Занимательный материал на уроках русского языка в начальной школе.




«Занимательный материал на уроках русского языка в начальных классах»

Введение

Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, эстетическими ценностями. Через язык он приобщается к сокровищам мировой литературы. Через язык он выражает свои мысли, чувства, волеизъявления. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться со взрослыми, друзьями. Через слово усваиваются и основные понятия. А так, как мы знаем, что имя существительное и глагол составляют более 70% наших слов, то основное обучение языку и падает на эти части речи. Причем существительное составляет приблизительно 44% всех слов, употребляемых человеком.
Игра заложена в человеке на уровне инстинкта. В любом возрасте человек любит играть. У ребенка игра играет важную роль, пожалуй, главную роль в его развитии, т.к. именно в процессе игры формируется его представление об окружающем мире, о социальных взаимоотношениях и формируется понятие о том месте, которое он занимает в обществе.
Учитывая объемность темы, которая является сквозной в начальной школе, я выбрала тему по самообразованию «Занимательный материал на уроках русского языка (при изучении имени существительного)».
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, т.к. все предметы, явления, события окружающего мира имеют свои названия – и все эти названия представлены именами существительными.


Педагогическая база обучения русскому языку
в игровой форме

Все основные дидактические принципы, свойственные педагогике находят применение и в методике обучения русскому языку. Но здесь наблюдается некоторая специфика их проявления.
Важным для развития методики является разработка в дидактике способов организации познавательной деятельности учащихся. Был поставлен вопрос о том, что на ряду с рецептивной и репродуктивной деятельностью (восприятием и воспроизведением материала) значительное место отводится и продуктивной, поисковой или частично поисковой деятельности ребенка. Только в ходе такой деятельности учащихся можно сформулировать основы самостоятельности мышления, зачатки творчества и в целом содействовать развитию личности каждого ученика. Дальнейшая разработка выдвинутой в рамках единой психолого-педагогической концепции о взаимосвязи обучения и развития привела к появлению в дидактике новой теории – теории проблемного обучения. Сущность этого типа обучения заключается в следующем:
«Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации». Так из дидактики в методику пришли понятия проблемная ситуация, познавательные задачи. В процессе игровой деятельности учитель создает искусственную (учебную) проблемную ситуацию, в процессе решения которой он решает поставленные познавательные задачи.
Одной из сторон мотивационной сферы учебной деятельности является интерес к учению. Он тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Чтобы возбудить интерес к учебе, нужно создать мотив, а затем открыть учащимся возможность нахождения цели. «Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший сферой целей учащегося в связи с тем или иным побуждающим мотивом».
Иногда, в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями ребенка. Безусловно, эта особенно важно, но все же, для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельному решению учебных целей.
В воспитании интереса к ученикам велика роль занимательности, особенно в младших классах. Она создает атмосферу заинтересованности, рождает чувство ожидания. От степени заинтересованности зависти и характер внимания на уроке, его активность, а также творческий подъем учащихся.
Интересы детей младшего школьного возраста еще тесно связанны с игровой учебной деятельностью. Они любят такую учебную деятельность, в которой есть элементы игры, в которой они могут преуспеть, которая им по силам. Но игровая деятельность, способствующая, безусловно, развитию интереса на уроке, не должна превращаться в самоцель.
Таковы лингвистические, психологические и педагогические основы методики обучения русскому языку в начальных классах через игровую деятельность.


Дидактические игры как средство познания языковой картины мира
и как средство коммуникативной деятельности
на уроках русского языка

