для королевского дворца. Так вышивальщица в собственном экипаже и с большим заказом вернулась в свою деревню.
Люди выходили на улицу посмотреть, кто это едет к ним в карете. Женщина же спокойно вышла у своего дома и стала выгружать ткани и другие материалы. К ней подошел мужчина и предложил свою помощь. Они разговорились. Оказалось, что он совсем недавно переехал в эту местность и живет по соседству. После того, как они выгрузили багаж, женщина предложила гостю чаю. За чаем она рассказала свою нехитрую историю и показала ему свои работы. Мужчина искренне восхитился. Они еще долго разговаривали и пили чай. Так началась новая история.
Через некоторое время они сыграли свадьбу, а через год женщина не только выполняла королевские заказы, но и расшивала одежду и другие принадлежности для своей маленькой дочурки.
И жили они долго и очень счастливо!
Обсуждение сказки.
Упражнение «Мое призвание»
Участникам предлагается составить список из 5-7 позиций, отражающих то, что им нравится делать, чем хотелось бы заниматься в будущем (работа, хобби). Затем они оценивают все позиции по шкале от 1 до 10.
Творческое задание.
Изготовление небольшой вышивки.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Раскрытие собственного призвания.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Арт - упражнение «Страна на ладони»
Участникам предлагается обвести свои ладони и нарисовать в них страну.
Упражнение «Шаги к успеху»
Участники составляют план достижения своего призвания.
Написание эссе «Чем я буду заниматься через 10 лет».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.



1.4 Сила Труда (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие понимания Силы Труда.
Задачи:
Профессиональное и личностное самоопределение.
Развитие понимания необходимости труда, как фактора личностного роста и развития.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение «Поговорки»
Участники вспоминают пословицы и поговорки, мудрые высказывания о труде. Проводится обсуждение.
Камень распутья
Давным – давно в одной бедной деревушке жил парень по имени Иван. Не было у него ничего, кроме захудалой избенки и решил Ваня пойти искать лучшей доли. Вышел за околицу, да и пошел по дорожке.
Долго ли – коротко ли шел наш Иван, да встал перед ним на дороге Камень Распутья. На том камне высечена была древняя надпись:
Направо пойдешь – дело по душе найдешь,
Прямо пойдешь – богатство обретешь,
Налево пойдешь – славу сыщешь.
Призадумался Иван, стал затылок чесать, да рассуждать, что ж он ищет, чтоб по той, самой лучшей для него дорожке пойти. В конце концов, решил он, что в любом случае нет ничего лучше прямого пути, да и богатство ему не помешает и двинулся вперед.
Недолго ему пришлось идти. Прямо посреди дороге стоял сундук. Открыл его Иван, глядь, а он полон золота. Обрадовался он такому богатству несметному, да в город поспешил (где ж еще можно деньги потратить!). Сундук тяжеловатым оказался, да своя ноша не тянет!
Прибыл Иван в город и сразу пошел на рынок, накупил товаров всяких, ковров, мебель, одежду золотом расшитую. А куда же это все нести, не в избу же деревенскую?! И показали ему дом большой и красивый, который как раз продавался. Туда – то и велел Иван все богатства его снести. А золота в сундуке не убывало, бездонным он оказался. То-то радовался наш Иван такому подарку судьбы.
Сидит Иван на золоченом стуле, чай попивает из фарфоровой посуды, как вдруг раздался стук в дверь. Не успел он опомниться, вошла в дом девушка красоты неописуемой: глаза зеленые, как море, щеки алые, как розы, улыбка, как солнца луч.
- Здравствуй, добрый молодец! – молвила она. – Вот ты каков, новый наш сосед. А я –то все гадала, кто же купит эти хоромы, ведь они стоят очень дорого!
Зазнался Иван, да и давай хвалиться:
- Да что там хоромы, я хоть полцарства могу купить! У меня вон – сундук с золотом бездонный!
Улыбнулась девица и попросила:
- А налей-ка ты мне чайку!
Иван бросился гостью усаживать, чай ей наливать, угощения разные заморские доставать, а она тем временем ему в чай зелье сонное и подлила.
Очнулся наш Иван в канаве, далеко от города и дома своего.
«Ну ничего, - подумал он. – Не жил я богато, да и не стоит начинать. Вон оно чем оборачивается, богатство это! Спасибо, жив остался».
И пошел он, куда глаза глядят. Шел – шел, да и опять оказался у Камня Распутья. «Чудеса какие-то!» - подумал Иван. И решил он теперь налево пойти, славы искать.
Долго ли – коротко ли шел он, то нам неведомо. Да только увидел он вдруг перед собой чудище лесное: глаза красным горят, когти огромные, рычит да зубы скалит. Взял Иван бревно, да как стукнет чудовище, то и свалилось на землю мертвым. Как только коснулось оно земли, откуда ни возьмись появились люди. Стали они Ивана благодарить, хвалить, венок из цветов на шею повесили, взяли на руки и понесли в деревню, как героя!
В деревне праздник идет, люди песни поют про Ивана-спасителя, от чудовища избавителя, на столы накрывают да полны кружки наливают. Напоили-накормили героя, а потом и говорят:
- За то, Иван, что спас ты нашу деревню от чудища проклятого, сосватаем мы тебе невесту самую лучшую, нашу красавицу Марью!
