Математический турнир: «Занимательная математика»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»










Математический турнир:
«Занимательная математика»
Составитель: Сутормина Надежда Петровна,
учитель математики














г. Кемерово

Цель: 1. Развитие логического мышления.
2. Воспитание интереса к математике.



Предварительная подготовка: учащиеся образуют две команды по 6 человек, выбирается капитан команды, название команды.
Д/з: придумать два вопроса команде соперников.




































Плакат:
Торопись: ведь дни проходят
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на случай,
Помни: все в твоих руках!
Вступи
Сегодняшний конкурс посвящен математике, ее красоте, ее логичности.
Свою смекалку сегодня покажут команды
(представление команд)
1 этап: «Кто первый?» Первой отвечает та команда, которая первая поднимет руку.
Сын моего отца, но мне не брат? Я,сам.
Сколько пальцев на двух руках? Сколько на 10? 50
Когда козе минет 7 лет, что будет дальше? Пойдет восьмой.
Сколько получится, если полсотни умножить на половину? 25
Сколько яиц можно съесть натощак? 1
Горело 7 свечей, две потушили. Сколько свечей осталось? 7
У семи братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? 8

Та команда, которая ответила на большее число вопросов, получает жетон.
2 этап: «Счет».
Командам предлагаются карточки – числовые ребусы.
Вместо * поставьте цифру.
Приучайтесь думать точно,
Все исследуйте до дна.
Вместо точки на листочке
Цифра верная нужна.
*+6*=78 1*+*3=90
2.
А теперь совсем без шуток
Мы уроки повторим:
Порешаем уравнение,
Выражение упростим!
Решите уравнение:
2х-13 EMBED Equation.3 1415 Ответ: 1.5 13 EMBED Equation.3 1415 Ответ: 0,5
Упростите выражение:
2х-(х+1)2 (а+2)2-4-2а

Ответ:х2+1 Ответ: а2+2а



Та команда, которая ответила на задание быстрее, получает жетон.
Игра со зрителем:
Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 2000 лет греки изобрели водяной будильник, его назвали «Клепсидра», что означает «воровка воды». Вспомните выражения, связанные со временем, которое делает то, что делает жидкость:
Время истекло.
Время течет.
Срок истек.
Сколько воды утекло.
Назовите имя математика, который изобрел будильник.
Можно отгадывать по буквам.
Ответ: Платон.
3 этап: «Сказочный»
А теперь вспомним сказку Андерсена «Огниво»

Солдат просит показать путь к кладу. На что ведьма отвечает: «Иди прямо на север по этой дорожке, дойдешь до башни, свернешь налево, пройдешь столько же через дремучий лес, затем повернешь на юг и по топкому болоту идти вдвое меньше, чем всего прошел. Затем иди по тропинке налево, теперь втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути клад.
Сколько времени потратил солдат, чтобы дойти до места клада.
Ответ: никуда идти не надо.
Та команда, которая ответила на задание быстрее, получает жетон.
4 этап:
Вот старинная задача,
Решена она давно
Только всех задач решенных
Ответ знать нам не дано.
Порешай, подумай крепко,
А когда ответ найдешь,
Мудрость старины, наверное,
Ты тогда уже поймешь.
Задача:
Торговка, сидя на рынке соображала: если бы к моим яблокам прибавить половину моих, да еще 10, то у меня бы была целая сотня.
Сколько яблок было у торговки?
Ответ: 60
Та команда, которая ответила на задание быстрее, получает жетон.
Игра со зрителем:
Этот поразительный факт произошел в 1735 году. Петербургская академия наук получила от правительства предложение выполнить спешное, но крайне трудное вычисление.
Академики потребовали несколько месяцев для его выполнения. Однако один из математиков этой академии взялся сделать эти вычисления в 3 дня и, к великому изумлению всей академии, он это сделал. Но эта работа стоила ему дорого. После проведенных вычислений у него вытек правый глаз, а в конце своей жизни он ослеп.
Как зовут этого математика?
Ответ: Эйлер

5 этап: Команды задают вопросы команде соперников.
За хороший вопрос или правильный ответ команда получает жетоны.

6 этап: «Внимательный капитан»
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово «три»
Приз немедленно бери.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, марш»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше пять
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять.

Подведение итогов, награждение команд.
Проигравшей команде:
Хоть даже ты сегодня проиграл,
То не грусти, ведь ты сегодня смог
Общаться с математикой на «ты»,
И от нее дарю тебе цветы.

Используемая литература:
Грицаенко, Н.П. Ну-ка реши!: кн. для учащихся / Н.П. Грицаенко. – М: Просвещение, 1998. – 192 с.
Депман, И.Я. Мир чисел / И.Я. Депман. – Л.: Детская литература, 1975. – 71 с.
Зубелевич, Г.И. Занятия математического кружка в 4 классе: пособие для учителей / Г.И. Зубелевич. – М.: Просвещение, 1980. – 79 с.
Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех / Е.И. Игнатьев. – Ростов-на-Дону, 1995. – 616 с.
Перельман, Я.И. Живая математика / Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1974. – 160 с.









Root Entry