Рабочая программа по физике 7-9 классы, Перышкин


Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7-9 классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание учебных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312);
учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Перышкин А. В. Физика 7 – М.: Дрофа, 2012;
Перышкин А. В. Физика 8 – М.: Дрофа, 2010;
Перышкин А. В. Физика 9 – М.: Дрофа, 2010.
сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – Просвещение, 2002. – 192 с.
Марон А. Е., Марон Е. А. Контрольные тесты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79 с.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности.
предметно-ориентированных:
-понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- овладеть умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучении химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применение этих законов в технике и повседневной жизни.
Задачи физики:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов.
Требования к уровню усвоения предмета
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/ понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
знать/ понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение; смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падания света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
В результате изучения физики 9 класса ученик должен
знать/ понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение; смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы; смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падания света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Учебно-тематический план 7 класс
№ п/пТема Количество часов В том числе на:
Лабораторные работы Контрольные работы
Введение 3 1 Первоначальные сведения о строении вещества 7 1 1
Взаимодействие тел 19 4 2
Давление твердых тел, жидкостей и газов 19 2 1
Работа и мощность. Энергия 13 2 1
Обобщающее повторение 5 1
Резерв 2 ИТОГО 68 10 6

Содержание программы учебного курса
7 класс
Введение – 3 ч.
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента. Физика и техника.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: смысл понятия «вещество»;
Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин, выражать результаты в СИ.
Лабораторная работа № 1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра»
Первоначальные сведения о строении вещества– 7 ч.
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула);
Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия.
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Взаимодействие тел – 19 ч.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. С Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: явление инерции, физический закон, взаимодействие;смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность; определение массы; единицы массы; определение силы, единицы её измерения и обозначения;Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы; выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости; выражать величины в СИ; работать с приборами при нахождении массы тела, с мензуркой и весами, работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества, воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твердого вещества»
Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел. Масса и плотность»
Контрольная работа № 3 по теме «Сила. Силы в природе»
Давление твердых тел, жидкостей и газов – 19 ч.
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса; смысл физических законов: закон Паскаля, закон Архимеда.Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ; решать задачи на закон Архимеда; воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.
Лабораторная работа № 7 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы»
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел»
Контрольная работа № 4 «Выталкивающая сила. Плавание тел»
5. Работа и мощность. Энергия – 13 ч.
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения, мощности, обозначение физической величины и единицы измерения; устройство рычага, устройство блока и золотое правило механики, определения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия, КПД механизмов, энергия, виды энергии; единицы измерения энергии; закон сохранения энергии; смысл закона сохранения энергии.Уметь: воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность; проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами; определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную); решать задачи.Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия рычага»
Лабораторная работа № 10«Определение КПД наклонной плоскости»
Контрольная работа № 5 «Механическая работа, мощность и энергия»
Обобщающее повторение – 5 ч.
Итоговая контрольная работа
7. Резерв – 2 ч.
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
I вариант
Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?
Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?
Измениться ли объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 40 л?
Может ли капля растительного масла беспредельно растекаться по поверхности воды?
II вариант
Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?
Молекулы вещества отталкиваются друг от друга. Почему же тогда вещества не распадаются на молекулы?
В бутылке находится вода объемом 0,5 л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Измениться ли объем воды? Ответ обосновать.
Изобразите на рисунке строение вещества (газообразное, жидкое, твердое).
Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел. Масса и плотность»
I вариант
Если человек, сидящий в лодке, перестанет грести, то лодка все равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему?
Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 50 г, две по 20 г, одну 10 г и по одной 50 мг, 20 мг и 10 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.
Из какого металла сделана втулка подшипника, если ее масса 2,8 кг, а объем 400 см3?
Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т. Сколько листов железа можно погрузить на нее, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см, а толщина 2 мм? Плотность железа 7800 кг/м3.
II вариант
Если тарелку, полную супа, быстро поставить на стол, ступ из тарелки выплескивается. Почему?
Определяя массу тела, ученик уравновесил на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 100 г, две по 2 г, одну 1 г и по одной 500 мг, 200 мг и 100 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.
Точильный брусок имеет массу 300 г и размеры 15*5*2 см. Определите плотность вещества, из которого он сделан.
Объем легких у человека 3000 см3. За одну минуту в его легкие поступает 77,4 г воздуха. Сколько вдохов в минуту делает человек? Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
Контрольная работа № 3 по теме «Сила. Силы в природе»
Вариант 1
1.Пружина жесткостью 40 Н/м, под действием некоторой силы удлинилась на 5 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?
2.С какой силой тело массой 3 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
3.Чему равна масса тела, если его вес равен 5 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
4.На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 100 Н/м под действием груза, массой 50 кг.
Вариант 2
1.Пружина жесткостью 100 Н/м, под действием некоторой силы удлинилась на 2 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?
2.С какой силой тело массой 5 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
3.Чему равна масса тела, если его вес равен 15 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.
4.На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 200 Н/м под действием груза, массой 40 кг.