Посмотрел Иван на Марьюшку – и вправду красавица! Лицом бела, свежа, глаза голубые и губы медовые. Но хоть глаза его порадовались красоте девушки, да сердце Ивана не дрогнуло: помнил он про красоту обманчивую. Понял он, что к сердцу своему надо прислушаться, чтобы счастье свое сыскать! Поблагодарил он добрых людей за угощение и заботу и отправился в путь, Камень Распутья искать, чтобы дорогу для себя верную выбрать.
У Камня свернул он направо, чтобы дело себе по душе сыскать. Так пришел он к избе кузнеца. Кузнец как раз себе подмастерье искал и согласился взять Ивана в ученики.
Три года трудился Иван, чтоб научиться железо ковать. И в жару и в холод приходилось ему работать тяжелым молотком и поначалу ничего не выходило. Однако прошло время, и научился он кузнечному делу: работы его стали славиться по всему государству, красотой и прочностью отличались они. Стал наш Иван Мастером. Работы его высоко ценились и приносили хороший доход.
Приглянулась Ивану дочь кузнеца, и сыграли они свадьбу. Дом построили, деток завели. Иван честно трудился до самой старости и мастерство свое сыну передал, да завет отцовский: «Не ищи славы и богатства сынок, а слушай свое сердце! Он поможет тебе дело по душе найти, а с ним и счастье обретешь».
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Лепка из глины (тема – по желанию).
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Самоопределение.
Обретение понимания важности труда в жизни человека.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Упражнение «Совместный труд»
Участники должны в парах построить домик из подручных материалов. Затем проходит обсуждение.
Упражнение «Один день из жизни»
Участники должны выбрать какую-либо профессию и представить, как выглядит один день из жизни этого человека.
Письмо к себе «Не ленись, а потрудись» (описывается, над чем человеку нужно поработать, «список дел»).
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.

1.5 Сила Добра (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие понимания Силы Добра.
Задачи:
Развитие толерантности.
Развитие чувства эмпатии.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение «Доброе приветствие»
Участники должны составить список «добрых» приветствий. Например: добрый день, рада тебя видеть и т.д. Можно устроить соревнование, у кого наберется больше таких фраз.

Шкатулка добрых дел
Жил на свете Мастер. Было ему уже много лет. Много чего повидал он на белом свете и однажды понял, какую силу имеет Добро: и в горе поддержит, и болезнь исцелит, и войну прекратит. И вот решил он сделать шкатулку для добрых дел. Пошел в лес, срубил дерево подходящее, принес в мастерскую и стал работать над шкатулкой.
День и ночь трудился Мастер, и вот наконец шкатулка была готова. Встала перед Мастером другая задача: как сделать так, чтобы добрые дела в шкатулке копились да пользу людям приносили? И отправился он в путешествие, чтобы найти старую волшебницу, уж она-то наверняка знала, как шкатулку такой силой наделить.
Дорога Мастера лежала через глухой лес. В том лесу на опушке в старой избенке и жила волшебница. Она слыла женщиной суровой, но справедливой, если кто за прихотью какой приходил, могла и в зверя лесного превратить. Но мастер твердо был уверен в том, что дело его доброе, людям на пользу и ничего не боялся. Колючие кусты перед ним расступались, звери лесные разбегались, птицы пели для него песни, чтоб дорога была веселее.
Долго ли – коротко ли, пришел Мастер на опушку леса, где жила волшебница. Вышла она к нему и спрашивает:
- Зачем пожаловал, гость дорогой? Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?
- Здравствуйте, госпожа волшебница! Я с просьбой к вам пришел. Помогите мне шкатулку волшебной силой наделить, чтобы она Добрые дела в себе хранила да пользу людям приносила.
- Ну коли так, проходи в избу! Могу тебе помочь.
Волшебница напоила гостя чаем на травах, угостила пирогом с лесными ягодами, а потом принялась за свою волшебную работу. Шкатулка засияла ярким светом.
- Твое дело доброе первым будет в шкатулке! Береги ее, да детям и внукам наказ дай, чтоб шкатулку пополняли своими добрыми делами. Ну, в добрый путь!
Волшебница проводила Мастера, и он отправился домой. Дома он сказал сыновьям; «Родные мои! Много я пожил да всего на свете повидал: и радости, и горя. Понял я одно: коли живешь по чести, да помогаешь ближнему, всегда тебе помощь придет вовремя от мира! Собирайте же добрые дела в эту шкатулку, да помните мой завет!»
Сыновья Мастера жили честно, добрые дела поступали в шкатулку исправно: то соседям помогут сена привезти, то хлеба нищему подадут. Только однажды случилось в семье мастера несчастье: заболел младший внук Ванечка и никто не знал что с ним.
Долго думу думали сыновья, чем помочь малышу и решили попробовать шкатулку попросить, чтобы дала ему сил для выздоровления.
Как только шкатулка оказалась в руках у мальчика, засветилась она пуще прежнего. Открыл Ваня шкатулку, а из нее сказки полились: о красивых местах да добрых делах. Мальчик слушал сказки, слушал да и заснул. Спал он впервые хорошо и крепко и жар у него прошел.
Очень обрадовались братья, что шкатулка Ванюше помогла. А чтобы их потомки помнили завет Мастера, вырезали им послание на шкатулке: «Ежели живешь по чести, да помогаешь ближнему, всегда тебе помощь придет от мира!»
Хранится теперь эта шкатулка, передаваясь из поколения в поколение, очень бережно в той семье и славится их род добротою душевною и теплом.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Изготовление шкатулки в стиле скрапбукинг либо декупаж деревянной заготовки.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.



Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Понимание силы добра.
Обзор собственных внутренних ресурсов.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Упражнение «Комплимент».
Участники делают друг другу комплименты. Главное условие: слова должны быть искренними и идти от души.
Арт-упражнение «Мешочек добрых дел».
Каждый участник должен нарисовать какое-то добро дело, затем рисунки складываются в специальный мешочек.
Эссе на тему: «Доброе дело, которое я хочу совершить».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
1.6 Сила Надежды (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие понимания Силы Надежды.
Задачи:
Самоактуализация.
Развитие умения ждать, не требовать сиюминутного результата.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение-визуализация «Достижение».
Участникам предлагается представить, как будет выглядеть ситуация, когда они добьются поставленной важной цели, что они будут чувствовать при этом, какие произойдут события.



Свеча Надежды
Позвольте, я расскажу вам одну историю.
Со стародавних времен все знают, что если ждать и надеяться, может свершиться чудо. Вернется пропавший человек, будет большой урожай, уйдет долгая болезнь.
Но с чудесами не все так просто. Множество их бродит по земле в поисках тех, кто их ждет, но им бывает трудно найти дорогу. Когда тебя окружает мрак, злоба и боль, не знаешь, куда идти. Поэтому чуду нужен ориентир. Таким ориентиром служит Свеча Надежды. Если в окне горит эта свеча, а люди надеются и верят, чудо обязательно придет на этот огонек и войдет в дом! А Свеча Надежды появилась так
Раньше, очень-очень давно, у чудес не было никакого ориентира в этом мире. Поэтому и случались они очень редко. Зачастую, они так и оставались бродить во тьме людского безразличия.
Однажды, старый рыбак ушел в море, а его юная прекрасная дочь осталась ждать его в хижине. На море разыгралась буря, поднимая высокие волны. Бушевал ветер.
Бедная девушка очень волновалась за своего отца, который вынужден был в непогоду искать им пропитание. И вот буря стихла, но старик не возвращался. Прошел день. Девушка ходила к морю, но нигде не было видно лодки рыбака, и она снова возвращалась домой.
Вечером, не в силах уснут, дочь рыбака лежала и думала, где же сейчас скитается ее отец. Потом она встала с постели, зажгла свечу и поставила на окно. Она стала молиться о здоровье и возвращении отца, и ей не оставалось ничего, кроме как надеяться и ждать.
Под утро девушка забылась тревожным сном. Проснулась она от скрипа двери – это вошел ее отец. Девушка радостно бросилась ему на шею. А рыбак поведал о том, как с ним произошло ЧУДО.
Когда ветер разбушевался, он сорвал парус у лодки и старик остался беспомощно болтаться в море на своем суденышке. Буря стихла, но лодку унесло далеко в море. Старик стал грести, но никак не мог сориентироваться, где его дом. И вот, когда уже стемнело, он увидел тонкий луч света. Он был похож на дорожку. И старик стал грести в сторону, откуда тот исходил. Как тоненькая нить, вел лучик рыбака в ночи, и когда уже светало, старик увидел землю и свою хижину.
Рыбак и его дочь посмотрели на свечу на окне. За ночь она вся сгорела, остался только расплавленный воск.
- Это просто чудо! – воскликнула дочь рыбака. – Такой небольшой огонек смог привести тебя домой!
А чудо тихонько сидело в уголке и улыбалось. Именно свеча привела его в дом, где верили и надеялись, что старый рыбак вернется с моря. И сила надежды девушки оказалась так велика, что чудо наполнилось ею и смогло указать старику дорогу домой.
С тех самых пор Свеча Надежды стала главным ориентиром для чудес, путешествующих по земле, и поддержкой для тех, кто ждет своего чуда.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Декупаж свечи.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Развитие чувства ожидания, предвкушения.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Арт - упражнение «Какая она, Надежда».
Участникам предлагается нарисовать, как выглядит Надежда в их понимании.
Упражнение «Я надеюсь, я верю»
Участникам предлагается записать самые сокровенные мечты и надежды. Затем следует перевести их в настоящее время, так, как будто они уже сбылись.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.

2. Межличностный блок
2.1 Дружба (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, самопознание.
Задачи:
Формирование представления об истинной дружбе.
Развитие эмпатии.
Тренировка коммуникативных навыков.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение «Моменты общения».
Участники коротко рассказывают о себе и своих интересах, что им нравится и не нравится. Выбираются имена (как им больше нравится, чтобы их называли). При желании можно сделать бейджи.
Сказка о Дружбе
В одном провинциальном городке, в большой многоэтажке, в квартире с окнами в сквер, жила девочка по имени Маша. У нее были самые лучшие игрушки, целый шкаф: говорящие питомцы, кукольные дома, медвежата и лошади всех размеров, куклы в человеческий рост, компьютер и даже планшет – то, чего хотят многие девочки и даже мальчики. Не было у Маши только одного - Настоящей Дружбы.
Нет, конечно, она играла с девочками во дворе, у нее были подружки в классе, она общалась и с мальчиками. Но чего-то не хватало. Не было человека, с которым она была готова поделиться самым сокровенным, своими надеждами и мечтами. Конечно, она все это могла обсудить с мамой, что часто и делала, но все же Маша мечтала о Настоящем Друге и готова была променять все свои игрушки на радость общения и дружеское тепло!
