Технологическая карта урока математики по теме Координаты на прямой (6 класс)

Урок математики
Тема урока: "Координаты на прямой" .
Класс: 6
Учитель: Иляхина Т.Д.
Школа: МОУ ООШ д.Рауталахти
Цели урока:
обучающие: формировать понятия положительного и отрицательного чисел с навыком работы на координатной прямой;
развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитательные: развивать творческую активность учащихся, интерес к предмету, коммуникативные способности во время работы в парах и в группах, развивать навыки самоконтроля.
Задачи: познакомить обучающихся с множеством отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой, ввести обозначение отрицательных чисел, систематизировать знания об отрицательных числах; учить работать самостоятельно, делать выводы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика 6 класс» автор Виленкин Н.Я.

Технологическая карта урока
Этапы урока
Задачи этапа
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Организационный этап.


Создать благоприятный психологический настрой на работу.

1 мин
Приветствие учителя.
-У вас на партах лежат оценочные листы, подпишите их. (Приложение 1)
-Древнегреческий математик Пифагор (слайд 1) говорил: «Числа правят миром». Мы с вами живем в мире чисел и пользуемся ими постоянно.

Включаются в деловой ритм урока.




Личностные: самоопределение.





2.Актуализация знаний. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
Обеспечить мотивацию учения, принятие целей урока. Активизировать знания обучающихся.
5 мин.
-Кто сегодня, собираясь в школу, посмотрел на уличный термометр? Какая сегодня температура на улице?
(-15О; -14О; -16О) Желающие, запишите эти числа на доску. -Как вы думаете, какие числа записаны правильно? Почему? (Те, перед которыми стоит знак "минус", потому что иначе не отличить положительную температуру от отрицательной).
-Как можно назвать такие числа? (Отрицательные).
-Если есть числа отрицательные, значит, есть и еще какие? (Положительные).
-Догадайтесь, какую тему мы будем изучать? ("Положительные и отрицательные числа").
- Что вы хотите узнать про положительные и отрицательные числа? Посоветуйтесь в парах и задайте вопросы. (Вопросы учеников записываются на доске)
Возможные вопросы:
-Чем отличаются положительные и отрицательные числа?
-Зачем нужны отрицательные числа?
-Какие действия можно выполнять с отрицательными числами? И.т.д.
-Сегодня на уроке вы найдете ответы на многие свои вопросы.

Выполняют записи на доске, выбирают из них правильные. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют тему и задачи урока. Работают в парах, задают вопросы.


Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Первичное усвоение новых знаний.

9 мин
- Мы умеем отмечать на координатном луче положительные числа. Как вы думаете, а где расположены отрицательные числа? (Слева от нуля).
-Но луч имеет начало, его нельзя продолжить влево. Что делать? (Вместо луча взять прямую; или еще один луч, который будет дополнительным и два луча вместе образуют прямую) (слайд 2).
Работа в парах:
на карточках изображена координатная прямая. Нужно отметить точки: А(5,5); В(-3); С(-4,3); Д(2,1); Е(-5); F(0,5).
Проверка на доске:
-Те, кто уже отметил все точки, по очереди отмечают их на координатной прямой, изображенной на доске.
Самооценка:
-Кто правильно отметил все точки?
-Кто допускал небольшие ошибки?
- У кого было много ошибок?
-Что вы уже узнали про отрицательные числа? (Пишутся со знаком "минус"; расположены слева от нуля; отрицательные числа меньше, чем положительные; отрицательные числа меньше нуля и т.д.)
Работа с учебником:
-Прочитайте текст параграфа 26 и найдите, что вы еще не сказали про положительные и отрицательные числа?
(Число 0 не является ни положительным, ни отрицательным, оно отделяет положительные числа от отрицательных; перед положительными числами подразумевается знак "плюс", но обычно не пишется)
- Прочитайте и продолжите предложения: (слайд 3) "Точка с большей координатой ...." "Чем больше число, тем ..." "Чем левее на координатном луче расположено число, тем ..."

Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, что на координатном луче нельзя отметить положительные и отрицательные числа, для этого нужна координатная прямая.
Работают в парах, выходят к доске для проверки, проверяют свою работу. Работают с текстом учебника, находят ответы на вопросы. Обобщают свои знания.
Оценивают свою работу на данном этапе урока.

Личностные: мотивация учения
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: умение строить понятные для окружающих высказывания, умение работать в парах.
Познавательные: структурирование собственных знаний.