Контрольная работа № 4 по теме «Выталкивающая сила. Плавание тел»
Вариант 1
В воду погрузили тело объемом 120 см3. Определите значение выталкивающей силы, действующей на тело.
Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на поверхности воды. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?
Как в сосуде, содержащем воду, керосин, ртуть, расположатся три сплошных шарика: пробковый, парафиновый, стальной? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.
Стальная болванка массой 200 кг полностью погружена в воду. Какую силу надо приложить к болванке, чтобы удержать ее в воде?
Вариант 2
Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 200 см3, полностью погруженным в керосин?
В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?
На коромысле весов уравновесили два тела одинакового объема, изготовленных из разных металлов. Нарушится ли равновесие весов, если оба тела полностью погрузить в сосуд с водой. Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.
После разгрузки баржи ее осадка в реке уменьшилась на 60 см. Определите вес груза, снятого с баржи, если площадь сечения баржи на уровне воды равна 240 см2.
Контрольная работа № 5 по теме «Механическая работа, мощность и энергия»
Вариант 1
Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200м?
Какую мощность развивал электродвигатель, если за 8 с он совершил работу 2000 Дж?
На Братской ГЭС разность уровней воды перед плотиной и за ней равна 100 м. Какой энергией обладает каждый кубический метр воды, удерживаемый плотиной.
Грузоподъёмник с электролебедкой поднял груз массой 200 кг на высоту 20 м, при этом электродвигатель совершил работу 48 кДж. Вычислите КПД электролебедки.
Вариант 2
Трактор тянет прицеп, развивая силу тяги 2500 Н. Какую работу совершает трактор на пути 400 м?
Человек, поднимаясь по лестнице в течение 40 с, совершил работу 2000 Дж. Какую мощность развивал человек?
Боек копра массой 250 кг поднят на высоту 5 м относительно забиваемой им сваи. Вычислите энергию бойка относительно сваи.
Неподвижным блоком равномерно поднимают груз массой 72 кг на высоту 2 м, затрачиваю работу 1600 Дж. Вычислите КПД блока.
Итоговая контрольная работа
Вариант I
А 1. Мельчайшая частица вещества называется…
1. атом. 2. молекула. 3. ион. 4. электрон.
А 2.Явление диффузии подтверждает тот факт, что…
1. молекулы всех веществ неподвижны. 2. молекулы взаимодействуют.
3. молекулы всех веществ непрерывно движутся, между ними есть промежутки.
4. молекулы состоят из мельчайших частиц.
А 3. Может ли водород быть твёрдым?
1. Нет, не при каких условиях. 2. Да, при определённых условиях.
3. Может находиться только в газообразном и жидком состоянии.
4. Среди приведённых ответов нет верного.
А 4. Какая из приведённых формул позволяет определить путь при равномерном прямолинейном движении?
1. S = v : t. 2. S = v ∙ t. 3. v = S/t. 4. v = S·t.
А 5. Масса первой жидкости равна массе второй жидкости. Сравните их плотности, если объём второй жидкости в 3 раза больше, чем первой.
1. Плотности одинаковые. 2. Плотность первой жидкости в 3 раза больше.
3. Плотность второй жидкости в 3 раза больше.
4. Плотность первой жидкости в 3 раза меньше.
А6. Выразите давление 380 мм рт. ст. в Паскалях.
1. 50500Па. 2. 101000 Па. 3. 202000 Па. 4. 380000 Па.
А7.Сравните выталкивающие силы,
действующие на одинаковые по объёму
шарики, расположенные в разных точках
жидкости.
1. На нижний шарик больше.
2. Больше на средний шарик.
3. На верхний больше.
4. Выталкивающие силы одинаковые.
А 8. Какой энергией обладает скатывающиеся с горки санки?
1. Потенциальной. 2. Кинетической. 3 Кинетической и потенциальной.
4. Потенциальной, кинетической и внутренней.
В 1. На тело массой 2кг действуют вдоль одной прямой силы 10 Н и 15 Н, направленные в противоположные стороны. Тело переместилось на 50 см. Определите какую работу совершила равнодействующая сила.
В 2. При помощи подвижного блока поднимают ведро с песком весом 100Н на высоту10 м. Какую по величине работу совершают при этом?
С.1 Моторы электровоза при движении со скоростью72 км/ч потребляют мощность
4000 кВт. Определите силу тяги моторов при КПД равном 60%.
Вариант II
А 1. Мельчайшая частица вещества называется…
1. атом. 2. молекула. 3. ион. 4. электрон.
А 2.В каком агрегатном состоянии вещества диффузия протекает быстрее?
1. В твёрдом. 2. В жидком.
3. Скорость одинакова во всех агрегатных состояниях.
4. В газообразном.
А 3. Может ли сталь быть парообразной?
1. Нет, не при каких условиях. 2. Да, при определённых условиях.
3. Может находиться только в твёрдом и жидком состоянии.
4. Среди приведённых ответов нет верного.
А 4. Какая из приведённых формул позволяет определить скорость при равномерном прямолинейном движении?
