Статья на тему Здоровьеформирующее образование- образование будущего


Здоровьеформирующее образование- образование будущего
В программах по общеобразовательным предметам учителю необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями в развитии.
Одна из общих функций иностранного языка как любого другого учебного предмета заключается в обеспечении общего развития обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке, о произведениях искусства, о других национальных культурах. Соответственно, тексты должны предлагаться в большинстве своём на эти темы.
Овладение иностранным языком оказывает благоприятное влияние на развитие способностей речедвигательного аппарата: развивается фонематический и интонационный слух, имитативные способности, способность к догадке; а также слуховые, зрительные и моторные ощущения. Работа над текстом учит вдумчиво относиться к чтению книги вообще. Такие упражнения, как составление плана, тезисов к тексту, теме, рассказы по плану или рисунку, грамматическая и лексическая разминка, внеаудиторное чтение развивают навыки логично излагать свои мысли. Все это содействует повышению не только речевой, но и общей культуры.
Для большинства дисциплин, включая обучение иностранному языку, применимо деление на следующие виды деятельности, связанные со степенью активности участника: рецептивная (применительно к иностранному языку: аудирование, некоторые аспекты обучения чтению), репродуктивная (чтение, аудирование, обучение произношению, лексической стороне), продуктивная (письмо, говорение, многие аспекты обучения грамматической стороне). В наши дни большинство современных программ нацелено на охват всех видов и этапов деятельности.
Некоторые дети с нарушениями костномышечной системы, не имея классических форм аномалий сенсомоторного и интеллектуального развития, испытывают стойкие трудности в учении, не укладываясь в рамки школьного режима.
Очевидной может быть малая успешность работы, как учителя-предметника, так и самого ученика. Объясняется она непониманием природы трудностей этих детей, разобщенностью усилий специалистов. Вне сферы внимания логопедов (дефектологов) эти дети оказываются потому, что имеющиеся у них нарушения слишком незначительны, чтобы подлежать какой-либо коррекции. Педагоги же в работе с такими детьми испытывают абсолютное бессилие, так как привычные методы обучения не дают здесь ожидаемых результатов. Для преодоления неуспеваемости учащихся нужны неодинаковые педагогические условия. Актуальность и острота этих проблем и обратили большое внимание педагогов к изучению, разработке и внедрению в образовательный процесс таких педагогических условий, методов и средств обучения и воспитания, которые смогли бы обеспечить сохранение и укрепление здоровья обучающихся. На запросы педагогической практики откликнулись ученые разных областей знания – прежде всего, педагогики и медицины, а также психологии, социологии, физической культуры и спорта, философии. В результате этого здоровьеориентированные аспекты учебно-воспитательного процесса, прежде всего в современной школе и в условиях повседневной жизни учащихся и их родителей, стали предметом специальных исследований, которые объединились в педагогической науке и практике понятием здоровьесберегающее образование.
Основополагающим в ней является принцип триединого представления о здоровье как единстве физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Этот принцип предполагает, что при рассмотрении проблемы здоровья учащихся нельзя ограничиваться только медицинскими показателями, характеризующими физическое состояние ребенка. Не менее важны те психические, психологические, индивидуально-личностные особенности, которые нередко обусловлены его физическим здоровьем. Теоретические предпосылки и практические шаги в разработке здоровьесберегающих технологий учебно-воспитательного процесса должны включать в себя все компоненты здоровья, ибо игнорирование хотя бы одного из них приведет к однобокому, неполному решению проблемы здоровьесбережения.
Принцип не нанесения вреда исключает какие-либо формы, средства, методы, условия обучения и воспитания, способные нанести вред здоровью учащихся. Так, в общеобразовательном учреждении нужно решить проблемы, связанные со здоровьем учащихся, а именно:
– снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к переутомлению; соблюдение соответствия объёма учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям каждого ученика;
– предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, которые связаны с образовательным процессом (профилактика школьных болезней);
– охрана и укрепление психического здоровья детей и подростков (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.).
Это обеспечивается применением принципа приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов, который означает, всё, что происходит в школе – разработка планов, программ и проверка их выполнения, включая проведение уроков, организацию неаудиторной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др., – оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Здесь необходим мониторинг физического, психологического, духовно-нравственного здоровья учащихся и педагогов.
Принцип преемственности (непрерывности) обеспечивает стабильную результативность здоровьесберегающей работы, которая должна проводиться в школе постоянно с обязательным учетом ранее выполненных организационных мероприятий и непосредственно учебно-воспитательной работы.
В организационном плане достижение такой результативности рассматривается в создании здоровьесберегающей среды и положительного психологического климата; изменениях в структуре и содержании вариативной части учебных планов с целью введения здоровьеформирующих учебных предметов; расширении неаудиторной здоровьеформирующей деятельности; двигательной активности и введении здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс. Иначе говоря, здоровьеформирующее образование не противопоставляется здоровьесберегающей образовательной деятельности и не отменяет ее, а позволяет поднять решение проблем здоровья в условиях образования на новый более высокий, системный уровень.
Главным отличием здоровьеформирующей стратегии является принципиально иная позиция самих обучающихся. В здоровьесберегающем образовании они являются объектом здоровьесохраняющей педагогической деятельности – именно педагоги и организаторы образования, которые создают соответствующие, безопасные для здоровья условия обучения и воспитания, заботятся о здоровье школьников. В отличие от этого, изменение личности обучающихся, формирование новых личностных качеств и характеристик в здоровьеформирующем образовании требует от самих школьников их субъектной позиции: обучающийся становится активным участнком процесса обучения, формирования ценностного, ответственного и деятельностного отношения к себе и своему здоровью, образу жизни. Тем самым здоровьеформирующее образование в значительно большей степени является личностно ориентированным, отвечающим требованиям гуманистической парадигмы образования.
Таким образом, в наши дни здоровьебезопасное образование переходит на качественно новый уровень здоровьеформирующего образования: сохранение здоровья детей из категории «условие реализации образовательного процесса» переходит в более значимую категорию «результат процесса образования».
Очевидно, что здоровьеформирующее образование, построенное в соответствии с данными представлениями, требует масштабной системной перестройки образовательного процесса и всей деятельности школы, а также специальной профессиональной подготовки кадров, причем не только педагогов, но и школьных медиков, психологов и др. Однако подход, системно раскрывающий основные грани новой образовательной стратегии, позволяет более четко видеть общую направленность необходимых изменений в организации школьного образования и какие-то элементы, отвечающие целям новой стратегии, вносить в образовательный процесс уже сегодня.
В частности, учитывая тот факт, что среди нынешних школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях для «здоровых» детей, таковых практически нет, при организации учебно-воспитательного процесса необходимо обеспечивать педагогические условия для освоения образовательной программы всеми учащимися, независимо от их индивидуальных проблем здоровья. Это означает, что отбор форм и методов обучения и воспитания должен целенаправленно предполагать возможность их применения с учетом индивидуальных физиологических, психологических и педагогических особенностей учащихся. Более того, такое обучение должно быть не только безопасным для здоровья учащихся, но и по возможности способствовать улучшению их здоровья, коррекции отклонений в развитии, обусловленных теми или иными нарушениями здоровья. При этом между педагогами, психологами, медицинскими работниками школы должно быть выстроено согласованное взаимодействие.