Однажды, гуляя во дворе, Маша встретила старушку из соседнего подъезда. Настроение у девочки было так себе, она все думала, как же ей обрести дружбу. Маша вежливо поздоровалась с соседкой.
- Почему ты такая грустная? – спросила ее старушка.
- Я хочу найти Настоящую Дружбу! Но у меня ничего не получается - ответила ей девочка.
- Что ж Я открою тебе один секрет! Дело в том, что Дружба живет в сказочной стране. Обычным путем туда не попасть: ни приплыть на теплоходе, ни приехать на поезде, ни прилететь на самолете, ни доехать на машине туда нельзя! Зато в час, когда ты засыпаешь, открываются ворота в эту страну и в этот момент, если ты очень этого захочешь (больше всего на свете!), ты сможешь туда попасть!
Маша была девочкой взрослой и в сказки уже не верила, но старушка была так убедительна, что она решила попробовать. Девочка очень хотела найти друга и не жалела на это ни сил, ни времени.
Когда ночь опустилась на город, Маша лежала в своей кровати и думала о Дружбе: какая она, как выглядит и легко ли это – быть кому-то Другом. Спать ей совсем не хотелось. Луна светила в окно мягким светом, распространяя свое сияние по комнате. Было тихо и спокойно. Незаметно для себя девочка закрыла глаза и погрузилась в сон.
Маша оказалась на зеленой лужайке. Вокруг порхали бабочки и пели птицы. Трава была мягкой и щекотала ноги. Оглядевшись, Маша увидела вдалеке высокую гору и двинулась к ней. Светило солнце, но идти было легко, воздух был освежающе прохладным. Оказавшись у подножия горы, девочка увидела тропинку, ведущую к вершине. Маша решила пойти по этой дорожке, не зря ведь она проделала такой долгий путь. Тропа оказалось узкой и извилистой. Поднимаясь, Маша старалась не смотреть вниз, уж очень было высоко и страшно. Тропинка не спеша привела девочку к небольшой пещере. Там, в самой ее глубине, горел огонь. Девочка вошла в пещеру. У костра сидела красивая девушка в легких одеждах, ее голову украшал венок из цветов. Она пригласила Машу к огню. Та села рядом.
- Что привело тебя ко мне, дорогая? – спросила девушка.
- Я ищу Дружбу. Настоящую. На всю жизнь! Такую, чтобы можно было делиться горестями и радостями, вместе гулять и играть, читать и обсуждать книги, чтобы все можно было поделить на двоих! Но я совсем незнаю, как ее найти - проговорила Маша.
- Ты уже ее нашла. Дружба – это я, очень приятно познакомиться!
- А я – Маша! Мне тоже очень приятно!
- Так вот, дорогая моя Маша. Раз ты проделала такой путь и так настойчива в своем желании найти Настоящего Друга, я помогу тебе.
Девушка сделала легкое движение рукой и вытянула блестящие нити из костра.
- Вот, посмотри, это Нити Настоящей Дружбы. Когда ты встретишь человека, с которым захочешь дружить, который будет смотреть на жизнь также как и ты, для того, чтобы не расстаться с ним и быть всегда вместе, сплети из этих нитей браслет и подари своему Другу. А пока ты ищешь этого человека, сделай сначала такой браслет для себя!
Маша приняла удивительный дар. Она удивленно смотрела на девушку, а нити согревали ей руки своим теплом. Это тепло согревало ее как будто изнутри. Огонь разгорался все ярче, и Маша зажмурила глаза. Открыв глаза, девочка увидела, что это солнце ярко светит в окно, и уже наступило утро.
Стряхнув с себя остатки сна, девочка потянулась в кровати. Потом она увидела, что на подушке лежат золотистые нитки. Она очень удивилась, ведь она думала, что все ее путешествие ей попросту приснилось. Но нитки были такими же яркими и блестящими и отдавали свое тепло рукам. Маша поняла, что ей нужно делать.
Умывшись и причесавшись, девочка села за работу. Несколько часов она сплетала нити между собой и, наконец, браслет был готов. Она надела его на правую руку и он засиял еще ярче. Девочка улыбнулась. У нее оставалось нитей еще на один браслет. Она бережно их свернула и положила в шкатулку. Теперь она знала, что скоро в ее жизни появится Настоящая Дружба, и она сможет подарить своему новому другу браслет, который свяжет их на всю жизнь
Обсуждение сказки.
Примерные вопросы:
О чем и о ком эта сказка?
Что произошло с героем (героиней)?
Какая у него (нее) была цель?
Какие преграды были на пути у героя (героини)?
Что (кто) помогло ему (ей)?
Какие уроки он (она) извлекли?
Творческое задание
Изготовление «браслета дружбы» (плетение).
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Развитие эмпатии.
Принятие себя, самопознание.
Составление «дружеского кодекса».
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Примерные вопросы:
Чем мы с вами занимались на прошлом занятии?
Что вам больше всего запомнилось?
Что понравилось/не понравилось?
Какое место занял в доме изготовленный предмет?
Нравится ли он вам?
Помогает ли он вам?
Арт-упражнение «Какая она, Дружба?»
Вспомним Дружбу из прошлой сказки. Каждый представляет ее по-своему. Участникам предлагается нарисовать, как они себе ее представляют. Рисовать можно красками, карандашами, фломастерами, мелками. Размер листа участники выбирают сами.