1. S = v : t. 2. S = v ∙ t. 3. v = S/t. 4. v = S·t.
А 5. Масса первой жидкости равна массе второй жидкости. Сравните их плотности, если объём второй жидкости в 2 раза меньше, чем первой.
1. Плотности одинаковые. 2. Плотность первой жидкости в 2 раза больше.
3. Плотность второй жидкости в 2 раза больше.
4. Плотность первой жидкости в 4 раза меньше.
А 6. Выразите давление 100 мм рт. ст. в Паскалях.
1. 50500Па. 2. 13330 Па. 3. 26200 Па. 4. 38000 Па.
А 7.Сравните выталкивающие силы,
действующие на одинаковые по объёму
шарики: верхний - из пробки, средний - из парафина,
нижний – из стали, расположенные как показано на рис. 1. На нижний шарик больше.
2. Больше на средний шарик.
3. На верхний больше.
4. Выталкивающие силы одинаковые.
А 8. Какой энергией обладает летящая стрела?
1. Потенциальной. 2. Кинетической.
3. Потенциальной, кинетической и внутренней.
4. Кинетической и потенциальной.
В 1. На тело массой 2кг действуют вдоль одной прямой силы 10 Н и 10 Н, направленные в противоположные стороны. Тело переместилось на 50 см. Определите работу равнодействующей силы.
В 2. .Машина поднимает молот массой 100кг на высоту 2 м 60 раз в минуту. Определите её мощность.
С 1. Воздушный шар объёмом 1000м³ наполнен водородом. Может ли этот шар поднять тебя в воздух, если вес самого шара и его оснащения 2000 Н?
Учебно-тематический план 8 класс
№ п/пТема Количество часов В том числе на:
Лабораторные работы Контрольные работы
Тепловые явления 28 3 2
Электрические явления 23 4 1
Магнитные явления 6 2 1
Световые явления 11 1 1
ИТОГО 68 10 5

Содержание программы учебного курса
8 класс
Тепловые явления– 28 ч.
Внутренняя энергия. Тепловое движение. Температура. Теплопередача. Необратимость процесса теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при ее изменениях агрегатного состояния вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: тепловое движение, температура, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение; способы изменения внутренней энергии; особенности различных способов теплопередачи; примеры теплопередачи в природе и технике; определение «количество теплоты», единицы измерения, формулу; определение теплоемкости, физический смысл; расчет Q, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; расчет С твердых тел; понятия: энергия топлива, удельная теплота сгорания; закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры, агрегатные состояния вещества; плавление и отвердевание кристаллических тел; график плавления и отвердевания, удельная теплота плавления, испарение, объяснять процесс поглощения энергии при испарении и выделения ее при конденсации, кипение, влажность воздуха, устройство и принцип действия ДВС и паровой турбины, формулы и уметь их применять при решении задач по теме.
Уметь: решать задачи на количество теплоты, работать с психрометром и гигрометром, решать задачи на С.
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»
Лабораторная работа № 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа № 3 «Наблюдение за охлаждением воды при ее испарении и определение влажности воздуха»
Контрольная работа № 1 «Тепловые явления»
Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатного состояния вещества»
Электрические явления – 23 ч.
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Нагревание проводников электрическим током. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: понятие «электризация тел при соприкосновении»; принцип действия и назначение электроскопа, понятие «электрическое поле», его графическое изображение, закон сохранения электрического заряда, строение атомов; понятия: электрический ток, источники электрического тока; условия возникновения электрического тока; понятие «электрическая цепь», понятия «сила тока», «напряжение», «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения; устройство амперметра, вольтметра, их обозначения в электрических цепях; определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл, устройство и принцип действия реостата, обозначение его в электрических цепях; понятия: мощность электрического тока, обозначение физической величины, единицы измерения; устройство и объяснять работу электрических приборов, принцип нагревания проводников электрическим током.
Уметь: объяснять электрические явления и их свойства; действие электрического тока и его направление; производить расчеты R проводника, используя формулу закона Ома, находить удельное сопротивление; измерять и находить по показаниям приборов значение физических величин, входящих в формулу закона Ома; рассчитать I, U и R цепи при последовательном и параллельном соединении проводников; решать задачи; объяснить работу тока; снимать показания приборов и вычислять работу и мощность.
Лабораторная работа № 4«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»
Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Контрольная работа № 3 «Электрические явления»
Магнитные явления –6 ч.
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: понятие «магнитное поле» и его физический смысл; устройство и применение электромагнитов; устройство электрического двигателя; устройство электроизмерительных приборов.
Уметь: объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние; объяснить действие магнитного поля на проводник с током; объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий; объяснять устройство двигателя постоянного тока на модели.
Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»
Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления»
4.Световые явления – 11 ч.
Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: понятия: источники света; законы отражения света; понятие «плоское зеркало»; законы преломления света; знать, что такое линзы, давать определение и изображать их.Уметь: объяснить прямолинейное распространение света, строить изображения, даваемые линзой; решать задачи.
