Методическая разработка по химии «Химическая эстафета»


8 КЛАСС ВИКТОРИНА «ХИМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
Цели и задачи внеклассного мероприятия:
Формирование познавательной активности через наглядно-иллюстративные, интегрированные и развивающие формы заданий.
Формирование умений и навыков по применению полученных знаний в интеграции близких предметных дисциплин.
Развитие логического мышления, через сопоставления и умозаключения интегрированных понятий.
Создание коллективного успеха и коммуникативно-личностных перспектив в групповой дифференциации учащихся.
Оборудование: ПК, проектор, доска, карточки с заданиями, зеленые яблоки; маршрутные листы; таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Программное обеспечение: презентация PowerPoint.
1-й ведущий
Сравнив науки о природе, древнее той найдешь едва ли
Чем та, которую в народе не зря чудесницей прозвали.
Прошли тяжелых сотни лет и для наук, и для ученых
И вышла химия на свет из тех подвалов прокопченных.
Теперь и сердцу и уму дана широкая свобода:
Мечтать, работать и творить для блага своего народа.
2-й ведущий
Среди страниц блестящих многих
Великой химией рожденных,
Одна блестит как бриллиант,
Лучом Авроры озаренной
Ее писал в раздумье строгом,
К науке страстью пламенея
Впервые на листе убогом ВеликийДмитрий Менделеев.
Как все великое, простаИ выразительна, как песня,
Она нам служит больше века
В науку лестницей чудесной
На камне высечена та
Страница в виде монумента,
И золотом блестят слова
«Таблица элементов».
1-й ведущий
Она сегодня нам поможет!
Ход мероприятия Этап 1.

