Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки студентов среднего профессионального образования.


Формирование информационной грамотности студентов как неотъемлемое условие качественной подготовки студентов среднего профессионального образования.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют  каждому человеку реализовать свой потенциал. Однако, в условиях колоссальных объемов информации, всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации.
Всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Активное внедрение в жизнь информационных технологий приводит к формированию качественно иного типа культуры, который несет с собой новый тип мышления.
Одной из составляющих общей культуры человека является информационная культура; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Информационная культура - одна из граней общей культуры современного человека. Особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает информационное мировоззрение. Это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В век информации она тесно связана с образом жизни человека, социальной группы, общества в целом, их мотивациями. Именно это, прежде всего, определяет  успешность их информационной подготовки.
Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем,  понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие  от информационной грамотности, такой компонент, как  информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной. Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это   информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях. Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества
Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), учителя ставят своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации. Раздел “Социальная информатика” доводит до сведения учащихся знания о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации.
В понятие информационной культуры входит:
понимание закономерностей информационных процессов;
умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи;
умение оценивать достоверность, полноту, объективность и другие характеристики поступающей информации;
умение представлять информацию в различных видах, обрабатывать ее посредством подходящих информационных (в том числе, компьютерных) технологий;
умение применять полученную информацию для принятия решений;
этичное поведение при использовании информации.
При формировании информационной культуры мы ставим перед собой следующие цели:
подготовка учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде;
формирование готовности к принятию информационно обоснованных решений в рамках этой среды;
развитие умений эффективного использования возможностей информационной среды и защиты от ее негативных воздействий.
Уровень информационной культуры человека определяется уровнем его компетенций в информационной области.
Эти компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:
уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.
Понятно, что не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.
Навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации, умение структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в другом виде отобранную информацию.
Основной педагогической целью является: формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.
Достижение этой цели предусматривает решение ряда образовательных задач. К этим задачам относятся:
овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащем в фундаменте современной картины мира,
о единстве информационных принципов строения и функционирования систем различной природы,
о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе;
развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
овладение учащимися представлениями о самообучении как об особом виде информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в различных учебных предметах;
подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
формирование у учащихся знаний, необходимых для взаимодействия человека и общества средствами новых информационных технологий;
формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
Таким образом, у студентов мы формируем не столько знания, сколько умения действовать в новой информационной среде. Знания современной компьютерной среды могут устареть, но основные принципы культуры информационной деятельности останутся.
Я преподаю дисциплины «Информатика и ИКТ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования в течении последних 17-ти лет.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала.
Я считаю, что информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений:
во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.;
во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы;
в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем;
в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации;
в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
Понятие «информационная грамотность» часто используется в зарубежной практике. Информационную грамотность определяют как способность находить, оценивать и эффективно использовать информацию в личной и профессиональной деятельности. Согласно исследованиям владение информационной грамотностью предусматривает:
осознание потребности в актуальной и значимой информации;
умение находить источники информации, используя наиболее эффективные стратегии поиска;
умения критически и компетентно оценивать информацию, отличать факты от мнений;
умение творчески оценивать найденную информацию;
умение применять полученные навыки по поиску информации в личных целях и в профессиональной деятельности;
осознание значения информации в развитии демократического общества;
знание и соблюдение этических норм в области информационных технологий;
умение сотрудничать в поиске и использовании информации, умение делиться результатами своей деятельности. <br>      Формирование информационной культуры студентов – одна из важнейших задач любого учебного учреждения. В нашей стране обучение основам информационных знаний, умений и навыков осуществляется посредством организованной подготовки пользователей информации в рамках учебных дисциплин высших и средних учебных заведений.
В своей работе я применяю различные методы и приемы, в зависимости от возраста и уровня подготовки студентов, но всегда с учетом специальности и специфики направления подготовки.
Поставила перед собой следующие цели:
1. Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
2. Подготовка личности "информационного общества”.
3. Формирование у учащихся исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
В течение всего срока обучения студенты очного и заочного отделений всех специальностей прослушали курс «Информатика и ИКТ», а затем курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности», не только в виде лекций, семинаров, но и выполняли или ряд практических заданий, в том числе самостоятельно.
Кроме того студенты выполняли внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплинам, с тематикой и видами работ они знакомились на первом занятии. Например - подготовка докладов и рефератов, видеороликов, презентаций, электронные пособия и т.п.
В дальнейшем - мною, как преподавателем общеобразовательных дисциплин, рекомендовалось выполнять доклады и рефераты, видеоролики, презентации, электронные пособия и т.п. не по моим предметам, а по спецдисциплинам, с учетом специальности. Основы работы на персональном компьютере и с программным обеспечением каждый студент получал на моих уроках, а затем полученные знания применял на занятиях по спецдисциплинам и учебных практиках.
Ожидаемый мною результат получен:
Идет постоянное формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей у студентов.
Идет постоянное обучение – общение студента с компьютером.
Идет диалоговый характер обучения между преподавателем и студентом.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения.
Постоянное оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Идет поддержание у студента состояние психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение, даже в отсутствие преподавателя.
Идет обеспечение личностного роста студента.
Идет обеспечение интеллектуального развития студента.
Идет постоянное формирование в сознании студента целостной картины мира.
Как результат – творческие отчеты (работы) у студентов (презентации, веб-узлы, буклеты, рефераты, публикации в Интернете и другое).
Практически в каждой группе свои первое занятие я начинаю с фразы «В современных условиях глобальной компьютеризации человек должен разбираться в компьютерной технике и быть с нею на «ты» уже с раннего детства».