Лабораторная работа № 10 «Получение изображения с помощь линзы»
Контрольная работа № 5 «Световые явления»
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»
Вариант № 1
Определите количество теплоты, необходимое для нагревания чугунного радиатора водяного отопления массой 65 кг от 20 до 42 С. Удельная теплоемкость чугуна 460 Дж/(кг С).
При сжигании спирта выделилось 5,4 МДж теплоты. Определите массу сгоревшего спирта, если его удельная теплота сгорания равна 27 МДж/кг.
Стальную болванку, массой 150 г, раскаленную до 650С, опускают для закалки в сосуд, содержащий 800 г воды при температуре 15 С. Какова удельная теплоемкость стали, если вода нагрелась до 28С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС).
Вариант № 2
Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы нагреть на 40С медный цилиндр массой 0,5 кг. Удельная теплоемкость меди 400 Дж/(кгС).
При сгорании спирта выделилось 2,7 МДж теплоты. Определите массу сгоревшего спирта, если его удельная теплота сгорания равна 27 МДж/кг.
Стальное сверло, массой 42 г, при остывании от 140 до 40С выделяет столько же теплоты, сколько необходимо для нагревания воды массой 92 г от 35 до 40 С. Определите удельную теплоемкость стали. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кгС).
Контрольная работа № 2 по теме «Изменение агрегатного состояния вещества»
Вариант 1
1.Трактор при вспашке земли израсходовал дизельное топливо массой 30 кг, удельная теплота сгорания которого 4,4*107 Дж/кг. Какая энергия выделилась при сгорания топлива?
2.Какую энергию отдаст в окружающее пространство вода, массой 1 т, при охлаждении от 15°С до 0°С и превращения ее в лед при 0°С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*°С. Удельная теплота плавления льда 3,4*105 Дж/кг.
3.Какое количество теплоты выделится при конденсации водяного пара массой 205 кг, имеющего температуру 100°С? Удельная теплота парообразования воды 203 МДж/кг.
4.Какое количество теплоты потребуется для нагревания 20 литров воды от 20 до 42°С в чугунной кастрюле массой 15 кг? Удельная теплоемкость чугуна 460 Дж/(кг*°С), удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг*°С), плотность воды 1000 кг/м3.
Вариант 2
1.Двигателем моторной лодки израсходован бензин массой 5 кг. Какая энергия выделилась при сгорания бензина? Удельная теплота сгорания бензина 4,6*107 Дж/кг.
2.Какая энергия требуется для плавления алюминия массой 200 кг, имеющего температуру 20°С? Температура плавления алюминия 660°С. Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг*°С. Удельная теплота плавления алюминия 3,9*105 Дж/кг.
3.Из чайника выкипела вода массой 0,5 кг. Какое количество теплоты было затрачено на парообразование? Удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг.
4.Какое количество теплоты необходимо затратить для превращения льда массой 5 кг в воду температурой 0°С, если начальная температура льда -10°С? Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг*°С), удельная теплота плавления льда 3,4*105 Дж/кг.
Контрольная работа № 3  по теме «Электрические явления»
Вариант 1.
1.       Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.
2.       По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут.  Чему равна сила тока в лампе?
3.       При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?
4.       Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
5.       По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
Вариант 2.
1.       Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)
2.       Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?
3.       Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.
4.       Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом мм2 / м)
5.       Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2/м
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления»
1. Какое явление наблюдается в опыте Эрстеда?
А) взаимодействие проводников с током;Б) взаимодействие двух магнитных стрелок;
В) поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током.
2. Возле проводника с током расположена магнитная стрелка. Как изменится ее направление, если изменить направление силы тока?
А) повернется на 900;Б) повернется на 3600;В) повернется на 1800.
3. Почему магнитная стрелка поворачивается вблизи проводника с током?
А) на нее действует магнитное поле;Б) на нее действует электрическое поле;
В) на нее действует сила притяжения;
Г) на нее действуют магнитные и электрические поля.
4. Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?
А) магнитное поле существует вокруг неподвижных заряженных частиц;
Б) магнитное поле существует вокруг любого проводника с током;
В) магнитное поле действует на неподвижные заряженные частицы.
5. Что является надежным защитником человека от космических излучений?
А) магнитное поле Земли;Б) земная атмосфера;В) и то и другое.
6. Как взаимодействуют между собой полюсы магнита?
А) одноименные полюса отталкиваются, разноименные полюса притягиваются;
Б) разноименные полюса отталкиваются, одноименные полюса притягиваются;
В) не взаимодействуют.
7. Чем объяснить, что магнитная стрелка устанавливается в данном месте Земли вопределенном направлении?
А) существованием электрического поля;Б) существованием магнитного поля Земли;
В) существованием электрического и магнитного полей Земли.
8. Как называются магнитные полюсы магнита?
А) положительный, отрицательный;Б) синий, красный;В) северный, южный.
9. Где находятся магнитные полюсы Земли?
А) вблизи графических полюсов;Б) на географических полюсах;
В) могут быть в любой точке Земли.
10. Какое сходство имеется между катушкой с током и магнитной стрелкой?