4.Обобщение и систематизация знаний
Выявление качества и уровня усвоения знаний, выявление пробелов в знаниях, установление причин выявленных недостатков.
10 мин
Работа в тетрадях:
-Чертим координатную прямую. (Слайд 4) Какой единичный отрезок удобно выбрать, чтобы отметить точки: М(-12/5); N(2,2); X(-03/5); Y(11/5); Z(-2,2); G(3,4)? (Пять клеток). Взаимопроверка (слайд 5)
(оценочный лист - 1 оценка)
Критерии оценивания (слайд 6):
Нет ошибок - "5"
1-2 ошибки - "4"
3-4 ошибки - "3" Работа в группах:
Каждой группе выдаются карточки с числами. Нужно расположить числа в порядке возрастания. (Приложение 2)
Проверка (слайд 7).
Тест:
- Если вы согласны с утверждением, поставьте на листочке "плюс", если не согласны, поставьте "минус":
1. Число -7 расположено на координатной прямой левее, чем 5.
2. Число 0 положительное.
3. Число 2,5 меньше, чем -3.
4. Все положительные числа больше отрицательных.
5. Среди чисел: 8; -3; 0,5 число 0,5 находится левее всех.
6. Число -4,2 расположено на координатной прямой между числами -5 и -4.
7. Число -1,2 расположено на координатной прямой правее, чем - 2.
8. Число -5 больше, чем -3.
9. Все отрицательные числа меньше нуля.
Самопроверка (оценочный лист - 2 оценка).
Критерии оценивания (слайд 8):
Нет ошибок - "5"
1-3 ошибки - "4"
4-5 ошибок - "3"

Самостоятельно работают в тетрадях, отмечают точки на координатной прямой.
Обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают работу соседа (выставляют оценку в оценочный лист). Работают в группах, осуществляют самопроверку.
Выполняют тест, проверяют его и выставляют оценку в оценочный лист.
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Познавательные: умение применять свои знания на практике.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество, умение работать в парах и в группах;
умение грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации
Обеспечение закрепления и осмысления изученной темы.
13 мин
Работа с учебником:
Устно: № 891; № 892.
В тетради: № 897. Взаимопроверка (слайд 9)
(оценочный лист - 3 оценка).
Критерии оценивания (слайд 10):
Нет ошибок - "5"
1-3 ошибки - "4"
4-5 ошибок - "3"
-У кого не было ошибок?
-Кто допустил 1 ошибку?
-У кого 2 ошибки и больше?
-Помогите друг другу исправить ошибки, если они есть.
Проверочная работа (по вариантам).
(Приложение 3 )

Выполняют устные задания, объясняют ответы. Выполняют задания в тетради самостоятельно.
Проверяют работу соседа по парте, выставляют оценку в оценочный лист.
Исправляют ошибки, если они есть.
Выполняют проверочную работу

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.
4 мин
-Вернемся к вопросам, записанным на доске.
-Дайте ответ на любой вопрос.
-На все ли вопросы вы получили ответы?
-У нас впереди еще много уроков, значит, вы узнаете про положительные и отрицательные числа еще много нового.
Самооценка:
-Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку в оценочный лист. Потом проверите, совпадет ли ваша оценка с оценкой за проверочную работу.
Ученики отвечают на вопросы, рассказывают, что у них получилось на уроке, что не получилось. В чем были допущены ошибки. Дают оценку своей работы на уроке, выставляют оценку в оценочный лист.
Личностные: оценивание собственной деятельности на уроке.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли;
Регулятивные: умение самостоятельно
анализировать свою работу.


7.Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
1 мин
Учитель сообщает домашнее задание.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.
Личностные:
осознание личной ответственности.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)
Инициировать рефлексию обучающихся.


2 мин
- Кто считает, что усвоил тему сегодняшнего урока?
-Кто не уверен, что хорошо усвоил тему урока?
-Продолжите любое предложение: (слайд 11)
На уроке я работал... Своей работой на уроке я... Материал урока мне был...
Сегодня я узнал
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я научился
У меня получилось
Меня удивило
Мне захотелось
-Закончить урок хочется словами поэтессы Людмилы Татьяничевой:
Да! Путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет! (слайд 12).
Учащиеся оценивают степень усвоения темы урока, высказываются по очереди, выбирая начало фразы из предложенных на слайде.
Регулятивные: формирование позитивной самооценки,
формирование границ собственного «знания» и «незнания».





 
·