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»
Участники рассказывают, какими качествами обладают их лучшие друзья. Если такого друга пока нет, то какими качествами должен обладать лучший друг. Если участник согласен, то другие делятся своим мнением по этому поводу.
Упражнение «Подарок»
Каждый участник должен подарить кому-то в группе волшебный подарок. О н невидим, но обладает силой. Нужно вручить подарок в руки со словами пожеланий. Подарок можно принять, если он по душе или отказаться, со словами благодарности.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Составление «Кодекса дружбы».
Ритуал выхода.

2.2 Счастье(3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие умения находить положительные стороны в разных ситуациях, осознание счастья бытия.
Задачи:
Развитие умения замечать маленькие радости жизни.
Развитие эмпатии.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение «Моменты счастья»
Участникам нужно перечислить счастливые моменты, которые они пережили в последнее время, чувства, которые они испытывали в эти моменты.
Дерево счастья
«Какая же я несчастная! Все вокруг красивые, радостные, счастливые, одной мне досталась эта злая доля» - думала девушка, сидя на лавочке в парке. Светило солнце, вокруг гуляли парочки, бегали и веселились дети, и лишь она одна сидела пригорюнившись. Девушка была симпатичной, но сама она себя красавицей не считала: и нос не той формы и ноги недостаточно длинные и руки-крюки, вечно что-то уронит или сшибет. Так она думала о себе. И главное – не было у нее Счастья. Ни молодого человека, ни большого достатка, ни чувства удовлетворенности жизнью. Сплошные несчастья: на работе, в учебе и личной жизни ничего не клеилось. Обо всем об этом думала она, сидя на скамейке, и никак не могла найти выход. Жить так больше не хотелось, а что изменить, она не знала.
Вдруг рядом с ней появилась черная кошка. Она вольготно расположилась сбоку на скамье и грелась на солнышке.
«Вот еще, черная кошка! Сейчас дорогу мне перебежит, и будут мне 33 несчастья!» – подумала девушка.
- Муррр, что вы все меня так боитесь! Сами зовете, а потом шугаетесь! – произнесла кошка.
Девушка обомлела. «Ну вот, голову напекло, досиделась на жаре!» - подумала она.
- Ничего не напекло! Я – твое несчастье. Ты так усердно обо мне думала, вот я и предстала перед тобой, – ответила ей кошка.
- Черная кошка! Ах, вот кто во всем виноват! – почти прошипела девушка и захотела стукнуть кошку, но та грациозно увернулась.
- Вы, люди, сами меня символом всех бед сделали, а потом еще кидаетесь с кулаками!
- Как это сами? Ты же сказала, ты – мое несчастье!
- Это ты сплошное несчастье – ноешь все время, никакого отдыха не даешь. А я, просто олицетворение того негатива, что ты на сердце хранишь! И уж так издревле повелось, что символом несчастий сделали черную кошку, хотя мы существа милые и дружелюбные.
- Ну хорошо, раз ты такая проекция, может ты знаешь, что мне делать-то? Я за своими несчастьями света белого не вижу!
- Конечно не видишь, заслонилась ты от него! И по жизни бежишь – торопишься, счастье отыскать хочешь, а оно под носом у тебя, да только ты не видишь ничего вокруг!
- Как же не вижу! Вон, парочка обнимается, а вон девочка с собакой гуляет, я всегда собаку хотела, а мне родители не купили! Даже детство у меня – несчастливое!
- Я потому к тебе пришла, что ты своими мыслями негативными от себя все радости жизни заслонила!
- Как так?! И что же делать?
- Вот послушай. Посмотри на деревья вокруг: они яркие, зеленые, на них множество листочков. Это помогает им энергию от солнца получать и людей и другие растения тенью закрывать. Так и все хорошее, что в жизни случается, как эти листочки, питает нас и дает силы невзгоды пережить.
- А как же мне такие листочки нарастить? Я же не дерево
- А ты подмечай, что вокруг происходит. Остановись на минуту, посмотри вокруг! Как солнце ярко светит, вон бабочка полетела, видишь?
- Никогда таких бабочек у нас не замечала - улыбнулась девушка. - А если дождь идет – грустно же и на улицу не выйдешь, какое тут счастье?
- Дождь к размышлению располагает, успокаивает, смывает все ненужное и землю питает. И после дождя бывает Радуга. Так происходят Маленькие Радости Повседневности. Если ты научишься их замечать и как листики собирать, то у тебя со временем получится целое Дерево Счастья. А чтобы это скорее произошло, возьми яркие камушки, бусинки, проволоку и как только заметила что-то красивое, радостное, придя домой сделай веточку с этими событиями. Так ты сможешь составить собственное Дерево Счастья. А когда станет грустно, в дождик например, посмотри на него и его тепло и заключенное ощущение счастья наполнят тебя!
- Как здорово! Обязательно воспользуюсь твоим советом! Как же это приятно, наблюдать за красотой вокруг! Я ведь такое дерево могу сделать и подарить кому-то Счастье! – проговорила девушка. Она обернулась, но кошки уже не было на скамейке. Девушка улыбнулась, встала и двинулась в сторону дома, наблюдая, как солнечные блики играют на траве, резвятся дети, какая – то женщина кормит хлебными крошками птиц У нее уже было достаточно моментов и впечатлений, чтобы сотворить первую веточку своего Дерева Счастья.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Изготовление Дерева Счастья.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Развитие ощущения внутреннего счастья.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Упражнение – визуализация «Счастье внутри» (делается под спокойную музыку)
Закройте глаза. Вам легко и спокойно. По телу разливается тепло. Ваши мышцы расслабляются. Вы чувствуете себя отдохнувшим. Нежный ветерок дует вам в лицо. Вы дышите медленно и спокойно. У вас в груди разгорается огонек. Он теплый и ласковый. Он горит все ярче и ярче, распространяя свое тепло. Это – счастье внутри вас. Запомните это ощущение спокойствия и тепла. Оно всегда – внутри вас. Оно помогает вам в минуты отчаяния. Оно согревает в минуты грусти. Оно наполняет вас в минуты радости. Вдохните глубоко Выдохните. Откройте глаза.