А) катушка с током, как и магнитная стрелка, имеет два полюса — северный и южный;
Б) существует электрическое поле;В) действуют на проводник с током.
11. Будет ли отклоняться магнитная стрелка вблизи проводника, если проводник, покоторому течет ток, согнуть вдовое?
А) будет;Б) не будет;В) повернется на 900.
12. Как изменяется магнитное действие катушки с током, когда в нее вводят железный сердечник?
А) уменьшается;Б) не изменяется;В) увеличивается.
13. Что надо сделать, чтобы изменить магнитные полюсы катушки с током на противоположные?
А) изменить направление электрического тока в катушке;
Б) изменить число витков в катушке;
В) ввести внутрь катушки железный сердечник.
14. Что собой представляет электромагнит?
А) катушка с током с большим числом витков;
Б) катушка с железным сердечником внутри;
В) сильный постоянный магнит.
15. Какие устройства применяются для регулирования тока в катушке электромагнита?
А) ключ;Б) предохранитель;В) реостат.
16. В чем главное отличие электромагнита от постоянного магнита?
А) можно регулировать магнитное действие электромагнита, меняя силу тока в катушке;
Б) электромагниты обладают большей подъемной силой;
В) нет никакого отличия.
17. Какие из перечисленных вещества не притягиваются магнитом?
А) железо;Б) сталь;В) никель;Г) алюминий.
18. Почему для изучения магнитного поля можно использовать железные опилки?
А) в магнитном поле они намагничиваются и становятся магнитными стрелками;
Б) железные опилки хорошо намагничиваются;
В) они очень легкие.
19. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
А) располагаются вдоль проводника с током;
Б) образуют замкнутые кривые вокруг проводника с током;
В) располагаются беспорядочно.
20. Какой магнитный полюс находится вблизи Южного географического полюса Земли?
А) северный;Б) южный;В) северный и южный;Г) никакой.
21. Чем можно объяснить притяжение двух параллельных проводников с током?
А) взаимодействием электрических зарядов;
Б) непосредственным взаимодействием токов;
В) взаимодействием магнитных полей двух электрических токов.
22. К полюсу магнита притянулись две булавки. Почему их свободные концыотталкиваются?
А) концы булавок имеют разноименные полюсы;
Б) концы булавок имеют одноименные полюсы;
В) концы булавок не намагничены.
23. Какие явления происходят во время работы микрофона с его мембраной?
А) звуковые колебания;Б) механические колебания в такт звуковым;
В) сопротивление то увеличивается, то уменьшается.
24. Если полосовой магнит разделить пополам
N
S
А
В
на части А и В, то каким магнитным свойством
будет обладать конец А?
А) будет южным магнитным полюсом;
Б) будет северным магнитным полюсом;
В) не будет обладать магнитным полюсом.
25. Какой полюс появится у заостренного конца железного гвоздя, если к его головке приблизить южный полюс магнита?
А) северный полюс;Б) южный полюс;В) не будет никакого полюса.
26. На чем основано устройство электродвигателя?
А) на взаимном притяжении проводников с током;
Б) на взаимодействии постоянных магнитов;
В) на вращении катушки с током в магнитном поле.
27. Что имеется общего в устройстве электрического звонка, телеграфного аппарата и телефонной трубки?
А) постоянный магнит;Б) электромагнит;В) источник тока.
28. К одному из полюсов магнитной стрелки приблизили иголку. Полюс стрелкипритянулся к иголке. Может ли это служить доказательством того, что игла намагничена?
А) да;Б) нет.
29. Какие превращения энергии происходят при работе электродвигателя?
А) электрическая энергия превращается в механическую;
Б) механическая энергия превращается в электрическую;
В) внутренняя энергия превращается в электрическую.
30. Какое свойство магнитного поля используется в электродвигателях?
А) магнитное поле действует на проводник с током;
Б) магнитное поле возникает вокруг проводника с током.
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления»
Вариант 1
При каком условии тело дает на экране резкую тень без полутени? Ответ поясните чертежом.
Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25 м/с. С какой скоростью она сближается со своим изображением?
Почему, оценивая на глаз глубину водоема, мы всегда ошибаемся: глубина кажется меньше, чем в действительности. Ответ поясните рисунком.
Предмет помещен на расстоянии 40 см от тонкой линзы, оптическая сила которой равна 4 дптр. Какое и где получится изображение предмета? Чему равно фокусное расстояние линзы? Сделайте чертеж. Для устранения какого дефекта зрения может быть использована эта линза?
Вариант 2
Почему полутень от ног человека на дороге более четкая, чем тень головы? Ответ обоснуйте.
Девочка стоит перед плоским зеркалом. Как изменится расстояние между девочкой и ее изображением в зеркале, если она отступит от зеркала на 1м? Ответ поясните рисунком.
Как нужно нацелиться в предмет, находящийся под водой, чтобы попасть в него – выше или ниже предмета? Ответ поясните чертежом.
