Коррекционо-развивающее занятие в 10 классе Авторская песня (коррек. школа-интернат для детей ОВЗ)

Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся средствами музыки через слушание и исполнение”.
Задачи:
Познакомить ребят с жанром – авторская песня
Познакомить ребят с бардами и их творчеством.
Обратить внимание учащихся на глубокий смысл авторских песен.
Повторить знакомые термины и познакомиться с новыми.
Воспитывать чувство долга, гордость за свою Родину, Отечество.
Формировать в учащихся личностные качества воспеваемые в авторских песнях.
Ход урока
Учитель: Приветствие детей и гостей урока.
I. Орг. момент
Цель: активизация внимания и настрой на занятие.
Упражнение «Как настроение?»: дети определяют с помощью фигурок (солнце, туча) свое настроение.
Задание: Разгадайте ребусы: (запись на доске).
I. Основная часть
1. Введение в тему
Беседа.
– Что такое песня? Авторская песня? – слушаете ли вы музыку? – А теперь вспомним, какие из музыкантов поют авторские песни? - Влияет ли личность музыканта на исполнение песен?
– Какой музыкальный инструмент наиболее распространен у исполнителей авторских песен?
(разгадайте ребус)
– Вывод: авторская песня популярна, и заслуживает внимания, авторы вкладывают в свои песни частицы собственного тепла, они делают нас лучше, добрее.


2. Сообщение темы занятия

Учитель: Сегодня вы познакомитесь с авторской музыкой, и мы послушаем и исполним некоторые бардовские песни.
Авторская песня – это песенный жанр, возникший в середине XX века.
Исполняется автором слов и музыки под гитару.
Основа этих песен – поэтичность текста и простота мелодии.
Авторскую песню называют бардовской.
Бард – певец (народный исполнитель собственных песен на собственные стихи). В СССР с определенного времени бардами стали называть людей, занимающихся самодеятельной песней в рамках Клуба Самодеятельной Песни. Авторские песни стали называть бардовскими.
Имена бардов:
Юрий Визбор  Александр Галич  Александр Городницкий  Булат Окуджава Владимир Высоцкий  Юрий Кукин Олег Митяев Александр Розенбаум и т.д.
Учитель: Возможно, вы знаете еще имена бардов, ведь этот список можно продолжить?
Об основателе жанра современной авторской песни Булате Окуджава нам расскажет Рыжкина Катя.
Катя:
Булат Шалвович Окуджава
Основатель жанра современной авторской песни (поэт, переводчик, прозаик, драматург, композитор и исполнитель собственных песен). Родился 9 мая 1924 года и до войны жил в Москве. В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт. В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", Стихи писал с детства. Поэт был участником Великой Отечественной войны. На эту тему – проникновенное стихотворение-песня “До свидания, мальчики”. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих слетов и фестивалей. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Его девиз – автор должен творить не на потребу публики, а выделять и показывать во всех красках окружающий мир. Окуджава был достойным мастером своего дела. Ушел из жизни 12 июня 1997года.
Учитель: Спасибо, Катя, а сейчас мы послушаем его песню "Песня из к/ф Белорусский вокзал".
Учитель: Ребята, вслушайтесь в текст, обратите внимание на слова, какие из них будут самыми важными в песне.
Краткий анализ прослушанной песни.
Понравилась ли вам данная песня?
Какие эмоции у вас остались эмоции после прослушивания?
Какова на ваш взгляд основная мысль музыкального произведения?
Александр Розенбаум, о нем нам расскажет Ханнанова Айгуль.
Ученик:
Александр Яковлевич Розенбаум.
Композитор, автор-исполнитель собственных песен, бард, актер, народный артист России. Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. В общем, по выражению Александра Яковлевича, на “сцене с пяти лет”. В 1974 году окончил медицинский институт, сдав на отлично все государственные экзамены, получает диплом врача. Песни начал писать с 1968г. в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. У Александра Розенбаума стоял нелегкий выбор между профессией врача, либо карьерой певца. И проблема жизненного пути Александра Розенбаума решилась в пользу музыки. В 1980г. ушел на профессиональную эстраду. Играл в различных группах. В его творчестве не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной. Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.
Учитель: Спасибо, а сейчас я предлагаю послушать его песню "Вещая судьба".
Учитель: Ребята, вам знаком голос этого барда?
Краткий анализ прослушанной песни.
Как вы думаете о чем эта песня?
Есть ли в песни отсылки к жизни автора?