В педагогике глубоко разработана теория игры, которая широко используется в развитии детей дошкольного возраста, но так же используется и в системе обучения школьного образования.
В.В. Давыдов, ДБ. Эльконин, Л.В. Занков, Н.Н. Подъяков, В.П. Зинченко утверждали, что через игру, точнее: её занимательную форму, можно преодолеть барьер непрерывного образования между возрастными различиями детей.
Это научное положение является весомым в обеспечении преемственности работы дошкольного учреждения и начальной школы.
Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают её чрезвычайно важное значение в развитии ребёнка. В результате игры у детей возрастает интерес к учебным действиям, учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии - вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок доступным, интересным, познавательным, помогает повысить активность детей и прочно усвоить учебный материал.
Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. Эти ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность, как учебную, со всеми её особенностями, правилами и результатами.
Слова Ш.А. Амонашвили: «... без педагогической игры на уроке не возможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» - стали основным правилом в нашей работе. На уроках создаются такие учебные ситуации, которые позволяют каждому ребёнку проявить себя. Эти ситуации помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал.
Вспоминая слова А.С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», - планируя игры на уроке, важно не забывать, что учёба - это труд, кропотливая работа, и игра способна на первом году школьного обучения сделать этот труд интересным и посильным. Важно с первого дня учёбы увлечь ребёнка в мир знаний, поэтому лучше урок начинать с игры, используя красочный наглядный материал.
На уроки в гости к детям приходят разные сказочные герои, но чаще всего приходила русская Матрёшка. Эта игрушка с секретом. Открываем по одной матрёшке, и в каждой задание. В одной - счёт от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй - работа по составу числа, в третьей - составление задачи и т.д.
Дети любят, когда они учат сами кого-то. На стене висит паучок Кузя и каждый урок дети говорят слова «Птичка учит пению, а паучок терпению». Радуются, когда у паучка голубые глазки - значит он доволен их работой и всё понял, что они говорили. Если красные глазки (учитель меняет) - кто-то огорчился, надо помочь этому ученику.
В солнечный день отправляемся на экскурсию в сказочный лес (рисунок поляны), где нужно собрать грибы, но забрать их можно только тогда, когда решили пример, который записан с обратной стороны.
Игры помогают ребёнку оказаться в лесу, на море, на речке и т.д.
С большим успехом проходят игры «Путешествия по океану гласных», «В гостях у Карандаша» и многие другие.
Игры помогают учителю научить детей говорить, высказывать свои мысли, уважать товарища и соблюдать правила игры. Начиная свою речь, дети говорят: «Я думаю», «Я считаю» и они знают, что имеют право на ошибки при высказывании своей мысли.
У наших детей «болезнь» - неумение говорить. Эта «болезнь» приходит к нам из детского сада, потому что именно там мало внимания уделяют разговорной речи детей, умению слушать и пересказывать сказки, строить предложения. Воспитатели же берут в основном на себя функцию учителя: учат читать, писать, чего делать ни в коем случае нельзя, потому что приходится переучивать детей, а это труднее, чем научить. А вот говорить - не учат. А это главная задача воспитателя, а в школе уже и учителя.
Поэтому с первых дней обучения в школе ставится задача: «Научить детей говорить умно, грамотно и связно». И тут на помощь приходит игра. Заводятся творческие тетради, работая в которых, привлекаем и мам, и пап, т.е. всю семью, что тоже немало важно на данном этапе обучения. В них мы придумываем сказки собственного сочинения, стихи, разгадываем ребусы и кроссворды, даём интервью друг другу.
Со второго полугодия вводим рубрики «Возможно ли это?».
- В морозном воздухе носились мухи. «Почему? Зачем?»
- У мальчика заболел живот. Врач посмотрел на его руки и сказал: «Всё ясно».
Эти вопросы задаёт ученик-корреспондент, дети отвечают на них, высказывая свою точку зрения. Другие дополняют, не повторяя того, что уже сказано. Значит нужно слушать внимательно товарищей.
Мы, учителя начальной школы, считаем, что урок имеет большую ценность, если в учебный процесс включены игры. И вот почему.
Во-первых, серьёзный труд делается для детей занимательным. Дети работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой - всё это положительно влияет на результативность обучения.
Во-вторых, планируя такой урок, можно тесно связать его с жизнью, а это, в свою очередь, помогает активизировать познавательную деятельность детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.
И, в-третьих, на таких уроках нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель. Если мы «рвём» грибы, надо помнить, как их надо срывать, не повредив грибницу, надо помнить об ядовитых грибах, о их вреде и опасности для жизни людей, но о пользе для животных.
Если «идём» на рыбалку, помним о том, что нельзя засорять водоёмы.
В гостях у Чебурашки закрепляем правила поведения.
Игра поглощает детей, им некогда отвлекаться.
Но не надо забывать, что игра на уроке должна быть творческого характера и должна ставить определённую цель в учебном процессе, а не развлекать детей.
Таким образом, игра на первом этапе обучения в начальной школе является той незримой ступенью, которая помогает совершить плавный переход от простого к сложному этапу познания. Игра помогает снижению психических и физических перегрузок школьников.