Предмет помещен на расстоянии 60 см от тонкой линзы, оптическая сила которой равна 2 дптр. Какое и где получится изображение предмета? Чему равно фокусное расстояние линзы? Сделайте чертеж. Для устранения какого дефекта зрения может быть использована эта линза?
Учебно-тематический план 9 класс
№ п/пТема Количество часов В том числе на:
Лабораторные работы Контрольные работы
Законы взаимодействия и движения тел 28 2 2
Механические колебания и волны. Звук. 15 1 1
Электромагнитное поле 11 1 1
Строение атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. 14 2 1
ИТОГО 68 6 5
Содержание программы учебного курса
9 класс
Законы взаимодействия и движения тел – 28 ч.
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущегося тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падание. Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение. Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела, брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: смысл физических величин: путь, скорость, ускорение; смысл физических величин: импульс тела, импульс силы, механическая работа, мощность;Уметь: описывать различные виды движения; строить графики пути и скорости; определять ускорение движения и мгновенную скорость; решать качественные, расчётные и графические задачи по теме «Законы взаимодействия и движения тел»; описывать и объяснять с помощью законов Ньютона различные виды движения; измерять ускорение свободного падения
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»
Контрольная работа № 1 «Основы кинематики»
Контрольная работа № 2 «основы динамики»
Механические колебания и волны. Звук – 15 ч.
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длины волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: физический смысл основных характеристик колебательного движения; смысл физических величин: волна, длина волны, скорость волны, звуковые колебания, высота, тембр, громкость и скорость звука;Уметь: выяснять, как зависят период и частота свободных колебаний нитяного маятника от его длины; применять полученные знания при решении простейших задач
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити»
Контрольная работа № 3 «Механические колебания. Звук»
Электромагнитное поле – 11 ч.
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и однородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет – электромагнитная волна.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: смысл понятий и основные свойства электрического и магнитного полей; правило буравчика, правило левой руки; смысл понятий: индукция магнитного поля, магнитный поток,закон электромагнитной индукции и правило Ленца, принцип получения переменного тока; смысл физических понятий: электромагнитное поле, электромагнитные волны, интерференция света;
Уметь: определять направление силы Ампера; объяснять электромагнитную природу света.
Лабораторная работа № 4«Изучение явления электромагнитной индукции»
Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле»
4.Строение атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. – 14ч.
Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразования внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.
В результате изучения темы обучающийся должен
Знать: планетарную модель строения атома; из каких элементарных частиц состоит ядро атома; историю открытия протона и нейтрона; строение атомного ядра; смысл физических понятий: энергия связи, радиоактивность; смысл понятий: быстрые и медленные нейтроны, управляемые и неуправляемые ядерные реакции, обогащённый уран; основные виды элементарных частиц, античастиц.
Уметь: объяснять и описывать экспериментальные методы исследования частиц; характер движения заряженных частиц; определять зарядовое и массовое числа, пользуясь периодической таблицей; характеризовать альфа-, бета- и гамма-излучения; записывать простейшие уравнения превращений атомных ядер, рассчитывать дефект масс; применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана; приводить примеры практического применения ядерных реакторов; объяснять и описывать биологическое действие радиации, получение и применение радиоактивных изотопов; приводить примеры термоядерных реакций.
Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»
Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра»
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»
Вариант 1
Укажите, какие тела покоятся, а какие движутся для пассажира скорого поезда, движущегося равномерно.
Автобус, подъезжая к остановке, снижает скорость от 15 м/сдо полной остановки в течение 15 секунд. С каким ускорением двигался автобус?
Мотоциклист, трогаясь с места, в течение 10 с разгоняется до скорости 72 км/ч. Какое расстояние за это время проехал мотоциклист? С каким ускорением он двигался?
Автобус проехал первые 5 км со скоростью 10 м/с, а следующие 10 км – со скоростью 20 м/с. Найдите среднюю скорость автобуса на всем пути.
Вариант 2
Мимо дежурного по станции проходит пассажирский поезд. Укажите, какие тела движутся, а какие покоятся относительно дежурного по станции.
Поезд, отъезжая от станции, в течение 30 с набирает скорость 18 м/с. С каким ускорением движется поезд?При экстренном торможении автомобиль в течение 5 с проехал расстояние 12,5 м до полной остановки. С каким ускорением двигался автомобиль? С какой скоростью двигался автомобиль перед началом торможения?
Поднимаясь в гору, лыжник проходит путь, равный 3 км со средней скоростью 5,4 км/ч. Спускаясь с горы – со скоростью 10 м/с, он проходит путь 1 км. Определите среднюю скорость движения лыжника на всем пути.
Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики»
Вариант 1
Какое ускорение будет сообщать камню массой 3 кг сила 9 Н?
Каким импульсом обладает тело массой 200 г движущееся со скоростью 18 км/ч?
Под действием силы тело массой 2 кг движется с ускорением 2 м/с2. С каким ускорением будет двигаться тело массой 5 кг под действием этой же силы?