Расскажите о ваших ощущениях.
Упражнение «Воспоминание».
Участникам предлагается вспомнить один из самых приятных моментов в их жизни. Вспомнить все детали и подробности, запомнить их. В сложные моменты достаточно восстановить в памяти этот образ. Если часто повторять упражнение самостоятельно – эффект будет еще больше.
Написание эссе на тему «Счастье – это»
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.

2.3 Любовь(3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: осознание того, что Любовь живет в сердце каждого человека, это состояние внутреннее, а не внешнее.
Задачи:
Формирование представления о любви.
Развитие умения чувствовать свое внутреннее состояние, анализировать его.
Развитие умения противостоять трудностям и сохранять в своем сердце Любовь.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Райская Птица Любовь
Однажды маленькая девочка подошла к бабушке и спросила:
- Бабушка, а что такое Любовь? Ты ведь уже долго живешь на свете, ты наверняка должна знать
- Как же тебе объяснить, дорогая моя Любовь – это то, что согревает твою душу, чувство, которое ты готова дарить всему миру. Она всегда живет в тебе.
- Ну как же? Вон Машка говорит, что разлюбила своего Петьку, значит и любви у нее больше нет!
- Нет, дорогая, ты не права. Чтобы ты лучше поняла, я расскажу тебе одну историю
Итак, давным - давно, в одном прекрасном саду жила птица. Она была очень красивой и прекрасно пела. Она дарила свое тепло окружающим и всем, кто входил, в сад было очень уютно и хорошо.
Но вот однажды птица загрустила. Не хотелось ей петь, перья ее больше не сияли, и ее тепло больше не согревало никого. Сад начал умирать. Пожелтели листья на деревьях, завяли цветы. Потом пришла зимняя стужа, все вокруг замело снегом. Птица замерла и не шевелилась. Больше никто не мог прийти в опустевший сад, так там было холодно.
Но вот однажды солнечный луч прокрался в сумрак сада и упал на крыло птицы. Птица встрепенулась и сбросила с себя ледяной панцирь.
- Здравствуй, солнышко! Давно ты не заглядывало в мой уголок
- Я постоянно свечу для всего мира. Но иногда приходят тучи и заслоняют меня. Когда ты загрустила и перестала петь, тучи сами сгустились над тобой и пришел холод. Но я вовремя заметило это! Теперь ты знаешь, что я всегда рядом и всегда согреваю своим теплом, как делала это ты для своего сада!
- Спасибо, солнышко! Я никогда этого не забуду!
Птица встрепенулась и запела. Чудесным образом пробудился сад, стали распускаться цветы и зеленеть деревья. Птица пела и светилась ярким солнечным светом. И больше она никогда не забывала, что солнце светит всегда и для всех и дарит людям свою любовь и тепло, также как и она, райская птица Любовь.
С тех пор прошло много времени, но в сердце каждой женщины по сей день цветет неувядающим цветом Райский Сад и в нем поет птица Любовь. Она согревает ее близких и озаряет их нежным солнечным светом. И очень важно, чтобы никакие невзгоды, проблемы и заботы не затянули небо темными тучами и не принесли холод безразличия и злобы в Райский Сад. Нужно беречь свое сердце, чтобы в нем всегда могла петь Любовь!
- Да, бабушка, теперь я поняла. Неважно, что там у Маши с Петей произошло, она не должна пускать тучи в свое сердце и тогда в нем всегда будет Любовь. Она же любит тебя, маму, меня. Мне всегда с ней хорошо и светло
- Да, ты права, родная! Очень важно беречь в своем сердце Любовь и тогда ее хватит не только тебе, но и твоим близким.
Обсуждение сказки.
Арт-упражнение.
Рисунок «Райская Птица Любовь в своем саду».
Творческое задание.
Изготовление подвески-сердца.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Самоактуализация.
Развитие самопознания.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Упражнение «Те, кого я люблю».
Это упражнение можно делать как вслух, так и записав на листе бумаги.
Участник перечисляет тех, кого он любит (например, мама, подруга и т.д.) и описывает их качества.
Упражнение «Подари тепло Любви».
Участники делают сердечки из бумаги и дарят друг другу.
Написание «Письма к Райской Птице Любви».
Подведение итогов занятия.
Ритуал выхода.
2.4 Сила Рода (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие понимания Силы Рода.
Задачи:
Самопознание.
Раскрытие силы своего Рода.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Арт - упражнение «Генеалогическое древо»
Участникам прилагается нарисовать макет Родового Дерева. Заполнение происходит дома самостоятельно.