Дидактические требования к игровой деятельности
на уроках русского языка

Еще древние греки говорили, корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными словами тому, чему можно научиться с улыбкой. Если интересно построить урок, если попытаться вызвать в глазах детей удивительное любопытство, азарт, восторг, радость, то корень учения может заменить свой вкус и стать сладким. В этом учителю поможет занимательная наука – занимательное языкознание.
Бесспорна ценность учебников, научных трудов, всевозможных умных и ценных книг. Но иногда в них материал изучается так сухо, скучно Есть, кончено, и немало учебников, где материал изложен интересно, наглядно, увлекательно, занимательно.
Занимательное – это не одно и то же, что и словесное, занятное, забавное. Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом.
Не столь легко науку о языке сделать занимательной, хотя в жизни любого человека, любого народа язык занимает главное место – это важнейшее средство человеческого общения. Но как к нему относятся? Для одних язык – нечто само собой разумеющееся, они пользуются им, владеют им, но не задумываются над его сущностью, свойствами.
Другие, наоборот, интересуются его устройством, происхождением отдельных слов, спецификой их образования, употребления. Порой они ищут ответы на вопросы в школьных учебниках. Но там ответа нет. В специальных справочниках ответы есть, но, зачастую, для не лингвиста, они столь мудрены, что понять невозможно. И тогда на помощь приходит занимательная грамматика.
Для учащихся младших классов – занимательные и игровые задания играют первостепенную роль.
Как сделать урок интересным, задания занимательными – над этим вопросом работает не одно поколение учителей. Чтобы добиться этого, учитель должен быть:
- терпелив в общении с детьми;
- терпим к их незнанию, непониманию;
- знать особенности психофизического развития младших школьников: внимание и запоминание еще слабое; дети очень эмоциональны и впечатлительны; воля и сознательность развиты еще слабо; отсутствует усидчивость, дети подвижны; повышенная утомляемость и пр.
Всегда нужно понимать золотое правило: знания, усвоенные без интереса, не окрашены собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
А.С. Макаренко придавал большое значение игре детей и сравнивал ее с работой взрослых. «Хороша игра, - говорил он, - похожа на хорошую работу, и плохая игра похожа на плохую работу. В каждой игре есть, прежде всего рабочее усилие мыслей».
В языковых играх, несомненно должно быть «усилие мыслей». Игры должны способствовать расширению и укреплению навыков устной речи, они должны быть не только занимательными, но и обучающими.
В дидактических познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.
Каждая дидактическая игра имеет свою структуру:
цель игры – обучающая;
правило игры – пути решения задачи;
игровые действия – реализация поставленной задачи;
окончание игры;
итог игры и оценка учителем деятельности участников игры – оценки корректные, даже либеральные, мягкие.
Успех игры зависит от четкого объяснения правил.
Занимательность может проявляться в различных формах:
- в неожиданной постановке вопроса;
- в создании проблемной ситуации;
- в необычной форме проведения урока (виде интервью, путешествия, инсценировки и пр.).
к занимательности, используемой на уроках русского языка, предъявляются следующие требования:
1. задания должны соответствовать психофизическим возрастным особенностям школьника;
2. задания должны быть доступны в исполнении;
3. задания должны соответствовать изучаемой грамматической теме;
4. игра не должна быть самоцелью;
5. учитель не должен вмешиваться в игру, но только корректировать ее;
6. нельзя во время игры делать негативные замечания, наоборот, надо всячески поощрять участников игрового процесса;
7. игра или выполнение занимательного задания обычно должны проводиться на этапах закрепления, повторения, обобщения учебного материала;
8. игра не должна занимать много времени