Вы катитесь на велосипеде по инерции со скоростью 5 м/с. Ваша масса вместе с велосипедом 70 кг. Вы наклоняетесь и подхватываете рюкзак, лежащий на земле, при этом ваша скорость уменьшается до 4 м/с. Определите массу рюкзака.
Вариант 2
С каким ускорением будет двигаться тело массой 3 кг под действием постоянной силы в 6 Н?
Каким импульсом обладает тело массой 600 г, движущееся со скоростью 180 м/мин?
Сила 100 Н сообщает телу ускорение 0,5 м/с2. Какая сила сообщит этому телу ускорение 1,5 м/с2?
Электровоз массой 180 т, движущийся по инерции с выключенным двигателем со скоростью 0,5 м/с, подъезжает к неподвижному вагону и продолжает двигаться вместе с ним. Какова масса вагона, если скорость электровоза уменьшилась до 0,4 м/с?
Контрольная работа № 3 «Механические колебания. Звук»
Iвариант
Амплитуда колебаний математического маятника равна 6 см. Какой путь проходит маятник, совершив 5 полных колебаний?
Вычислить период колебаний математического маятника, у которого длина нити равна 10 м. Сколько колебаний совершит маятник за 2 минуты?
Частота колебаний камертона равна 440 Гц. Скорость распространения звука в воздухе 340 м/с. Определите длину звуковой волны, создаваемой камертоном.
Какова глубина моря, если посланный и отраженный сигнал от морского дна возвратился через 1,5 с? (Скорость звука в воде принять равной 1500м/с).
Охотник, стоя на берегу озера, заметил стаю уток, пролетавших над ним, сделав выстрел, он заметил, что подстреленная утка упала в озеро. Образовавшаяся при этом волна дошла до берега за 30 с, расстояние между гребнями волны было 0,4 м, а за 3 сбыло 6 всплесков о берег. На каком расстоянии от берега подстреленная утка упала в озеро?
II вариант
Математический маятник за 3 полных колебаний прошел путь равный 60 см. Определите, чему равна амплитуда колебаний маятника.
Чему равен период колебаний тела массой 400 г, совершающего колебания на пружине жесткостью 40 Н/м? За какое время тело совершит 5 полных колебаний?
Звуковая волна от источника колебаний с частотой 300 Гц распространяется в воде. Длина воды равна 5 м. Чему равна скорость звука в воде?
На каком расстоянии от подводной лодки находится противолодочный корабль, если сигнал, посланный сонаром с подводной лодки, отразившись от корабля, вернулся обратно через 0,5 с после его посылки? (Скорость звука в воде принять равной 1400 м/с).
Рыболов, сидя в лодке, заметил, что в течение 16 с о борт лодки волна ударилась 8 раз, а расстояние между гребнями волн 40 см. Какова скорость распространения волн?
Контрольная работа № 4 по теме « Электромагнитное поле»
Вариант 1
1.Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.

Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена
Вниз ; 2) вверх; 3) из плоскости листа на нас; 4) в плоскость листа от нас.
2.В однородном магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.
1) 0,05 Тл; 2) 0,0005 Тл; 3) 80 Тл; 4) 0,0125 Тл.
3.Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо его. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.
171450022225
Ток в кольце возникает
1)в обоих случаях; 2) ни в одном из случаев; 3) только в первом случае; 4) только во втором случае.
4.Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн 3∙108мс.
1)0,5 м; 2) 5 м; 3) 6 м; 4) 10 м.
5.Установите соответствие между научными открытиями и учёными, которым эти открытия принадлежат.
В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЁНЫЕ
А) создал теорию электромагнитного 1) Т. Юнг.
поля 2) М. Фарадей
Б)зарегистрировал электромагнитные 3) Д.Максвелл
волны 4) Б. Якоби
В) Получил интерференцию света 5) Г. Герц
А Б В
Вариант 2
1.Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.

Как направлена сила, действующая на сторону ab рамки со стороны магнитного поля?
1)Вниз ; 2) вверх; 3) из плоскости листа на нас; 4) в плоскость листа от нас.
2.Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течёт электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 900 к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля?
1) 240 Н; 2) 0,15 Н; 3) 60 Н; 4) 2,4 Н.
3.Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосовым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо ( см. рисунок)

При этом индукционный ток течёт
1)в обоих случаях; 2) ни в одном из случаев; 3) только в первом случае; 4) только во втором случае.
4.Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряжённости электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн 3∙108мс.
1)1014 Гц; 2) 5∙1013 Гц; 3) 1013 Гц; 4) 5∙1014 Гц.
5.Установите соответствие между научными открытиями и учёными, которым эти открытия принадлежат.
В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОСОБЕННОСТИ ВОЛН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ
А) волны с минимальной частотой 1)Радиоволны
2)Инфракрасное излучение
Б)Волны, идущие от нагретых тел 3)Видимое излучение
В)Волны, обладающие большой 4)Ультрафиолетовое излучение
проникающей способностью 5)Рентгеновское излучение
А Б В
Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра»
Вариант 1
Уровень А.