Старый Дом
Дом стоял на окраине. Его практически не было видно с дороги за густыми зарослями кустарника. Дом был очень старым. Он помнил еще те времена, когда в доме жила большая семья, несколько поколений. Женщины тогда ходили в длинных сарафанах и повязывали волосы платком. Мужчины носили рубахи, подвязанные поясом, и по праздникам одевали начищенные до блеска сапоги. Сапоги скрипели по натертому полу, и дому очень нравился это звук. Еще ему нравился детский смех и тихое посапывание ребенка в люльке.
Потом люди стали уезжать из дома. «В поисках лучшей доли», - говорили они. Хотя дом не понимал, кто такая или что такое эта «доля». Он стоял на берегу реки, рядом раскинулся лес, а позади него горы. Здесь было красиво и дому очень нравилось это место. Он ничего другого не желал, только стоять на своем месте и собирать под своей крышей большую дружную семью.
Однако люди все равно уезжали. И когда не стало стариков – дом опустел.
Он стоял одиноко, больше не слышно было голосов и детского смеха. Дом грустил. Старая ель возле дома скрипела на ветру, навевая еще большую грусть.
Так прошло много лет. Дом приходил в упадок и требовал ремонта, участок совсем зарос. Здесь уже давно не ступала нога человека.
Однажды утром деревенскую тишину нарушил рев мотора. Никто не знал, что за гости пожаловали. А машина остановилась возле старого дома. Дом как будто очнулся ото сна и очень удивился приезжим. Тем временем из машины вышли молодые мужчина и женщина, а следом выбежал мальчик лет пяти.
- Да, дом действительно очень старый, – проговорила женщина.
- Давай посмотрим, что можно сделать! – ответил ей муж и они, отперев калитку, стали пробираться сквозь заросли к крыльцу. Мальчик последовал за ними.
Внутри все оказалось не таким плачевным, дом очень старался поддерживать себя в порядке. Обсудив детали ремонта, молодые супруги вышли на улицу и замерли, любуясь видом на реку.
- Мне здесь очень нравится! – сказал мальчик родителям.
- Да, красиво и воздух свежий! И дом добротный, только немного подремонтировать его и можно жить, – ответила ему мама.
- Это дом моих предков, а раньше, как известно, строили на века, – сказал мужчина и полез на чердак.
На чердаке, среди сломанной мебели и хлама, в коробке он нашел фотоальбом. Со старинной фотографии на него смотрели его предки – прапрапрадеды. Этот альбом он поспешил показать жене и сыну. Его они решили взять с собой в город.
Потом был ремонт дома, полный хлопот. И вот наконец молодая семья смогла въехать в свое новое жилище. Оставив свою душную квартиру, они были очень счастливы. Теперь можно было всем вместе гулять в лесу, папа с сыном ходили на рыбалку, а вечером все собирались за большим столом и наслаждались семейным ужином.
А на стене, рядом с их фотографией, висело то самое фото из старого семейного альбома. Дом был счастлив, что теперь в нем снова поселились люди.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Скрапбукинг: блокнот или мини-альбом для фото.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Понимание своей роли в семье.
Укрепление и развитие «чувства рода».
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Диагностическое упражнение «Рисование. Семейная серия».
Написание небольшого рассказа или сказки о своей семье (для первой страницы семейного альбома).
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
2.5 Жизненная сила (3 часа)
Занятие 1. Основная часть(2 часа)
Цель занятия: развитие умения находить внутриличностные ресурсы.
Задачи:
Развитие рефлексии.
Развитие эмпатии.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Упражнение «Это я».
Участникам нужно написать ответ на вопрос «Я – это» либо «Какой я?».
Не менее 7 характеристик. Затем проходит обсуждение.
Сила жизни
Ветер гулял по земле и думал, чем бы себя занять. Все его забавы были однообразны и давно ему наскучили: не хотелось ему завывать в трубах и пугать людей, разметать пыль, срывать листья с деревьев. Но тут нашлось ему занятие: на молодом красивом цветке появились семена. Цветку очень хотелось, чтобы его дети росли по всей земле и ветер согласился помочь. Он подхватил семечки и полетел. Решил ветер рассеять семена по разным местам, в разную почву, а потом посмотреть, где же они лучше прорастут.
Так одно семечко упало в саду, где должны были в скором времени проложить асфальтовую дорожку
Семечко упало в благодатную влажную землю и подумало: «Как же здесь хорошо и тепло! Здесь будет очень приятно расти». Оно уютно устроилось и стало ждать. А тем временем пришли рабочие и стали укладывать дорожку. Семечко сначала ничего не почувствовало, но вскоре что-то стало на него давить, ему не хватало воздуха. Вспомнив о родительском цветке, о его мечте о том, чтобы его дети-цветы росли по всей земле, семечко решительно потянулось вверх. Надо отметить, что это занятие очень долгое и кропотливое, требующее большого труда. Но семечку во что бы то ни стало нужно было расти!
Проходило время, асфальт затвердел. Но семечко было упорным. Оно дало маленький росток и теперь этот росток тянулся вверх: «Как же я хочу наверх, к солнышку! Дышать воздухом, цвести, дарить радость и красоту миру. Я хочу увидеть этот мир с высоты своего стебля, мне хочется узнать его поближе». Так думал росток и тянулся-тянулся-тянулся. На его пути попался корень, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы обогнуть его.