Учитель: Спасибо за ответы. А мы пойдем дальше. О Владимире Высоцком приготовилась нам рассказать Вергазов Тимур
Тимур:
Владимир Семенович Высоцкий.
Родился 25 января 1938 года в Москве, русский советский поэт, композитор и исполнитель, актер. Широко известен как автор песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни знало практически все население СССР. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну, гастролировал за рубежом. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы, пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне – все это и принесло ему широкую популярность.
Мне меньше полувека – сорок с лишним. Я жив, тобой и Господом храним. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Владимир Высоцкий, 1980год.
Ушел из жизни 25 июля 1980 года.
Учитель: Спасибо, Тимур, а сейчас мы послушаем его песню "На братских могилах".
Учитель: Ребята, послушайте песню в исполнении автора.
Краткий анализ прослушанной песни.
1. Как вы думаете, мог ли В.Высоцкий участвовать в этой войне?
2. Скажите почему же всё-таки на братских могилах не ставят крестов?
3. Что особенного в исполнении песен Высоцким?
3. Физкультминутка. В дни роковые даже дети Бросались на защиту рубежей. Ну, что, защитники планеты, Давайте разомнёмся поскорей. Встали все по стойке «смирно». Вправо, влево голова. Взглядом водим очень мирно Вверх и вниз, туда, сюда. Наклонились, потянулись, Самолётом полетим, Разогнулись и салют изобразим. Раз – налево, два – направо, Три – кругом и шагом марш. Стойкие солдаты, браво. Продолжаем урок наш.
Учитель: Спасибо за ответы. А мы пойдем дальше.
Олег Митяев, о нем нам расскажет Бустубаева Миляуша.
Миляуша:
Митяев Олег Григорьевич
Родился 19 февраля 1956 в Челябинске, живет в Москве. Окончил Челябинский монтажный техникум, служил в армии, окончил Челябинский институт физкультуры. Работал монтажником, тренером по плаванию, художником, завклубом, дворником. Несколько лет был артистом Челябинской филармонии. Окончил Российскую академию театрального искусства. Снялся в нескольких фильмах. Песни пишет с 1980 на свои стихи. Для туристов и компанейской публики Олег Митяев – это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Кто любит авторскую песню, безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне " бардовской песни. Концерты Олега Митяева – всегда приятный сюрприз для публики. Он задушевно и просто общается со зрителями, отвечает на вопросы, непредсказуемо, остроумно и лирично.
Учитель: Спасибо Миляуша, а сейчас я предлагаю нам всем вместе исполнить песню
“Как здорово”.
Учитель: Спасибо. Следующим примером авторской музыки будет Афганская песня  “Шумит сосна”
Учитель: 
О чем эта песня?.
Как вы думаете было бы лучше если бы девушка осталась верна погибшему парню?.
Учитель: Предлагаю спеть песню “Доставай гитары Бады»
Учитель: Сейчас предлагаю заполнить таблицу, я уверен, что у вас получится.
Ребята заполняют на доске таблицу:
Имя барда, его песня, которую прослушали. Вставляют слова напротив фотографии Окуджавы, Высоцкого, Розенбаума, Митяева, Афганских авторов”.
Учитель: Молодцы, все правильно!
Учитель: Вот и все, что мы вместе с вами приготовили о бардах.
Ваши впечатления об уроке? – (Рефлексия).
Учитель: Спасибо за урок! До встречи.