1.β-излучение - это
вторичное радиоактивное излучение при начале цепной реакции
поток нейтронов, образующихся в цепной реакции
электромагнитные волны
поток электронов
2. При изучении строения атома в рамках модели Резерфорда моделью ядра служит
электрически нейтральный шар
положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
отрицательно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
положительно заряженное тело малых по сравнению с атомом размеров
3. В ядре элемента содержится
92 протона, 238 нейтронов
146 протонов, 92 нейтрона
92 протона, 146 нейтронов
4) 238 протонов, 92 нейтрона
4. На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому соответствует схема
left635
5.Элемент испытал α-распад. Какой заряд и массовое число будет у нового элемента Y?
1) 2) 3) 4)
6. Укажите второй продукт ядерной реакции

1) 2) 3) 4)
Уровень Вустановите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ УЧЕНЫЕ
А) Явление радиоактивности 1) Д. Чедвик
Б) Открытие протона 2) Д. Менделеев
В) Открытие нейтрона 3) А. Беккерель
4) Э.Резерфорд
5) Д. Томсон
А Б В
Уровень С8.Определите энергию связи ядра изотопа дейтерия (тяжелого водорода). Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра дейтерия 2,0141 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 . 10 кг, а скорость света с = 3 10 м/с. 9. Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.
Вычислите энергетический выход ядерной реакции.
Учтите, что 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
Вариант 2
Уровень А1. -излучение - это
поток ядер гелия 2) поток протонов
3)поток электронов 4) электромагнитные волны большой частоты
2. Планетарная модель атома обоснована
расчетами движения небесных тел
опытами по электризации
опытами по рассеянию - частиц
фотографиями атомов в микроскопе
р- число протонов n- число нейтронов
110 50
60 50
50 110
50 60
3.В какой из строчек таблицы правильно указана структура ядра олова ?
1)
2)
3)
4)
4. Число электронов в атоме равно
числу нейтронов в ядре
числу протонов в ядре
разности между числом протонов и нейтронов
сумме протонов и электронов в атоме
5. Какой порядковый номер в таблице Менделеева имеет элемент, который образуется в результате -распада ядра элемента с порядковым номером Z?
1) Z+2 3) Z-2
2) Z+1 4) Z-1
6. Какая бомбардирующая частица Х участвует в ядерной реакции
Х + ?
-частица Не 2) дейтерий Н
3)протон Н 4) электрон
Уровень В7.установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ
А) Энергия покоя 1)
Б) Дефект массы 2) (
В) Массовое число 3)
4) Z+N
5) A-Z
А Б В
Уровень С8. Определите энергию связи ядра гелия Не (-частицы).
Масса протона приблизительно равна 1,0073 а.е.м., нейтрона 1,0087 а.е.м., ядра гелия 4,0026 а.е.м., 1 а.е.м. = 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с. 9.Записана ядерная реакция, в скобках указаны атомные массы (в а.е.м.) участвующих в ней частиц.

Какая энергия выделяется в этой реакции? Учтите, что 1 а.е.м.= 1,66 кг, а скорость света с = 3 м/с.
Учебно-методические средства обучения
Литература (основная)
Перышкин А. В. Физика 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
Перышкин А. В. Физика 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Перышкин А. В. Физика 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
Малафеев Р. И. Творческие задания по физике. М.: Просвещение, 1971.
Нестандартные уроки по физике 7-10 кл./Сост. С. В. Боброва. Волгоград, 2002.
Литература (дополнительная)
Горев Л А Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1974.
Делягив Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. М.: Просвещение, 1986.
Учебная физика. Научно-практический журнал для преподавателей физики, учителей, студентов, учащихся.
Дидактические материалы
Лукашик В. И., Иванова Е. В.. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А.. Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2001.
Гладышева Н. К., Нурминский И. И.. Физика. Тесты. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2002.
Марон А. Е. Физика. 7 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2005.
Марон А. Е. Физика. 8 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2005.
Марон А. Е. Физика. 9 класс. Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2005.
Кабардин О. Ф. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11классы. М.: Дрофа, 2002.
Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Молекулярная структура материи. Внутренняя энергия. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Свет. Оптические явления. Колебания и волны. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Электрический ток. Получение и передача электроэнергии. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Земля и ее место во Вселенной. Элементы атомной физики. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Электрические поля. Магнитные поля. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Работа. Мощность. Энергия. Гравитация. Закон сохранения энергии. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Электронные уроки и тесты. Физика в школе. Движение и взаимодействие тел. Движение и силы. Просвещение-МЕДИА, 2005.
Библиотека наглядных пособий. Физика. 7-11 классы. Формоза, 2004.
Физика. 7-11 классы. Практикум. Физикон, 2003.
Оборудование и приборы
Ноутбук
Рычажные весы с разновесами
Измерительный цилиндр
Штатив с муфтой, лапкой и кольцом
Динамометр
Барометр
Сообщающиеся сосуды
Манометр
Рычаг
Калориметр
Термометр
Амперметр
Ключ
Низковольтная лампа на подставке
Источник питания
Электромагнит
Вольтметр
Резистор
Реостат
Медная катушка
Линзы
Камертон