Урок литературы в 6 классе на тему «Герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


Герои рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Вопросы
1. От чьего лица ведется повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»?
- Повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» ведется от лица мальчика, героя рассказа.
2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку?
- Бабка возвратилась от соседей и сказала, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела внуку сходить с ними. Она поедет в город и продаст там землянику.
3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе?
- Катерина Петровна обещает купить внуку пряник конем.
4. Как выглядит обещанный пряник?
- Пряник конем – это мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.
5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу?
- «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял! – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!
С таким конем сразу почету столько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его».
6. Где работал отец левонтьевских ребятишек?
- Отец левонтьевских ребятишек работал на бадогах. Левонтий заготавливал лес на бадога, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села по другую сторону Енисея.
7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее?
- Когда Левонтий получал деньги, в его доме начинался пир горой. Левонтьиха, тетка Васеня, раздавала долги. Главной целью рассказчика становилось прорваться в дом Левонтия. Там его сажали за стол, вкусно кормили, жалели как сироту. Под конец пира Левонтий начинал буянить: бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. Домашние разбегались кто куда.
На следующее утро Левонтий наводил порядок в доме, отправлялся на работу, а жена его Васеня снова занимала у соседей деньги и продукты.
8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев?
- «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни».
Внешний вид дома свидетельствует о том, что его хозяева – не слишком заботливые люди, которым трудно себя заставить что-либо сделать для улучшения домашнего хозяйства. Зато, по словам левонтьевской Таньки, когда отец их «шурунет» - «бегишь и не запнешшся».
9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды?
- Младшие дети вместо того, чтобы собирать ягоды в приготовленную посуду, отправляли их в рот. Старшему стало обидно: им можно есть, а ему нельзя. Началась драка, ягоды рассыпались и были тут же съедены.
10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему?
- «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
- Санька покровительствовал рассказчику, считал себя опытнее, умнее, практичнее в житейских делах.
11. Что случилось с ягодами рассказчика?
- Братья Левонтьевы помирились и решили сходить на речку побрызгаться. Рассказчик не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину. Санька сказал, что он жадный. Тогда рассказчик высыпал все ягоды, навалилась вся левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.
12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки?
- Санька подсказал, что нужно туесок набить травой, а сверху присыпать ягодами. Бабка ничего и не заметит.
13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город?
- Дедушка был на заимке (земельном участке вдали от села), километрах в пяти от села, в устье речки Маны. Там была посеяна полоска ржи, полоска овса и полоска картошек.
14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе?
- Рассказчик с Санькой и другими левонтьевскими ребятами отправились на рыбалку.
15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении?
- Мальчик очень переживал по поводу содеянного: ему было стыдно, что так нагло пришлось обмануть бабушку. Кроме того, ему пришлось украсть из кладовой три калача, чтобы Санька не проговорился про его проступок. Мальчик всю ночь не спал, ворочался на полатях. Он хотел всё-всё рассказать бабушке утром, когда та поедет в город, но проспал момент, когда она собиралась.
Мальчик был рад возможности улизнуть из дома, когда Санька левонтьевский собрался на рыбалку.
А вечером, когда приехала бабушка, убежал к двоюродному брату Кешке, который жил на другом конце села. Однако вечером мать Кешки отвела его домой.
16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел?
- Бабушка привезла из города мальчику подарок – пряник - коня с розовой гривой.
17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление?
- Рассказчик – мальчик с доброй, совестливой душой, умеющий стыдиться своих проступков и переживать по поводу содеянного.
18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа?
- Мальчик понял, что в любых обстоятельствах, как бы ни были они тяжелы, необходимо говорить правду и действовать честно - тогда совесть будет спокойна.
Герой осознал, каким добрым может быть человеческое сердце. Таким человеком была его бабушка Екатерина Петровна: несмотря на обман и то, что ей пришлось краснеть перед покупательницей в городе, она простила внука и купила ему пряник – коня с розовой гривой.
19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).
- План рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»:
1). На увал по землянику.
2). «Ягоды вмиг исчезли».
3). Обман.
4). Бабушка уплыла в город.
5). На рыбалку.
6). Побег от бабушки.
7). Раскаяние героя.
8). Бабушкин гостинец (или «Пряник конем», или «Конь с розовой гривой»).
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
1. От чьего лица ведется повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
1. От чьего лица ведется повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
1. От чьего лица ведется повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
1. От чьего лица ведется повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопросы к рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
1. От чьего лица ведется повествование в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------