Наконец росток уперся во что-то твердое, как камень. «Вот оно! Или я смогу пробить эту преграду или останусь здесь, зачахну и умру, так и не увидев солнышка» - подумал росток. Семечко отдало все свои силы ростку, тот тянулся и тянулся вверх, согнувшись, почти без воздуха и воды, он все толкал и толкал твердую корку, мешающую ему выйти наружу. Наконец он заметил маленькую трещину и устремился к ней. Собрав все усилия, росток смог расширить трещинку в асфальте и в узкую щель увидеть свет. Первые лучики солнца, согревшие росток в его нелегкой жизни, придали ему сил. Росток пробился наружу!
Он очень устал и решил передохнуть. Росток замер и стал наблюдать за окружающим миром: как он был прекрасен! Пролетела бабочка. Подул ветерок, и заколыхалась трава. Все было таким ярким, зеленым! Тут вдруг солнце зашло за тучу, и пошел дождь. Сначала росток испугался, что солнце ушло, но потом он понял, какой чудесной живительной силой обладает вода и то, что она тоже его друг, как солнышко и ветер, принесший его сюда.
После дождя росток вытянулся еще больше. А через несколько дней у него появился первый листочек! Прошла неделя и росток превратился в цветок, на его стебле созрел бутон, который должен был вот-вот раскрыться.
Мимо пролетал ветер. Он в изумлении замер у цветка, растущего посреди асфальта. Узнав, что это - то самое семечко, что он принес в этот сад, так проросло, ветер помчался к родительскому цветку, неся благую весть. По дороге он все удивлялся: «Как же так?! Это семечко смогло своим ростком пробиться сквозь камень!»
А тем временем распустился бутон и цветок своим аромат стал привлекать пчел.
Человек, в чьем саду расцвел цветок в камне, тоже подивился такому чуду. Он решил убрать асфальт и проложить тропинку в другом месте. А когда с цветка опали лепестки и на их месте появились семена, человек собрал их и решил посадить следующей весной, настолько прекрасны были эти цветы.
Так сбылась мечта родительского цветка: его дети теперь растут по всей земле и радуют сердца людей, даря им свою красоту и аромат.
Обсуждение сказки.
Творческое задание.
Изготовление ожерелья силы.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
Занятие 2. Закрепление(1 час)
Цель занятия: закрепить результаты, полученные на прошлом занятии.
Задачи:
Развитие внутренних резервов личности.
Самопознание.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Арт - упражнение «Древо жизни»
Участникам предлагается нарисовать Древо жизни, представить, как оно получает жизненную силу.
Проективная методика «Рисование. Дождливая серия».
После рисования проводится обсуждение.
Составление списка «Мой внутренний потенциал».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.
2.6 Заключительное занятие (2 часа)
Цель занятия: закрепление знаний, полученных в ходе занятий по программе.
Задачи:
Повторение и закрепление изученного материала.
Рефлексия.
Начало творчества – написание собственной сказки.
Вводное упражнение «Волшебная палочка».
Обсуждение.
Методика «Карта сказочной страны».
После того, как участники нарисовали свою карту, проходит обсуждение, насколько изменилась карта, продвинулись ли участники в достижении цели.
Сочинение собственной сказки.
Примерные темы:
Сказка обо мне.
Мой путь: заметки путешественника.
Сказочная страна.
Волшебная сказка.
Сказка о чудесах повседневности.
Составление арт-альбома из рисунков, эссе и заметок, сделанных на занятиях.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Ритуал выхода.

















Отзыв о программе «Красота внутреннего мира»,
реализуемой в МБОУ СОШ № 145 г.о. Самара
Занятия по программе «Красота внутреннего мира» в МБОУ СОШ №145 г.о. Самара начались в 2013-2014 учебном году. Программа разработана для девочек и девушек в возрасте 14-17 лет. На занятиях по программе освещаются такие темы, как дружба и любовь, поиск своего призвания, история Рода, жизненные силы, сила надежды и добра. Данная программа призвана дать девушкам информацию о том, как красиво и гармонично строить отношения с миром.
Такую работу важно начинать как можно раньше, чтобы добиться наибольшей эффективности. Осуществление программы дало определенный результат: девушки стали задумываться о вопросах межличностного общения, проявлять доброжелательное отношение друг к другу, стараться конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Учащиеся посещают занятия с увлечением, активно участвуют в обсуждении. Им нравится выполнять творческие задания. Положительный отклик идет и со стороны родителей: они отмечают, что сами узнают много нового от своих дочерей.
Социальный педагог Прокофьева С.В. проводит занятия очень интересно и увлекательно, подготавливает наглядный материал, составляет дополнительные рекомендации по теме. Девочки заинтересовываются поставленной на занятии проблемой, активизируются и те ученицы, которые обычно проявляют небольшую активность на занятиях. Также на занятиях четко поддерживается дисциплина, Светлана Валерьевна пользуется уважением и авторитетом у учащихся. Вся информация, полученная во время занятий и касающаяся оптимизации процесса обучения и воспитания детей, доводится до сведения классного руководителя и родителей.

Директор МБОУ СОШ № 145 Колдеева А.Ю.
Список литературы
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось – 89, 2001.
Грабенко Т. М. Сказка – основа спасения. Спб.: Речь, 2000.
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Спб.: Речь, 2006.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. Спб.: Речь, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. Спб.: Речь, 2002.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д, Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. Спб.: Речь, 2002.
Сакович Н. В поисках силы: настольный сказкнавигатор для работы с подростками. Спб.: Речь, 2012.
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1996.
Стишенок И.В. Сказкотерапия для решения личных проблем. Спб.: Речь, 2013.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Спб.: Речь, 2002.


15