Первая команда: Название: Алмазная твердость.
Девиз:
Блеск алмаза – свет огней,Мы сегодня, всех дружней!
Вторая команда. Название: Нашатырный пронзающий .Девиз:
Найти ответ, и победить,Сегодня главная задача.
Этап 2.
Ведущий: Эстафета – это соревнование, где соединились в единый монолит – смелость, дружба и трудолюбие! Здесь побеждают люди с огромной силой воли, целеустремленностью и желанием преодолеть себя! УЧИТЕЛЬ: Завет Д.И. Менделеева командам.
Приобретайте главное богатство – умение себя побеждать!
Монакова Анастасия (10 «Г») : Д.И. Менделеев (1834-1907) – ученый-энциклопедист, человек, победивший физическую болезнь, туберкулезную интоксикацию, от которой умер отец. Дмитрий Иванович с золотой медалью окончил Петербургский педагогический институт. В Симферополе, будучи учителем гимназии, познакомился с Н.И. Пироговым (1810-1881). «Чудесный доктор» спас жизни многим солдатам в Крымской войне (1853-1856), применив первым из врачей эфир для наркоза, йод и спирт для обрабатывания ран.
При осмотре молодого учителя доктор сказал: «Вы батюшка, еще и меня переживете».
Вопрос командам: Объясните значение слов, что значит, «умение себя побеждать»?
ОТВЕТЫ: Варианты ответов команд: победить в себе лень; помогать родителям; приобрести профессиональные качества, определиться с профессией и т.д.
Учитель: Во время эстафеты будут действовать правила – «3-х У».
Уверенный ответ;
Уважение друг к другу;
Умение анализировать ответы одноклассников.
Ведущие вместе:
Мы любим химию,
Труду, ученью рады.
В элементарию – страну чудес
Пройдем сквозь все преграды!
Большой дом, хороший дом
На все четыре стороны,
Живут все элементы в нем
Удобно и просторно.
В семь этажей построен дом
Квартир в нем уж 108
И Менделеев – управдом
Считается отныне в нем.
И мы расскажем кратко вам о жизни в этом доме - ПОТОМ!
Этап 3. Разминка команд закончилась
Ведущий: Начинаем Химическую эстафету
В процессе игры участникам придется ответить на 10 заданий. По правилам эстафеты, выставлять баллы будет жюри
Этап 4.
1. Первое задание. «Металлы или неметаллы» Команды вытягивают карточки :металлы, неметаллы
«Командный забег» – отвечают по цепочке проговаривания химические элементы.
Название химического элемента – произношение символа. Например: свинец – плюмбум.
Металлы: Na Mg Al Ca Fe Zn K Ba Ag Cu
Неметаллы: N P C S Si Cl B O Br H
Ведущий :А между тем, в таблице ПСХЭ
О тех жильцах, что там живут,
Об их святом законе- пора вам рассказать…
Учащийся 1
На самом верхнем этаже
Живет известный всюду
Вселенной царь – наш ВОДОРОД
Он очень воду любит.
Учащийся 2
Его сосед – инертный газ
Заслугою кичится
В его ядре учёный глаз
Нашел альфа-частицу
Учащийся 3
У дома стадион зеленый, там все проводят свой досуг
И цезий вместе с фтором друг друга в боксе узнают
Но не подумайте напрасно, что между ними есть вражда
Они живут всегда согласно, на ринге бьются иногда
Учащийся 4
Бассейн есть на стадионе, в одном есть ртуть, в другом бензин.
Но осмий в ртути даже тонет, не может плавать он один.
Из всех металлов в доме литий половец известный, знаменит.
Не тонет он в бензине даже, и так решили мы, друзья,
Что если б нас в тот дом пустили там оргработу проводить,
Мы литию бы поручили в бассейне тренером служить.
Учащийся 5
А самый сильный из жильцов Желез Железныч Железнов
На мирном поле пашет он, в войну с врагами бьется он
Станок и экскаватор, и тепловоз и трактор
Автомобили «Жигули», ракеты, танки, корабли
Мосты, трубопроводы, турбины и заводы
А то, что брошено на слом, собирай в металлолом!
Учащийся 6
Кормилец наш азот великий
Ты там, где зеленеет клен
Хлеба растут и зреет хлопок,
Где нежно расцветает лен.
Ты в воздухе и в океане, в любой молекуле белка,
Ты в волокне прекрасной ткани, и в ДНК и РНК.
Ведущий:
Блестит подобно серебру и легок, словно одуванчик,
Пластичен и трудолюбив.
Прилег вздремнуть он на диванчик
Весь день работал: суп варил, ток проводил, цистерны красил, фольгой конфеты обернул, слетал в Саяны, в Братск заехал, а после в Звездный заглянул
(вопрос команде «Алмазный твердый»)
Ведущий:
О, как он вспыльчив, как горяч
Плюнь – зашипит в свои усищи,
Но очень нам необходим в ионном виде в нашей пищи.
(вопрос команде «Нашатырный пронзающий»)
Ведущий:
Назвали именем планеты последний элемент в природе,
А из него подобно свету радиоактивный луч исходит.
Как не губителен тот луч, он оказался так могуч, что движет он атомоходы,
Горазд турбинами крутить, а вместе с опытным врачом больных тяжелых излечить
(вопрос команде «Алмазный твердый»)
Ведущий:
Гордая красавица очень озорна, спичками играет с самого утра
Сидя на балконе, дразнится на всех, только кислороду предана на век
(вопрос команде «Нашатырный пронзающий»)
О, кислород незаменимый, его ни с кем нам не сравнить.
Певуч и свеж, силен и нежен, хорош собой, все в нем горит.
Поклонник многих элементов, не равнодушны к нему все
При встрече с ним пылает фосфор, подобно огненной звезде.
О каком химическом процессе идет речь?
(вопрос команде «Алмазный твердый»)
Ведущий:
Неразговорчивый неон, ни с кем он в дружбу не вступает
Закрыть спешит квартиру он, как только вечер наступает
А позже в темноте ночной прекрасным светом озаренС домов, с витрин, с афиш на радость людям светит он
(вопрос команде «Нашатырный пронзающий»)
Вот стоит в середине ряда буква «С» с азотом рядом,
Чтобы смысл её понять, надо символ разгадать: вместо буквенной отметки,
Элемент представить в клетке.
Узнали – уголь им рожден, и от латинского Карбонеум получил название он
Таков с латыни перевод простого слова …….«Углерод».
(вопрос команде «Алмазный твердый»)
Ведущий:
Он газ удушливый, опасный, но газ таков, когда он одинок,
А если с натрием подружит он согласно, то без него не станешь есть, дружок
Как вредный газ – его впервые, давно ещё германцы применили,
Но с ним борьба была весьма легка – на рот и нос повязка из бинта.
Еще с ним дружит газ один – на солнышке взрывается он с ним.
(вопрос команде «Нашатырный пронзающий»)


Ведущий:
Химическая эстафета подходит к завершению!
Подводятся итоги эстафеты, команды считают баллы, выявляется команда- победитель игры