Классификация дидактических игр

Обращение к игре на уроках русского языка объясняется тем, что в игровой деятельности легче воспроизвести основные факторы, определяющие коммуникацию, лексические особенности и грамматический строй русского языка. Игра создает в классе атмосферу свободного общения, привлекает внимание всего класса. В игре учащиеся попадают в ситуации, позволяющие им самим критически оценить свои знания. Игры в веселой форме способствуют развитию речи, прививают навыки практического применения знаний по языку. Игра - это и школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение в коллективе, правила речевого этикета в разных речевых ситуациях. Игра полезна и тем, что речь учащихся оценивается не по косвенным критериям (скорость говорения, чтения, число ошибок языковых и речевых), а по коммуникативному эффекту: учащиеся справились с заданием, достигли поставленной цели, следовательно, владеют изучаемым материалом и получают хорошие оценки.
Все языковые игры можно разделить на несколько групп:
1. игры графические - основная цель которых усвоение значений, написаний и употреблений всех букв русского алфавита (примечание: графические игры можно проводить тогда, когда дети изучили все буквы алфавита, умеют свободно читать и писать);
2. игры словарные - основная цель обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование лексического строя их речи;
3. орфографические игры - закрепление навыков правописания слов, морфем; такие игры направлены на совершенствование знаний тех орфограмм, которые уже изучались, например, правописание безударных гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, звонких и глухих согласных, правила переноса слов и пр.;
4. игры грамматические, прививающие навыки практического применения правил фонетики, орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса
5. игры, развивающие связную речь учащихся, умение пользоваться разнообразными речевыми средствами в той или иной ситуации, умение использовать правила речевого этикета и т.п.;
6. логические игры - основная цель которых, способствовать развитию
логического мышления учащихся, умение выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры - это проверка интеллектуальных способностей человека Обучать логике мышления следует на всех уроках, но на уроках русского языка в первую очередь, так как язык - это средство выражения логически понятий, суждений, умозаключений.
Формы игровых и занимательных заданий разнообразны. На уроках должны происходить удивительные события: в гости к детям приходят известные сказочные герои - Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух, Чебурашка, диковинные звери. Они просят у ребят помощи, совета, рассказывают о своих проблемах. Так, например, Буратино не знает, как составить схему слова или предложения, а Карлсон ко всем словам дописал Ь, и что получилось? Чебурашка не знает, какие слова в песенке о дне рождения обозначают предметы и т.п. Игра - это начало трудного пути к познанию. Она помогает учащимся усвоить грамматический материал, развивает любознательность, инициативу, эмоциональную память. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.
Но нужно помнить, что игра не предшествует обучению и не чередуется с ним. Игра - это форма организации учебной деятельности, форма контроля знаний и умений учащихся.
Игры могут быть:
инструментальные (манипуляции различными предметами с комментированием своих действий);
имитационные – учащиеся выполняют мнимые действия, но без предметов;
игры соревнования. Такие игры проводятся по командам. Их задача достичь экстралингвистического и экстраметодического результатов;
лингвистические или словесные игры - игры в слова и со словами;
ролевые игры – микроэтюды, макроэтюды (инсценировки);
деловые игры как разновидность ролевых игр. Основная цель расширить проблемную задачу, наладить взаимодействие, взаимоотношение с партнерами;
интеллектуальные игры, типа «Эрудит», «Кто хочет стать миллионером?» и т.п.
Игры можно организовывать и по сюжетным картинкам. Картинка как бы является отправным моментом в игре. Учащиеся дают имена персонажу, составляют для них диалоги.
Можно организовать и игру «Картонное лото», составление сказок по динамическим картинкам и т.д. Но такие игры должны быть целенаправленны на закрепление какой-либо темы по русскому языку. Например «Картонное лото» на тему «Несклоняемые имена существительные».
Особенно детей привлекают ролевые игры, где они могут свободно двигаться, проявлять инициативу, осуществлять общение. Дети очень любят рисовать. Эта любовь к изобразительному искусству может быть использована и на уроках русского языка. Например, при изучении безударных гласных предлагается нарисовать предметы, в названии которых есть эта орфограмма.
Даже начиная такой, казалось бы, скучный урок, как чистописание, можно внести элемент занимательности. «Дети, сегодня я открою вам одну тайну, - говорит шепотом учительница, - мы с вами поплывем на корабле в страну Лингвинию. Но попасть туда может лишь тот, кто красиво напишет две строки буквы Л и назовет 5 слов - имени существительных, начинающихся (оканчивающихся) букой Л».
Итак, занимательные дидактические игры – это творческая лаборатория учителя. И владеть ею можно только при условии любви к детям, любви к своему учительскому труду, любви и восхищения красотой и мощью нашего одного языка.
Как сделать урок русского языка интересным, занимательным
и любимым предметом для ребенка?

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры.

I. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку).
Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра «Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
- найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть .
Однажды они пошли .
Вдруг из кустов..
Потом ребята долго вспоминали как..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.


Заключение
Мы живем в эпоху словесной информации. Язык обесценивается, мы начинаем терять ощущение его красоты и неповторимости. Вместе с тем русский язык – это удивительное достояние народа. И надо его беречь, ценить, и приучать к этому школьников.
Практика работы в школе подсказывает, что существует особая игровая педагогика, которая обеспечивает более непринужденное эмоциональное общение и равноправное творческое взаимодействие ребенка и взрослого.
Игровая деятельность на уроках русского языка – это деятельность по сохранению экологии языка, это стремление развивать непринужденную речь ребенка. Участие в играх снимает комплекс неполноценности, страх, застенчивость ребенка.
Игра влияет на эмоциональную сферу ребенка, и он воспринимает ситуацию легче, не только умом, но и чувствами. И поэтому игры способствуют развитию креативности, создают хорошее настроение.
Очень верно сказал филолог М.М. Бахтин: «Человек, прежде всего слово, а потом уже все остальное. Слово - инструмент осуществления человека, оно обеспечивает его жизненной энергией».


Заголовок 1 Заголовок 215